Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

GENESIS OF THE CONCEPT "STRATEGIC PLANNING"

Shtapova I.S. 1 Melnikov V.V. 1
1 North Caucasian Federal University, a branch in the town of Pyatigorsk
В статье рассматривается генезис ключевых понятий стратегического планирования на промышленных предприятиях: «стратегия» и «стратегическое планирование», этимология терминов «стратегия» и «стратегическое планирование». Приводится анализ определений терминов «стратегия» и «стратегическое планирование» «классиков» стратегического планирования, трансформации определений понятия «стратегия» на протяжении развития стратегического планирования. Выделены ключевые характеристики терминов «стратегия» и «стратегическое планирование». Рассмотрены этапы развития стратегического планирования в России и в мире в целом. Делается вывод об отсутствии согласия в научном сообществе в контексте рассмотрения проблемы определения понятий «стратегия» и «стратегическое планирование» на практике, в связи с чем осуществляется попытка дать авторские определения терминов «стратегия» и «стратегическое планирование».
The article discusses the genesis of the key concepts of strategic planning at industrial enterprises, "strategy" and "strategic planning", the etymology of the terms "strategy" and "strategic planning". The analysis of the definitions of "strategy" and "strategic planning" "classics" of strategic planning, transformation definitions of "strategy" for the development of strategic planning. Highlight the key characteristics of the terms "strategy" and "strategic planning". The stages of development of strategic planning in Russia and in the world as a whole. The conclusion about the absence of agreement in the scientific community in the context of the problem definitions of "strategy" and "strategic planning" in practice, in connection with which an attempt is made to give the author´s definition of the terms "strategy" and "strategic planning".
strategy
strategic planning
strategic management
В последнее время в мировой экономике происходят серьезные изменения, которые заставляют задуматься о повышении экономической безопасности нашей страны от внешних угроз. В этих условиях значение стратегического планирования многократно усиливается. Это подтверждается и увеличением числа научных публикаций по данной проблеме, и тематикой последних крупных форумов и конференций, и нормотворческой активностью федеральных властей в области стратегического планирования. В связи с этим остро стоит проблема поиска эффективных инструментов стратегического планирования на отечественных предприятиях, в том числе и промышленных. Но, прежде чем приступить к поиску таких инструментов важно определиться с терминологическим аппаратом стратегического планирования.

Этимология слова «стратегия» восходит к древнегреческому «stratēgόs» (от «stratόs» - войско и «άgo» - веду), которое дословно можно перевести как «веду войско».

Термин «стратегия» пришел в управление из военной сферы, где означает разработку и осуществление боевых операций, решающих исход целых кампаний и обеспечивающих победу над противником. Такое понятие было известно и в древнем Китае, где уже в период между 480 и 221 гг. до н. э. написана книга, название которой в русском переводе звучит как "Искусство стратегии". Применительно к хозяйственной сфере термин "стратегия" впервые был использован во второй половине 1950-х гг. сначала в качестве синонима долгосрочного планирования.

Существенные трудности возникают уже при уточнении самого термина «стратегия». Строго понятийного содержания пока не сложилось. Рассмотрим существующие трактовки этого понятия.

Одним из первых определение понятию «стратегия» дал А. Чандлер: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [25, с. 13].

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. В дальнейшем понятие стратегии было дополнено и переработано рядом известных специалистов в области стратегического менеджмента.

Так, И. Ансофф утверждает, что: «Стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [3]. И. Ансофф, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит и такое определение стратегии и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия - средство для достижения цели» [4].

Попытку дать наиболее обобщенное определение стратегии предпринял Г. Минцберг: «Стратегия - это модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений» [32, с. 5]. В последствие он предложил рассматривать совокупность пяти определений стратегии (пяти «П»): стратегия - план, направление развития; стратегия - принцип поведения, следования определенной модели поведения; стратегия - позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках; стратегия - перспектива, основной способ действия организации; стратегия - прием, особый маневр с целью обмануть, запугать, перехитрить конкурентов [21, с. 13].

Сходной позиции придерживается и Дж. Барни: «Стратегия - это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации улучшить результаты ее хозяйственной деятельности [31, с. 32].

Большой толковый словарь определяет стратегию как «искусство планирования какой-либо деятельности (экономической, научной и т.п.) на длительную перспективу» [6].

В современном экономическом словаре дается следующая трактовка: «Стратегия экономическая - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [24].

Проследим изменение трактовок понятия «стратегия» различных авторов (табл. 1).

Таблица 1

Содержание трактовок понятия «стратегия»*

Автор

Год

Содержание понятия «стратегия»

Зарубежные ученые

1.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.

1992

Детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей [20, с. 159].

2.

Томпсон А.А.

Стрикленд А.Дж.

1995

Комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей.

Комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей.

Стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса [26, с. 32].

3.

Каплан Р.С.

Нортон Д.П.

2005

Стратегия компании описывает, каким образом производить ценность для акционеров, клиентов и членов сообщества вообще.

Стратегия - это то, как компания собирается в будущем создавать долговременную (устойчивую) стоимость [14, с. 13].

4.

Аакер Д.

2007

Определяется четырьмя элементами или направлениями: стратегия товарно-рыночного инвестирования, предложение потребительской ценности (или ценности для покупателя), активы и компетенции, функциональные стратегии и программы [2].

Отечественные ученые

1.

Герчикова И.Н.

1995

Это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей [8].

2.

Градов А.П.

2000

Набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития системы [11]

3.

Владимирова Л.П.

2001

Обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях [7].

4.

Зуб А.Т.

2002

Обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [13, с. 259].

5.

Фатхутдинов Р.А.

2005

Программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности [27, с. 440].

6.

Гершун А.

2006

Стратегия - это складывающийся из нескольких этапов путь, который должна пройти компания от своего нынешнего состояния до того целевого состояния, которое мы планируем и предвосхищаем [9].

7.

Яковлев В.Ю.

2008

Совокупность финансовых и нефинансовых целей, которые в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочных перспективах позволяют организации максимально приблизиться к ее миссии [30, с. 8].

* Составлено автором

Перечисленные формулировки понятия «стратегия» носят достаточно общий характер и имеют низкую информативность. На наш взгляд, точнее всего определил стратегию Г. Минцберг, объединив в себе определения этого понятия, данные А. Чандлером и И. Ансоффом.

В результате анализа существующих определений мы пришли к выводу, что все их многообразие можно классифицировать на три группы:

  1. Стратегия как система (Герчикова И.Н. и др.).
  2. Стратегия как модель (Барни Дж, Владимирова Л.П., Зуб А.Т. и др.).
  3. Стратегия как план (Минцберг Г., Мескон М., Томпсон А.А., Фатхутдинов Р.А., Гершун А. и др.).

Анализ представленных трактовок определения понятия «стратегия» различных авторов позволил нам также выделить ключевые характеристики данного термина, а именно: системность; пространственно-временная характеристика; ресурсобеспеченность; воздействие внутренних и внешних факторов.

Попытаемся предложить авторское определение понятию «стратегия», учитывая при этом указанные характеристики: «Стратегия - это сформулированный образ желаемого состояния системы в длительной перспективе, пути и средств его достижения с учетом складывающихся условий функционирования данной системы».

В развитии стратегического планирования можно выделить несколько этапов (рис. 1):

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1900-1950 гг.

Штабное текущее планирование производственно-хозяйственной деятельности, специальных служб планирования, особенно среднесрочного и тем более долгосрочного, в то время не создавалось

 

 

УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ

с 1950 г.

На основе прошлых данных рассчитываются прогнозные значения основных экономических показателей деятельности предприятия

 

 

ПРЕДВИДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ (СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)

с 1961 г.

В расчет берутся факторы изменчивости деятельности фирм и рынков

 

 

УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ГИБКИХ ЭКСТРЕННЫХ РЕШЕНИЙ

с 1980 г.

Обусловлено тем, что зачастую руководство фирмы вынуждено принимать решения в условиях стремительно возникающих задач по мере их поступления вследствие появления угроз со стороны внешней среды, т.е. в условиях стратегической неожиданности

Рис. 1. Этапы развития стратегического планирования

В процессе смены перечисленных этапов менялось и содержание определения понятия «стратегическое планирование».

Так, Мескон М. считает, что «стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей» [20, с. 159].

Голубков Е.П. под стратегическим планированием понимает «процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях» [10, с. 14].

За последние 10 лет появился целый ряд трудов отечественных исследователей, в которых приводятся авторские определения понятия «стратегическое планирование».

Якимов А.В. определяет, что «стратегическое планирование - это процесс оптимизации всех видов ресурсов, позволяющий организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ» [29, с. 23].

Корнилова А.Д. под стратегическим планированием понимает «процесс выбора руководящей линии функционирования предприятия, направленной на достижение конечных целей деятельности» [15, с. 7].

Мезенцева Е.Н. формулирует стратегическое планирование как «специфическую организационно-управленческая деятельность, ориентированную на формирование будущего видения предприятия с учетом перспектив его развития, складывающихся условий и тенденций во внешней и внутренней среде его функционирования, и определяющую пути достижения и направления движения к желаемому состоянию» [19, с. 5].

Белова Н.Е. считает, что «стратегическое планирование - процесс формирования миссии, целей и алгоритма реализации стратегии развития компании, основанной на выявлении факторов влияния внешней и внутренней среды компании, и направленной на реализацию ее конкурентных преимуществ» [5, с. 5].

Магданов П.В. утверждает, что «стратегическое планирование представляет собой систему знаний, относящихся к процессам определения будущего и планирования развития какого-либо экономического субъекта - индивида, организации или группы организаций - и к процессам разработки и контроля выполнения мероприятий по развитию данного субъекта» [18, с. 43-49].

Ларионова А.С. сделала попытку операционализировать данное понятие. Под стратегическим планированием она понимает «процесс объективного обоснования системы наиболее приоритетных целей развития экономического субъекта (домохозяйства, организации, государства в целом) и методов их наиболее эффективного достижения. В данном, достаточно емком определении нашли отражение сущностные, неотъемлемые признаки стратегического планирования, а именно: системность, объективность, приоритетность целей, развитие. [17]

Тесную связь стратегического планирования с процессами повышения конкурентоспособности, причем в отношении стратегий развития не только отдельных предприятий, но и целых регионов, подчеркивают О.В. Демьянова, А.Р. Сафиуллин и Б.З. Хазиахметов и др. [12, с. 25].

Повышение внимание к проблеме стратегического планирования наблюдается не только в научном сообществе, но и у высших органов власти РФ. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации - России от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в России понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности» [1].

В заключении используя те же характеристики, что и при формулировании понятия «стратегия», отталкиваясь от предложенного нами понятия «стратегия», попытаемся определить универсальный термин «стратегическое планирование»: «Стратегическое планирование - процесс, направленный на формулирование образа желаемого состояния системы в длительной перспективе, определение пути и инструментов его достижения в зависимости от складывающихся условий функционирования данной системы».

Рецензенты:

Рудь Н.Ю., д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и таможенного дела Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске,  г. Пятигорск;

Джурбина Е.М., д.э.н., доцент, зав. кафедрой финансов и налогообложения Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске,  г. Пятигорск.