Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCOLOGY FS A METHODOLOGICAL BASIS FOR COMMUNICATION DEVELOPMENT

Popova O.V. 1 Tkachenko E.N. 2 Koksharov S.A. 3
1 Federal state budgetary educational establishment of higher professional education «The Altay State Educational Academy n. a. V. M. Shukshin
2 Modern academy for the humanities
3 Municipal budgetary educational establishment «Cadets School»
In the article the methodological abilities of educology in the communication development processes are determined. The necessity of methodological transition of a modern educational system to educological principles of forming the theoretical grounds for communication development has been substantiated. The spheres of scientific research are specified as entering an integrated social and professional environment. The educology’s scientific field in searching the grounds of communication development is quite of complete interest from a methodological point of view. In the article the boundaries of a conceptual and terminological mechanism that are proposed within the frames of educology’s scientific field are being outlined. Educology is defined as a scientific branch studying a complex of arranged and spontaneously circulating knowledge about the world and regional (the particular one), individual and empirical (the single one) educational processes and systems in the Earth’s information system which appears to be as the Earth and Universe’s information data bank. Thus, the educology’s scientific importance lies in the following fact, namely, how to cognize, to live and commuticate in the social and professional space.
distance education technologies.
the Earth’s data bank
social and professional space
communication competence
an integrated social and professional environment
educological approach
educology

В настоящее время огромное значение имеет развитие коммуникативных взаимодействий на любом социально - профессиональном, личностно - социальном и субъект - субъектном уровне. При этом мы прекрасно понимаем, что просто владение некими компетентностными основами в области познания, владения набором иностранных языков в полной мере не решают проблему развития коммуникаций.

  Поля нашего научного поиска мы обозначили как подготовку к вхождению в единую социально-профессиональную среду. При этом авторы данной статьи рассматривают данную область педагогической науки с различных точек зрения:

  - теории и методики профессионального образования,

  - практики подготовки специалистов в конкретных профессиональных областях (экономика, юриспруденция, педагогика, психология, менеджмент и др.),

  - применения иностранных языков и их коммуникационных возможностей,

  - моделирования и проектирования образовательных систем;

  - мотивационного программно - целевого управления и др.

Создавая инновационную, принципиально отличную от традиционного процесса развития коммуникаций образовательную среду на основе средств телекоммуникаций, вебкоммуникаций, сетевых взаимодействий, коммуникационных возможностей глобального информационного пространства мы с самого начала столкнулась с научными проблемами, которые ранее не были исследованы.

Проведенные исследования показали, что наиболее полно с методологической точки зрения в поиске основ развития коммуникаций представляет интерес научное поле эдукологии.

Эдукология в системе наук об образовании и образовательных системах является достаточно новой научной областью.

С исторической точки зрения эдукология как наука обозначилась в 20 веке как некий социальный, самое главное социально - профессиональный заказ глобального социально - профессионального пространства. Эдукология как наука, на наш взгляд, достаточно быстро развивается, обретая все черты присущие науке. Ее область научное поле деятельности как науки это изучение общих закономерностей организации, функционирования и развития сферы образования в целом и отдельных образовательных систем в частности.

Считается, что впервые термин "эдукология" предложен в 1964 г. Элизабет Штайнер, а позже Кристенсеном. В 1989 г. Карлосом Оливера предпринята попытка обоснования термина, получившая впоследствии поддержку, в том числе и такого известного педагога-исследователя как президент Международной академии образования Т. Хюсен [1].

Эдукология в своем научном поиске позиционируется на исследованиях науки об образовании как социальном институте. И ее методологическая основа в новом, самостоятельном подходе к образованию как социальной науки.

Мы посчитали необходимым в данной статье дать границы понятийно - терминологического аппарата, предлагаемого в рамках научного поля эдукологии. Начнем с того, что основы термина эдукология происходят от латинского educo - обучаю и logos - слово, учение, наука. Исходя из латинских истоков это наука, которая стремится осмыслить закономерности функционирования и развития сферы образования в целом.

К сожалению, как всякое новое, она находится в стадии становления и пока еще не имеет общепризнанного статуса, как, впрочем, и устоявшегося, четко детерминированного и признанного всеми учеными предмета.

Нам видится, что достаточно полно характеризует эдукологию как науку термин, предложенный В. А. Извозчиковым, который определяет эдукологию как научную область, изучающую комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах, выступающий как информационный фонд Земли - Космоса [2].

Мы принимаем за основу то, что эдукология как наука формирует более высокий методологический уровень исследования образовательного пространства и образовательных систем, включая систему глобального социально - профессионального образования по отношению к социологии, экономике, политологии образования.

В рамках научного поля эдукологии проявляются интегративные процессы в области знаний об образовании.

Исходя из этого развитие коммуникации в эдукологии связано с подготовкой к вхождению в единую социально-профессиональную среду и последующей реализацией устойчивых систем коммуникационного взаимодействия в данной среде.

Не смотря на то, что эдукология относительно молодая наука, мы получили четкое представление, что поле ее научного исследования и научный аппарат уже достаточно полно, на сегодняшний день, определились.

Так объект эдукологии это целостное изучение образовательных систем со всем многообразием их внутренних и внешних связей

Следовательно, предметом эдукологии является целостное изучение образовательных систем, законов их функционирования и развития, связей с другими общественными институтами.

Исходя из объекта и предмета основная задача эдукологии - изучение, разработка и прогнозирование образовательных систем, адекватных меняющемуся содержанию обучения и воспитания [3].

Уже в объекте, предмете и задачах видна методологическая основа развития коммуникаций вообще и социально и профессионально значимых в частности.

  Методологической основой развития коммуникаций в эдукологии являются общенаучные принципы комплексного изучения объекта исследования. Главные методы исследования, применяемые в эдукологии для научного исследования развития коммуникаций, - это системный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, морфологический и типологический синтез [3].

У нас не вызывает сомнения в том, что нет нужды определять значение педагогической науки для развития коммуникаций необходимых для новых поколений, но есть необходимость дополнить имеющиеся в обществе возможности совершенствования системы образования новыми комплексными знаниями о каждом направлении коммуникативных взаимодействий, то есть новой и очень перспективной наукой эдукологией [5].

  Подтверждение нашей позиции являются высказывания великих ученых, которые нам кажутся уместными в рамках нашей статьи [4]:

 - Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут (Аристипп)

- Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит (Цицерон).

 - Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении (Конфуций)

"Уча других, мы учимся сами". Сенека

"Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним". И. Песталоцци

.- Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут (Ломоносов М. В.).

-Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника (Белинский В.Г.)

"Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию". К.Д. Ушинский

"Мудрость не боится незнания, не боится сомнений, труда, исследования, боится одного: утверждения того, что она знает, чего не знает" Л.Н.Толстой

- Я больше чем когда-либо убежден, что непременно появится такое поколение, которое по опыту узнает, что учение не требовало и десятой доли времени и усилий, которые обыкновенно для этого требуются (А.Эйнштейн).

- Это чудо, что современные методы обучения не полностью задушили святое любопытство и независимость (П.Л. Капица).

Все вышеприведенные высказывания от самых древних до настоящего времени подтверждают необходимость научного исследования в области осмысления закономерности функционирования и развития сферы образования в целом и коммуникаций в каждой социально - профессиональной сфере.

  Однако все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. На это направлены, в том числе и стремительно развивающиеся коммуникационные средства и каналы коммуникаций.

  Сегодня необходимо учитывать то обстоятельство, что будущее развитие общества в целом и каждой страны в отдельности больше определяется уровнем культуры и мудрости человека, чем техническим прогрессом [1].

 Таким образом, значимость эдукологии как науки состоит в том, как познать, как делать, как быть, как жить и как общаться в социально - профессиональном пространстве [5].

В своем научном поиске, направленном на развитие коммуникаций в образовании вообще и профессиональном в частности, мы пришли к пониманию, что с одной стороны, возникает необходимость в персонификации образования, с другой стороны, необходимо использовать все более сложные и многообразные коммуникационные процессы. Все это возможно только путем изменения и модернизации образования как сложной системы, включающей в себя и человека, и природу, и общество. И нам видится, что в решении таких проблем без привлечения эдукологического подхода не обойтись.

При этом мы пришли к осознанию, что эдукология это не единичное знание, а некой сложный и многообразный комплекс наук.

Как комплекс наук, эдукология включает в себя собственно изучение вопросов образования, а так же: философию образования; историю образования; сравнительную педагогику, теорию и методику профессионального образования, социальную педагогику и психологию и др.

Кроме того эдукология дополняет новым содержанием цикл прикладных научных дисциплин, таких как антропология, психология, социология, экономика, география, политика, управление.

Эдукология изменяет логические построения в цикле наук об образовании, объединяющих теорию образования, структуру, планирование, цели, содержание, изучение пользователей и персонала, особенностей коммуникационных  систем, методику, проблемы консультирования, ресурсов и финансирования [4]. Все это позволяет рассматривать процессы коммуникации как многоплановые во всех аспектах их развития и применения.

Особое место в наборе научно - предметного поля эдукологии как комплексной науки, методология которой может быть применима как основа развития коммуникаций, занимает инженерия знаний как наука о месте информационно насыщенного знания в мире информационных потоков, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [5].

С позиций эдукологии развитие коммуникаций и коммуникационного взаимодействия в социально - профессиональном пространстве предполагает, что все характеристики такого образовательного процесса конструируются, исходя из интересов, потребностей и устремлений лиц, вовлеченных в образовательную деятельность и обучающих и обучаемых.

Мы установили, что даже в содержании термина «эдукология», определяется место данной науки в развитии коммуникационных процессов как философского учения о социально-антропологической целостности, представляющее собой органическое единство отдельного и совокупного человека (личности и общества), а такое объединение задач социума с чаяниями и возможностями обучаемого.

В эдукологическом подходе доминирует не статус управления и регулирования образовательной деятельности, а положение партнерства и сотрудничества, при самоуправляющей образовательной деятельности участника коммуникационных взаимодействий в образовательном процессе. Практическая реализация данного подхода дает возможность создать ситуационную модель развития коммуникаций для любых социально - профессиональных взаимодействий, в которой учитываются различные факторы коммуникативных процессов в среде обучаемых и необходимые уровни взаимодействия с обучающими.

 В эдукологии как методологической основе развития коммуникаций нам видится иное, по сравнению со сложившимся в науках об образовании, понимание сущности образования и его миссии в развитии систем коммуникаций разного порядка - от субъект - субъектных взаимодействий до всей глобальных коммуникационных информационных сетей.

Рассматривая развитие коммуникаций как сложноорганизованных систем мы считаем, что образование как явление, необходимо всем и при формировании процессов развития коммуникаций выступает как основа изменения образов более сложных систем, включающих в себя всю совокупность коммуникативных процессов от культурно - просветительских до социально - профессиональных. .

  В процессе исследования мы выяснили, что эдукологический подход позволяет планомерно развивать коммуникации вообще и коммуникационные взаимодействия на всех шести уровнях системы образования, выделяемых современными исследователями.

  Так на личностном уровне или уровне самообразования, который начинается у человека в самом раннем детстве и продолжается на протяжении всей его жизни и направлен на усвоение опыта поколений и на собственное развитие, основой развития коммуникационных взаимодействий становится система внутренней самоорганизации. В данном случае эдукологический подход способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных и профессионально - значимых качеств. Отдельно стоит отметить, что личностный уровень с точки зрения эдукологии является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

  Следующий уровень значимый для развития коммуникаций это семейный уровень образования. С точки зрения эдукологии, как науки об образовании под семейным уровнем образования подразумевается семейное воспитание и образование, которое представляет собой, систематическое целенаправленное воздействие и взаимовоздействие на всех членов семьи, а также семейного уклада не зависимо от того какие семейные роли приняты каждым из членов семьи. При этом эдукологический подход не разделяет воспитание и образование как отдельные процессы, а рассматривает коммуникативные процессы в единстве и многообразии всех семейных связей. При этом в существующих социальных условиях это не узкая, конкретная задача усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи, построение коммуникативных отношений как внутри семьи, так и с внешней средой на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья, но неразрывно связано с самовоспитанием и самообразованием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективные коммуникативные связи между собой и с детьми.

  Следующий уровень развития коммуникаций выделяемых эдукологией это уровень образовательного организаций. Когда говорят об образовании, чаще всего вспоминают об обучении на начальном, среднем, общем, специальном и высшем уровнях образования. Однако с точки зрения эдукологии система образовательных организаций это некое единое целое, по крайней мере с точки зрения развития коммуникаций. В техническом смысле при эдукологическом подходе образование это процесс, посредством которого общество через образовательные организации (школы, колледжи, университеты и другие институты) целенаправленно передает свое культурное наследие, накопленное знание, ценности от одного поколения другому через единое информационно - коммуникационное пространство.

  С эдукологической точки зрения важно выделение еще трех уровней - регионального, государственного и межгосударсвенного. Каждый из этих уровней вносит свои особенности в развитие коммуникаций и коммуникативных взаимодействий, в том числе и для коммуникаций в области образования.

  Актуальность идеи регионализации в эдукологии определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры. При этом специфика коммуникаций при реализации образовательных интересов на региональном уровне определяется не только удовлетворением потребностей каждого человека, но является следствием различий не только его личных способностей, но и тех условий, в которых конкретная личность осуществляет свое индивидуальное образование. Под региональным уровнем в образовательном пространстве эдукология понимает единство и многообразие совокупности научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе.

  Развитие коммуникаций в образовательной системе на уровне государства в эдукологическим подходе понимается вся совокупность коммуникативных связей, взаимодействий, средств, методов, форм и др. в образовательных учреждениях разного типа, взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов в отдельно взятой стране. Все вместе они создают среду социализации человека, превращения его в личность, способную к коммуникативным взаимодействиям различных направлений, при этом коммуникации обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, этических и всех других отношений.

  Не менее важным в развитии коммуникаций с точки зрения эдукологии является уровень, определяемый образовательной системой в межгосударственном взаимодействии. При глобализации экономики конкурентные преимущества в любой стране обеспечиваются развитием образования и науки. В Декларации Пятой международной конференции ЮНЕСКО было подчеркнуто, что в современных условиях необходима такая образовательная политика, реализация которой позволит в XXI веке "учиться познавать и делать, учиться быть" [2, с.31].

  В настоящее время в мировых интеграционных процессах важнейшей стратегической задачей становится создание общего информационно - коммуникационного образовательного пространства. Это пространство должно существовать на основе согласованной системы признания документов об образовании (от начального до высшего и послевузовского), позволяющей беспрепятственно получать образование в учебных заведениях государств-партнеров.

  Единое информационно - коммуникационное образовательное пространство может быть создано только при общности принципов государственной политики в сфере образования. Только при условии обеспечения равных возможностей и прав граждан на получение образования и единых подходов к разработке государственных образовательных стандартов и программ. А такие процессы просто невозможны без планомерных и систематических исследований развития коммуникаций с применением эдукологического подхода.

  Только создание единого информационно - коммуникационного пространства с применением методологических основ эдукологии, на наш взгляд, может:

  - ускорить процессы становления общего научно-технологического, экономического, культурного и других видов коммуникационного взаимодействия,

  - на основе коммуникаций расширить возможности подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы,

  -создать условия для совершенствования отношений межнационального и межгосударственного общения.

Таким образом, мы считаем, что проводимые нами исследования по решению проблемных вопросов развития коммуникаций в социально - профессиональной образовательной среде это дополнение именно в эдукологию в части развития современных образовательных наук в целом и проблемной сверхзадачи созидания принципиально новой науки образования - эдукологии, в частности.

Рецензенты:

Шабанов А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики, директор Новосибирского филиала Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия». г. Новосибирск.

Мокрецова Л.А., д.п.н., профессор, ректор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», г. Бийск.