Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES INNOVATIVE MODEL OF HIGHER EDUCATION

Kulikova O.V. 1 Guley I.A. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod National Research University»
The article views scientific potential principles of higher education innovative development as an intellectual platform for transdisciplinary researches. The features of higher education innovative model, that were built on the integration of science, education and production were analysed in this paper. New higher education model is oriented on the innovation implementation into education process, efficiency of the scientific and research activity. Cooperation of universities with the real economic sector and academic science in the programs of University development aims the emerging role of innovation component. In formation of innovative Institutions of Higher Education as academic complexes emphasis on the professional skills and competency building approach is made. The peculiarities of education process organisation in the innovative Institutions of Higher Education provide the opportunities of professional post graduate skills formation together with the education services consumers.
innovative education.
innovation model
higher education
education
innovative development
scientific potential

С переходом на инновационную модель развития высшего образования государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-
2020 гг. предусмотрено обеспечение нового качества подготовки специалистов для инновационной экономики.

Деятельность Минобрнауки Российской Федерации в рамках данной цели позволит добиться согласования системы подготовки кадров с потребностями экономики знаний, инновационных проектов и наукоемких технологий; обеспечения выпускников учреждений профессионального образования практическими навыками, адекватными требованиям рынка труда; преодоления разрыва между традиционным содержанием образования, используемыми образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и вызовами новой экономики, развития непрерывного образования; интеграции в глобальные образовательные процессы; улучшения стипендиального обеспечения и социальной поддержки обучающихся. Для реализации этой цели Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определены приоритетные задачи модернизации в сфере профессионального образования, включая:

1. формирование «гибких» и эффективных программ профессионального образования, способствующих освоению новых компетенций по запросам населения и по заказу компаний;

2. изменение содержания и технологий профессионального образования, соответствующих требованиям и запросам современных предприятий;

3. формирование институциональной структуры профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей конкурентоспособные университеты [1].

Запросы современной инновационной экономики требуют значительных качественных преобразований в научно-образовательной сфере высшей школы России, направленных, прежде всего, на развитие сети научно-образовательных центров, способствующих интеграции научных исследований и образовательных программ, развитие инновационных программ, позволяющих решать кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики.

Необходимым условием наращивания исследовательских компетенций ведущих вузов, генерации ими прикладных идей и разработок стало создание сети качественно новых научно-исследовательских университетов и федеральных вузов как интегрированных структур, совмещающих в себе образовательную и научно-инновационную деятельность. В соответствии с современными требованиями инновационной экономики одним из приоритетных направлений образовательной политики является повышение научно-образовательного потенциала региональных субъектов Российской Федерации, поскольку регионам отводится решающая роль в модернизации российской высшей школы, направленной на инновационное развитие образования.

Новые подходы к обеспечению инновационного потенциала развития высшего образования реализуются при формировании инновационной модели высшего образования в федеральных университетах, национальных исследовательских университетах, в ведущих региональных вузах.

В качестве особенностей инновационной модели высшего образования, построенной на интеграции науки, образования и производства, выделяют:

- владение базовыми компетенциями исследовательской и инновационной деятельности посредством включения студентов в соответствующие практики,

- сочетание преподавательской деятельности с исследовательской и инновационной,

- тесное сотрудничество с реальным сектором экономики в поисках заказов и фундаментальных идей,

- создание инновационных предприятий [3].

Необходимый ресурсный потенциал для современного инновационного образования и адаптации его к требованиям реальной экономики обеспечивает интеграция вузов с наукой и базовыми производственными предприятиями.

Инновационная модель высшего образования предполагает внедрение инноваций в учебный процесс как главного фактора обеспечения качественной подготовки конкурентоспособных выпускников вузов. Качество подготовки тесно взаимосвязано с развитием вузовской науки и с привлечением студентов к проводимым инновационным исследованиям и разработкам, так как без участия в научных исследованиях невозможна современная подготовка кадров для производства инноваций [2].

В этой связи развитие инновационного образования требует существенного повышения уровня вузовской науки и обеспечения ее связи с экономикой за счет формирования инновационной инфраструктуры. Речь идет о развитии технологий на базе научных центров, высших учебных заведений, создание внебюджетных фондов для поддержки инновационной деятельности вузов.

Для реализации поставленной задачи технологической модернизации осуществляется господдержка развития кооперации вузов и организаций, развития научно-образовательной деятельности в высших учебных заведениях, стимулирования использования организациями потенциала вузов для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в экономике [5].

Взаимодействие университетов с реальным сектором экономики и академической наукой в программах развития вузов направлено на усиление роли инновационной компоненты. В соответствии с этим университеты заключают договоры с ведущими российскими вузами, с иностранными вузами на проведение совместных исследовательских работ. Таким образом, положительным результатом создания университетов нового типа является то, что вокруг образовательных учреждений формируется инновационная среда.

За последние годы в вузовской науке образовался разрыв между научными разработками и их внедрением из-за отсутствия эффективной взаимосвязи в научно-производственных цепочках на стыке образования, науки и бизнеса. В связи с этим в структуре вузов формируются коллективы, занимающиеся исследованиями, осуществляющими консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность. Совместно с предприятиями вузы развивают инновационную инфраструктуру в образовательных учреждениях - создаются бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры научно-технической информации, центры инновационного консалтинга и другие объекты инновационной инфраструктуры.

Для достижения конкурентоспособности данных научно-технологических комплексов требуется решение целого ряда задач, включая:

1.                  повышение качества кадрового потенциала;

2.                  повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций;

3.                  наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях;

4.                  развитие механизмов и инструментов координации, и взаимодействия всех участников инновационного процесса.

Решение поставленных задач при существенном расширении спектра используемых инструментов и механизмов развития науки требует значительно более четкой координации предпринимаемых на этом направлении усилий.

При формировании инновационных вузов как научно-образовательных комплексов упор делается на профессиональные навыки и компетентностный подход. Специфика организации образовательного процесса в инновационных вузах обеспечивает возможность формирования профессиональных компетенций выпускников совместно с потребителями образовательных услуг. Однако, компетентностный подход требует дополнительного ресурсного потенциала, новых методов обучения, реформирования учебных планов, программ, специально разработанных в соответствии с запросами компаний по обновлению знаний и навыков, необходимых для инновационной деятельности персонала. Это успешно реализуется инновационными вузами, поскольку интеграция образовательного учреждения с наукой и базовыми производственными предприятиями обеспечивает необходимый ресурсный потенциал для реализации компетентностного подхода, в результате которого при формировании необходимых компетенций, профессиональных навыков возможна корректировка содержания программ обучения [4].

С целью повышения качества профессионального образования при реализации образовательных программ, диктуемых требованиями рынка труда, необходим механизм взаимодействия высших учебных заведений с работодателями. В результате их взаимодействия обеспечивается участие работодателей непосредственно в согласовании образовательных программ подготовки специалистов, в том числе бакалавров и магистров.

В условиях интеграции федеральных и национальных исследовательских университетов с наукой и производством преимущество в организации образовательного процесса на основе самостоятельно установленных образовательных стандартов и требований создает возможность для реализации инновационных образовательных программ, построенных на основе компетентностного подхода при формировании квалификаций выпускников, а также с учетом требований рынка труда.

Подводя итог, отметим, что современная инновационная модель высшего профессионального образования предусматривает реструктуризацию высшего образования, ориентированную на развитие инновационных разработок в университетах, развитие вузов совместно с компаниями сектора экономики и научными организациями. Положительной тенденцией формирования инновационного потенциала высшего образования является то, что современные университеты включаются в инновационную систему, чтобы участвовать в инновационном развитии экономики, став при этом ядром интегрированных научно-образовательных комплексов, выполняя значительную долю современных исследований.

Рецензенты:

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород;

Третьякова Л.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления персоналом, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.