Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

AS KEY DIRECTION OF THE STATE ACCREDITATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Nikolaeva A.D. 1 Alekseeva I.S. 1
1 FSAEE HPE "North- Eastern Federal University of M. K. Ammosov" Ministry of Education and Science of the Russian Federation
В статье представлен анализ процедуры самообследования как организационного этапа государственной аккредитации вуза. Авторами определено, что самообследование является организационно-методическим инструментарием сбора и первичной обработки информации о качестве образования в вузе. В рамках создания механизма управления и оценки качества образования проведен мониторинг деятельности университета с целью формирования базы данных показателей государственной аккредитации и их анализ. В процессе самообследования координационными учебно-методическими советами по направлениям подготовки проанализированы основные образовательные программы на предмет соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов).
The analysis of procedure of self-examination as organizational stage of the state accreditation of higher education institution is presented in the article. Authors define self-examination as organizational and methodical tool of gathering and primary information processing on quality of education in higher education institution. Within creation the management mechanism and the assessment of education quality the monitoring of university activity for the purpose of database formation of indicators of the state accreditation and their analysis was carried out. In the course of self-examination the coordinative educational and methodical councils on the directions of preparation the main educational programs regarding contents correspondence, level and the graduates training quality to requirements of the state educational standards (federal state educational standards) have been analyzed.
self-examination
state accreditation
education quality of higher education institution
coordinative educational and methodical councils.

Приоритетным направлением развития образовательной системы РФ является обеспечение высокого качества образования и, как следствие, качественной подготовки выпускников образовательных организаций в соответствии мировым и федеральным государственным образовательным стандартам. Государственные требования к содержанию и качеству образования и проверка соответствия деятельности образовательных организаций этим требованиям являются государственными гарантиями в сфере образования и защищают права личности на образование и иных прав и свобод человека и гражданина в области образования [1].

Одним из механизмов регулирования в области гарантии и оценки качества образования является государственная аккредитация образовательной деятельности в организациях высшего образования, которая проводится с целью подтверждения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях. Данная процедура проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденным от 29 декабря 2012г. и «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 [3,5].

Под системой менеджмента качества вуза понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, то есть совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [4]. Говоря о системе менеджмента качества в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) отметим, что в рамках создания внутривузовского механизма управления и оценки качества образования, совершенствования учебно-методического сопровождения образовательной деятельности в университете создан Департамент по обеспечению качества образования путем слияния двух управленческих структур - Учебно-методического управления и Управления качества.

Департамент по обеспечению качества образования призван решать следующие задачи: определять политику и цели СВФУ в области качества образования; изучать и внедрять лучшие отечественные и мировые практики в области современных образовательных технологий, форм и методов обучения, направленных на обеспечение высокого качества высшего образования, намечать меры, способствующие дальнейшему развитию системы образования в СВФУ; координировать вопросы лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации ООП; осуществлять планирование и координацию работы учебных подразделений по организации образовательного процесса и контроль качества реализации ООП; осуществлять комплекс организационных работ по подготовке научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации через аспирантуру; разрабатывать и актуализировать нормативно-методическую документацию для осуществления образовательной деятельности СВФУ; стандартизировать процессы образовательной деятельности университета по ООП с целью обеспечения высокого качества образования в СВФУ; проводить контрольно-оценочные мероприятия в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений и принципами всеобщего управления качеством во всех учебных подразделениях СВФУ; вести систематический мониторинг состояния образования, осуществлять контроль выполнения лицензионных требований и аккредитационных показателей в процессе реализации ООП; организовывать, диагностировать и совершенствовать систему менеджмента качества университета по основным направлениям его функционирования; готовить и предоставлять практические рекомендации по повышению эффективности и результативности учебной и учебно-методической работы в СВФУ; повышать профессиональную компетентность научно-педагогических работников и сотрудников; обеспечивать подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам качества образования, организовывать и проводить мероприятия по их распространению.

Также с целью непрерывного улучшения качества подготовки студентов и аспирантов в СВФУ действует система Советов - коллегиальных органов управления, координирующих деятельность всех уровней и подразделений университета: Совет по качеству (обеспечение гарантии качества образования), Межфакультетский совет педагогического образования (совершенствование педагогических традиций и повышение качества подготовки будущих педагогов), Координационные учебно-методические советы по направлениям подготовки (совершенствование ресурсного обеспечения основных образовательных программ (ООП)), Совет наставников (осуществление практической помощи в ведении учебно-методической, научно-исследовательской, индивидуально-воспитательной деятельности молодых преподавателей) и др.

Одним из ключевых направлений государственной аккредитации является самоанализ (самообследование) качества деятельности вуза.

Самообследование представляет собой системное изучение, самооценку и анализ состояния образовательного учреждения с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и его развития [2]. Самообследование (SelfEvaluation) - это внутривузовская деятельность по сбору и анализу информации по всем образовательным программам и образовательной организации в целом, которая проводится им самостоятельно или с привлечением независимых аудиторов [2]. Задачи мониторинга вуза представляют собой не только формирование базы данных показателей государственной аккредитации и их анализ, но и выявление негативных тенденций и причин, их вызывающих, а также перспективы дальнейшего развития.

Структура самообследования определяется образовательным учреждением самостоятельно и является организационно-методическим инструментарием сбора и первичной обработки информации о качестве образования по заданной системе критериев и показателей. Процедуры самообследования устанавливаются каждым вузом самостоятельно, определяя при этом выбор методов, процедур, показателей, критериев, объектов и объема оценки, форм сбора данных, их анализа и дальнейшего использования.

Перечислим совокупность организационных мероприятий СВФУ по самообследованию вуза:

- приказ ректора № 674-ОД от 06.06.2013 г. «О подготовке университета к государственной аккредитации 2014 года»;

- приказ ректора № 865-ОД от 16.07.2013 г. «О подготовке к самоообследованию»;

- приказ ректора № 1401-ОД от 25.11.2013 г. «О подготовке отчетов о результатах самообследования основных образовательных программ высшего профессионального образования, среднего профессионального образования и начального профессионального образования»;

- приказ проректора по естественно-математическому направлению № 865-УЧ от 05.09.2013 г. «О назначении председателей Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;

- приказ проректора по стратегическому направлению и научно-инновационной работе № 1156-УЧ от 16.12.2013 г. «О составе Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;

- проведение межфакультетских проблемных семинаров для заведующих кафедрами (МСПО);

- проведение обучающих семинаров для внутренних экспертов-членов Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС).

- приказ проректора по стратегическому направлению и научно-инновационной работе № 1156-УЧ от 16.12.2013 г. «О составе Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;

- утверждение графика проведения комплексных мероприятий по проверке вуза (календарный график подготовки отчетов);

- утверждение рабочих групп по самообледованию ООП (УЧП);

- с 1 декабря 2013 года по 30 марта 2014 года проведение самообследования учебных подразделений (подготовлены отчеты);

- приказ проректора по естественно-математическому направлению № 149-УЧ от 06.02.2014 г. «О предоставлении отчетов самообследования ООП»;

- внутренняя экспертиза (работа экспертных групп КУМС по направлениям): 1 этап - до 17.02.2014г; 2 этап - формирование отчетов по самоосбледованию ООП, согласно рабочим инструкциям, разработанным ДОКО в срок до 25 марта; экспертиза отчетов самообследования до 1 апреля 2014г.;

- экспертиза наличия документов ООП - с 1 по 11 апреля 2014г.

- утверждение отчетов самообследования на Ученом совете факультетов (институтов);

- формирование отчетов по самообследованию по направлениям - с 1 -25 апреля 2014г.;

- формирование сводного отчета по самообследованию СВФУ;

- утверждение отчетов самообследования на Ученом совете вуза.

В 2014 г. в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова на государственную аккредитацию представлено 268 основных образовательных программ, из них 256 образовательных программ высшего образования и 12 программ среднего профессионального образования, реализуемых в университете и его филиалах.

Для организации и проведения процедуры самообследования было принято решение о создании Координационных учебно-методических советов по направлениям (КУМС):

- КУМС инженерно-техническому направлению;

- КУМС по педагогическому образованию;

- КУМС по социально-гуманитарному направлению и культуре;

- КУМС по естественно-математическому направлению и медицинским специальностям (Таблица).

Показатели по Координационным учебно-методическим советам

КУМС

Количество экспертов

Кол-во УГНС, выходящих на ГА

Кол-во ООП, выходящих на ГА

Инженерно-техническое направление

19

10

66

Естественно-математическое направление и медицинские специальности

26

6

45

Педагогическое образование

24

1

46

Социально-гуманитарное направление и культура

43

5

111

ИТОГО

112

22

268

Основной задачей Координационного учебно-методического совета СВФУ на 2013-2014 гг. явилось обеспечение инициирования разработки и внедрения ООП, комплексное развитие ресурсного обеспечения ООП, формирование экспертных групп и анализ результатов самообследований.

В процессе самообследования кафедры, реализующие основные образовательные программы, проводили анализ всех представленных к государственной аккредитации основных образовательных программ на предмет соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов).

Самообследование осуществлялось по системе показателей, отражающих качество профессиональной деятельности образовательного учреждения и соответствующим показателям аккредитационной экспертизы. Так, процедура самообследования проводилась в несколько этапов:

- организация и проведение самообследования в структурных подразделениях;

- обобщение полученных результатов и формирование на их основе отчета о самообследовании университета;

- рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании университета на заседании ученого совета университета.

Содержание отчетов взаимосвязано: материалы, содержащиеся в отчётах, представленные выпускающими кафедрами, являются основой для подготовки отчётов о самообследовании университета. Это предъявляет высокие требования к качеству и выполнению сроков представления отчетов. По завершении формирования отчета самообследования вуза, и отчеты о самообследовании филиалов (на бумажном носителе и в электронном виде) прилагаются к заявлению о проведении государственной аккредитации, а отчеты о самообследовании образовательных программ представляются экспертам при аккредитационной экспертизе.

Отчёт о самообследовании основной образовательной программы направления подготовки (специальности) является отдельным документом, который готовится и формируется на подготовительном этапе к государственной аккредитации образовательной деятельности университета. Для подготовки отчета были сформированы комиссии по самообследованию. К участию в работе комиссии привлекались ведущие преподаватели университета, ответственные по кафедрам за организацию и проведение отдельных видов образовательной деятельности (методической работы, воспитательной работы, научно-исследовательской деятельности, информационного и библиотечного обеспечения и т.д.). Содержание отчета содержит сведения: о структуре кафедры и системе ее управления, структуре и качестве подготовки специалистов, качестве организации учебно-воспитательного процесса, итоговой государственной аттестации, кадрового обеспечения, учебно-методического, информационного и электронно-библиотечного обеспечения, материально-технической базы, научно-исследовательской и научно-методической деятельности; системе контроля оценки качества подготовки выпускников; международном сотрудничестве и инновационной деятельности.

В этой связи можно сделать вывод, что при проведении процедуры самообследования и последующего составления отчета, внимание комиссии сосредоточено на экспертизе достоверных данных по всем видам деятельности, а также достигнутым кафедрой нововведениям (инновациям). Кроме того, указаны недостатки и отклонения от требований нормативных документов по организации и содержанию образовательного, научного и воспитательного процессов, сформулированы выводы и предложения их по устранению.

Показатели по отчетам самообследования и по итогам перекрестных проверок внутренних экспертов КУМС показали, что содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников СВФУ по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в целом, соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Таким образом, аккредитация - это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Проведению государственной аккредитации предшествует самообследование образовательной организации, которое представляет собой самооценку вуза за период, предшествующий государственной аккредитации.

Рецензенты:

Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.