Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

SOCIAL IMPLICATIONS OF HEALTH CARE REFOR

Arbitaylo I.Ya. 1
1 Tyumen State university
Современная система российского здравоохранения проходит сложный путь институциональных преобразований. . Изменения далеко не всегда сопровождались позитивными результатами, что в значительной степени отразилось на социальном самочувствии значительной части российских граждан, на их благополучии и здоровье. Это обстоятельство выводит проблемы здоровья населения в число одних из наиболее значимых и актуальных для современной России. Рассмотрены возможные последствия перехода на одноканальное финансирование отрасли здравоохранения. В статье излагаются результаты социологического (на основании поученных за данных 8 лет обследований: 4 волны, 2006-2013 гг.) и статистического исследований состояния здоровья населения и системы здравоохранения Тюменской области (юг, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Анализ проводился по ряду объективных и субъективных индикаторов: продолжительности жизни, оценок качества собственного здоровья, оценке удовлетворенности своим здоровьем, качества медицинской помощи в регионе проживания.
The modern system of the Russian health care is a complicated path of institutional change. . Changes are not always accompanied by positive results that significantly impact on the social wellbeing of a significant part of Russian citizens, on their well-being and health. This circumstance brings about health problems of the population among some of the most significant and relevant to modern Russia. The possible implications of the single-channel financing of the health sector. In the paper the results of the opinion (on the basis of the obtained data for 8 years surveys: 4 waves, 2006-2013,) and statistical studies of the health status of the population and the health system of the Tyumen region (South, Khanty-Mansi and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug). The analysis was carried out on a number of objective and subjective indicators: life expectancy, quality assessments of their own health, the satisfaction rating their health, quality of health care in the region.
health care
quality of health
the level and quality of medical care
the health care system in the Tyumen region

Внедрение с 1 января 2015 года одноканального финансирования вызывает немало споров об эффективности такого метода финансирования учреждений здравоохранения. В медицинском сообществе назревают открытые конфликты, выражающиеся в митингах и забастовках врачей, в связи с непринятием основных постулатов реформы здравоохранения. В 2013 году государственное финансирование здравоохранения составляло 3,7% валового внутреннего продукта (ВВП), при этом вклад средств обязательного медицинского страхования (ОМС) составлял около 60%, консолидированных бюджетов субъектов РФ — 24%, федерального бюджета — 16%. На сегодняшний момент большинство средств ОМС консолидируются на федеральном уровне — в Федеральном фонде ОМС (ФОМС), складываясь преимущественно из двух источников — взносов из бюджетов регионов на неработающее население, и взносов на работающее население, которые составляют 5,1% от фонда оплаты труда [1]. Средства, которые аккумулируются в ФОМС, затем распределяются в территориальные фонды ОМС (ТФОМС). Дополнительно в эти территориальные фонды субъекты дают дотации, поскольку отмечена нехватка средств, распределенных на федеральном уровне. Так, из региональных бюджетов до 2015 года дотировались скорая медицинская помощь и расходы на содержание учреждений. Из средств ОМС сегодня оплачивается большинство видов медицинской помощи по программе государственных гарантий. За счет консолидированных бюджетов регионов сегодня оплачиваются скорая специализированная медицинская помощь и лечение социально значимых заболеваний, а также деятельность ряда медицинских учреждений.

В 2013 году государственные расходы на здравоохранение в РФ были в полтора раза ниже, чем в «новых» странах ЕС (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), имеющих близкий с РФ уровень экономического развития (ВВП — 23-25 тыс. $ ППС на душу населения в год). У них эти расходы составляют 5,4% ВВП (в РФ — 3,7% ВВП), что позволяет им уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни на пять лет выше, чем в РФ [1]. Нарастание разрыва обусловлено в первую очередь недостаточными темпами роста продолжительности жизни мужчин и высоким уровнем смертности. Тем не менее, безусловно, негативные демографические тенденции, установившиеся в РФ в период после 1990-х годов удалось преодолеть. Так, в 2011 г. в Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 69,8 лет (64,0 лет мужчин, 75,6 лет женщин) увеличившись по сравнению с 2009 годом на 1,5 года. Ряд аналитиков, органы государственной статистики отмечают результативность реализуемых программ, направленных на создание наиболее комфортных условий для поддержания здоровья человека и минимизации факторов риска заболеваемости и преждевременной смертности. Показатели ожидаемой продолжительности жизни в Тюменской области примерно соответствуют общероссийскому уровню. В период с 2000 г. до 2012 г. выросла ожидаемая продолжительность жизни с 65,9 лет до 70,8 (мужчины – с 59,74 до 65,39 лет, женщины – с 72,76 до 76,24 года) [2].

Государственные расходы на здравоохранение из всех бюджетов (федеральный, ФОМС, консолидированный бюджеты субъектов РФ) по сравнению с 2013 годом в 2015-2017-х в постоянных ценах (2013 год — 100%) практически не вырастут и составят соответственно 2478 млрд и 2626 млрд руб. При этом расходы федерального бюджета с 2015 по 2017 год в постоянных ценах сократятся на 35% (с 515 млрд до 332 млрд руб.), а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 7% (с 914,3 млрд до 847,7 млрд руб.) [3]. Не стоит забывать о расходах на повышение оплаты труда медицинского персонала в соответствие с указами президента которые были предусмотрены «дорожными картами» в 2015 году

Как следствие - обострение базовых проблем отрасли, без решения которых никакие другие действия будут неэффективны. Среди основных проблем: дефицит врачей первичного звена (40% от расчетного норматива), неудовлетворительное качество медицинской помощи (по ряду показателей оно в 3 раза хуже, чем в странах ЕС), недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет государственных средств (в 4,5 раза ниже, чем даже в «новых» странах ЕС), неэффективное управление (неверные приоритеты и неэффективное расходование имеющихся бюджетных средств) [1].

Рассматривая оценку населением медицинского обслуживания в Тюменском регионе, можно сделать вывод, что за весь период обследований доля тех, кто ответил: «В целом меня удовлетворяет медицинское обслуживание» (20-30%) выше общероссийского уровня (15-20%). Вместе с тем, по некоторым позициям фиксируется снижение доли позитивных оценок региональной системы здравоохранения. Почти две трети жителей региона отмечают «Трудно попасть к врачу, большие очереди», еще треть жителей региона отмечают «Врачи выписывают лекарства, которые трудно достать или они очень дорогие», и почти каждый пятый – «Советы, рецепты врачей редко помогают». Значимость перечисленных проблем выросла практически повсеместно – во всех трёх субрегионах Тюменской области (ХМАО, ЯНАО, юг). На юге Тюменской области повышена значимость ответов: ««Скорая помощь» обычно приезжает через несколько часов» (17% в 2013 г.) [2]. Об общих тенденциях, происходящих в сфере здравоохранения Тюменского региона, свидетельствует уменьшение числа больничных и амбулаторно-поликлинических организаций, постепенное уменьшение числа больничных коек. Несмотря на снижение числа медицинских учреждений и больничных коек, численность врачей в Тюменской области после 2000-го года ежегодно увеличивалась, составив к 2011 г. 18,6 тыс. человек, но далее рост прервался, и на конец 2013 г. составил 17, 9 тыс. врачей. В целом Тюменская область занимает 34 место среди регионов Российской Федерации по обеспеченности врачами всех специальностей. Данные свидетельствуют о ежегодно возрастающей нагрузке на врачей. В каждом из субрегионов, как и в целом по стране, на период 2013 г. показатель вырос и достиг своего максимума за последние 3 года. Осуществлённые в период 2006-2013 гг. инвестиции в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и реализуемая в настоящее время региональная программа модернизации здравоохранения обеспечили значительный качественный сдвиг в области сохранения и улучшения здоровья населения [4]. За рассматриваемый период удалось достигнуть снижения показателей заболеваемости и смертности населения, увеличения рождаемости и продолжительности жизни.

Однако ключевой проблемой по-прежнему является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую превышает динамику обновления программ подготовки и переподготовки специалистов. Зафиксировано ежегодное снижение числа амбулаторно-поликлинических организаций на фоне остающейся на высоком уровне мощности медицинских организаций. Рассматривая показатели количества больничных коек и численности населения на одну больничную койку, следует отметить ежегодное возрастание потребности в получении больничной койки при ежегодном уменьшении их количества. Вместе с тем вполне очевидно, что по сравнению с западными странами в Тюменском регионе, как и в России в целом, объем стационарной помощи очевидно завышен, потому что часть коек выполняют в действительности социальную функцию: в больницу кладут пожилых родственников, за которыми некому присматривать, а также бомжей, бездомных, отказных детей, что говорит об объективной необходимости не столько самого лечения, сколько – социальной помощи. С каждым годом нагрузка на одну больничную койку увеличивается, что находит своё отражение также и в общественном мнении: в среднем порядка 9-11% процентов опрошенного населения отмечают ежегодно о своей неудовлетворенности трудностями получения места в больнице (на юге Тюменской области - 11% в 2013 г.; по 9% в ХМАО и ЯНАО в 2013 г. от числа опрошенных). Показано, что достаточно высокая загруженность коечного фонда в Тюменском регионе обусловлена не столько низкой активностью первичного звена здравоохранения, сколько недостаточной развитостью системы санаторно-курортного обеспечения, санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) [5].

Главная проблема сегодняшнего дня в медицине – в том, что денег на бесплатную медицину катастрофически не хватает. Средства в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) сопряжены с качеством услуг, оказанных на деньги ФОМС, которые строго контролирует страховая компания. Другая острая проблема – поиск реальных инвесторов, готовых вкладываться в медицинский бизнес. Так, имеющийся сейчас недостаток врачей могут восполнить коммерческие медицинские центры, которые теперь оказывают услуги застрахованным по ОМС. Частные клиники готовы работать по государственным тарифам с ОМС – с тем, чтобы загрузить свои мощности, но частные клиники не готовы инвестировать в расширение мощностей, потому что большие инвестиции за счет ОМС не окупить хотя бы из-за того, что тарифы ОМС почти на порядок, чем цены на медицинские платные услуги. Проблемы рентабельности и прибыльности ОМС для частной клиники как никогда актуальна и поиски путей их решения – в эффекте масштаба: частные клиники заинтересованы в работе с ОМС, но объем услуг, которые они могут оказать, лимитирован административными барьерами.

Работа выполнена при поддержке фонда РГНФ, проект № 12-03-00304 a

Рецензенты:

Ромашкина Г.Ф., д.соц.н., профессор, заместитель директора Финансово-экономического института по научной работе ГОУ ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный Университет», г. Тюмень;

Давыденко В.А., д.соц.н., профессор, руководитель магистерской программы по менеджменту направления «Маркетинг» Финансово-экономического института ГОУ ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный Университет», г. Тюмень.