Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PECULIARITIES OF OMAN IMAMATE LAW SYSTEM

Al-busaidi Ya.Ya. 1
1 FGBOU VPO “The Chuvash State University n.a. I. N. Ulyanov”
The article examines the evolution and peculiarities of the Imamate institute in Oman. Special attention is paid to the Ibadi movement of Islamic law as well as to the tribal common law both of which form the basis for the analysis of the role of Shura Council and influential circles for the purpose of gaining certain balance in relations between the authorities of the country and its inhabitants. Our analysis shows that until the middle of the XX century Oman was a union of tribes supporting Ibadi Islam. Within Ibadi doctrine for the first time in the history of Muslim societies the principles of people´s participation in public administration were developed, which resulted in the outward expression in imamate moderate state system. Imam ruled the country with the help of the Council of theologians, the Shura Council, as well as governors and heads of tribes. For centuries Imamate and its institutions ensured the safety of society and order in social relations. Oman Imamate guaranteed gradual strengthening of the tradition of social relations and its steadiness. The effectiveness of such a form was confirmed by the fact that such statehood existed for twelve centuries.
Ibadi movement.
Muslim Law
Shura Council
Oman
Imamate
law system

Имамат Оман - историческая область в Омане и государство, существовавшее с давних времён до 1957 года (с перерывами). Имамат Оман вплоть до середины XX столетия фактически представлял собой союз племен, в основном придерживавшихся ибадитского толка Корана, а едва ли не единственной формой действующего права оставалось некодифицированное мусульманское право [7].

Стоит отметить, что ибадиты являются приверженцами самой умеренной хариджитской секты. Основателем этой секты является Абдаллах ибн Ибад. Среди всех остальных хариджитских сект ибадиты выделялись тем, что сумели создать теоретические основы своих воззрений. Из их среды вышло много грамотных людей, которые написали много книг по различным аспектам ибадизма.

Над страной постоянно нависала опасность потери собственного суверенитета. В VI веке н.э. Оман был разграблен войсками Сасанидов, а также опустошён набегами соседних бедуинских племён. ВVII веке Оман был включен в состав арабского халифата, что ускорило развитие феодальных отношений. Население было исламизировано.

В середине VIII века эта область стала независимой, под властью местных правителей-имамов, однако через полтора столетия Оман был вновь завоёван халифами из династии Аббасидов. Их владычество продолжалось до XI века, когда к власти пришла династия шейхов набхан.

В 1507 г. Маскат и прибрежные районы захватили португальцы. К 1645 г. персидские войска и англо-нидерландский флот вытеснили их из прибрежных районов. В 1650 г. имам Султан ибн Сейф аль-Йариби окончательно вытеснил португальцев. Имам Сейф ибн Султан (1692-1711) из династии аль-Йариби обрёл титул «повелителя земель», т.к. к концу 17 века оманская империя включала пространства от Восточной Африки до Бахрейна.

В начале XVIIIвека Оман был завоёван персами, однако в 1741 году персы были изгнаны правителем Ахмедом Зафари, который создал крупное пиратское государство. Данное государство помимо собственно Омана, охватило острова Персидского залива, большую часть побережья нынешнего Ирана и побережье Восточной Африки от Сомали до Мозамбика включительно, а также многие прилегающие острова.

В 1832 году резиденция султана Омана была переведена на остров Занзибар, а в 1856году, после смерти тогдашнего султана, государство было разделено между двумя его сыновьями на две самостоятельные части - африканскую и азиатскую.

В 1913 г. был образован независимый Имамат. В 1920 г. султан Маската был вынужден подписать Сибский мирный договор и признать независимость оманского имамата. В итоге Оман и Маскат политически обособились друг от друга. В 1957 г. султан Маската Саид бин Теймур при военной поддержке Великобритании оккупировал Имамат Оман. К 1959 г. англичане восстановили суверенитет султана над страной. Британия официально ликвидировала Сибский договор и положила конец правлению имамов [8].

Племенной строй оманского общества сыграл огромную роль в поддержании и развитии института имамата. В Омане исторически сложилась административная и судебная не зависимость регионов и губерний, которые подчинялись центральному правительству имамата только при решении общенациональных государственных вопросов.

Имамат в Омане строился на принципах свободных выборов имама. В законодательстве непосредственно не было закреплено, что имам должен состоять в группе признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама (улемов). Со временем название имам стало уважительным прозвищем, однако это приветствовалось. Имам обязательно должен отличатся беспристрастностью и добродетелью, религиозностью, нравственностью, он должен быть достойным человеком. При выборе имама не играет роли цвет его кожи, не имеет значения, к какому племени он принадлежит и какую прослойку общества представляет.

Эти положения представляют собой условия аль-биа - официального соглашения, заключенного между имамом и народом, который представляют улемы и так называемые «влиятельные лица». Аль-биа - это закон обязательный для имама и содержащий волю народа.

Советы имамата в Омане, первые в своем роде в мусульманском арабском мире, возникли во второй половине VII века н.э. Советы имамата могут принимать форму совета улемов, совета шейхов, а также местных советов в регионах и городах. Основную роль в них играют улемы, которые исторически стали называться «вершители дел», «влиятельные лица». Они формировали постоянный Совет, осуществляющий  законодательную власть на территории всей Омана [4].

Эти организации, несмотря на отсутствие законов и уставов, регулирующих их деятельность, доказали свою жизнеспособность, гибкость и эффективность. Со временем они выработали комплекс норм, регулирующих общественные отношения, и закрепили традицию участия народа в политической жизни страны. Был достигнут определенный баланс во взаимоотношениях руководства страны и народных масс. Статус имама был узаконен, также как институт имамата, представляющий одну из основ оманской государственности.

Традиции избирать главу государства возникла одновременно с началом имамата как формы государства с централизованной системой управления. Процедура выдвижения кандидатов на пост главы государства осуществляется законодательным собранием (Советом Шуры). Среди достойных выбираются кандидаты, которые отличаются праведностью, уравновешенностью и справедливостью.

Избрание имама проходит в три этапа. На первом этапе после смерти или отстранения предыдущего имама проходят совещания улемов. Они обсуждают, насколько подходят выдвинутые кандидатуры. Временные рамки первого этапа не определены, консультации могут продолжаться столько, сколько того требуют обстоятельства. Также в совещании могут принимать участие старейшины племен, однако они не могут оказать влияния на окончательное решение, которое выносится исключительно улемами.

На втором этапе, когда мнения сходятся на определенной кандидатуре, отвечающей всем требованиям, один из улемов представляет кандидата. Он должен получить одобрение, по меньшей мере, шести других улемов. Кандидат не может  вступить в должность и соглашение не будет заключено, если он не набрал необходимого минимального количества голосов.

В случае выдвижения целого ряда кандидатов, отвечающих всем требованиям, улемы должны выбрать из них двух. Если страна в это время переживает стабильный период, то предпочтителен более образованный кандидат, хорошо разбирающийся в традиционном мусульманском праве и Шариате. Если же страна переживает смутный период, то предпочтительнее оказывается кандидат, имеющий характер вождя, наделенный военными способностями.

«Влиятельные лица» в государстве подтверждают необходимость свободных выборов имама, когда не оказывается никакого давления, в том числе и со стороны племен. Это гарантирует исполнение принципа свободных  выборов и принципа единодушного мнения. После того как выбор состоялся, кандидат не может уклониться  от исполнения возлагаемых на него обязанностей, поскольку это может угрожать стабильности в обществе. В таком случае кандидат будет признан недостойным доверия, и может быть даже казнен.

Затем улемы заключают договор, так называемое соглашение с народом (аль-биа), которое подписывается в присутствии улемов и старейшин племен. Эти процедуры проходят в торжественной форме, при этом подписание аль-биа имеет статус референдума. Затем избранный кандидат произносит клятву. По окончании церемонии имам получает властные полномочия, а народ обязуется ему повиноваться. Имам, заручившегося поддержкой влиятельных лиц, невозможно отвергнуть. Например, если улемы сошлись на кандидатуре, племя не может оспорить аль-биа.  Оно должно подчиниться воли улемов, которые представляют собой законодательную власть и по традиции являются носителями высшей морали.

После избрания имама, согласно традиции, самые уважаемые члены Совета улемов жмут ему руку и говорят: «Мы выбрали тебя по воли Аллаха и пророка его, ты должен делать доброе и отказываться от плохого. Мы всенародно и открыто назначаем тебя имамом»[2, c. 246]. Таким образом, новый глава государства (имам) вступает в должность и принимает управление.

С точки зрения ибадитского толка Корана выдвигаются следующие требования в кандидатуре имама. Имамом не может стать несвободный человек; имамом не может стать незаконнорожденный, несовершеннолетний, а также преследуемый по закону.

Процедура смешения и отрешения главы государства от должности не были прописаны ни в одном законе, к которому можно было обратиться в случае необходимости. Отрешение происходило, если имам нарушал какие-либо требования, предъявляемые к его должности. Например, если он  не следовал букве и духу Корана или Суни пророка, не подчинился принципам Шариата, нарушал принцип равенства всех граждан перед законом. Единственный орган, который был вправе отстранить или назначить правителя, - Совет улемов.

Имам автоматически теряет свою должность, когда теряет трудоспособность. Имеются в виду такие недуги, как глухота, слепота, немота, немощность. Имама не могут сместить несправедливым образом без консультации улемов. И если улемы посчитали, что недуг не может помещать имаму исполнять его обязанности, то он не может оставить свой пост. В случае поражения имама  глухотой или близорукостью и согласия улемов, чтобы он остался на своем  посту, регламент ибадитов требует, чтобы в практической деятельности имаму помогал специальный человек.

В теории ибадитов вопрос о смешении имама имеет большую важность не только потому, что имам является главой государства, но в силу важной роли, которую он играет в религиозно - духовной жизни общества. Так любая его болезнь будет отражаться на обществе и на имамате.

В практике государственного строительства института имамата были представлены следующем образом.

Имамат состоит из нескольких структурных единиц: Совет улемов, Совет Шуры, Общий совет, губернаторы (вали) и местные консультативные советы [3, c. 156].

Совет улемов - учреждение «влиятельных людей», которое состоит из улемовибадитов, представляющих высшую законодательную власть и источник права, религии и политики. Под их руководством избираются имамы. Они реализуют принцип Шуры и следят за его исполнением. Они являются судьями,  историками и учителями.

Имаму помогает исполнять его обязанности Совет Шуры. Число членов совета достигает 15 человек. Совет возглавляет сам имам, его членами являются либо министры, либо советники. Совет собирается раз в неделю, иногда раз в месяц. Имам не может принимать важные государственные решения без ведома Совета Шуры.

Существует также общий совет, в который входит Совет Шуры, губернаторы (вали), главы племен. Этот совет собирается по инициативе имама. Он изучает вопросы, которые направляет в него имам. Важные решения принимаются только после консультаций глав племен со своим народом. Таким образом, народ разделяет со своими руководителями ответственность за принятие важных решений.

Имам управляет страной с помощью губернаторов и глав племен. Вали избирает имам посредством консультаций с Советом Шуры. Жители региона могут принять этот выбор или отвергнуть его. При этом они должны обосновать свое решение и убедить в нем имама и Совет Шуры. Назначение проходит также через аль-биа. В нем оговариваются обязанности, и ответственность вали по отношению к жителям региона, с одной стороны, и к имаму - с другой стороны. Соглашение  подразумевает также справедливое исполнение закона и соблюдение прав жителей.

Губернатор осуществляет свою власть с помощью местной знати, улемов и глав племен. Они составляют традиционный Консультативный совет, который, однако, не имеет официального статуса. Эта группа играет большую роль в управлении делами региона или деревни и всячески содействует правительству.

После избрания имам был обязан назначить министров, представителей власти на местах, судей и других государственных служащих. Он сообщает о сделанных им назначениях Совету Шуры, который должен одобрить их. Особенно важной эта процедура является, когда речь идет о высших государственных постах. Совет Шуры имеет право уточнить кандидатуры министров при распределении министерских портфелей. У Совета есть право отвергнуть любую кандидатуру, предложенную главой государства, если кандидат не отвечает необходимым требованиям, предъявляемым к министру. Имам не может назначать министра без одобрения его кандидатуры Советом.

Таким образом, Совет Шуры в период имамата исполнял роль законодательного собрания и на него опирался глава государства - имам. Совет являлся на протяжении многих веков гарантией против всех форм единовластия.

В целом правовая система Омана эпохи имамата включала два культурных слоя - исламское право ибадитского толка и племенное обычное право с их представлениями, ценностями и нормами поведения. Сочетание этих двух компонентов дало возможность достижения определенного баланса во взаимоотношениях руководства страны и ее жителей.  

Рецензенты:

Петренко Н.И., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства иправа Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ«Российский университет кооперации», г. Чебоксары;

Демидов М.В., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой административного и финансового       права Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ«Российский университет кооперации», г. Чебоксары.