Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RESEARCH OF THE SELF-ACTUALIZEDPOTENTIAL AND ACHIEVEMENT MOTIVATION AMONG THE STUDENTS OF MEDICAL AND PEDAGOGICAL PROFESSIONS

Loginova I.O. 1 Serdyuk T.I. 1 Zhivaeva Yu.V. 1
1 Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University
This article presents the results of a research of the self-actualized potential and achievement motivation among the students of medical and pedagogical professions. The relationship of studied characteristics were identified and described. It is shown that as a result of this research the concatenation between achievement motivation and self-actualization potential was revealed a positive direct link between schools such techniques as "test of achievement motivation" by A. Mehrabian and scales as: "Exposure Time", "Support", "Value orientations", "Flexibility behavior"," Spontaneity ","Cognitive needs " and “Self-actualization Test”. We detected no relationship between indicators of the scale such as "Achievement Motivation and performance scales such as "Sensitivity", "Esteem", "synergy", "Contact" and "Creativity" (Self-actualization Test). Based on these data we can conclude that the characteristics of the tested students from Siberian Federal University and Krasnoyarsk State Medical University are not mutual, but rather independent. These characteristics may have students with a predominance of failure avoidance motivation, and students who have high motivation to succeed. Based on the obtained data we can conclude that a necessary condition for success is how students can fully implement their capabilities and how they make a vital purpose to their work is efficient and successful. Manifestation of high motivation to succeed depends on how students are free to choose, what principles, goals, beliefs, attitudes, they are guided in their life. Can they spontaneously express their feelings, to accept themselfs the way they are, despite the advantages and disadvantages.
engaging.
creativity
sensitivity
self-respect
self-acceptance
acceptance of aggression
beliefs about human nature
flexibility of behavior
spontaneity
value orientation
orientation in time
failure avoidance motivation
motivation to succeed
self-realization
potential of personality

Исследование потенциала личности не является чем-то новым для психологической науки, но  измерение потенциала, а также его реализация до сих пор является неотъемлемой частью большинства исследований. Мы в нашей работе сосредоточим внимание на возможности реализации потенциала личности во взаимосвязи с проявлением мотивации достижения. Определяя что-то очень важное в своей жизни, мы начинаем придавать этому явлению ценность,  направляя усилия на достижение той или иной цели. В процессе достижения каждый человек может соотнести свой внутренний потенциал с достижением цели.

Для того чтобы определить потенциал личности, мы обратимся к словарям. От латинского «POTENTIA - сила» источники, возможности, средства, законы, которые могут быть использованы для решения каких- либо задач, достижения определенных целей; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Так, современные исследователи определяют понятие потенциала как возможности; данное определение берет начало от философского учения Аристотеля, который, как утверждают современные исследователи, определял акт и потенцию как основу развития, при этом бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное».

В психологической литературе изучением понятия потенциала занимались такие авторы как  Роттер («поведенческий потенциал» в контексте теории социального научения); Д.Е.Берлайн (Потенциал активации), К. Левин с помощью потенции описывал психологическую силу [ 8].

К.Роджерс (Полноценное человеческое функционирование), Ш.Бюлер, А.Маслоу (Самоактуализация, самореализация)[ 14].

Согласно концепции К.Роджерса, человек использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе  [цит. по  3].

А.Маслоу, рассматривая потенциал человека, приводя в пример, описание потенциала ребенка, так как, по его мнению, ребенок обладает обширным потенциалом, и мы можем его ощутить в данный момент времени, обладая восприимчивостью. При богатом и полноценном восприятии ребенка мы воспринимаем этот потенциал и присущие ему возможности [14].

В отечественной психологии проблематикой изучения потенциала занимались С.Л.Рубинштей, Т.И.Артемьева, Д.Б. Богоявленская, Я.А.Пономарева рассматривают творческий потенциал личности, Л.И.Анцыферовой, К.А.Абульхановой-Славской потенциал личности рассматривается в контексте жизненного пути,  в контексте смысловой сферы личности  потенциал личности рассматривается Д.А.Леонтьевым [10].

В современной отечественной психологии разработкой и изучением потенциала личности занимается В.Н. Марков, который определяет понятие потенциала личности как систему его возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов. Личностный потенциал формируется у человека в течение всей жизни и является базовой площадкой для реализации и осуществления человеком своих ресурсов [5].

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как  стремление сделать что-то хорошо и быстро достичь определенного уровня в каком-либо деле. Однако в процессе дальнейших исследований в рамках этого мотива были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи (Мак-Келланд Д., Хекхаузен X.). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

В отечественной психологии к настоящему времени проведено большое количество исследований мотивации достижения. Исследованы особенности влияния мотивации достижения успеха и избегания неудач на результативность и регуляцию деятельности (Батурин И.А., 1987; Степанский В.И. 1981); создана динамическая модель мотивации достижения успеха и исследованы ее составляющие компоненты              (Васильев И.А., 1991; Магомед-Эминов М.Ш., 1991); изучены интринсивные и экстринсивные показатели в структуре мотивации достижения (Афанасьева Н.В., 1999); исследованы особенности психосемантического пространства восприятия образа успешности (Белых В.А., 2000); рассмотрены гендерные и возрастные различия в структуре мотивации достижения успеха (Шапкин С.А., 2000). Главной особенностью этих работ является рассмотрение мотивации достижения в качестве значимого фактора деятельности, но изучение социокультурных различий в мотивации достижения представлено в основном  в зарубежных исследованиях (Мак-Келланд Д., Хекхаузен X.).

В данной работе мы будем придерживаться трактовки мотивации достижения, сформулированной М.Ш. Магомед - Эминовым. Мотивация достижения будет пониматься нами как психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения. Мотив достижения, в свою очередь, мы будем понимать как обобщенную, относительно устойчивую диспозицию личности, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности.

В структуре личности мотивация достижения занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Существуют различные методы для диагностики мотивации достижения. Так же выделяют подходы к развитию мотивации достижения в зарубежной психологии: эмоционально-когнитивный ( Мак-Келланд Д.); атрибутивно-поведенческий ( Воверг М., Круг С., Хэнел М.); личностной причастности (Р. де Чармс); и тенденции в отечественной психологии: повышение уровня самосознания (Митина Л. М.); изменение профессиональной самооценки (Козиевская Е. В.); целеобразование (Лушникова Е. Е.); ценностно-смысловое направление (Сальков А. В.). Причем каждый из подходов делает акцент на преобладании мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи.

Исследования зарубежных ученых Д. Мак-Келланд, В. Фридман Х. Хекхаузен , К. Крокетт , Дж. Верофф, Э.Фельд ,  С. Турин и др. свидетельствуют о факте социокультурной обусловленности проявления мотивации достижения. В отечественной психологии к настоящему времени проведено большое количество исследований мотивации достижения. Исследованы особенности влияния мотивации достижения успеха и избегания неудач на результативность и регуляцию деятельности (Батурин И.А., 1987; Степанский В.И. 1981); создана динамическая модель мотивации достижения успеха и исследованы ее составляющие компоненты              (Васильев И.А., 1991; Магомед-Эминов М.Ш., 1991); изучены интринсивные и экстринсивные показатели в структуре мотивации достижения (Афанасьева Н.В., 1999); исследованы особенности психосемантического пространства восприятия образа успешности (Белых В.А., 2000); рассмотрены гендерные и возрастные различия в структуре мотивации достижения успеха (Шапкин С.А., 2000). Главной особенностью этих работ является рассмотрение мотивации достижения в качестве значимого фактора деятельности.

ЦЕЛЬ

В логике нашего теоретического и эмпирического исследования мы рассмотрим феномен мотивации достижения во взаимосвязи с самоактуализационным потенциалом личности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Выборка исследования представлена студентами 2,3- го курса очной формы обучения. Исследование проводилось со студентами педагогических специальностей ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», в количестве 146 человек, а так же со студентами КрасГМУ количество выборки равнозначное , средний возраст исследуемых равен 18-19 ти годам.

Для исследования мотивации достижения нами использовалась методика «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова, а для исследования показателей самоактуализационного потенциала самоактуализационный тест (САТ), разработанный Л. Я. Гозманом, М. В. Крозом, М. В. Латинской.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

В ходе исследования мотивации достижения по методике «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова, были выявлены следующие показатели: мотив достижения успеха преобладает у 9,52 % исследуемых студентов педагогической специальности ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (14 человек) и у 17,68 % студентов КрасГМУ (26 человек). Мотив избегания неудачи выявлен соответственно у 90,48 % исследуемых студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» и  у 82,32 % КрасГМУ.

Согласно Х. Хекхаузену, люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать  [15].

Для изучения взаимосвязи между показателями  самоактулизационного потенциала и мотивацией достижения мы  воспользовались методом множественных корреляций, который позволяет выявить общую структуру корреляционных зависимостей, существующих внутри многомерного экспериментального материала.

Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между шкалой «Ориентация во времени» методики САТ и шкалой «Мотивация достижения»  методики «Тест мотивации достижения» у студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (r=0,56 ; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,60; p=0,05). Данная взаимосвязь может свидетельствовать о том, что чем выше показатели по тесту «Мотивации достижения», т.е. они соответствуют достижению успеха, тем выше показатели самоактуализационного потенциала, а значит,  студенты живут настоящим, то есть переживают настоящий момент своей жизни достаточно полно.  Соответственно ощущают неразрывность прошлого, настоящего будущего, видят свою жизнь целостной.

Так же показатели шкалы «Мотивация достижения» взаимосвязаны с показателями шкалы «Поддержка» (САТ), выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость. В выборке студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет») (r=0,58; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,62; p=0,05). (r=0,50 при p<0,05). Выявленная взаимосвязь дает нам возможность предположить о наличии  факта того, что в большей степени характерно проявление мотивации достижения успеха для студентов, которые достаточно свободны в выборе своей жизни, руководствуются собственными принципами, целями, убеждениями, установками.

Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «Мотивация достижения» и показателями шкалы «Ценностные ориентации» (САТ). В выборке студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет») (r=0,48; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,45; p=0,05),на основании этого мы делаем вывод о наличии следующей зависимости: для студентов, которые разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности в большей степени характерно проявление  мотивации достижения успеха.

Интересен тот факт, что выявлено различие между результатами корреляционного анализа при определении взаимосвязи показателей шкалы «Мотивация достижения»  и шкалы «Гибкость поведения» САТ у студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (r= 0,48; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,33; p=0,05). Данные корреляционного анализа свидетельствуют о том, что для студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» в большей степени характерна зависимость проявления мотивации достижения успеха с гибкостью поведения. Мотивированные на успех студенты вполне адекватны в окружающей их среде, контролируют свое поведение, взаимодействуют с окружающими людьми, находят общий язык, быстро и адекватно реагируют на изменяющиеся условия.

Показатели шкалы «Мотивация достижения» взаимосвязаны с показателями шкалы «Спонтанность» (САТ), выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость. В выборке студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет») (r=0,52; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,54; p=0,05), что свидетельствует о том, что чем выше показатели по методике М. Мехрабиана, соответственно тем выше Т- баллы по САТ. И можно предположить, что для студентов, которым свойственно проявление мотивации достижения успеха характерно спонтанно, непосредственно выражать свои чувства.

Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «Мотивация достижения» и показателями шкалы «Представления о природе человека» (САТ) у студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет») (r=0,41; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,44; p=0,05). Данная зависимость позволяет предположить о том, что чем ближе показатели исследования к мотивации достижения успеха (160баллов), тем выше степень склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную.

Показатели шкалы «Мотивация достижения» взаимосвязаны с показателями  шкалы «Принятие агрессии», выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость. В выборке студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (r=0,60; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,64; p=0,05). Выявленные данные исследования свидетельствуют о том, что проявление мотивации достижения успеха в большей степени свойственно студентам, которые способны  адекватно принимать свое напряжение, гнев и агрессивность.

Так же выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «Мотивация достижения» и показателями шкалы «Познавательные потребности» (САТ). В выборке студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (r=0,44; p=0,05)  и у студентов КрасГМУ (r= 0,45; p=0,05). На основании данных, можно сделать вывод о том, что чем выше баллы по методике «Тест мотивации достижения», проявляется мотивация достижения успеха, тем выше у студента степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Не обнаружено взаимосвязи между показателями шкалы «Мотивация достижения» с показателями шкал «Сензитивность», «Самоуважение» и «Самопринятие» (САТ). На основании этих данных мы имеем возможность сделать вывод о том, что в исследуемой нами выборке данные характеристики не являются взаимообуславливающими друг друга, а скорее наоборот вполне самостоятельными. Можно предположить, что вне зависимости от проявления мотивации достижения или же избегания неудачи  студентам характерно то, что они уважают себя, свои достоинства, положительные свойства характера, любят себя, тем более, что данные характеристики в большей степени относятся к неадекватной самооценке, в большей степени завышенной.

Так же не обнаружено взаимосвязи между шкалами «Мотивация достижения» и «Синергия», «Контактность», «Креативность» как в выборке студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» так и у студентов КрасГМУ. Полученные показатели дают нам возможность сделать вывод о том, что в исследуемой нами выборке такие характеристики как  целостность восприятия мира и людей, понимание связанности противоположностей,  способность человека к быстрому установлению глубоких, эмоционально- насыщенных контактов с людьми не обусловлены наличием проявления мотивации достижения. Данные характеристики могут быть присущи и для студентов с преобладанием мотивации избегания неудачи.

Таким образом, на основании полученных данных исследования мы имеем возможность   сделать вывод о том, что необходимым условием для достижения успеха является то, насколько студенты максимально реализуют свои возможности и ставят перед собой жизненно важные цели для того, чтобы их деятельность была эффективной и успешной. Проявление мотивации достижения успеха зависит, от того как студенты достаточно свободны в выборе, как в своей жизни руководствуются собственными принципами, целями, убеждениями, установками. Способны ли спонтанно, непосредственно выражать свои чувства,  принимают себя такими, какие они есть, вне зависимости от достоинств и недостатков. В исследовании выявлены более высокие показатели у исследуемых студентов медицинских профессий. Профессии  врача и педагога относятся к типу: «Человек - Человек», ведь они связаны с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей. Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению. А.А. Дрегало и В.И. Ульяновский, изучая социальный портрет студента-медика пришли к такому выводу, что студенты весьма адаптивны к трудностям переходного периода общественного развития и сохраняют высокие чувства гражданственности и патриотизма. Современное поколение студентов-медиков располагает высоким образовательным, профессиональным, личностным потенциалом для активного участия в дальнейшем реформировании обществ, что подтверждают данные нашего исследования.

Рецензенты:

Ковалевский В.А., д.м.н., профессор, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно - Ясенецкого » Министерства здравоохранения России, г. Красноярск;

Козлова Н.В.,  д.псх.н., профессор, заведующий кафедры генетической и клинической психологии Томского государственного университета, г. Томск.