Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THEORETICAL ASPECTS OF CLUSTER POLICY THE REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY

Kochetkova S.A. 1
1 Mordovian State University named after N.P.Ogarev
В статье авторами проанализировано теоретические подходы к определению «кластер», «кластерная политика». Определена сущность кластерной политики, а также выявлены формы и виды кластеров, характерные для российской экономики с учетом присущей ей специфики, идентификации возможности воздействия на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления. Рассмотрен нормативно-правовой аспект реализации кластерной политики. Кластеры на территории России из-за отсутствия сформированных инновационных зон становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов; отраслевая специфика развития кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики; поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формирования инфраструктуры, обеспечивая необходимые предпосылки для развития инновационных проектов. Выделены основные проблемы кластерной политики, возникающие на федеральном и региональном уровнях. Определены приоритетные направления развития современной кластерной политики в России на ближайшую перспективу.
In the article the authors analyze the theoretical approaches to the definition of "cluster", "cluster policy". Defined the essence of cluster policy, as well as identifying shapes and types of clusters, characteristic for the Russian economy, taking into account its inherent specificity, identification of possible effects on the formation of cluster formations at the Federal and regional levels of government. Considered legal aspect of the implementation of the cluster policy. Clusters in Russia due to the lack of formed innovation zones become a kind of "growth poles", which confirms the aspects of their role: spatial localization of clusters makes the cluster policy one of the priorities of socio-economic development of regions; industry cluster development makes them an important tool industry of the economy; support cluster initiatives can effectively implement the mission of the institutes of development on infrastructure, providing the necessary preconditions for the development of innovative projects. Main problems of cluster policy, emerging at the Federal and regional levels. Priority directions of development of modern cluster policy in Russia in the near future.
problems of implementation of cluster policy priorities
development of cluster policy in the Russian regions
region
classification
cluster policy
Cluster

В современных условиях формирования государственной и региональной экономической политики кластерный подход декларируется в качестве одной из базовых. Однако, как показывает изучение теоретических подходов к определению кластерной политики, нет единого общепринятого определения данного экономического феномена.

Встречается некорректное употребление данного термина, в ряде случаев кластеры отождествляются с отраслями промышленности, иногда в качестве кластеров рассматриваются промышленные комплексы регионов. Попытаемся определить сущность кластерной политики, а также выявим формы и виды кластеров, характерные для российской экономики с учетом присущей ей специфики, идентификация возможности воздействия на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления.

Целью исследования является выделение теоретических подходов кластерной политики, определение проблем реализации кластерной политики и разработка приоритетных направлений развития современной кластерной политики в России на ближайшую перспективу.

Основу для проведения исследования составили аналитические публикации, статистические данные.

Материал и методы исследования

При исследовании теоретических аспектов кластерной политики использовались различные методологические подходы, включая системный подход; методы и приемы научного исследования, в том числе метод восхождения от абстрактного к конкретному. Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных федеральных и региональных программ социально-экономического развития, Концепций и стратегий субъектов РФ, нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, а также собственных исследований автора.

Результаты исследования и их обсуждение

Впервые понятие «кластер» определил М. Портер в своей книге «Международная конкуренция». В своей теории о кластерном развитии он определил, что кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство из них включают в себя: компании «готового продукта», поставщиков специализированных форм производства, комплектующих изделий, сервисных услуг, финансовых институтов, фирмы в сопутствующих отраслях [6].

Другой исследователь, М. Энрайт выделил такую категорию кластеров, как региональные – это промышленный кластер, в котором формы-члены кластера находятся кластерах Главное отличие российских кластеров от западных аналогов заключается в отсутствии механизма взаимодействия в условиях растущей конкуренции и четкого распределения интересов среди его участников [3].

Опыт формирования российских кластеров невелик. Действующие кластеры сформировались на базе тех территориально-производственных комплексов, которые функционировали в условиях плановой экономики. Причины могут быть разные. С одной стороны, ещё слабы позиции рынка, до конца не сформированы рыночные институты, что не позволяет активно полагаться на эффект кластера в развитии региональной экономики. С другой стороны, отсутствует инициативная мотивация субъектов экономических отношений в создании кластера, поскольку еще не накоплен требуемый уровень знаний.

В России лидируют, в основном, кластеры, созданные в столичных городах в ведущих отраслях экономики, такие как энергетика, машиностроение, аэрокосмическая отрасль, информационные технологии и телекоммуникации. Однако все большее понимание находит подход к развитию регионов в России, основанный на создании кластеров. Процесс рыночных преобразований производственной базы плановой экономики в регионе требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и научно-исследовательскими институтами при безусловной поддержке органов власти всех уровней. Необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть поступательного развития в данных сферах, предоставляет кластер [2].

Кластерный подход – это несколько особый взгляд на традиционные проблемы того или иного региона. Не случайно по мере осознания места и роли кластеризации экономики в повышении конкурентоспособности территорий правительства и региональные администрации во всем мире инициируют и активизируют политику выращивания и развития кластеров. Эти тенденции стали укрепляться и в современной России [7].

Кластерная политика характеризуется, прежде всего, формированием взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера, упрощением доступа к новым технологиям, распределением рисков в различных формах совместной экономической деятельности, организацией совместных научно-исследовательских работ, совместным использованием знаний и основных фондов [1].

В широком смысле под кластерной политикой государства следует понимать политику, направленную на развитие кластеров.

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение: кластерная политика – это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий» и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями [4].

В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на доверии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал. Этот ресурс получает свое развитие в кластерной концепции, которая основана на формировании новых взаимоотношений между субъектами хозяйствования (сетевое сотрудничество), а также между органами государственного управления и бизнесом (государственно-частное партнерство), в результате которого реализуются конкурентные преимущества кластеров в активизации инноваций, развитии человеческого капитала, совершенствовании маркетинга.

По общим типам кластерную политику классифицируют на:

  • политику посредничества – создание условий для конструктивного диалога внутри кластера;
  • политику стимулирования спроса – формирование потребительских предпочтений в регионе;
  • образовательную политику – формирование необходимых компетенций и подготовка кадров высокой квалификации в регионе;
  • политика стимулирования внешних связей – устранение торговых барьеров;
  • политика создания благоприятных структурных условий.

Так как, реализация кластерной политики зависит от территории и интересов ее участников, то она должна реализовываться на трёх уровнях: федеральном, региональном и уровне бизнес-структур (рисунок 1 ) [5, C. 28-29].

Рис. 1 .Реализация кластерной политики

Рассмотрим основные этапы реализации кластерной политики в РФ, которая берет свое начало с разработки методических рекомендаций по развития кластерных инициатив в регионах России в 2008 г. (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации (Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования) «О реализации кластерной политики в Российской Федерации» от 26 декабря 2008 года n 20615-ак/д19).

На федеральном уровне.

1 этап – 2005 г. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года.

2 этап 2012 г. – Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.

На уровне регионов – Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, кластерные программы. В этих документах определены цели, задачи и принципы кластерной политики.

В настоящее время формирование кластеров предусмотрено в нормативно-правовых актах инновационного законодательства субъектов РФ, как законы: регулирующие общие вопросы социально-экономического развития субъектов РФ; которыми утверждаются концепции и программы социально-экономического развития субъектов РФ; регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства; промышленную политику и формирование промышленных зон; повышение инвестиционной привлекательности и реализацию приоритетных инвестиционных проектов; поддержку отдельных отраслей.

Следует отметить, что в законах, регулирующих инновационную деятельность, применение кластерной политики широкого распространения не получило: из 52 законов, принятых в 47 субъектах РФ, кластеры упоминаются только в законах двух регионов – Алтайского края и Новосибирской области (3,8%).

В настоящее время реализуется 29 программ, 9 концепций и 2 стратегии инновационного развития. Формирование кластеров предусмотрено в 11 из них (27,5% от принятых документов).

Следует отметить, что недостаточно развита на уровне субъектов РФ законодательное закрепление механизмов кластерной политики.

При реализации кластерного подхода возникают проблемы, которые можно условно разделить на общие трудности и специфику социально-экономической обстановки в конкретном регионе.

На федеральном уровне следует выделить проблемы, как:

  • основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики – это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации;
  • власти различного уровня пытаются заимствовать опыт «лучших практик» кластеризации, что приводит к формированию региональных и национальных политик с аналогичными целями и инструментами;
  • повсеместное развитие кластеров с одной и той же специализацией;
  • политизированность термина «кластер», использование кластера как современный модный бренд;
  • реализация кластерной политики направлена на объединение и взаимоувязку интересов различных сторон, вовлечённых в процесс кластеризации;
  • до настоящего времени в России отсутствуют комплексные кластерные программы, которые в развитых странах являются главным инструментом государства в сфере активизации развития кластеров.

На уровне регионов можно выделить следующие проблемы:

  • эффективность проводимой в российских регионах кластерной политики сдерживается недостаточной степенью координации действий различных сторон, принимающих участие в формировании и реализации инновационной политики; что приводит к неритмичности выделения средств в течение срока создания кластеров и низким показателям отдачи вложенных средств.
  • проблема закрепления кластерной политики в инновационном законодательстве субъектов РФ;
  • высокая степень бюрократизации процесса принятия решений и слабое участие бизнеса в софинансировании инновационных проектов;
  • слабая информационная поддержка при продвижении инвестиционного проекта в регионе;
  • препятствием для развития государственно-частного партнерства является слабая вовлеченность частного бизнеса в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технической и инновационной деятельности, по которым органы исполнительной власти планируют партнерские отношения.
  • неопределенность условий государственного контракта, когда государство в случае уменьшения бюджетного финансирования оставляет за собой право снижать объемы выделенных средств.

В качестве приоритетов развития кластерной политики следует выделить:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования, через законодательное закрепление механизмов кластерной политики на уровне субъектов РФ;
  • внедрение новых форм информационного обеспечения, позволяющих выявлять и формировать инновационные кластеры;
  • обеспечение информационно-аналитической поддержки кластеров, через создание агентств регионального развития осуществляющих консультации и услуги предприятиям-резидентам кластеров, а также мониторинг реализации кластерных инициатив;
  • формирование организационной структуры управления кластерами и обеспечения эффективной организации бизнес-среды, через создание условий (активное поощрение инновационного развития и модернизации инновационного развития корпоративных структур) в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, квоты и др.
  • обеспечение устойчивого развития существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив;
  • разработка методики оценки эффективности развития кластеров в субъектах РФ, посредством разработки критериев оценки;
  • формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров, через привлечение квалифицированных специалистов из других регионов и стран, а также обеспечение тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров.

Выводы. Приоритетное направление регионального развития связано с созданием механизма региональной кластерной политики. Кластеры на территории России из-за отсутствия сформированных инновационных зон становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов; отраслевая специфика развития кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики; поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формирования инфраструктуры, обеспечивая необходимые предпосылки для развития инновационных проектов. Таким образом, под кластерной политикой следует понимать стратегический инструмент регионального развития и государственно-частного партнерства (ГЧП), как механизм реализации кластерной политики.

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №14-12-13029).

Рецензенты:

Якимова О.Ю., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск;

Полушкина Т.М., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.