Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

DIAGNOSTICS OF RISK OF EMERGENCE AND THE PREVENTION OF THE INTERFAITH AND INTERETHNIC CONFLICTS ON THE BASIS OF MODEL OF THE PSYCHOSOCIAL DISSONANCE

Vasina V.V. 1 Khalitov R.G. 1 Fakhrutdinov R.R. 2
1 FGNBU "Institute of pedagogics and psychology of professional education of Russian joint stock company"
2 CHOU VO "Academy of social education"
В статье рассмотрена возможность анализа и численного определения риска возникновения и предупреждения межконфессиональных и межэтнических конфликтов на основе модели психосоциального диссонанса. Ключевым моментом (точкой выбора) в межконфессиональном и межэтническом взаимодействии является психосоциальный диссонанс, который определяется как несоответствие представлений субъектов взаимодействия и возникающего психического напряжения. Энергия психического напряжения может быть направлена либо на развитие (расширение области представлений субъектов взаимодействия), либо на конфликт. Модель психосоциального диссонанса адекватно описывает механизм возникновения межконфессионального и межэтнического конфликта, а математическая модель психосоциального диссонанса позволяет численно оценить риск возникновения межконфессионального и межэтнического конфликта. Из модели психосоциального диссонанса следует, что для предупреждения межконфессионального и межэтнического конфликта необходимо сближение представлений субъектов межконфессионального и межэтнического взаимодействия.
In article possibility of the analysis and numerical definition of risk of emergence and the prevention of the interfaith and interethnic conflicts on the basis of model of a psychosocial dissonance is considered. The key moment (a choice point) in interfaith and interethnic interaction is the psychosocial dissonance which is defined as discrepancy of representations of subjects of interaction and the arising mental tension. Energy of mental tension can be aimed or at the development (expansion of area of representations of subjects of interaction), or at the conflict. The model of a psychosocial dissonance adequately describes the mechanism of emergence of the interfaith and interethnic conflict, and the mathematical model of a psychosocial dissonance allows to estimate risk of emergence of the interfaith and interethnic conflict in number. Follows from model of a psychosocial dissonance that the prevention of the interfaith and interethnic conflict requires rapprochement of representations of subjects of interfaith and interethnic interaction.
diagnostics of risk
emergence and prevention of the conflicts
interfaith and interethnic conflicts
model of a psychosocial dissonance.

Межнациональные и религиозные конфликты существовали и будут существовать, пока существуют разные конфессии и этносы со своими самобытными представлениями о Мире. Вопрос заключается в том, как сблизить их понимание картины Мира и таким образом уменьшить риск возникновения конфликта на этой почве. А для этого нужно разобраться, в чем отличие их представлений, и насколько это различие может привести к серьезному конфликту. Также нужно понять, как происходит формирование представлений субъектов межконфессионального и межэтнического взаимодействия, психологические механизмы взаимодействия субъектов и возникновения конфликта между ними. Не последнюю роль во взаимодействии и возникновении конфликта играет самоидентичность субъектов межконфессионального и межэтнического взаимодействия. Например, человек хорошо относится к товарищу, с которым в данный момент общается, и даже он ему нравится. Но потом он узнает, что товарищ принадлежит к другой (противоположной) конфессии (этносу), и у человека тут же, скачком (без уяснения, автоматически, подсознательно) меняется отношение к товарищу. Что произошло? Каков психологический механизм этого события? Как предупредить данное явление?

Объект исследования (анализа) - субъекты межконфессионального и межэтнического взаимодействия. Предмет исследования - конфликт субъектов межконфессионального и межэтнического взаимодействия. Теоретическими основаниями нашего исследования являются: положения вероятностной философии Налимова В.В.; положения синергетики о самоорганизующихся системах; и собственные разработки: четырехуровневое представление иерархии Бытия; психосоциальный диссонанс.

В ходе исследования нами доказывалось несколько гипотез:

1. Психологический механизм межконфессионального и межэтнического конфликта связан с возникновением психосоциального диссонанса.

2. Диагностику риска возникновения межконфессионального и межэтнического конфликта можно осуществить при помощи модели психосоциального диссонанса и вычислить различие представлений численно, используя математическую модель психосоциального диссонанса.

3. Предупреждение межконфессионального и межэтнического конфликта возможно при его профилактике - сближения представлений разных этносов и конфессий: обучении и  воспитании толерантности - расширению области «нормальных» представлений разных этносов и конфессий - принятия того, что другие могут иметь свои оригинальные представления.

Для доказательства данной гипотезы рассмотрим предложенный нами механизм взаимодействия субъекта межконфессионального и межэтнического взаимодействия (человека, или социальной группы, или общества). Конфликт возникает между субъектами взаимодействия при несовпадении их представлений на предмет конфликта. В нашем случае (решаемой задаче) конфликт, возникающий между субъектами взаимодействия, конфессиональной или этнической. При этом ключевым моментом при взаимодействии является психосоциальный диссонанс, который возникает при нарушении границ привычного, нормы, когда субъект взаимодействия выходит из зоны нормы (комфорта, привычных представлений).

Поскольку психосоциальный диссонанс (ПСД) имеет большое значение в нашем исследовании, напомним наше определение. Психосоциальный диссонанс - это несоответствие представлений субъекта взаимодействия нормам социальной (эталонной) группы (общества) и возникающее психическое напряжение, которое может привести к дистрессу, конфликту, психосоматическим заболеваниям, девиациям и т.д., или же к развитию субъекта взаимодействия (группы или человека) - выходу на новую ступень, созданию новых психосоциальных конструктов [2]. Нами создана математическая (вероятностная) модель психосоциального диссонанса (ПСД) с его мерой, которая позволяет вычислять численно ПСД при помощи математических формул между субъектами взаимодействия (личности, социальные группы, общества, сообщества), а также моделировать психосоциальные явления [5]. Это помогает разрешать многие теоретико-методологические проблемы современных социально-психологических исследований.

Функционирование механизма взаимодействия субъекта взаимодействия с социальной средой и возникновение психосоциального диссонанса определяется следующим образом (моделью): социальная категоризация; идентификация всех субъектов взаимодействия; адаптация к новым условиям социальной среды; социальное сравнение; рефлексия и проявление психосоциального диссонанса, который является точкой выбора: либо развитие (расширений нормальных представлений), либо разрушение (самозакрытие и возникновение психологических комплексов, защит). Это - элементарный цикл взаимодействия. При многократном повторении цикла в итоге возникают: либо новые психологические конструкты (компетенции), либо психологические защиты и психическое напряжение, которое может привести к конфликтам.

В цикле взаимодействия ключевым этапом становится психосоциальный диссонанс - эта точка выбора, точка бифуркации траектории развития субъекта взаимодействия: либо новых психологических комплексов (защит), либо образование новых компетенций, психосоциальных конструктов, в том числе способности к адаптации, к разрешению конфликта. Математическая (вероятностная)  модель психосоциального диссонанса определяется, как выход за границы стандартного отклонения «нормального» распределения характеристик в социальной группе или обществе (популяции). Введено понятие «коэффициент психосоциального диссонанса» для каждой шкалы i отдельно, который был определен как выход за границы нормы. Так, если коэффициент Кi > 1, то это означает, что Хi > Хiср + σi. Или если Кi < -1, то это значит, что Хi < Хiср - σi. Аналогично: если Кi > 2, это означает, что Хi > Хiср + 2σi; и если Кi < -2, то это значит, что Хi < Хiср - 2σi. И т. д. По определению, коэффициент психосоциального диссонанса задается выражением Кi = (Хi - Хiср) / σi [6]. Здесь мы рассматривали средние значения внутри группы и нормы для субъектов группы. Можно сравнивать между собой несколько групп, т.е. рассматривать взаимодействие групп. Возьмем в качестве эталонной группы популяцию (это может быть и другая социальная группа) и сравним, как относятся субъекты исследуемой группы, т.е. группа в целом к нормам популяции. Тогда нужно в качестве среднего значения и стандартного отклонения (в качестве нормы) в построении пространства психосоциального диссонанса брать популяционные значения Хiсрπ, σiπ  (популяционные нормы). Отклонения от нормальных представлений эталонной группы могут быть в сторону увеличения значений представления, так и в отрицательную сторону оси значений представлений, соответственно названных, «положительный» и «отрицательный» психосоциальный диссонанс. Для отслеживания поведения социальной группы в обществе (популяции) введем коэффициент группового психосоциального диссонанса. По определению, групповой коэффициент психосоциального диссонанса: Кгр = (Хср.гр - Хср.поп) / σпоп . Предположив, что распределение вероятности имеет нормальный закон распределения, получим аналитическое выражение для определения интегрального психосоциального диссонанса в социальных группах. Чтобы получить суммарную, интегральную вероятность «положительного» психосоциального диссонанса (Р+) в группе по отношению к популяции, мы должны проинтегрировать (просуммировать) от Х1=(Хср+s)поп  до  +¥. Тогда:  при Kгр > 1:   Р+ > 0,5, т.е. более 50 % субъектов группы находятся в «положительном» психосоциальном диссонансе с популяционной нормой, т.е. более 50 % субъектов имеют значения по рассматриваемой шкале представления выше значений популяционной нормы, значения их представления находятся в несоответствии со значением  нормы популяции. Если   0,5 > Р+ > 0,32, то можно говорить о тенденции к диссонансу.

При Kгр < -1, т.е. Р- > 0,5, более 50 % субъектов группы находятся в «отрицательном» психосоциальном диссонансе с популяционной нормой, т.е. более 50 % субъектов имеют значения по рассматриваемой шкале представления ниже значений популяционной нормы, значения их представления находятся в несоответствии со значением  нормы популяции. При   0,5 > Р+ > 0,32 можно говорить о тенденции к диссонансу [6]. Что же означает психосоциальный диссонанс для исследуемой группы при популяционной норме? Чем больше интегральный психосоциальный диссонанс группы, тем больше несоответствие представлений в группе с популяционными нормами (нормы большинства в популяции), тем больше создается напряжение между группой и популяцией, тем вероятнее, что эта группа будет в «противостоянии» с популяцией по этой характеристике (несоответствие представлений). И эта «противостоящая» часть будет создавать конфликтность в популяции.

Распределения вероятности, которые мы здесь рассматривали, как основные распределения представлений. В случае кризисных ситуаций (войны, природные  и социальные катаклизмы и т.д.) основное распределение меняется, и его можно моделировать с помощью формулы Бейеса для условных вероятностей.

При данном подходе (математическом моделировании) психосоциальный диссонанс является функциональной переменной, т.е. психосоциальный диссонанс не нужно определять (вычислять) при помощи каких-то методик - достаточно для измерения степени (выраженности) ПСД по какой-либо характеристике знать значения этой характеристики. Таким образом, математическая модель ПСД является численным методом измерения ПСД. Соответственно, методом измерения риска возникновения конфликта (межэтнического или межконфессионального). Вовремя замеченный, прогнозируемый  групповой психосоциальный диссонанс (межэтнический или межконфессиональный) может предотвратить социальные, деструктивные процессы в обществе и создать условия для творческого развития социальных групп (этнических и конфессиональных) и общества [7]. Появится возможность определять психологическую стратегию предупреждения возможного неблагополучия  в будущем, помогать в преодолении кризисов развития групп (этнических и конфессиональных), личностей в группах и, как следствие, само общество (популяцию).

Для эмпирического подтверждения риска возникновения риска и предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов в качестве объекта нужно взять большие социальные группы (этнические и конфессиональные), которые можно исследовать как совокупность статистических данных в построении распределения вероятности представлений. Границу области «нормальных» представлений, «привычных» знаний в матрице памяти субъекта взаимодействия определяет ПСД. При нормировке коэффициента ПСД по всем измерениям область нормальных представлений является единичным гиперкругом (многомерный круг с радиусом 1: интервал - одно измерение, круг - два, шар - три, и т.д.). Ячейки памяти - это систематизированные, категоризированные представления. За границей круга представления субъекта взаимодействия принимаются как неприемлемые (вне нормы субъекта), либо неизвестные ему, и создают психическое напряжение и соответственно виртуальный конфликт, который может в дальнейшем стать реальным конфликтом. Граница круга - линия (зона) возникновения психосоциального диссонанса, в зоне которой субъект взаимодействия находится в состоянии психосоциального диссонанса.

Внутри круга - субъект адаптирован и не испытывает напряжения (стресса), состояния конфликта. Выход за границу круга приводит к возникновению ПСД (напряжения, стресса, дезадаптации, конфликта), который развивается по двум возможным вариантам: а) освоение новых представлений (расширение зоны нормы) и соответственно развитие субъекта (адаптация к новым условиям и разрешение виртуального и соответствующего внешнего конфликта); б) уход внутрь круга, остаться в круге привычных представлений, и испытание давления психологической защиты от неосвоенных новых представлений, неразрешенного или формально разрешенного конфликта (дезадаптация из-за давления стресса, психического напряжения, или, например, при психической защите при помощи алкоголя), незавершенный гештальт. Таким образом, потенциал развития субъекта взаимодействия (личности, социальной группы, общества) определяется способностью расширить границы нормы в матрице памяти в области вне границ знакомого, привычного, которая и определяется возникающим психосоциальным диссонансом, и которое необходимо преодолеть. Таким образом, способность преодолеть психосоциальный диссонанс, разрешить виртуальный конфликт ведет к толерантности в межконфессиональных и межэтнических отношениях.

Итак, адаптация к изменяющемуся Миру происходит через виртуальный конфликт только при развитии субъекта взаимодействия. Иначе конфликт со временем становится хронической, что приводит к деградации субъектов взаимодействия - этносов и конфессий.

Проведем анализ межэтнического и межконфессионального конфликта при помощи предложенной нами психологической четырехуровневой модели бесконфликтного взаимодействия и его соответствия трехуровневой модели в философии [4].

Сепарабельный (реальный мир с точки зрения философии), разделенный уровень - это не только материальный, предметный, это скорее аналитический уровень, где предметы исследования, описания, анализа  разделены друг от друга. Это могут быть слова, предложения, если это касается языка, символы в изображениях, краски на холсте, индивид в обществе и т.д.

Энергетический уровень в психике человека проявляется через ощущения, эмоции. Т.е. энергия проявления психики субъекта взаимодействия выражается через силу эмоций (внешнее проявление), через силу ощущений (внутреннее проявление).

Информационный (действительный мир с точки зрения философии) уровень - информация в виде понятий, категорий, смысла - семантический континуум, по выражению В.В. Налимова, виртуальный мир, по выражению Н.А. Носова (виртуалистика) [3, 1]. При этом если информация представляет собой как отдельные сигналы, то это первый сепарабельный уровень (проявление фрактальности мира).

Несепарабельный уровень (возможный мир с точки зрения философии) -  неразделенный, неделимый мир, из которого все возникает, и в которое все уходит (аналог физического вакуума), семантический вакуум (Налимов В.В.) [3].

Фрактальность мира (масштабная инвариантность) предполагает, что на каждом уровне существуют свои четыре уровня и т.д. Для рассмотрения нашей задачи достаточно трех уровней, поскольку трансцендентный уровень без полюсов, и это значит, что отсутствует пара мир - конфликт  на четвертом уровне, и поэтому нет необходимости адаптироваться, разрешать конфликт.

Нами рассмотрен конфликт по  этим уровням:

1 - конфликт реальный, предметный, материальный в реальном мире («война», «мордобой»);

2 - конфликт эмоциональный, энергетический, возникших образов, представлений (скандал эмоциональный, ругательства);

3 - конфликт понятийный, виртуальный, принципиальный, идейный (выяснение отношений, дипломатия, установление норм, правил); конфликт знаниевый - у Налимова В.В «Научное творчество как проявление интеллектуального бунта» [3, с. 60];

4 - нет конфликта.

Поскольку, как мы показали, развитие идет от первого к верхним уровням, то разрешение конфликта возможно на третьем семантическом (смысловом) уровне - изменении представлений, расширении области приемлемых для разных этносов и конфессий представлений - понятий, смыслов.

Выводы

Проведенное исследование показало, что

1. Психологический механизм межконфессионального и межэтнического конфликта связан с возникновением психосоциального диссонанса.

2. Диагностику риска возникновения межконфессионального и межэтнического конфликта можно осуществить при помощи модели психосоциального диссонанса и вычислить численно различие представлений и возникающего психического напряжения между разными конфессиями и этносами при помощи математического описания психосоциального диссонанса.

3. Предупреждение межконфессионального и межэтнического конфликта возможно при его профилактике - сближения представлений разных этносов и конфессий: обучении и  воспитании толерантности - расширению области «нормальных» представлений разных этносов и конфессий - принятия того, что другие могут иметь свои представления.

 Статья издается при поддержке РГНФ и правительства РТ, грант № 14-16-16010, от 14.04.2014.

Рецензенты:

Грязнов А.Н., д.псх.н., руководитель регионального отделения Международной академии наук по Республике Татарстан, г. Казань;

Нуруллин Р.А., д.филос.н., профессор кафедры общей философии Казанского федерального университета, г. Казань.