Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE COOPERATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EMPLOYERS OF MUNICIPAL LEVEL

Klescheva N.A. 1 Petruk G.V. 2
1 Far-Eastern Federal University
2 Vladivostok State University of Economics and Service
In the article, the expediency of the cluster forms of strategic partnership of educational institutions and employers at the municipal level. The experience of designing vocational education cluster environment on the example of company towns Arsenyev Far East region. Proposed domain structure of each domain of the cluster, reveals the content and features of each domain. Shows the trajectories of the interaction of all the subjects of the cluster environment. The results of joint development of the composition and structure of professionally important qualities of future specialists and to design the whole process of the formation of these qualities in the system of vocational training. The basic stages of research activity on the example of the direction of preparation "Economy and Management". It has been stated that the process of forming and development of professionally important qualities of economist-managers is expediently to organize in the system of independent students´ work in the frame work of which corresponding preparation profile will function quasiprofessional sphere. It has been proposed technology of working out of methodical and didactic providing of a given sphere and project prucedure of variative educational routes of its mastery. Defined the future prospects of the study.
quality of education
social partnership
educational institutions
employers
company towns
the cluster of educational and professional environment
professional qualities
independent work of students
educational divergent routes
Подготовка специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и конкурентно устойчивых в профессиональной среде служит стратегическим ориентиром при формировании нормативной, кадровой и структурно-организационной политики системы профессионального образования. Одним из средств достижения обозначенной цели является социальное партнерство образовательных учреждений с заинтересованными сторонами - предприятиями и организациями, структурами государственного управления, социальными группами, демонстрирующими интерес к вопросам качества подготовки специалистов. Формирование такого социального партнерства может стать средством обеспечения качества образования, обновления его содержания, формирования кадровой политики и повышения экономической эффективности.

В современных образовательных документах стратегическое партнерство между заказчиками и поставщиками образовательных услуг определено как одно из обязательных условий подготовки высоко конкурентных специалистов. Сегодня уже запущены механизмы по участию работодателей в формировании образовательных стандартов, установлению нормативов ресурсного обеспечения образовательных учреждений, в аттестационных комиссиях по аккредитации учебных заведений разного уровня подготовки и многих других формах сотрудничества [2,4,5]. Необходимо отметить, что внимание к проблемам социального партнерства в сфере образования прослеживается, в основном, лишь на федеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях утверждение этой модели взаимодействия идет достаточно сложно. Однако, именно на этих уровнях государственного устройства очевидна необходимость разработки четко отлаженных механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон, формируемых с учетом специфики социально-экономической и образовательной инфраструктуры соответствующих субъектов Российской Федерации.

Особенно актуально решение такой задачи для малых городов России (моногородов), в которых, как правило, имеется градообразующее предприятие и образовательная структура, ориентированная конкретно на удовлетворение кадровых потребностей данного хозяйствующего субъекта. Представляется, что при выборе общей стратегии взаимовыгодного профессионально-образовательного партнерства в данных территориальных образованиях, следует использовать методологию кластерного подхода [1,6]. Географическая локализация всех участников стратегического партнерства, регулирующих многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации будет способствовать оперативному созданию общей образовательной, производственной и информационной инфраструктуры.

В статье изложен опыт организации социального партнерства образовательных учреждений и работодателей, построенный по кластерному типу, в моногороде Арсеньев Приморского края. Предложена структура сформированной кластерной образовательно-профессиональной среды. Представлены результаты совместной деятельности для направления подготовки «Экономика и управление на предприятии».

Проектирование кластерной образовательно-профессиональной среды

В городе Арсеньев имеются два градообразующих предприятия - машиностроительные заводы «Прогресс» и «Аскольд» и широкая сеть образовательных учреждений среднего, средне-специального и высшего уровня подготовки. Для четкого определения статуса и полномочий всех заинтересованных сторон проектируемый кластер условно был разбит на четыре домена: домен «заказчик образовательных услуг» - работодатели, домен «поставщик образовательных услуг» - образовательные учреждения города, домен-транслятор - производственно-образовательный процесс, обеспечивающий качественную подготовку специалистов требуемой квалификации и домен-навигатор - органы государственного и муниципального управления.

Первый домен был сформирован в виде учебно-производственного центра, состоящего из трех секций - на базе ОАО «Прогресс», состоящего из трех секций - прогнозной, экспертной, производственно-обучающей. Основные направления деятельности центра:

  • определение численности и структуры требуемого кадрового потенциала на основании анализа текущих и перспективных объемов производства;
  • делегирование полномочий для участия в формировании второго домена образовательного кластера;
  • разработка состава и структуры профессиональных компетенций специалистов требуемой квалификации;
  • организация учебно-производственных площадей для проведения профориентационных, обучающих и производственных мероприятий со всеми потенциально возможными субъектами образовательной среды.

Второй домен кластера является основным поставщиком трудовых ресурсов, необходимых работодателям. Ядром этого домена является филиал Дальневосточного федерального университета в городе Арсеньев, в котором ведется подготовка специалистов высшей категории по трем образовательным направлениям, отвечающим требованиям заказчика: самолето-и-вертолетостроение, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, экономика и управление на производстве. В то же время, прогнозная экспертиза, проводимая представителями заказчика, позволила установить потребность рынка труда города в высококвалифицированных рабочих, подготовка которых традиционно ведется в профессиональном лицее № 32 и колледже филиала ДВФУ. Эти два образовательных учреждения также были включены в образовательно-производственный кластер.

Решение проблемы насыщения рынка труда профессионалами невозможно без планомерно организуемой профориентационной работы, позволяющей выявить предпочтения в будущей профессиональной сфере. Совершенно очевидно, что начинать эту работу с кадровым потенциалом нужно со школьной скамьи, поэтому «замкнули» все возможные уровни взаимодействия между поставщиками и заказчиками образовательных услуг четыре общеобразовательные школы.

Третий домен кластерной среды транслирует образовательные и производственные технологии от одного домена к другому. На базе учебного центра для учащихся технических 10-11 классов проводятся практические занятия. В лаборатории материаловедения филиала ДВФУ по прикладным программам проводится ряд мастер классов по металлографическому анализу, как одному из методов повышения качества и надежности производства деталей вертолетостроения. Университет осуществляет системную работу со школьниками через систему довузовской подготовки по профильным дисциплинам: математика, физика, русский язык. Предприятия предоставляют производственную платформу для практических и лабораторных занятий, стажировок, производственных практик студентов колледжа, вуза и профессионального лицея. Преподаватели филиала, колледжа и лицея находятся в тесном взаимодействии с предприятиями и проходят на них стажировку. В свою очередь, представители заводов являются преподавателями специальных дисциплин, входят в состав аттестационных и экзаменационных комиссий на государственной защите выпускных квалификационных работ студентов. Учебный отдел производственного центра кластера несет ответственность за качество подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению от предприятия. В общеобразовательных учреждениях города, включенных в кластер, получают профильное образование 86% учащихся 10-11 классов, при этом более половины учащихся предпочли техническое направление, что соответствует потребностям рынка труда городского округа. В рамках дополнительного образования на базе ААК «Прогресс» создан технический класс, который объединил 129 учащихся с 9 по 11 класс. В последние годы в школах города проходит ежегодная конференция «Ступени к успеху», на которой представляются исследования школьников по разнообразным областям наук. Победители конференции приглашаются на более высокий научный уровень - студенческую конференцию «Молодежь ХХI века», которая проходит на базовом предприятии «Прогресс». На этом уровне научно-профессионального партнерства уже участвуют студенты колледжа, филиала ДВФУ, а также молодые сотрудники предприятия и преподаватели.

Оперативное сетевое взаимодействие, координация всех частей внутри кластера образовательной среды осуществляется четвертым доменом - органами местного самоуправления. Таким образом, все механизмы взаимодействия между субъектами кластера работают как на повышение квалификации преподавательского состава, так и на эффективность образовательной подготовки будущих специалистов.

Ниже будут представлены результаты одного из возможных направлений взаимодействия внутри кластерной среды - определение структуры и состава профессионально важных качеств будущих специалистов и разработка принципов их формирования в образовательном процессе для направления подготовки «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)».

1. Анализ сферы профессиональной деятельности экономистов-менеджеров позволил сформировать взаимосвязанный комплекс их профессионально важных качеств, характеризующих особенности поведения, мышления и социализации специалистов данного профиля. На основании специально разработанной методики оценивания [3], была определена взвешенная интегральная оценка каждого качества (по пятибалльной шкале). Профессиографическую экспертизу проводило 35 экспертов: 40% - экономисты, 25% - менеджеры, причем 20% - менеджеры высшего звена, 20% - бухгалтера, 9% - главные бухгалтера и 6% - начальники экономических отделов.

2. Поиск оптимальных подходов к организации процесса формирования и развития профессионально важных качеств экономиста-менеджера позволил обосновать возможность организации данного процесса в системе самостоятельной работы студентов.

3. Разработка структурно-организационного, методического и дидактического обеспечения, а также средств психолого-педагогической поддержки процесса формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов осуществлялась в несколько этапов:

  • разработка технологической поддержки данного процесса;
  • конструирование дисциплинарного поля самостоятельной работы;
  • проектирование образовательных маршрутов, по которым может осуществляться процесс формирования и развития ПВК экономистов-менеджеров. Основополагающим принципом проектирования образовательных маршрутов был выбран принцип системной вариативности, обеспечивающий субъектную, технологическую, содержательную и деятельностную вариативность образовательного пространства.

4. Формирование системы мониторинга реализуемого процесса осуществлялось в двух взаимосвязанных направлениях. В социально-профессиографическом аспекте: выделены четыре уровня формирования (и их критерии) исследуемых качеств, отражающие структурно-функциональную взаимосвязь кадрового состава соответствующей профессиональной сферы; предложен и апробирован в образовательной практике комплекс психодиагностических методик определения уровня сформированности исследуемых профессионально важных качеств экономистов-менеджеров. В образовательном аспекте: предложена совокупность и последовательность включения в систему самостоятельной работы видов квазипрофессиональной деятельности, по результатам выполнения которой можно судить об определенном уровне развития соответствующих ПВК; разработаны оценочные шкалы уровня и качества выполнения видов деятельности, реализуемых посредством включения в образовательный процесс каждой технологической единицы.

Разработка комплексной системы мониторинга позволила сформировать «систему портфолио» на каждого студента - участника педагогического эксперимента - пожелавшего связать свою будущую профессиональную деятельность с предприятием, представители которого выступали в формировании социального заказа. В портфолио отражались как учебные показатели студентов, так и результаты выполнения различных видов профессиональных заданий, разработанных совместно с работодателями. Экспертиза соответствия заявленных результатов реальным показателям качества профессиональной деятельности молодых специалистов осуществлялась на протяжении двух лет с момента окончания вуза. Результаты экспертизы послужили основанием для корректировки методической системы поддержки процесса формирования и развития профессионально важных качеств экономистов-менеджеров, а также расширения дисциплинарного поля функционирования данного процесса.

Заключение

В статье описан опыт организации социального партнерства работодателей и образовательных учреждений на примере производственно-образовательного кластера, который функционирует в городе Арсеньев Дальневосточного Федерального округа.

В основе формирования образовательной среды по кластерному типу, прежде всего, лежит принцип территориальной близости, что и определяет эффективность взаимодействия. Территориальная близость участников позволяет сформировать единое информационное профессиональное про­странство общения, распространения зна­ний, обмена новыми технологиями, инновационной про­дукцией. Использование данного принципа логично приводит к функционированию взаимовыгодному сотрудничеству в реализации совместных проектов, укрепляющих положение каждой единицы кластера, как на рынке труда, так и на рынке производства продукции.

В предлагаемой схеме организации социального партнерства работодателей и образовательных учреждений все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения - как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством.

Рецензенты:

Потапова М.В., д.п.н., профессор, проректор по науке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» Министерства образования и науки РФ, г.Челябинск;

Карастелев Б.Я., д.т.н., профессор, заместитель директора по науки филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточного Федерального Университета в г. Арсеньеве , г. Арсеньев.