Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A FAIRY-TALE THERAPY METHOD IN FORMATION OF HUMANE FEELINGS AND TEENAGE RELATIONS

Tokareva Yu.A. 1 Vakhrina N.V. 1
1 «Ural Institute for the Humanities»
The research on the peculiarities of humane feelings and teenage relations development as integral psychological formations determined by the personality values and attitude to the social norms and demands was held. It is found out that teenagers from orphanages are more intolerant compared with the peers from the two-parent families. The program of formation of humane feelings and teenage relations is developed and realized, this program by means of ecological and humane impact helps to provide the understanding on humane actions, tolerant attitude and their influence on personal and interpersonal development. The metaphors and elements of the art therapy and doll therapy used in the program create the necessary aspects for deliberate attitude to the main aims and values among those there is a humane attitude to yourself and others. Efficiency of the developed program is confirmed by statistics that is the increase of the percentage of people striving for tolerant altruistic relations, positive communication, empathic contacts.
fairy-tale therapy
humane relations
humane feelings

Гуманизация и деидеологизация систем развития, воспитания и обучения подростков, актуализировали ряд проблем, которые на данном этапе развития психологической науки не являются детально разработанными, среди которых методы формирования нравственной личности, посредством осознанного отношения к социальным нормам и ценностям. Современное общество выдвигает новые цели становления  и развития гуманной личности, умеющей устанавливать и поддерживать гуманные отношения с окружающими, не допускать унижения человеческого достоинства, жестокости, грубости [2].

В качестве глобальной цели воспитания и развития, в рамках педагогической психологии, выступает личность, имеющая положительную установку на другого, проявляющая желание помочь окружающим людям; гуманистически настроенная личность, умеющая сопереживать и сорадоваться, ощущать внутренний мир другого человека, анализировать свои поступки и, если это необходимо, жертвовать своим благополучием ради благополучия других людей [1]. На наш взгляд, именно личность, наделенная гуманными чертами характера (доброжелательность, отзывчивость, миролюбие, бесконфликтность и т.п.), а также умеющая проявить гуманные чувства (эмпатия, толерантность, сострадание и т.п.) представляет важный базис высоконравственного общества и повышения морального иммунитета.

Таким образом, актуальность психологического исследования характера развития гуманных чувств и отношений подростков связана с необходимостью повышения уровня морально-нравственного и ценностного развития подрастающего поколения. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников нравственной неустойчивостью [3]. Характерным результатом неблагоприятных влияний ограничений, отсутствия целенаправленной задачи гармоничного развития ребенка в детском доме, выступает низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу, окружающим, условное и формальное принятие норм и общечеловеческих ценностей.

 Общество и государство заинтересованы в том, чтобы выпускники детских домов и учреждений интернатного типа, были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути социально приемлемым способом. Воспитание и обучение сегодня, вне зависимости от условий, должны готовить детей к процессу постоянных жизненных и профессиональных перемен, развивать творческую инициативу, социальную ответственность, активную жизненную позицию [5].

В поиске путей и средств формирования гармоничной личности педагогическая психология останавливает свое внимание на тех вариантах воздействия, где воспитанник чувствует свободу выбора и  ненавязчивость в усвоение норм жизнедеятельности. К данным средствам, как психологического развития, так и коррекции, относится сказкотерапия. Привлекательность сказкотерапии, как способа развития гуманных отношений, заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне [6]. В процессе совместной работы с подростками происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Метод сказкотерапии активизирует ресурсы, потенциал личности в любом возрасте [4].

Сказкотерапия, как отмечают многие исследователи, является одним из двигателей личностного развития ребенка, будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказкотерапия в своих символах содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, выгоды от знаний и соблюдения нравственных норм, следования ценностям (В. Беттельгейм, М. Е. Бурно, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. Ф. Лосев, Н. Г. Малахова и др.). Очевидно, что развитие гуманных чувств и отношений детей посредствам сказкотерапии,  является одной из основ формирования  доброжелательных  взаимоотношений между детьми в группе. К пониманию смысла добра, совести ребенок приходит через постижение элементарных норм нравственности. Ребенок постигает их через поступки героев сказок, историй и их взаимоотношения с окружающим. Формирования гуманных чувств и отношений у детей - сирот, методом сказкотерапии,  создаст необходимые предпосылки для дальнейшей социализации детей, обеспечит высокую мобильность в жизнедеятельности и самопостижении [6].

Анализ теоретических источников по проблеме формирования гуманных чувств и отношений подростков позволил прийти к следующим заключениям.

Для большинства исследований гуманности, выполненных в отечественной и зарубежной психологии характерно: рассмотрение развития и сущности гуманности как процесса, направленного на усвоение культурных, социальных, нравственных норм и ценностей, которые становятся внутренними регуляторами деятельности субъекта; представление о гуманных чувствах и  отношениях, как о совокупности  нравственно-психологических  свойств личности, выражающих терпеливое, осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности; убежденность в том, что развитие и проявление гуманности возможно только в совместной, со взрослыми и/или сверстниками деятельности[1, 2].

Каждое из составляющих гуманности представляет собой единство трех компонентов. Первый - знания о нормах проявления гуманности, о смысловой наполненности данного духовно-нравственного образования (когнитивный компонент). Второй - гуманные чувства в отношении себя и другого (эмоциональный компонент). Третий - проявление гуманистической направленности (поведенческий компонент). Сложность и динамичность формирования гуманных чувств и отношений обуславливает его целенаправленный, психолого-педагогический характер. Развитие гуманных отношений следует начинать с детства, когда закладываются основные нравственные категории. Специальное развитие важно в подростковый период, когда перспективы жизни, взгляды на собственную жизнь, нравственные ценности, взгляды на межличностные отношения начинают приобретать осознанность [2]. К старшему подростковому возрасту имеются все возможности для реализации полноценных гуманных отношений и искреннего проявления гуманных чувств.

Особое внимание, с точки зрения наличия сформированных гуманных чувств и отношений, привлекают подростки из детских домов и интернатов условия воспитания и обучения которых носят нестабильный характер. Исследования их индивидуально-психологических особенностей показывают, что у воспитанников детских домов, развиваются психологические и личностные особенности, которые купируют возможности для появления гуманных отношений в группе, утверждая такие качества как агрессивность, тревожность [3].

Специфика использования сказкотерапии, в процессе формирования гуманных чувств и  отношений у воспитанников детского дома, способствует ненавязчивому раскрытию их личностного потенциала, формированию адекватного отношения к себе и окружающим, а также формированию нравственных качеств личности.

 Все выше изложенное позволяет утверждать, что научный поиск решения проблемы формирования гуманных чувств и отношений, направлен на преодоление противоречий между:

- наличием проблемы формирования гуманных чувств и отношений подрастающего поколения, её сложностью и многогранности и важностью её разработки в психологической науке и практике;

  - целенаправленным воздействием «взрослой культуры», в том числе гуманных отношений, и спонтанностью развития ребенка, его деятельностью;

 - коллективным характером сознания и организации педагогического процесса в детском доме и индивидуальным по своей сути характером усвоения гуманных отношений;

 - потенциальными возможностями школы и детского дома в воспитании гуманных чувств и отношений  и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологий ее формирования.

Таким образом, цель исследования:  формирование гуманных чувств и отношений у воспитанников детских домов методом сказкотерапии. Исходя из содержания понятий гуманные чувства и отношения, которые рассматривались нами как: гуманные чувства - это терпимое отношение к другому и его недостаткам, способность сострадать, сопереживать человеку,  стремление к деятельности на пользу других, желание принести пользу ближнему. Гуманные отношения - это осознанное взаимодействие, в основе которого лежит принятие социальных норм и ценностей, построенное на дружелюбии, ответственном отношении к людям, характеризующиеся стремлением  к созданию психологически комфортной обстановки для совместной деятельности, достижению взаимопонимания в коллективе, желания помогать всем, был подобран диагностический инструментарий. Методики исследования: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; методика диагностики личностной установки «альтруизм - эгоизм» О.Ф. Потемкиной; методика изучения смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; анкета оценки отношения подростка со сверстниками Бруннер Е.Ю.  Исследование проводилось в детском - доме школе № 1, школе - интернате № 5 г. Серова, детских домах Карпинска, Ивделя, и Верхотурья,  МОУСОШ № 1,  № 21 города Серова. На разных этапах исследования приняли участие 150 воспитанников детских домов и 150 учеников общеобразовательных школ. На формирующем этапе эксперимента 28 подростков из детского дома.

Результаты констатирующего эксперимента показали наличие значимых различий в проявлении гуманных чувств и отношений у подростков из детских домов и полных семей. Так, определяя различия в проявлении эмпатических способностей, установлено, что у подростков из детских домов отсутствует эмоциональная отзывчивость, они не способны  воспринимать внутренний мир другого человека (t=-3,2). Для воспитанников детского дома характерна атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности, а подростки из полной семьи способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности(t=-7,6). Различия по каналу эмпатии (t=-2,1) показывают, что подростки из полной семьи обладают способностью к пониманию другого на основе сопереживаний, а подростки из детского дома не могут поставить себя на место партнера. Таким образом,  подростки их полных семей эмпатийны, толерантны, доброжелательны, они умеют понимать и чувствовать другого, способны выстраивать доброжелательные отношения. Подростки из детских домов сосредоточены на себе и создании для себя комфортных условий, в том числе для общения (t=-5,8). Статистическая обработка данных показала наличие значимых различий в проявлении толерантных, эмпатических чувств подростков из детских домов и полных семей.

Полученные в исследовании данные послужили причиной для формирования гуманных чувств и отношений подростков из детских домов. Данное формирование, средствами сказкотерапии, позволяет пересмотреть свои представления, взгляды, идеалы, отношения к другим людям, (и в первую очередь к самому себе),  создать предпосылки для гармоничного личностного становления. Сказка учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, не смотря на трудности, формирует у подростка,  основы дружеского поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром [6].

В результате реализации программы, были получены данные доказывающие эффективность проведенной работы. Кратко остановимся на наиболее значимых результатах. Изучая эмпатические способности у воспитанников детского дома, после проведения программы,  были выявлены значимые различия, связанные с позитивным изменением  по всем каналам эмпатии,   а значит и в развитии гуманных чувств в целом (Т-критерий Вилкоксона). Подростки стали проявлять внимание к другому человеку (партнеру по общению), его состоянию, поведению. Установлено повышение способности подростков входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать (2,41 до, 3,94 после). Повышение интуитивного канала эмпатии связано с умением предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании (2,38 до, 3,41 после). Воспитанники детского дома не избегают, как раньше, личных контактов, вследствие развития эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия (2,5 до, 3,11 после). Повышение уровня проникающей способности в эмпатии (2,02 до, 3,7 после) позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Умение понять другого, на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера - важный показатель наличия гуманистической направленности и развития гуманных чувств, стремлений к гуманным отношениям (2,32 до, 3,5 после). Несомненным позитивным аспектом проведенной программы явилось увеличение общего уровня эмпатии (14,08 до, 21,18 после). Изучая проявление альтруизма у воспитанников детского дома, после проведения программы «Путешествие в страну Доброты», также обнаружены результаты, свидетельствующие о сформировавшихся гуманных чувствах (5,91 до, 10,61 после, Т= 0,000001). Подростки пытаются ставить интересы других выше собственных, стараются прийти на помощь окружающим людям, видят в данном поведении проявление высших человеческих ценностей. Изучая межличностные отношения у воспитанников детского дома, после проведения программы выявлены значимые различия, связанные с позитивным изменением  по шкалам: агрессивный, подозрительный, дружелюбный, альтруистический и по факторам доминирование и дружелюбие (таблица).

Показатели межличностных отношений Т.Лири до и после формирующего эксперимента

Межличностные отношения

До

формирования

После формирования

Т-значение

Авторитарный

6,88

7,85

0,053185

Эгоистичный

7,91

6,38

0,106395

Агрессивный

7,12

5,76

0,030011

Подозрительный

6,79

4,91

0,013195

Подчиняемый

4,82

5,26

0,417441

Зависимый

6,91

6,52

0,667141

Дружелюбный

5,5

7,88

0,000439

Альтруистический

5,18

7,67

0,000390

Доминирование

1,7

4,16

0,002055

Дружелюбие

-3,3

4,4

0,000001

Примечание: Жирным шрифтом указаны статистически значимые различия, Т- значение на уровне p < 0,05.

Проведенное исследование показало, что метод сказкотерапии является эффективным средством формирования гуманных чувств и отношений подростков из детских домов. Данная программа становится успешной, если в её содержание будет входить: для отработки когнитивной составляющей гуманных чувств и отношений, информация о гуманности личности и группы, роли гуманного общества в развитии конкретной личности, особенностях проявлений гуманности; для отработки эмоциональной составляющей, игры, задания на проигрывание различных сказочных сюжетах с проявлением гуманных чувств и отношений к другому, сочинение сказок и рассказов, переживание и сопереживание герою сказки; для проработки поведенческой стороны гуманных отношений, задание на оказание помощи другому, совместная деятельность, выполнение уроков и поручений.

Рецензенты:

Васягина Н.Н., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования Уральского государственного университета, г. Екатеринбург.

Вогулкин С.Е., д.м.н., профессор кафедры общей психологи и психологии образования Уральского гуманитарного института, г.Екатеринбург.