Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Oparina T.A. 1
1 Sterlitamak branch "Bashkir state university"
The analysis of the problems and prospects of Russia´s transition to innovative development and relevance of the formation of the legislative framework in the field of innovation. Economic performance and economics of innovation are the main trends of today. The reasons of backwardness of Russia in the field of new technologies from leading countries in this field. Recently discussed problems increased role of the state in the field of innovation. The analysis of the innovation infrastructure. Organization of innovation infrastructure is the most important factor in the innovative development of the country. The need to assess the factors of innovation development is shown in the framework of the Information Society. The study of innovation processes in Russia has allowed to identify the main trends of its development, so it is necessary to consider ways of increasing the effectiveness of innovation in the country.
infrastructure
innovation system
nanotechnology
nanotech
innovators
product innovation
innovation

     Социально-экономические преобразования, которые совершаются в нашей стране, являются чрезвычайно актуальными и острыми, исходя из отношения к ним большей части населения страны. Следует подчеркнуть, что российским ученым не все ясно в проблеме от чего и к чему следует переходить России в области инновационного развития. Сырьевая направленность экспортных отношений и преобладание топливно-энергетического комплекса в структуре российской промышленности, позволяют положительным образом решать текущие народнохозяйственные проблемы, однако в долгосрочной перспективе только инновации будут определять состоятельность, позволят повысить производительность труда, эффективно использовать ресурсы, создавать  инновационные продукты.

       Основная причина низких темпов перехода страны на инновационный путь развития связана с тем, что в России до сих пор не создана развитая инновационная инфраструктура.

       Инновационная инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.

       К элементам инновационной инфраструктуры относятся:

-               производственно-технологическая инфраструктура, которая создает условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам (технопарки, инновационно-технологические цен­тры, технологические кластеры и др.);

-               консалтинговая инфраструктура - это совокупность консалтинговых организаций (центры трансфера технологий, консалтинговые фирмы);

-               инфраструктура подготовки кадров - обеспечивает подготовку кадров по всем направлениям, относящимся к инновационной деятельности (ВУЗы, НИИ, Центры повышения квалификации и переподготовки);

-               информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации (сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети);

-               финансовая инфраструктура обеспечивает доступ инновационных предприятий к финансовым ресурсам (федеральный и региональные бюджеты, венчурные фонды, стартовые фонды);

-               сбытовая инфраструктура обеспечивает продвижение инновационной продукции на мировые рынки (выставки, ярмарки, специализированные фирмы - посредники).

 Создание эффективно функционирующей инфраструктуры - это трудоемкая и многовариантная задача, требующая значительных временных затрат. Поэтому необходима прогнозная работа по формированию, поддержке и развитию элементов национальной инновационной системы.

       Национальная инновационная система - это система, преобразующая результаты научных исследований в новые востребованные рынком технологии, продукты и услуги [2].

       Поэтому основная задача построения данной системы заключается в решении проблем, возникающих перед субъектами инновационной деятельности.

       На данный момент времени российские инноваторы богаты идеями, но далеко не все из этих идей возможно коммерциализовать. Нет достойной поддержки со стороны государства, как на стадии отбора идей, так и стадии разработок и реализации. Однако предприятий, осуществляющих инициацию идей и фундаментальные исследования, на данный момент времени немного, поэтому происходит стагнация в данной области.

       В России есть прорывные исследования и разработки в области критических технологий практически по всем направлениям шестого технологического уклада. К шестому укладу относятся нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и технологии новых материалов (это примерно на ближайшие 15-25 лет).

Анализируя структуру и основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке, можно сделать вывод о том, что существует шанс осуществить технологический прорыв в области авиастроения, ядерной энергетики, ракетно-космических систем и отдельных сегментов рынка наноиндустрии, где имеются серьезные научно-технологические заделы.

Основные конкурентные преимущества России связаны с высококвалифицированными специалистами в области НИОКР, богатыми запасами природных ресурсов, развитой системой образования, сохранением передовых позиций в отдельных направлениях фундаментальных исследований. Указанные преимущества и должны определять ключевые направления международной специализации страны в инновационных процессах, среди которых: активное кооперационное взаимодействие крупных отечественных научно-производственных структур с мировыми лидерами высоких технологий; производство продукции высокого качества или промежуточных изделий; проектно-конструкторские работы, формирование принципиальной идеи продукта, маркетинговые исследования; проведение фундаментальных исследований, подготовка научно-технических кадров.

Проект перечня тематических областей для финансирования поисковых и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий (Приложение 1 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» 2013-2020 годы) включает:

1.     Новые материалы и нанотехнологии.

2.     Информационно-телекоммуникационные системы.

3.     Биотехнологии.

4.     Медицина и здравоохранение.

5.     Рациональное природопользование.

6.     Транспортные и космические системы.

7.     Энергоэффективность и энергосбережение.

8.     Междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности.

Однако вопросы инновационного развития уже в течение ряда лет активно обсуждаются на различном государственном уровне. Обобщение итогов проводимых реформ дает основание для вывода о том, что преобразования производственных отношений и научной сферы, изменение структуры производства не дали тех результатов, на которые рассчитывали реформаторы и общество.

Определенные организационные и финансовые шаги в этом направлении сделаны. Разработана «Стратегия инновационного развития на период с 2014 по 2020 годы». В нее входят следующие этапы: наращивание инновационной активности предприятий, введение дополнительных льгот для развития инновационной инфраструктуры, повышение престижа высшего образования, выстраивание системы поиска талантливых детей, формирование механизмов поддержки государственных заказов и закупок инновационной продукции, осуществление поддержки выхода российских высокотехнологичных компаний на мировой рынок, содействие в реализации совместных инновационных проектов с зарубежными партнерами, осуществление финансирования активных исследовательских коллективов, формирование территориальных центров генерации и коммерциализации идей и т.п.

Также создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Реализуется Правительственная программа создания технопарков в сфере высоких технологий. Сформированы такие крупные институты развития, как Государственная корпорация «Роснанотех», Государственная корпорация «Российские технологии», Российская венчурная компания, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий и т.п. Однако, несмотря на это, сохраняется серьезный недостаток инвестирования в компании, находящиеся на самых ранних стадиях развития.

Проведенный анализ показывает, что для России на данный момент времени существуют внешние и внутренние угрозы, не позволяющие достичь лидерства в области инновационного развития. К ним относятся: ускорение технологического развития в мире, конкуренция за кадры и «умные деньги», изменение климата, старение населения, обострение структурных слабостей российской инновационной системы в результате введения санкций, утрата научного и технологического потенциала, ослабление геополитических позиций, закрепление сырьевого характера экономики, низкие темпы развития.

Поэтому для осуществления «Стратегии инновационного развития» необходимо учитывать недостатки при реализации предыдущей программы инновационного развития за период с 2002 по 2010 годы, а также учитывать влияние вышеперечисленных внешних и внутренних угроз.

Для выхода из создавшегося положения государство должно предпринимать целенаправленные и эффективные меры по развитию наукоемких отраслей.

Рецензенты:

Казакова О.Б., д.э.н., профессор, профессор кафедры инновационной экономики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Институт экономики, финансов, бизнеса, г. Уфа.

Бирюков А.Н., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и анализа Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.