Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN PROBLEMS OF TEENAGERS CIVIC CULTURE FORMATION OF AND THEIR POSSIBLE SOLUTIONS AT THE MUSIC LESSONS IN MODERNSCHOOL

Emelina S.A. 1 Yavgildina Z.M. 1
1 Kazan (Volga region)Federal University
This article discusses the problem of teenager’s civic culture formation, offers possible solutions for music lessons in the secondary school. There is analysis of the concept of "civic culture" is given, is its structure is considered, the main components is identifies. This article discusses the problem of teenager’s civic culture formation, offers possible solutions for music lessons in the secondary school. There is analysis of the concept of "civic culture" is given, is its structure is considered, the main components is identifies. The experimental part was carried out by conducting Diagnostics of personal growth of the student" (P. C. Stepanov, C. D. Grigoriev, I. C. Kuleshov) and a Questionnaire to identify the level of development of teenagers´ civil culture ,developed by the authors.In experiment took part 120 teenagers of four seven forms, who were divided into experimental and control group and underwent three phases: description, form and control. The experimental results prove the efficiency of the proposed authors electives in music "Children of Russian schools" aimed at civic education of teenagers.
civic culture
civic education
patriotism
teenager
music lessons at school.

Нестабильная политическая атмосфера вмире,отражающаясяна экономической, духовной и социальной отраслях, демонстрирует неготовность большинства граждан мирно и культурно разрешать гражданско-социальные вопросы. В связи с этим, необходимо акцентировать внимание на воспитании современного подрастающего поколения таким образом, чтобы их гражданская культура, взгляды, убеждения, установки не оказались заложниками негативных социальных факторов.

Вопросам формирования гражданской культуры личности в разные времена уделяли внимание учёные многих стран, в частности, древнегреческие философы Платон и Аристотель обращались к музыке как высоконравственномувоспитателю;революционерыВ.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали воспитание гражданина-патриотаважной задачей педагогики; педагоги рубежа XIX и XX веков А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинскийотмечали, что стремление человека к истинной красоте и любвик Родине рождает гражданина-патриота. Множество современных научных деятелей обращаются к данной проблеме, рассматривая её с разных сторон, так, С.И. Карпушкин осуществляет поиск факторов формирования гражданской культуры; Д.И. Плетнев рассматривает гражданскую культуру как культуру согласия общества и государства;Н.А. Адаева изучает возможности музыки в нравственном развитии человека и т.д. Ряд учёных предлагает формировать гражданскуюкультурусредствами музыкального искусства, а именно:А.А. Авдеева, В.С. Глинчиков, В.И. Поповстремятся к разрешению проблемыпутёмизучения патриотической авторской песни;Е.Д. Критская, И.В. Кошминапосредствомизучения духовных произведений;А.В. Артёмкин,И.А. Артемова, И.Д. Красуцкая,И.И. Осиповаобращаются к фольклору как лучшему наследию народного достояния.

Важно отметить, что знание ключевых вопросов формирования гражданской культуры подростка, а также ясное видение путей решения проблемы, значительно облегчило бы работу педагога-музыканта по формированию гражданской культуры воспитуемых на уроках музыки в школе. Отдельные исследователи в области психологии отмечают сложность подросткового периода,выраженноговповышенном уровне притязаний, намного превышающем реальные возможности,чрезмерномриске или, напротив, зажатости, нередко перерастающей в недовольство собственной внешностью, необдуманных действиях; стремлении к физическому преобладанию и лидерству,подражаниии т.д. (В.М. Бехтерев, Л.Б. Волынская, О.В. Кроповницкий, Л.М. Крыжановская, Р.С. Немов, Л.В. Тарабакина, О.А.Фиофанова и др.).Исследователи и педагоги-практикиотмечают отсутствие интереса подростков к заданным программой темам, нежелание следовать установленным правилам, проявление внимания к агрессивным современным музыкальным течениям (Н.А. Адаева, А.В. Артёмкин, С.В. Николаева, Т.В. Пикаловаи др.).

Необходимым условиемдля решения проблемы формирования гражданской культурыявляется рассмотрение ключевого понятия исследования«гражданская культура» и составляющих её компонентов, ясное представление о которых позволит педагогу эффективнее организовать гражданско-воспитательную деятельность. Обратимся к ученым различных научных областей, которые, давая характеристику гражданской культуре,предполагают наличие умения человека договариваться, активно проявлять себя в обществе, совмещать личные и общественные интересы,  а также способность к овладению гражданами историческими и общественно-политическими знаниями (С.И. Карпушкин, Т.В. Набиева, Т.Ю. Фальковская, С.В. Чистякова). Известные авторы И.А. Ильин, А.В. Юревич, Д.В. Ушаков и И.П. Цапенко среди характеристик высоконравственной гражданской культуры отмечают духовную составляющую, отсутствие которой влияет на резкое сокращение продолжительности жизни [3; 4].

Изучая и анализируя литературные источники, мы определили, что сформированная гражданская культура личности предполагает наличие трех компонентов - гражданской грамотности, гражданской компетентности и гражданской позиции, то есть владение историческими, социальными, практическими знаниями и умениями, проявляющимися на практике; способность принимать изменения и нововведения в государственно-политической и общественной структуре и следовать их нормам, а также устойчивое личное отношение к действительности, выраженное в закреплённых убеждениях и установках личности, выступающее жизненными ориентирами. Из этого следует, что отсутствие у гражданина одного из компонентов гражданской культуры нарушает полноценную взаимосвязь государства и личности, что, как правило, приводит к разрушению общества. 

Соответственно, проблемы, препятствующие формированию полноценной гражданской культуры подразделяются на вопросы, связанные с отсутствием гражданской грамотности, гражданскойкомпетентностиили гражданскойпозиции.Основными факторами, провоцирующимослабление гражданской грамотности подростков, как утверждают философ И.А. Ильин, исследователиО.Б. Акимова, П.И.Верещагина, И.П. Ковалевский, Н.Д. Никандров являются, во-первых, смешение понятий «патриотизм» и «национализм»; во-вторых, отсутствие гармонии между светским и религиозном воспитанием; в-третьих, неспособность применять теоретические знания на практике[1;5].

К проблемам, связанным с низким уровнем гражданской компетентности российских граждан, относится неспособность граждан к ощущению и восприятию себя как части цельного здорового общества, в котором проявления национализма и безнравственности разрушает не только страну, но и личное полноценное существование в ней. Современные исследователи (Е.Е. Вяземский, И.Д. Фрумин и др.) считают, что гражданская компетентность находит своё выражение в сотворчестве личности с государством и подразумевает умение гражданина мобильно и адекватно реагировать на ситуации различного характера, окружающие их в процессе межличностного общения, а также способность принимать изменения и нововведения в государственно-политической и общественной структуре и следовать их нормам, отсутствие чего у большинства граждан и составляет проблему [2;7].

Отсутствие у личности гражданской позиции, как правило, является результатом недостаточного владения первыми двумя компонентамигражданской культуры - гражданской грамотности и гражданской компетентности. Как следствие, выступают не привитое с детства уважение к истории, Родине, родителям; отсутствие активной и сознательной включенности в дела общества, приверженности интересам государства и готовности идти на жертвы ради общественных интересов; неготовность и нежелание выступать в роли гражданина и др.

Важным аспектом высоконравственной гражданской культуры личностиявляется тесная взаимосвязь все трех ее структурных компонентов: гражданской грамотности и гражданской компетентности и гражданской позиции.

Одним из возможных путей решения проблемы гражданского воспитания, на наш взгляд, может являться организация процесса формирования гражданской культуры подростков посредством включения авторской факультативной программы по музыке «Детям Российских школ». С целью ее реализации в 2012-2014гг. в общеобразовательной школе №177 г. Казани Республики Татарстан была организована опытно-экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В эксперименте приняли участие 120 подростков четырех седьмых классов, разделенных на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы, по 60 человекв каждой. На констатирующем этапе была проведена «Диагностика личностного роста школьника» (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова) и«Анкетирование на выявление уровня сформированностигражданской культуры подростков», разработанное авторами статьи.

Основная задача «Диагностики личностного роста школьника» заключалась в выявлении уровня гуманистических ценностных отношений подростка: к семье, к отечеству, к земле (природе), к миру, к труду, к культуре, к знаниям, отношение к человеку как к таковому, как к другому и как к иному, отношение к своему телесному, душевному и духовному Я. В качестве результативно-оценочных показателей выступалиустойчиво-позитивное, ситуативно-позитивное, ситуативно-негативное и устойчиво-негативноеотношения, которыехарактеризуютсяоценкойподростком семейных ценностей и традиций; уважением к Родине, в которой он не только живёт, но и собирается жить на её территории, проявляя высокую гражданскую культуру; эмпатией к животным и высоким экологическим сознанием, выраженном в стремлении к чистоте и готовностью её поддерживать; отрицанием какого-либо насилия над личностью, готовностью разрешать конфликты мирным путём и уместной уступчивостью; чуждостью хамства; любознательностью; ценностное отношение к человеку и стремление к бескорыстной помощи ему; принятие себя таковым как оно есть на самом деле, в том числе, оценивание себя как полноправного распорядителя и автора своей жизни и т.п. [6].

«Анкетирование на выявление уровня сформированности гражданской культуры подростков» позволило выявить уровень сформированности гражданской компетентности, гражданской грамотности и гражданской позиции. Анкетирование включало вопросы, связанные со знанием понятий «личность», «гражданин», «гражданская культура», «гражданская позиция», «Ювенальная юстиция»; со знанием и следованием нововведениям в государственно-политической и общественной структуре; с наличием устойчивого личного отношения к действительности и жизненных установок (с указанием жизненных норм, установок, ориентиров).

Результаты диагностики личностного роста подростков и анкетирования на выявление уровня сформированности гражданской культуры подростковв ЭГи КГна констатирующем этапе слабо отличались друг от друга.Устойчиво-позитивное гуманистическое ценностное отношение выявилось у 3 подростков ЭГ (5 %) и 4 КГ (6,6 %); ситуативно-позитивноеотношение проявилось у 8 учащихся ЭГ (13,3 %) и 13 учащихся КГ (21,6 %); ситуативно-негативное отношение продемонстрировали 37 школьников ЭГ (61,6 %) и 28 учащихся КГ (46,6 %); устойчиво-негативное отношение  обнаружилосьу12 учащихся ЭГ (20%.) и 15 подростков  КГ (25 %).

Формирующий этап был направлен на реализацию авторской факультативной гражданско-патриотическая программа «Дети Российских школ» с подростками экспериментальной группы в дополнение к основной программе «Музыка» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева). Особый интерес школьники проявили к тематическим урокам «Нужна ли патриоту музыка?», «Что значит современность в музыке?», «Мода на всё европейское», «Ценности нашего времени», «Чем полна моя душа?» и др.

Контрольный этап исследования включал повторное проведение диагностики личностного роста и анкетированиена выявление уровня сформированности гражданской культуры подростков ЭГ и КГ. В соответствии с результатами диагностики и анкетирования учащихся ЭГ и КГ мы выделили три уровня: высокий, в который вошли подростки с устойчиво-позитивным гуманистически ценностным отношением и высоким уровнем сформированности гражданской культуры; средний, который составили ребята с ситуативно-позитивным гуманистически ценностным отношением и средним уровнем  сформированности гражданской культуры; низкий, ряды которого составили учащиеся с ситуативно-негативным и устойчиво-негативным гуманистически ценностным отношением и низким уровнем сформированности гражданской культуры.

Результаты контрольного этапа исследования выразились в следующих цифрах: устойчиво-позитивное отношение  выявилось у 8 подростков ЭГ (13,3 %) и 6 подростков КГ (10 %); ситуативно-позитивное отношение - у 19 учащихся ЭГ (31,7%) и 17 учащихся КГ (28,3 %); ситуативно-негативное отношение продемонстрировали 28 учеников ЭГ (46,7%) и 26 учеников КГ (43,3 %); устойчиво-негативное отношение определилось у 5 школьников ЭГ (8,3 %) и 11 школьников  КГ (18,4%).

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные проблемы формирования гражданской культуры, в числе которых: отрицательно влияющие на подростка социальные факторы; отсутствие культуры согласия между обществом и государством; нечёткое представление подростков о патриотизме, а также низкий уровень нравственно-ценностных и патриотическихпритязаний подростка; отсутствие высоконравственной гражданской грамотности, компетентности и позиции у школьника-подростка и т.д. Результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности предложенной авторской факультативной программы по музыке «Дети Российских школ», содержательный аспект заключает в себе патриотическую и морально-нравственную направленность, представляющую ценность для организации и осуществления гражданского воспитания подростков. Повышение уровня гражданской культуры подростков экспериментальной группы показывает действенность авторских разработок, способствующих формированию гражданской грамотности гражданской компетентности и гражданской позиции подростковсредствами музыкального искусства.

Рецензенты:

Бородина С.Д., д.п.н., доцент, профессор кафедры библиотековедения, бибилиографоведения и книговедения ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» (Министерство культуры РФ),г.Казань;

СалеховаЛ.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой математической лингвистики и информационных систем в филологии Института филологии и межкультурной коммуникации ФГОАУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.