Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

MODERN RUSSIAN YOUTH: PROBLEMS OF REALIZATION OF ECONOMIC, SOCIAL AND POLITICAL BUILDING

Kornienko T.A. 1 Kosenko S.G. 1
1 The branch of the Kuban State University in Armavir
Проведен анализ основных внешних условий развития современной молодёжи и молодёжной политики. Обращается внимание на существующие проблемы реализации экономического и социально-экономического потенциала молодого поколения: демографическую и экономическую ситуацию, ресурсную обеспеченность, трудоустройство, криминогенную ситуацию, снижение качества здоровья молодежи. Обобщены данные по прогнозированию молодёжной политики. При определении проблем реализации экономического и социально-экономического потенциала молодых людей учитывались данные социологических опросов Фонда Общественного мнения. Региональный срез представлен данными опроса, проведённого в муниципальных образованиях Краснодарского края. Авторы акцентируют внимание на политической и гражданской активности молодёжи. Представители молодого поколения активно поддерживают такие гражданские инициативы как благотворительность и волонтёрство. В политической сфере молодёжь позитивно оценивает федеральную, региональную и муниципальную власть, реализацию активного избирательного права.
We have done the analysis major external conditions for the development of modern´s youth and youth policy. The authors pay attention to the existing problems of the realization of economic and socio-economic potential of the young generation: the demographic and economic situation, resource security, employment, crime situation, the decline in the quality of young people´s health. The information on prediction of youth policy was summarized. The sociological surveys of Fund of the Public opinion were taken on when determining issues of implementation of economic and socio-economic potential of young people. The regional profile presents information from the survey conducted in the municipalities of Krasnodar region. The authors pay attention on civic and political engagement of young people. The younger generation actively supports civil initiatives as charity and volunteering. The youth positively evaluates Federal, regional and municipal authorities, the implementation of active suffrage in the political sphere.
political participation
regional economics
civil initiatives
resource security
youth policy
employment
political activity
political socialization
youth

Включение российской молодёжи в общественно-политические отношения, использование всех форм и механизмов её социально-политической активизации обусловлено современной социально-экономической и политической ситуацией в России.

            Молодёжью считаются люди в возрасте от 14 до 30 лет, составляющие такие разнообразные социогруппы, как молодые специалисты, школьники, неформальная молодёжь, молодые предприниматели. Именно представители молодого поколения обладают большим потенциалом в развитии России и её регионов. Как отмечается в Стратегии государственной молодёжной политики Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р), «В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние жители России от 14-ти до 30-ти лет станут в ближайшие годы основным трудовым ресурсом, который позволит решать приоритетные задачи социально-экономического развития страны, а их трудовая деятельность станет основным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и людей старшего поколения».

Проблемы молодёжи являются своеобразным отражением противоречий и тенденций социально-политического развития современного государства. В аналитическом докладе РАНХи ГС при Президенте РФ, подготовленном в 2013 году по заказу федерального агентства по делам молодёжи «Анализ последствий сохранения сложившихся трендов в развитии российской молодёжи в перспективе 10‑20 лет» выделены следующие ведущие внешние условия развития молодёжи и молодёжной политики:

1. Демографический вызов молодёжной политики.

Согласно данным Росстата на 1 января 2013 года в среднем по России доля молодых людей в общем количестве населения составила  21,3%, что на 0,7% меньше, чем в 2012 году и на 2,7 % меньше по сравнению с 2002 годом.

 

Таблица 1

Возрастная структура населения России [9]

 

Тыс. человек

В процентах

 к итогу

2002

2012

2013

2002

2012

2013

Все
население

145167

143056

143347

100

100

100

в том числе в
возрасте, лет:

 

 

 

 

 

 

15–19

12800

7631

7152

8,8

5,3

5,0

20–24

11466

11599

10849

7,9

8,1

7,6

25–29

10613

12328

12556

7,3

8,6

8,7

            Показатели доли молодых людей в структуре населения субъектов Российской Федерации достаточно сильно разнятся. В среднем по Центральному федеральному округу доля молодёжи составляет 21,4 %, а в Москве – чуть более 19%. В Южном федеральном округе 23,7%. – представители молодо поколения. Среди субъектов федерального округа «рекордсменами» являются Астраханская область и республика Калмыкия (25,2 и 25,1% соответственно). Низкие значения среди других субъектов ЮФО – у Краснодарского края и Волгоградской области (22,7 и 22,8% соответственно). Большой разрыв наблюдается в субъектах Северо-Кавказского федерального округа – 27,7% (без учета данных по республике Северная Осетия-Алания). При этом процент молодёжи в республике Ингушетия – 30,8%, а в Ставропольском крае – 24,9%. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Сибирском и Уральском федеральном округах, где доля молодых людей в общей структуре населения выше общероссийских показателей (например, в СФО – 24,5%) [10].

Демографический прогноз  на 2015–2025 гг. показывает существенное снижение численности молодёжи. Предполагаемые данные представлены на рисунке 1 [3].

В социально-экономическом и политическом аспекте резкое сокращение численности молодёжи означает, что относительно небольшая группа населения в будущем будет поддерживать и обеспечивать функционирование институтов государственной власти, воспитывать и обучать новое поколение, социально поддерживать пенсионеров [3].

 

Рис. 1. Численность молодёжи 14–30 лет в РФ в 2012‑2025 гг., млн. человек

 

2. Ресурсная обеспеченность государственной молодёжной политики.

Расходы федерального центра на молодёжную политику в 2015 году существенно снизятся. Её интенсивность будет определяться социально-экономическим положением региона и осознанием важности данной деятельности для развития субъекта Российской Федерации и поддержания в нём социальной стабильности региональными властями.

3. Трудовая эмиграция и миграция.

Снижение численности российской молодёжи в 2025 г., отток наиболее мобильной и образованной ее части в дальнее зарубежье и замещение её мигрантами из стран СНГ даже при некотором улучшении структуры ведёт в целом к ухудшению качества трудовых ресурсов, что впоследствии негативно скажется на модернизации российской экономики и рынка труда, существенно ограничит переход России на инновационный путь развития.

4. Трудоустройство молодёжи.

По данным Росстата, численность безработных в 2012 г. составила по методологии МОТ 4,13 млн. чел. (в среднегодовом выражении), при этом доля безработной молодёжи в общей численности безработных увеличилась до 43,1%. В настоящее время 12,1% молодёжи России в возрасте 15–24 лет нигде не учится и нигде не работает. Факторами, снижающими показатели трудоустройства молодёжи, выступают низкая территориальная и образовательная  мобильность представителей молодого поколения [5]. Частично решить проблему занятости молодёжи могут молодежные предприятия, главной целью создания которых является воспитание духа предпринимательства у молодых людей, развитие их предпринимательских способностей. Программы занятости должны предусматривать практическую помощь молодым людям в открытии и ведению собственного дела, искусству предпринимательства [4].

5. Правонарушения, совершаемые молодыми людьми.

Как показывают статистические данные, за последние годы снижаются показатели молодёжной преступности (таблица 2) [9]. Однако актуальными остаются угрозы, связанные с криминализацией молодёжной среды в регионах, с молодёжной безработицей, ростом потребления наркотиков, психотропных веществ, алкоголя и спайсов.

 

Таблица

Состав лиц, совершивших преступления по возрасту (тыс. человек)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Выявлено лиц, совершивших
преступления

1220

1111

1041

1011

1013

по возрасту во время совершения преступления, лет:

 

 

 

 

 

14-15

23,7

21,5

20,5

18,5

19,7

16-17

61,8

51,2

45,5

41,0

41,0

18-24

312

278

254

234

222

25-29

228

209

194

192

192

30-49

479

448

433

432

441

 

Несмотря на снижение показателей, преступность продолжает оставаться существенным явлением в молодёжной среде, при этом как несовершеннолетние, так и 18‑29–летние молодые люди вовлечены в широкий круг совершаемых в России правонарушений, среди которых выделяются особо тяжкие и тяжкие преступления, такие как убийства, умышленное тяжкое причинение вреда здоровью, грабежи, разбой и распространение наркотических и психотропных средств.

            7. Снижение качества здоровья молодёжи (слабое вовлечение молодёжи в спорт и несбалансированное питание).

            Проблемы, стоящие перед современной молодёжью, осознает и государство и общество. По мнению 43% россиян, молодёжи сегодня сложнее реализовать себя, чем молодым людям конца 80-х – начала 90-х. Большинство знакомых россиянам юношей и девушек стремится к успеху, но государство недостаточно занимается проблемами молодёжи, среди которых – безработица, платное образование, жилищный вопрос. Россияне чаще считают, что больше внимания надо уделять проблемам молодёжи, нежели пожилых людей (таблица 3) [7].

 

Таблица 3

Результаты опроса Фонда Общественного мнения по вопросу  «Сложно ли современной молодёжи достичь успеха в нашей стране?»

Категории населения

 

Параметры ответов

Легко

Сложно

Затрудняюсь ответить

Население в целом

26

67

7

18–30 лет

40

56

4

31–45 лет

27

66

6

46–60 лет

19

74

7

Старше 60 лет

15

72

12

 

По данным Фонда Общественного мнения, 73% населения считает, что молодёжи сложно достичь успеха в нашей стране. Основные  проблемы, мешающие реализации потенциала молодого поколения, по мнению россиян, приведены в таблице 5.

 

Таблица 5 

Проблемы современной российской молодёжи

№ п/п

Проблемы современной молодёжи

Доля от общего количества респондентов

1

Безработица, проблемы трудоустройства молодёжи, отсутствие работы для молодых

27%

2

Лень, инертность, отсутствие целеустремленности у молодых

12%

3

Тяжелая жизнь, бедность, нехватка денег

11%

4

Плохая молодёжная политика, мало заботы о молодёжи

7%

5

Платность образования

7%

6

Недостаточный уровень образования, нехватка знаний у молодых

6%

7

Коррупция, протекционизм

6%

8

Экономические проблемы

3%

9

Жилищные проблемы

2%

10

Проблемы с организованным досугом

2%

11

Недостаток внимания со стороны родителей, плохое воспитание

2%

12

Отсутствие молодёжных организаций

1%

13

Алкоголизм, наркомания

1%

14

Отсутствие стабильности, уверенности в завтрашнем дне

1%

15

Плохие законы, несоблюдение законов

1%

16

Плохая работа властей

1%

17

Другое

1%

18

Ничего не мешает

1%

19

Затрудняюсь ответить, нет ответа

6%

20

Вопрос не задавался

27%

 

Эти данные практически совпадают с результатами опроса, проведённого в муниципальных образованиях Краснодарского края в марте – сентябре 2014 года в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-13-23013 а(р) (5 городских поселений, 3 муниципальных района, 6 сельских поселений, 300 респондентов). Опрос проводился среди возрастной группы 18-35 лет (закрытый опрос по 8 позициям). Своими основными проблемами 97 % представителей молодого поколения считаетт:

1) Проблемы трудоустройства – 28% – население в возрасте от 18 до 24 лет, 26% – от 25 до 35 лет;

2)  экономические проблемы – 15% – от 18 до 24 лет, 11% – от 25 до 35 лет;

3) жилищные проблемы – 10% – от 18 до 24 лет, 8% – от 25 до 35 лет;

4) платность образования – 8% – от 18 до 24 лет, 3 % – от 25 до 35 лет;

5) отсутствие целеустремленности у молодёжи – 3% – от 18 до 24 лет, 5 % – от 25 до 35 лет;

6) недостаток внимания со стороны государства – 2% – 18 до 24 лет, 1 % - от 25 до 35 лет;

7) недостаток внимания и помощи со стороны родителей (в том числе финансовой) –  1 % – от 18 до 24 лет, 1 % – от 25 до 35 лет;

8) другое (открытый ответ) – 19% – от 18 до 24 лет, 24%  – от 25 до 35 лет;

9) затрудняюсь ответить  – 10% – от 18 до 24 лет, 13 % – от 25 до 35 лет;

10) нет проблем (ничего не мешает) – 4% – от 18 до 24 лет, 5 % – от 25 до 35 лет.

Среди других проблем молодёжи (открытый опрос) респонденты акцентировали внимание в основном на психологических барьерах: низкая мобильность (боязнь, нежелание уехать в крупные города или другие регионы); зависимость молодого поколения от родителей (в том числе и финансовая); нерешительность в принятии самостоятельных решений; нежелание активно себя позиционировать в молодёжных организациях; установка на помощь со стороны родственников в финансовом аспекте и в трудоустройстве; нежелание (неуменение) работать; неуверенность в завтрашнем дне.

В качестве факторов, которые обуславливают проблемы молодёжной среды, опрошенные отмечали отсутствие свободного времени (совмещение работы, учёбы, решения семейных проблем); неустроенность досуга; протекционизм; низкую поддержку института молодых семей. Менее 1% из респондентов указали на алкоголизм, наркоманию, коррупцию, плохие законы, отсутствие молодёжных организаций.

9% респондентов убеждены, что современной молодёжи ничего не мешает осуществлять планы по получению качественного образования, карьерному росту и позиционированию своих интересов.

Достаточно часто современную молодёжь обвиняют в политической индифферентности, инфантилизме, апатии и нигилизме, податливости в процессе политического манипулирования. Безусловно, представители молодого поколения в большей степени, чем другие социальные группы, подвержены деструктивному политическому влиянию, и именно поэтому государство должно своевременно решать молодёжные проблемы и поддерживать молодёжные инициативы. В противном случае неизбежны как радикализация общественного сознания, так и рост потребительских интересов молодых людей, что влечёт за собой социально-политическую нестабильность государства.

Такие характеристики молодёжи, как многочисленность, высокий потенциал социально-политической активности, лабильность психики, делают молодёжь социальной общностью, представляющую тактическую и стратегическую важность как для правящего режима, так и для оппозиционных сил. Молодёжь является особым ресурсом, подпитывающим государственно-властную систему, обеспечивая её стабильность и безопасность, с одной стороны, а с другой – источником её дестабилизации, заключающим в себе угрозу политической стабильности и национальной безопасности [8].

Как показывают данные социологических опросов, российская молодёжь отнюдь не аполитична. В политической сфере российская молодёжь выражает доверие курсу внутренней и внешней политики В.В. Путина и партии власти (по данным Фонда Общественного мнения, в сентябре доверие В. Путину составило около 80%, «Единой России» – 56%). Политические рейтинги в этой группе такие же высокие, как и среди людей старших возрастов. О своем желании принять участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста молодые говорят нечасто (10–12%). Впрочем, почти половина молодых людей (45%) сообщили о том, что приняли бы участие в акции протеста против фальсификаций на выборах [9].

Положительную оценку федеральной, региональной и муниципальной власти выражает молодёжь Кубани (82%, 80% и 76% соответственно).

Более  70 % молодёжи считает важным элементом демократии институт выборов и референдумов. Они готовы голосовать на выборах высших органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления. Однако лишь 11% респондентов готовы реализовать свое пассивное избирательное право.

Важная роль в процессе современной политической социализации молодёжи отводится институтам государственной власти, образовательным организациям, органам местного самоуправления. Результаты проводимого нами опроса показали корреляцию между наличием среднего или высшего профессионального образования респондента и готовностью участия или участием в политической жизни:  78% опрошенных из группы 25–35 лет сказали, что интересуются внешне- и внутриполитическими событиями, регулярно смотрят региональные и муниципальные новости; доля респондентов в возрасте от 18 до 24 лет, интересующихся политикой, составила чуть более 60%.

Что касается проявления гражданских инициатив, то наиболее распространённой в молодёжной среде становится благотворительность и волонтерство. Организовать субботник готовы 44% молодых россиян, помогать незнакомым людям – 78%. Очень популярными среди молодёжи становятся благотворительные акции, например,  пожертвования на лечение ребенка (45%) [1].

Участие в благотворительных акциях высоко оценивается молодёжью Кубани –  65 % приняли участие в сборе средств на лечение больных детей в 2014 году. Развитие практики волонтёрства в Краснодарском крае поддерживают 73% опрошенных.

Таким образом, в целом роль современной молодёжи определяется следующими факторами:

– молодёжь – значительная социально-демографическая группа, занимает важное место в экономике и социально-политической жизни,  является основным источником пополнения рабочей силы;

– молодые люди – это основной носитель политического, экономического, интеллектуального потенциала общества, обладает большими способностями к труду, техническими, культурными способностями, продуктивной деятельностью во всех сферах человеческого бытия;

– молодёжь имеет большую социально-политическую и профессиональную перспективу, она способна быстрее, чем другие социальные группы получать новые знания, профессию и специальность.

Фундаментальный вопрос при рассмотрении роли молодёжи в обществе – это вопрос о молодёжи как субъекте и объекте социально-политической трансформации. Вступая в жизнь, молодой человек становится объектом влияния социальных условий, семьи, образовательных институтов, а позже, в процессе взросления, сам начинает оказывать значительное влияние на общество. То есть молодёжь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на неё направлено общественное влияние с целью её развития.

Публикация подготовлена  в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-13-23013 а(р) – «Участие молодёжи в местном самоуправлении: региональный опыт (на примере Краснодарского края)».

 

Рецензенты:

Вартумян А.А., д.пол., профессор, главный редактор регионального научного журнала «Региональные политические исследования», проректор по научной работе Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) ФГФОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск;

Самаркина И.В., д.пол.н., доцент кафедры государственной политики и государственного управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.