Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROLE OF WORKS OF A. P GAYDAR IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Filippova L.V. 1 Rybakova A.V. 1
1 Arzamas branch of the NNGU
The article is devoted to the implementation and organization of spiritual and moral education of primary school children in the educational process. The subject of the study is based on the texts of works AP Gaydar studied in elementary school. It is regarded the basic directions of linguistic work realized in the process of text analysis of artistic works for of primary school children in lessons of literary reading. It is offered the specific techniques for working with verbal vocabulary which are necessary for mastery of linguistic forms and contribute to the comprehension of the facts of the national culture. The result of this work is the development of the principles of spiritual and moral culture of younger students, communication skills and universal educational activities. The information school this article may be used by primary school teachers in the educational process and in after-hour work.
spiritual and moral development
basic national values
language picture of the world
communication skills.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован национальный воспитательный идеал и главная цель воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях следующим образом: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России понимается исследователями как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [6, с. 9].

В современном мире все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, усиление жестокости, агрессивности. Именно поэтому проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения является очень актуальной, а задача педагога начальной школы в условиях образовательного учреждения становится еще более сложной.

Особое место в содержании духовно-нравственного развития, воспитания и социализации занимают базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Каждую из перечисленных ценностей можно назвать воспитательной задачей, для решения которой обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной культурной социальной жизни обращаются к содержанию произведений литературы и искусства, лучшим образцам отечественной и мировой культуры [6, с.21].

В этой связи не случайно обращение к произведениям великого детского писателя, А.П. Гайдара. Творчество этого автора является не чем иным, как отражением своеобразной картины мира, воплощающей духовные ценности русского народа и мировоззрение писателя.

В свою очередь она представляет собой целостный, глобальный образ мира, воплощающий духовную активность этноса, возникшую в ходе его контакта с миром. Одним из способов проявления языковой картины мира детского писателя выступает язык. Чрезвычайно важный фрагмент общей языковой картины мира - широкий и разнообразный спектр окружающих человека звуков.

Цель исследования: наблюдение над функционированием глагольной лексики в произведениях А.П. Гайдара, изучаемых в начальных классах «Голубая чашка», «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика» и определение роли этих произведений в процессе духовно-нравственного развития и воспитания.

Материалы и методы исследований

Материалом для анализа послужили тексты произведений А.П. Гайдара, изучаемые в начальной школе. Анализ глагольной лексики показывает, что она представлена различными лексико-семантическими группами. Особенно широко используются писателем глаголы движения и звучания, придающие прозе особый динамизм. На различных этапах исследования нами использовались методы: описательно-аналитический, метод компонентного анализа языковых единиц, социально-педагогический, статистический.

Результаты исследования и их обсуждение

Общим для употребления глаголов различных лексико-семантических групп является преимущественное использование их в языковом значении. Так, в рассказе «Чук и Гек» среди глаголов звучания имеются такие, выбор лексических значений которых обусловлен определенной ситуацией. В ситуациях, касающихся непосредственно Чука и Гека как главных персонажей (их поведение в квартире, в вагоне поезда, по дороге к базе геологов), используются несущие экспрессию лексические значения глаголов: выть, завопить, взвизгнуть.

«У братьев шел бой. А какой же бой без шума и гама?» Этот шум и передает автор, используя глагол выть при описании данной ситуации: «Короче говоря, они просто выли и дрались».(Выть- «производить, издавать звуки, похожие на вой»).

«Громко завопил оскорбленный Чук и с криком: «Телеграмма! Телеграмма!» - в одном пальто, без калош и шапки, выскочил за дверь». (Завопить- «начать громко, неистово кричать») В этом же значении глагол завопить используется в другом контексте : «Тогда Гек завопил, что было мочи». Здесь глагол является одним из средств передачи состояния испуга Гека, который попал в чужое купе.

«Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено» (Взвизгнуть - «внезапно или сильно визгнуть»). С помощью глагола передана безграничная радость маленьких путешественников в момент, когда они подъезжали к базе.

Для передачи внезапности наступления событий используется, например, глагол загреметь: «Только что оба брата, стукнув по разу друг друга кулаками, собирались стукнуть по второму, как загремел звонок и они с тревогой переглянулись».(Загреметь- «начать издавать громкие, резкие, раскатистые звуки; грохотать») [1].

Таким образом, можно сказать, что автор использует в рассказе ингерентную экспрессию, которая создается определенным выбором общеязыковых значений глаголов звучания.

Речевая экспрессия, которая создается преимущественным употреблением глаголов в значениях, подчеркивающих динамику действия, кажется А.П. Гайдару в некоторых случаях недостаточной, и он усиливает ее двумя способами. Одним из них является усиление экспрессии за счет большей динамичности действия, которая достигается лексическим значением слов, сочетающихся с глаголами, например, торопливо, во весь дух, мигом, быстро. Например, человек мчится во весь дух («Горячий камень»). Другим приемом является употребление глаголов в конструкциях, построенных по способу синтаксического параллелизма. Например: Первым вскочил Пашка. За ним помчалась собачонка. Мигом слетел с пенька Пашка. Неуклюже отскочил в сторону Санька. А Светлана бросилась ко мне» («Голубая чашка»)

Наряду с употреблением глаголов в языковых экспрессивных значениях встречаются и отдельные примеры образной реализации этих слов. Например, глаголы движения могут употребляться в качестве объекта сравнения. При этом, их компоненты не показывают сдвига по отношению к прямому значению. Например, промчаться, слететь.

«Блестящий самолет промчался, как буря, над вершинами тихих яблонь» («Чук и Гек») (Промчаться - «очень быстро пролететь»); «Я, как ворон, слетел с крыши» («Дым в лесу»).

Глаголы звучания используются в качестве средств сравнительной характеристики героев: «Приложив к замку ухо, он стоял до тех пор, пока наружная железная дверь не захлопнулась с таким грохотом, как будто по ней ударили поленом» («Тимур и его команда»).

Глаголы звучания и движения используются писателем не только в прямом, но и в переносном (метафорическом, метонимическом) употреблении. Например: «Он (Читаевич) узнал ее (Натку) сразу и засмеялся - закаркал так громко, что Алька соскользнул с Наткиных колен» («Военная тайна»); «Лагерный праздник уже гремит и сверкает сотнями огней» («Военная тайна»), «Вокруг нее (Натки) звенела и сверкала Москва» (там же).

Таковы примеры образной реализации глаголов движения и звучания, создающие адгерентную экспрессию.

В текстах гайдаровских произведений наряду с использованием глаголов в целях создания экспрессии встречается и употребление их в характерологической функции. Так, глаголы движения с экспрессивно-окрашенными значениями могут употребляться как одно из средств создания образов. Например, при описании внешности Володи Курнакова, мальчика быстрого, подвижного, используются глаголы: ворваться, вскочить, помчаться, рвануться. «Я помчался домой, но во дворе наткнулся на Витьку Крюкова» («Дым в лесу») (Помчаться - «быстро, стремительно двинуться, поехать, понестись»).

Характеры героев повести «Дальние страны» даются в движении, развитии. И в этом немалую роль играют именно глаголы лексико-семантической группы движения: поскакал, перемахнул, ввалился. Например: «К ночи по большой дороге верхом на неоседланном коне с тревожной вестью скакал дядя Серафим с разъезда в Алешино» (Скакать - «ехать вскачь, быстро, с большой поспешностью (на лошади)».

В рассказе «Чук и Гек» глаголы звучания также играют решающую роль при создании характеристики героя. Сторож геологической партии вначале представляется Чуку и Геку злым. Автор умело вплетает в повествование глаголы звучания, характеризующие сторожа как хмурого, нелюдимого человека: «С медведем не поладили. Вот он меня и царапнул, - нехотя ответил сторож и бухнул на стол тяжелый горшок со щами. Вдруг сторож встал и брякнул на стол тяжелый ключ и измятый голубой конверт» [1].

Приведенные наблюдения показывают, что выбор писателем экспрессивно-окрашенных значений, подчеркивающих динамику действия, связан с выражением авторского отношения к описываемому и является одним из средств создания ингерентной и адгерентной экспрессии, а также одним из средств характеристики героев.

Заключение

Язык Гайдара удивительно простой, но вместе с тем такой яркий и выразительный, богатый синонимами, ритмически организованными формами, разнообразный по интонациям. Неслучайно его произведения горячо любимы детьми всех времен и поколений, ведь своей гражданской позицией он показывал пример всеобщего оптимизма, патриотизма. Герои гайдаровских произведений любуются своей страной, ее природой, восхищаются ее достижениями, испытывают чувство гнева, когда враг разрушает заводы и школы. На примере поступков, которые они совершали, автор воспитывает лучшие духовные и нравственные позиции: призывает любить и защищать свою родину, свой народ, свою культуру, свой язык. Возвращение к изучению гайдаровских произведений в начальной и средней школе является положительным моментом в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Тексты художественных произведений А.П.Гайдара играют неоценимую роль в осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературного чтения они необходимы для овладения языковыми формами, в которых отражаются особенности национальной культуры народа и способствует постижению самих фактов национальной культуры, которая является частью общей культуры человека-гражданина. Вполне закономерен

В нашем родном городе Арзамасе, который по праву называют городом Гайдара, стоят памятники великому писателю, его имя носил педагогический институт, носит одна из школ города, детская библиотека и городской парк. По-прежнему работает Мемориальный дом-музей писателя. В бывшем пединституте, сейчас Арзамасском филиале ННГУ, традиционно проводятся Гайдаровские чтения. В 2014 году было торжественно отпраздновано 110-летие выдающегося земляка. В школах на уроках литературы и внеклассного чтения изучаются произведения Гайдара: «Чук и Гек», «Совесть», «Тимур и его команда», «Дальние страны», «Школа». Старшеклассники пишут исследовательские работы по биографии писателя. Не исчезло совсем и тимуровское движение. Школьники посильно помогают престарелым и инвалидам: ходят в магазин за продуктами, помогают по дому, дают концерты.

Рассказы и повести А.П.Гайдара являются одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учат добру, коллективизму, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций, смелости, совестливости. Могут они послужить и в воспитании современных школьников. Наиболее полно выразила отношение к классику детской литературы учитель высшей категории МБОУ СОШ № 10 г. Арзамаса, отличник народного просвещения К.А.Коршунова: «Считаю обязательным введение произведений А.П.Гайдара в программу литературного чтения для начальных классов. Эти произведения воспитывают патриотизм, доброту, сострадание, уважение к старшим людям. Они написаны доступным языком, понятным для детей, поэтому предложения из произведений Гайдара с успехом можно применять на уроках русского языка. Тимуровское движение не нашло замены в воспитательной работе наших школ, а жаль. Все произведения или отрывки из книг этого писателя должны изучаться детьми начальной школы».

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Нижний Новгород.

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» Арзамасский филиал, г. Арзамас.