Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

TARGET SETTING FOR THE AUTOMATION OF PHILOLOGICAL TASKS AS A BASIS FOR THE INTEGRITY AND EFFECTIVENESS OF THE COURSE «INFORMATION TECHNOLOGY» FOR STUDENTS OF HUMANITIES

Lukoyanova M.A. 1
1 Kazan Federal University
На современном этапе развития информационного общества возрастают требования к уровню подготовки специалистов гуманитарных специальностей, способных применять информационные технологии для решения профессиональных задач. Однако, в процессе освоения студентами гуманитарных специальностей курса «Информационные технологии» возникают проблемы, связанные с особенностями преподавания дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла. Поэтому актуальным становится рассмотрение проблем организации, обеспечения целостности и повышения эффективности курса «Информационные технологии» для гуманитариев. Автором на основе теории педагогического целеполагания выделена основная цель курса «Информационные технологии» для студентов гуманитарных специальностей, которая состоит в автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев. Полученный студентами опыт в дальнейшем может быть использован в оформлении, мониторинге результатов и презентации исследовательских работ.
The present stage of development of the information society characterized with increasing demands on the level of training of students of humanities. They are able to apply information technology for solving professional problems. However, while studying the course «Information Technology» students of humanities have problems associated with the specific features of disciplines of math and science. Therefore it becomes relevant to consider the challenges of organization, ensuring the integrity and effectiveness of the course «Information technology» for students of humanities. On the basis of the theory of definition of objectives the author of the article distinguish the main objective of the course «Information Technology» for students of humanities: automation of solution of philological tasks that are professionally meaningful for the students of humanities. The gained experience may be used by student of humanities in the future in creating, monitoring and presentation of the results of research.
students of humanities.
automation of solution of philological tasks
information technologies
На современном этапе развития информационного общества, характеризующимся возрастающими потоками различной информации, постоянным обновлением информационных технологий (далее ИТ), появлением новых специальностей  на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (математическая лингвистика, квантитативная лингвистика др.), возрастают требования к уровню подготовки специалистов гуманитарных специальностей, способных применять ИТ для решения профессиональных задач.

В процессе освоения студентами гуманитарных специальностей курса «Информационные технологии» возникают проблемы, связанные с особенностями преподавания дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла:  неоднородность подготовки студентов в области ИТ, отсутствие системных знаний по использованию ИТ в учебной деятельности, отношение студентов к данной дисциплине как к непрофильной.

В тоже время,  «становление информационного общества требует обеспечения адекватности образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий» [3]. Поэтому актуальным становится выделение основной цели, объединяющей изучение прикладных аспектов курса «Информационные технологии», рассмотренных на примерах профессионально-значимых для гуманитариев филологических задач. Это позволит обеспечить целостность курса, повысить уровень эффективности образовательного процесса и получить конкретный практический результат студентами гуманитарных специальностей.  При этом автор опирается на теорию педагогического целеполагания, разработанную Я.С. Турбовским [6], рассматривающую учебный процесс не только как абстракцию, раскрывающую сущностные характеристики определённой совокупности явлений и связей между ними, но и как непрерывную практическую деятельность, призванную реализовать формирующие возможности представленных в программах знаний в процессе осуществляемой преподавателем целеполагающей деятельности.

Использование  ИТ также является предметом изучения многих ученых и практиков, при этом рассматриваются различные аспекты применения ИТ на разных этапах учебного процесса [1, 2, 3, 4, 5, 7].  В связи с широким распространением в последнее десятилетие Web-технологий, одни авторы предлагают «для наиболее успешного решения приоритетной задачи по подготовке студентов гуманитарных специальностей необходима организация образовательного процесса с использованием технологий Web 2.0 для повышения эффективности взаимодействия между преподавателем и студентами» [1].  Другие авторы предлагают использовать в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, «использование, которых способствует созданию инновационной конструктивной среды, поддерживающей творческую и индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность студентов» [5, с. 222].

Для обеспечения целостности курса, повышения уровня эффективности образовательного процесса и получения конкретного результата студентами гуманитарных специальностей в процессе обучения были объединены прикладные аспекты (операционная система, текстовый редактор, электронные таблицы, программы для создания и проведения презентаций, технология связывания и внедрения объектов в другие документы) курса «Информационные технологии» единой основной целью  –  автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев. Полученный опыт в дальнейшем закрепляется и используется при оформлении и подготовке к защите курсовой работы.

Так, изучение текстового редактора направлено на освоение основных приемов и средств создания, редактирования и форматирования, а также автоматизации обработки многостраничных документов различной структуры, содержащих внедренные графические объекты, электронные таблицы и диаграммы.

 

 

 

Рис. 1. Электронный образец текстового документа

Студенты осваивают на практике основные правила создания и форматирования текстового документа согласно предложенному электронному образцу (рис. 1), определяя тип шрифта, размер, начертание, абзацный отступ, междустрочный интервал, параметры абзацев, рабочую область для заголовка и поля страницы. Для автоматизации форматирования набранного текста применяется команда «Формат по образцу». Данный текстовый документ содержит рисунок, который сначала редактируется в графическом редакторе, а затем вставляется в документ с настройкой его расположения относительно текста при помощи команд «Положение» и «Обтекание текста».

 

При создании текстовых документов для правильного расположения текста, рисунков, оформления отчетности используются таблицы. Студенты изучают различные способы вставки таблиц и их редактирования (объединение и разделение ячеек; вставки и удаления строк, столбцов и ячеек; изменения размеров ячеек, строк и столбцов; заполнение текстом и вставка рисунков и др.) для представления данных в прямоугольной форме, а также применение таблиц для оформления данных сложной структуры с использованием вкладок Макет и Конструктор.

Многостраничные документы имеют сложную структуру, определяющую взаиморасположение и связь его составных частей. Студенты осваивают приемы форматирования заголовков и текста с помощью создания собственных стилей, создания оглавления с нумерацией страниц, компоновки многостраничного документа путем перемещения параграфов или разделов с отслеживанием нумерации страниц в оглавлении (рис. 2). В многостраничном документе создаются сноски, ссылки, колонтитулы, а также автоматически создаются титульный лист, предметный указатель, список литературы.

Рис. 2. Фрагмент оглавления многостраничного документа в режиме структуры

Изучение электронной таблицы направлено на освоение основных операций для представления мониторинга результатов исследовательской деятельности в виде таблиц и диаграмм. В электронных таблицах студенты осваивают приемы вставки и редактирования текста, чисел и формул, работы с различными ссылками в формулах, автозаполнения ячеек, в том числе с фиксацией адресов в формулах, модификации таблицы, создания диаграмм с перемещением на листы диаграмм.

Динамические таблицы и диаграммы студенты внедряют в текстовый документ (рис. 3) и презентацию, чтобы обеспечить возможность их модификации в случае изменения числовых

данных исходного файла электронной таблицы.  Для этого используется технология связывания и внедрения объектов в другие документы и объекты Object Linking and

 

 


Рис. 3. Таблицы и диаграммы, внедренные из электронной таблицы в текстовый документ

Изучение программы для создания и проведения презентаций направлено на освоение приемов и средств создания, форматирования и настройки презентации для выступления с докладом. Студенты осваивают различные способы создания и оформления презентаций, вставки и форматирования текста, вставки рисунков, диаграмм, в том числе с внедрением из электронной таблицы, вставки управляющих кнопок для навигации в презентации, применения готовых вариантов дизайна с изменением цветовых тем и вставки готовых изображений в качестве фона, настройки анимации объектов и переходов между слайдами и др. Также изучаются приемы настройки презентации и управления демонстрацией.

Таким образом, технология процесса осмысления основной цели изучения курса «Информационные технологии» студентами гуманитарных специальностей предусматривает выполнение профессионально-значимых задач в рамках основных тем курса.  При этом формируется положительное отношение студентов гуманитарных специальностей к изучаемой дисциплине, и создаются условия для решения студентами практической задачи средствами информационных технологий.

В результате освоения дисциплины у студентов гуманитарных специальностей  формируется опыт использования ИТ для решения профессиональных задач, включающий следующие компетенции: способность поставить цель и выбрать пути её достижения средствами информационных технологий; способность применения методов обработки информации, экспериментального исследования средствами ИТ; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки  информации; готовность работать с компьютером как средством управления информацией; умение представлять результаты своей деятельности и др.

Автором был проведен анализ результатов обучения студентов 2 курса гуманитарных специальностей, изучающих курс «Информационные технологии» за 2012 - 2014 гг. Случайным образом были выбраны 10 групп студентов, часть из которых (5 групп) изучали курс с постановкой целей по темам курса (изучение  прикладных аспектов курса). Остальные (5 групп) изучали курс, в котором темы были связаны единой основной целью (изучение прикладных аспектов курса для решения профессионально-значимых филологических задач).

Мониторинг результатов текущего и итогового контроля успеваемости студентов за 2012 - 2014 гг. осуществлялся на основе бально-рейтинговой системы. Уровень сформированности компетенций студентов в данной статье исчислялся средними значениями от максимально возможного количества баллов. Студенты (первые 5 групп), изучающие прикладные аспекты курса,  показали средний балл 77, а студенты, изучающие прикладные аспекты курса для решения профессионально-значимых филологических задач, показали средний балл 82 (рис. 4).


Рис. 4. Результаты обучения студентов гуманитарных специальностей

Данные результаты позволяют автору говорить о положительной динамике обучения студентов гуманитарных специальностей в рамках курса «Информационные технологии», в котором выделена основная цель, объединяющая изучение прикладных аспектов курса,  направленная на решение профессионально-значимых филологических задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что выделение основной цели курса «Информационные технологии» для студентов гуманитарных специальностей, которая состоит в автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев, дает положительные результаты, обеспечивает целостность курса, позволяет повысить уровень эффективности образовательного процесса и получить конкретный результат на практике. беспечивает целостность курса,. задачпр


Рецензенты:

Кирилова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской Академии образования, г. Казань;

Шакирова Л.Р., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теорий и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.