Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE SYSTEM OF FORMING THE PARTICIPATIVE READINESS FOR UPBRINGING ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS AND CONDITIONS FOR ITS FUNCTIONING

Danilova V.V. 1
1 Kostanay State Pedagogical Institute
Разработана система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности и выявлен комплекс ее эффективного функционирования. При построении системы учитывались методологические подходы (системный, аксиологический и партисипативно-культурологический), принципы (общие и специфические). Определена структура и содержание системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Выбрано блочное построение системы с декомпозицией на компоненты и элементы. Определен комплекс педагогических условий, повышающих эффективность разработанной системы (паритетное взаимодействие будущих учителей в вузовской и вневузовской средах; информатизация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности; включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза). Результаты исследования освещают эффективность разработанной системы и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.
We elaborated the system on formation of participative readiness of future teachers for upbringing activity as well as the complex of its effective functioning. When creating the system methodological approaches (systemic, axiological and participative and culturological), the principles were considered (the general and specific ones). The structure and the maintenance of system are determined by formation of the participative readiness of future teachers for upbringing activity. Block structure of the system with decomposition on its components and elements is chosen. The complex of the pedagogical conditions increasing efficiency of the developed system (parity interaction of future teachers in high school and extra high school environments; informatization of system on formation of participative readiness of future teachers for upbringing activity; inclusion of future teachers in comanaging process by upbringing activity in educational process of higher education institution) is defined. The results of the research show the efficiency of the developed system and a complex of pedagogical conditions of its effective functioning.
out of door environment of higher educational institution
indoor environment of higher educational institution
participative and cultural approach
forming of the participative readiness
participative readiness

Целью данного исследования является разработка, теоретическое обоснование и апробация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, выявление и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.

Любая педагогическая система строится в соответствии с положениями методологических подходов. Мы придерживаемся точки зрения ученых (И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин), которые рассматривают методологический подход как «принципиально методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект, изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1, с.74]. Применение комплекса методологических подходов правомерно доказано Е.В. Яковлевым, Н.М. Яковлевой, и Н.О. Яковлевой, так как именно имманентная связь педагогических явлений должна рассматриваться с позиций разноплановых, но взаимодополняющих подходов (здесь функционирует принцип комплементарности в исследовании) [7].

Методология исследования

Исходя из предшествующего опыта, накопленного в педагогической науке и учитывая специфику исследуемой проблемы (партисипативный аспект), в качестве методологических основополагающих в нашем исследовании мы использовали системный, аксиологический и партисипативно-культурологический подходы. Cистемный подход органично обеспечивает построение системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности; аксиологический подход выступает в качестве основы отбора содержания системы по формированию партисипативной готовности к данному виду деятельности (стратегия исследования); партисипативно-культурологический подход служит технологической основой построения данной системы (тактика исследования).

Итак, исходя из характеристик системного подхода (компоненты, элементы, системообразующие факторы и связи (Е.В. Яковлев), мы можем констатировать, что система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности включает следующие блоки: нормативно-ориентационный, организационно-содержательный, методико-технологический и рефлексивно-коррекционный блоки; элементами системы служат воспитательные задачи; системообразующими факторами являются цель (формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности) и соуправление воспитательной деятельностью в процессе ее планирования, организации и диагностирования; комплекс функциональных связей обеспечивает взаимозависимость компонентов, их комплементарность и когерентность разрабатываемой педагогической системы.

Структура системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности

Нормативно-ориентационный блок имеет регламентирующий характер и включает нормативный и мотивационный компоненты (методологическая база, принципы построения системы, нормативно-правовой аспект, мотивация и т.д.). Данный блок выполняет следующие функции (исходя из функций входящих в него компонентов):

-          Целеполагающая функция направлена на формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности;

-          Мотивационно-ориентационная функция обеспечивает формирование устойчивых мотивов к соуправлению и самоуправлению воспитательной деятельностью на паритетных началах;

-     Регулятивно-регламентирующая функция отражает ориентацию партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности на требования социального заказа, отраженного в нормативно-правовых документах.

Организационно-содержательный блок направлен на эффективное формирование комплекса умений совместного планирования, организации и диагностирования воспитательной деятельности на основе знаний (когнитивного компонента данного блока). Данный блок взаимосвязан с методико-технологическим блоком и обеспечивает полноту его функционирования. К основным функциям представленного организационно-содержательного блока относятся: 1) информационно-комплементарная функция (овладение знаниями в области воспитательной деятельности через систему специальных дисциплин и посредством межпредметных связей); 2) коллективно-когнитивная функция (применение способов овладения знаниями о воспитательной деятельности на основе совместной деятельности); 3) организационно-управленческая функция (организация деятельности будущих учителей на основе привлечения к управлению и дальнейшее развития соуправления и самоуправления воспитательной деятельностью).

Методико-технологический блок включает комплекс методов, форм и средств формирования партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, технологию и процедуры формирования данного типа готовности. К функциям методико-технологического блока относятся:

- Аксиологическая функция (формирование ценностного отношения к воспитательной деятельности);

- Технологическая функция (формирование алгоритма совместного планирования, организации и диагностирования воспитательной деятельности);

- Партисипативно-креативная функция (развитие коллективного способа поиска решений и внутригрупповое делегирование на основе творчества).

Заключительным блоком системы партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности является рефлексивно-коррекционный блок. Основываясь на имеющихся результатах партисипативной подготовки, рефлексивный компонент данного блока играет важную роль в формировании партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, обеспечивая анализ поэтапных и заключительных результатов. Рассматривая рефлексию в непосредственной связи с практической деятельностью (Д. Шон [6]), мы рассматриваем два ее вида: рефлексия в деятельности (reflection-in-action) и рефлексия о деятельности (reflection-on-action), которые представляют собой два последовательных этапа сложного процесса формирования партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Данный блок включает анализ, коррекцию и мониторинг формирования партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Мониторинг позиционируется нами как «поэтапный процесс оценки состояния исследуемого явления, анализа факторов, повышающих эффективность данного процесса, выявление оптимального содержания, форм, методов, средств его организации» [5, с.18].

Таким образом, данный блок выполняет следующие функции:

-          Аналитико-диагностическая функция (выявление степени сформированности партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности);

-          Компенсационно-корректирующая функция (осуществление коррекционных мероприятий по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности);

-          Информационно-мотивационная функция (повышение побуждения будущих учителей к повышению уровня партисипативной готовности на основе анализа данных о совместной воспитательной деятельности).

Система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, основанная на комплексе системного, аксиологического и партисипативно-культурологического подходов и имеющая целью формирование партисипативной готовности к данному виду деятельности, включает следующие блоки: нормативно-ориентационный, организационно-содержательный, методико-технологический, и рефлексивно-коррекционный блоки; характеризуется открытостью, нелинейностью, флексибильностью, комплементарностью и интегративностью.

Данная система построена с учетом общих (принцип гуманизма, системности, взаимосвязи культур, учета культурных традиций, ценностного отношения к личности и воспитанию) и специфических (принцип диалогизма, интеграции теоретической и практической подготовки, сочетания управления и соуправления воспитательной деятельностью, паритетности в принятии решений) принципов.

Комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы

Любая система функционирует более эффективно при введении дополнительного комплекса условий. В нашем исследовании мы применяем именно комплекс, а не разрозненный состав педагогических условий, так как только комплекс обеспечивает всестороннее воздействие на педагогическую систему, имеющую социальную природу (Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева).

Выявление комплекса педагогических условий осуществлялось с учетом социального заказа общества и специфики партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности, ее содержания, результатов констатирующего эксперимента и личного опыта педагогической деятельности. Так, в нашем исследовании мы выделяем следующий комплекс педагогических условий:

1)    паритетное взаимодействие будущих учителей в вузовской и вневузовской средах;

2)    информатизация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности;

 3) включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза.

Первое условие - паритетное взаимодействие будущих учителей в вузовской и вневузовской средах - отражает нормативно-ориентационный и организационно-содержательный блоки исследуемой проблемы, будучи направленным на взаимодействие двух социальных сред (внутренняя среда вуза и его внешние связи) и представляет социально-мотивационную подструктуру среды.

Будучи включенным с первого этапа формирования партисипативной готовности в вузовскую среду и являясь ее динамической частью, будущий учитель преобразует ее в аспекте межличностных отношений. Так, партисипативный характер отношений между будущими учителями является движущей силой развития вузовской среды, но и вузовская среда определяет уровень развития данных партисипативных отношений. Двусторонний и взаимообогащающий характер на уровне «студент - вуз», «группа студентов - вуз», «студент - студент» позволяет выделить следующие функции вузовской среды:

1.         Когнитивная функция (формирование общепедагогических и специальных знаний в области воспитательной деятельности);

2.        Операциональная функция (развитие ПЗЛК будущих учителей в области воспитания);

3.        Стимулирующая функция (обеспечение активности студентов, вовлечение их в различные виды воспитательной деятельности);

4.        Партисипативная функция (взаимодействие будущих учителей в реализации задач воспитательной деятельности на основе инициативы, интересов, склонностей и т.д.).

Под вневузовской средой мы понимаем совокупность социальных институтов, условий и отношений, имеющих опосредованное влияние на партисипативную подготовку будущих учителей к воспитательной деятельности. Основными функциями вневузовской среды являются:

1.        Социально-управленческая функция (участие будущих учителей в функционировании и управлении воспитательными институтами);

2.        Деятельностно-преобразующая функция (совместное участие будущих учителей в создании локальных типов воспитательных институтов: кружков, секций, студий);

3.        Комплементарно-партисипативная функция (создание синергетического поля отношений между будущими учителями в процессе планирования и организации воспитательной деятельности на макро- и микроуровнях вневузовской среды).

Второе условие - информатизация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности - отражает методико-технологический уровень исследуемой проблемы, обеспечивая приоритетно комплексность методико-технологического блока системы партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности (представляет социально-методическую подструктуру среды). Данное условие предполагает репрезентацию воспитательных задач в сетевом пространстве (блоггинг, вебинары, веб-квесты, образовательные платформы). Ядром данного условия является кейсовый метод. Применительно к нашему исследованию кейсовый метод трактуется как абстрактно сформированное отражение воспитательной реальности, его одновременная проекция, отличающаяся отвлеченной завершенностью. Так как данный метод базируется на применении кейсов в учебно-воспитательном процессе, то целесообразно дать характеристику самому понятию «кейс» применительно к специфике нашего исследования. Анализ научных исследований, отражающих свойства кейсов в образовании (Е.Н. Красикова [2], А.В. Малаева [3], А.П. Панфилова [4] и др.) позволил выделить следующие характеристики кейса применительно к нашему исследованию: 1) коммуникативность кейса (развитие навыков совместного поиска решений с основой на коммуникацию); 2) социальная направленность (отражение объективной реальности в аспекте воспитательных ситуаций); 3) партисипативность (вовлечение всех субъектов коммуникации в процесс коллективного поиска решений воспитательных ситуаций); 4) технологичность в сочетании с креативностью (алгоритмизация процесса поиска решений при выделении структуры кейса и креативность в принятии нестандартных решений); 5) плюралистичность (наличие нескольких вариантов решений при отсутствии единственно правильного).

Третье условие - включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза - характеризует процессуальный уровень исследуемой проблемы, и направлено на эффективное функционирование результативно-рефлексивного, организационно-содержательного и методико-технологического блоков системы партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности (представляет социально-деятельностную подструктуру среды). В нашем исследовании под соуправлением воспитательной деятельностью мы подразумеваем процесс совместной деятельности по планированию, организации и диагностированию воспитательной деятельности на основе коллективного принятия управленческих решений, координации и кооперации. включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза предполагает переход личности учителя в аспект самостоятельности на основе взаимодействия с другими субъектами воспитательной деятельности и формирует поле необходимых умений для эффективного совместного планирования, организации и диагностирования данного процесса. Данное условие повышает эффективность функционирования системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности в аспекте организационно-содержательного и результативно-рефлексивного блоков посредством включения будущих учителей в процесс соуправления данной деятельностью в образовательном процессе вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Внедрение данной системы и комплекса педагогических условий происходило в рамках спецкурса «Теория и методика воспитательной работы» и посредством введения новых методов обучения (тандем-метод, кейс-стади метод, блоггинг воспитательной деятельности, вебинары по воспитательной работе и т.д.). Для проверки эффективности разработанной системы и комплекса педагогических условий мы использовали педагогический эксперимент в пяти группах (КГ, ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4). Педагогический эксперимент - «это комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогической гипотезы» [8, с.17].

 В КГ не применялись условия, использовались элементы системы, в ЭГ - 1 - система и первое условие, в ЭГ-2 - система и второе условие, в ЭГ-3 - система и третье условие, в ЭГ-4 - система и комплекс всех условий. За основу проверки эффективности системы и условий мы считали положение, при котором переход студентов преимущественно на творческий уровень является ведущим показателем данной эффективности. В результате анализа эффективности разработанной системы и комплекса педагогических условий мы пришли к следующим выводам (на основании статистического метода - хи-квадрат критерий): 1) распределение студентов на творческом уровне в КГ осталось на исходном уровне; имеются существенные изменения в экспериментальных группах; 2) в ЭГ-1 произошел прирост процента студентов преимущественно по показателю П1 (мотивационно-ценностное отношение к воспитательной деятельности) - на 12%; в ЭГ-2 - по когнитивно-операциональному  показателю - П2 - на 13%; в ЭГ-3 - по показателям П1 и П2 (на 12 %); 3) самые значительные изменения наблюдаются в ЭГ-4: прирост по показателю П1 - на 36%; по показателю П2 - на 28%; по показателю П3 (рефлесивно-констатирующий показатель) - на 36%. Усредненное значение прироста процента студентов на данном уровне в ЭГ-4 - на 36%, что доказывает эффективность не только разработанной системы, но и необходимость и достаточность выделенного комплекса педагогических условий.

Заключение

Так, необходимо заключить, что комплекс выявленных и обоснованных педагогических условий имеет положительное влияние на эффективность функционирования системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Являясь внешними факторами, данные условия воздействуют на блоки разработанной системы и выступают в качестве значимых компонентов образовательной среды, необходимых для ее (системы) успешной реализации.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», зам. директора по научной работе ППИ ЧГПУ, г.Челябинск;

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»,  г.Челябинск.a