Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIAL TRAITS OF SELF-ATTITUDE DEVELOPMENT IN SENIOR TEENAGERS WITH DIFFERENT DEGREE OF INVOLVEMENT IN EDUCATIONAL PROCESS IN A TRADITIONAL AND AN INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Chevachina A.V. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The aim of this study is to investigate special traits of self-attitude development in senior teenagers with different degree of involvement in educational process in a traditional and an innovative educational institutions. To study special traits of self-attitude development in senior teenagers, S.R. Pantileyev’s “The Technique of Self-Attitude Studying” was used. The results of the study demonstrate that active teenagers coming from an innovative educational institution have higher degree of development than those of the same age that are moderately involved or passive whereas no considerable differences have been established among senior teenagers coming from a traditional educational institution as regards their extent of involvement into educational environment of the school. The most significant differences between students undergoing education in a traditional and an innovative institutions have been observed in respect of senior teenagers moderately involved into educational process.
self-attitude development
senior teenagers
degree of involvement in educational process

Все проявления человека как социального субъекта, а также его отношение к окружающему миру в обязательном порядке включают и его отношение к самому себе. Именно самоотношение, которое часто называют эмоционально-ценностным отношением к себе, является «одной из самых важных интегральных характеристик личности, влияющей практически на все аспекты ее поведения и деятельности»[1, с.98]. Подростковый возраст многие ученые считают критическим этапом в процессе формировании самоотношения. Но в реальной жизни у подростков крайне редко происходит осознание необходимости развития позитивного самоотношения.

Современная система традиционного школьного образования «…ориентирована главным образом на реализацию образовательной функции в ущерб воспитательной и развивающей функциям» [3, с.3], что в подростковом возрасте (который является одним из самых уязвимых и сенситивных этапов становления самоотношения) может привести к различным искажениям в развитии личности, сказаться на навыках общения, взаимодействия с другими людьми, послужить препятствием между потенциалом личности и его реализацией[4].

Целью исследования явилось изучение особенностей развития самоотношения у старших подростков с различной степенью вовлеченности в воспитательный процесс в условиях традиционного и инновационного учебного заведения.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 94 (традиционное образовательное учреждение) и МБОУ СОШ № 91 (инновационное образовательное учреждение) г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 301 подросток в возрасте 14-16 лет: 151 подросток из традиционного учебного заведения (КГ) и 150 подростков из инновационного учебного заведения (ЭГ).

Результаты исследования и их обсуждение

Особенности развития самоотношения у старших подростков с различной степенью вовлеченности в воспитательный процесс в условиях традиционного и инновационного учебного заведения изучались нами с помощью Методики исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева[2].

В рамках нашего исследования особый интерес представляет степень вовлеченности испытуемых в воспитательный процесс школы. По данному параметру (на основании представлений о себе самих подростков и на основании экспертной оценки работающих с ними воспитателей) мы разделили подростков на 3 группы: 1) «активные» – подростки, которые принимают участие почти во всех мероприятиях внеурочной школьной жизни, как правило, на ведущих ролях или в роли организаторов; активно посещают кружки и секции;много времени проводят в школе после уроков; 2) «умеренно вовлеченные» – подростки, которые принимают участие примерно в половине мероприятий внеурочной школьной жизни,  иногда на ведущих ролях и в роли организаторов, чаще – на небольших ролях, в роли исполнителей или зрителей; посещают 1 или 2 кружка; периодически проводят много времени в школе после уроков; 3) «пассивные» – подростки, которые участвуют в 1-2 мероприятиях внеурочной школьной жизни в течение учебного года, как правило, в роли зрителей, иногда – на небольших ролях; не посещают кружки и секции в школе; по окончании уроков сразу покидают учебное заведение.

Обратимся к полученным результатам (таблица1[5, с.83]).

Таблица 1

Распределение испытуемых

по степени вовлеченности в воспитательный процесс

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Активные

Умеренно вовлеченные

Пассивные

Активные

Умеренно вовлеченные

Пассивные

Количество

человек / проценты

15

 

          9,93

83

 

      35,10

53

 

      54,97

60

 

        40,00

66

 

     44,00

24

 

        16,00

 

По результатам количественной обработки данных методики МИС были определены средние значения компонентов самоотношения. Мы рассмотрели, как распределились средние значения компонентов методики МИС в подвыборках активных, умеренно вовлеченных и пассивных подростков в КГ и ЭГ. Для выявления достоверности различий между полученными показателями в данных подвыборках мы использовали t-критерий Стьюдента. Результаты приведены в таблице2 [5, с.101]и таблице 3[5, с.126].

Таблица 2

Распределение средних значенийи выявление достоверности различий компонентов самоотношения у старших подростков

из традиционного учебного заведения (КГ)

Компоненты

самоотношения

Среднее значение (в стенах)

(акт. -

ум. вовл.)

k=96

(акт.-пас.)

k=66

 

 

(ум. вовл.-пас.)

k=134

 

Активные

Умеренно

вовлеченные

Пассивные

1. закрытость

4,93

5,27

5,28

0,52

0,54

0,03

2. самоуверенность

6,80

5,51

5,40

1,95

1,98*

0,26

3. саморуководство

7,27

6,84

5,94

0,57

1,62

1,86

4. отраженное

самоотношение

7,40

6,34

6,04

1,73

2,10*

0,75

5. самоценность

6,40

6,28

6,13

0,57

0,58

0,48

6. самопринятие

7,07

6,13

6,00

1,64

1,65

0,36

7. самопривязанность

5,93

6,05

6,43

0,22

0,69

0,97

8. внутренняя

конфликтность

5,13

5,58

5,79

0,63

0,85

0,53

9. самообвинение

5,60

6,01

6,08

0,64

0,74

0,24

Примечание. tкрит. при k = 96: * - 1,98 при p ≤ 0,05; ** - 2,63 при p ≤ 0,01; *** - 3,39 при p ≤ 0,001

tкрит. при k = 66: * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** -  2,65 при p ≤ 0,01; *** - 3,43 при p ≤ 0,001

tкрит. при k = 134: * - 1,97 при p ≤ 0,05; ** -  2,62 при p ≤ 0,01; *** - 3,37 при p ≤ 0,001

 

Оценим, сказывается ли на самоотношении старших подростков из КГ различная степень их вовлеченности в воспитательный процесс. При сравнении трех подгрупп по девяти компонентам получены только два достоверно различающихся значения: у активных подростков обнаружилось более высокое значение по компоненту «самоуверенность», чем у пассивных (с некоторой долей натяжки можно сказать, что этот параметр у активных подростков оказался более высоким по сравнению с остальными, т.к. значение t-критерия Стьюдента при сравнении активных и умеренно вовлеченных подростков близко к критическому – оно равно 1,95 при критическом 1,98), и «отраженное самоотношение» выше у активных подростков, по сравнению с пассивными. Из этого следует, что самоотношение подростков трех подгрупп (в зависимости от степени их вовлеченности в образовательно-воспитательный процесс) из традиционного образовательного учреждения существенно не отличается.

Таблица 3

Распределение средних значений и выявление достоверности различий

по компонентам самоотношения у старших подростков

из инновационного учебного заведения (ЭГ)

Компоненты

самоотношения

Среднее значение (в стенах)

(акт. -

ум. вовл.)

k =124

(акт.-пас.)

k = 82

 

 

(ум. вовл.-пас.)

k =88

 

Активные

Умеренно

вовлеченные

Пассивные

1. закрытость

4,48

4,50

4,58

0,12

0,36

0,39

2. самоуверенность

8,08

6,80

5,92

3,67***

4,75***

1,65

3. саморуководство

6,97

7,21

7,21

0,66

0,48

0,01

4. отраженное

самоотношение

7,35

7,12

6,00

0,60

2,52*

2,34*

5. самоценность

6,67

6,52

6,04

0,45

1,11

0,98

6. самопринятие

7,03

5,82

5,25

3,21**

3,77***

1,03

7. самопривязанность

6,92

6,26

7,25

1,73

0,8

1,73

8. внутренняя

конфликтность

4,67

5,27

5,46

1,73

1,49

0,42

9. самообвинение

5,48

5,14

5,88

1,01

0,95

1,54

Примечание. tкрит. при k = 124: * - 1,97 при p ≤ 0,05;  ** - 2,62 при p ≤ 0,01; *** - 3,37 при p ≤ 0,001

tкрит. при k = 82:  * - 1,99 при p ≤ 0,05;  ** - 2,64 при p ≤ 0,01; *** - 3,41 при p ≤ 0,001

tкрит. при k = 88:   * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** -  2,64 при p ≤ 0,01; *** - 3,41 при p ≤ 0,001

 

Мы видим, что активных подростков из инновационной воспитательной среды от двух других подгрупп экспериментальной группы отличают достоверно более высокие показатели по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» и «самопринятие». Пассивные испытуемые имеют существенно более низкие значения по компонентам «отраженное самоотношение», чем активные и умеренно вовлеченные.  

Далее рассмотрим отличия в средних значениях самоотношения сначала у активных подростков из КГ и ЭГ, затем – у умеренно вовлеченных и, наконец, у пассивных. Результаты применения  t-критерия Стьюдента для сравнения средних значений приведены в таблице4 (для активных)[5, с.127], в таблице 5 (для умеренно вовлеченных) [5, с.127] и в таблице6 (для пассивных)[5, с.128].

Таблица 4

Достоверность различий по компонентам самоотношения

между выборками активных старших подростков из КГ и ЭГ

по t-критерию Стьюдента

Компоненты самоотношения

1.Закрытость

2.Само-

уверенность

3.Само-

руководство

4.Отраженное самоотношение

5.Самоценность

6. Самопринятие

7.Само-

привязанность

8.Внутренняя конфликтность

9.Само-

обвинение

Средние значения КГ

(в стенах)

4,93

6,80

7,27

7,40

6,40

7,07

5,93

5,13

5,60

Средние значения ЭГ

(в стенах)

4,48

8,08

6,97

7,35

6,67

7,03

6,92

4,67

5,48

tэмп.

0,78

2,47*

0,49

0,08

0,40

0,06

1,64

0,65

0,21

Примечание. tкрит. при k = 73: * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** -  2,65 при p ≤ 0,01; *** - 3,44 при p ≤ 0,001

 

Мы видим, что активные подростки из КГ и ЭГ отличаются лишь по выраженности такого компонента самоотношения как «самоуверенность» в структуре самоотношения – у активных из инновационной среды она выше (tэмп. = 2,47; p ≤ 0,05). В остальном достоверно значимых различий нет.

Таблица 5

Достоверность различий по компонентам самоотношения

между выборками умеренно вовлеченных старших подростков из КГ и ЭГ

по t-критерию Стьюдента

Компоненты самоотношения

1.Закрытость

2.Само-

уверенность

3.Само-

руководство

4.Отраженное самоотношение

5.Самоценность

6. Самопринятие

7.Само-

привязанность

8.Внутренняя конфликтность

9.Само-

обвинение

Средние значения КГ

(в стенах)

5,27

5,51

6,84

6,34

6,28

6,13

6,05

5,58

6,01

Средние значения ЭГ

(в стенах)

4,50

6,80

7,21

7,12

6,52

5,82

6,26

5,27

5,14

tэмп.

2,40*

3,47***

0.91

2,21*

0,63

0,89

0,52

0,83

2,28*

Примечание. tкрит. при k = 147: * - 1,98 при p ≤ 0,05; ** -  2,61 при p ≤ 0,01; *** - 3,36 при p ≤ 0,001

 

Наиболее существенные различия в структуре самоотношения получены по старшим подросткам, умеренно вовлеченным в воспитательный процесс: достоверные различия получены по четырем компонентам. Важно отметить, что лучшие позиции занимают умеренно активные подростки из инновационной среды: у них выше средние  значения по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» (tэмп. = 3,47; p ≤ 0,001), «отраженное самоотношение» (tэмп. = 2,21; p ≤ 0,05) и ниже –  «закрытость» (tэмп. = 2,40; p ≤ 0,05) и «самообвинение» (tэмп. = 2,28; p ≤ 0,05). 

Таблица 6

Достоверность различий по компонентам самоотношения между выборками пассивных старших подростков из КГ и ЭГ по t-критерию Стьюдента

Компоненты самоотношения

1.Закрытость

2.Само-

уверенность

3.Само-

руководство

4.Отраженное самоотношение

5.Самоценность

6. Самопринятие

7.Само-

привязанность

8.Внутренняя конфликтность

9.Само-

обвинение

Средние значения КГ

(в стенах)

5,28

5,40

5,94

6,04

6,13

6,00

6,43

5,79

6,08

Средние значения ЭГ

(в стенах)

4,58

5,92

7,21

6,00

6,04

5,25

7,25

5,46

5,88

tэмп.

1,32

0,86

1,91

0,07

0,17

1,38

1,30

0,53

0,36

Примечание. tкрит. при k = 75:  * - 1,99 при p ≤ 0,05; ** -  2,65 при p ≤ 0,01; *** - 3,44 при p ≤ 0,001

 

При сравнении подгрупп пассивных подростков достоверных различий в уровне выраженности компонентов самоотношения не обнаружено.

Таким образом, проанализировав полученные данные, мы можем сказать, что наибольший эффект средовое воздействие оказывает на старших подростков, умеренно вовлеченных в воспитательный процесс образовательного учреждения, чем на их более активных и пассивных сверстников.

Заключение

Сравнение развития самоотношения у трех подгрупп подростков из традиционного образовательного учреждения по степени их вовлеченности в воспитательную среду школы (активные, умеренно вовлеченные, пассивные) не выявило существенных различий. Достоверно значимо лишь то, что у активных подростков (по сравнению с пассивными) выше значения по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» и «отраженное самоотношение». Активных подростков из инновационного образовательного учреждения от двух других подгрупп экспериментальной группы отличают достоверно более высокие показатели по таким компонентам самоотношения как «самоуверенность» и «самопринятие». Пассивные испытуемые имеют существенно более низкие значения по компоненту «отраженное самоотношение», чем активные и умеренно вовлеченные.

Активные подростки из КГ и ЭГ имеют различия по выраженности такого компонента самоотношения как «самоуверенность». Этот компонент наиболее очевидно отражает специфику решения возрастных задач подростками на данном этапе развития и у активных подростков из инновационной среды он имеет более высокие значения.

Наиболее существенные различия между КГ и ЭГ получены по старшим подросткам, умеренно вовлеченным в воспитательный процесс (имеются достоверные различия по четырем компонентам: «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «закрытость» и «самообвинение»). Качественно лучшие результаты демонстрируют подростки из инновационного образовательного учреждения.

При сравнении подгрупп пассивных подростков из КГ и ЭГ достоверных различий в уровне выраженности компонентов самоотношения не обнаружено. Это подтверждает предположение о том, что среда не может оказывать воздействие, если субъект не включен в нее активно.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г.Нижний Новгород;

Серебровская Н.Е., д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г.Нижний Новгород.