Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IDEOLOGY OF OPERATIONS AS A POWERFUL TOOL OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS

Zaplatina O.A. 1
1 Kuzbass State Technical University
Actualized the problem that Absolutized engineering ideology leads to the suppression of the human personality and creativity of the individual subjects of the system "society-production." Disclosed the problem of "look" to the production of ideology as a tool for politicking, professional hypocrisy "imposing" public funding priority morally questionable engineering projects. The analysis of the historical aspects of Russian production of ideology. All processes are regulated by the state government, one way or another, are governed by the respective ideology. It also regulates the relationship and the structural organization of the system "society-production", in which the genius inventor accelerate civilization, drawing progressive ideas to a certain extent this recognition or "constructed" reality. Invaluable contribution to engineering ideology in the face of modern civilization is undeniable. However, in the range of value-oriented, social and philosophical aspects of it requires an ambiguous approach to the analysis, because only by analyzing the set of all sides of this ideology can fairly assess the prospects of civilization, spiritual, moral, social and philosophical aspects.
and educational technology
technocracy
the system "society-production"
the ideology of Russian engineering
engineering ideology
production activities
Инженерная идеология в лице специалистов оставила мощный след в событиях двух минувших веков. Она воплотилась в многообразные формы профессиональной производственной деятельности, определила облик современного мира и человека и продолжает оказывать все возрастающее влияние на особенности развития современной цивилизации. Эти особенности показательно и грамотно сгруппированы в трудах В.Г. Попова, где так же показана их тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Таким образом, наблюдаем: 1) власть технического мастерства, 2) неизбежное усиление роли технической интеллигенции и 3) возникновение мощной прослойки высококвалифицированных технических специалистов, претендующих на участие в управлении государством, в результате чего наступает полный контроль экономической и политической власти - такова, в общем-то, современная интерпретация инженерной идеологии.

Однако, анализируя исторические аспекты российской инженерной идеологии, необходимо упомянуть, что ранее она не была независимой: зачастую инженеры работали так, как предписывала директива. Но инженерная идея в своей новизне, необычности и стремлении ко благу заставила зарубежную научную мысль убедиться в существовании так называемого социалистического технократизма и выдающейся технократической державы, во главе которой стояли инженеры.

Рассматривая подготовку инженерных кадров в исторической ретроспективе, ряд исследователей отмечают, что с 1970 по 1990 годы эта подготовка, а вместе с ней и профессия, претерпели ряд преобразований. На данном этапе быстрый рост национального дохода страны при соблюдении жестких экологических требований означал для инженеров освоение новых материалов, разработку новых технологий, автоматизацию производственных систем. Это была быстрая, высококачественная работа с максимальным использованием возможностей, которые предоставляла современная наука. Наряду с этим сложность техносферы, взаимосвязанность и взаимозависимость процессов, порождающих громадные информационные потоки, обусловливали работу инженера на пределе психофизиологических и физических возможностей.

Как отмечают В.Е. Шукшунов, В.В. Ленченко и другие, до недавнего «доперестроечного» времени «экстенсивная экономика» страны не требовала специалистов высокого качества с фундаментальными всесторонними знаниями. Не было социального запроса на людей с высшим образованием у общества в целом - перестали пользоваться спросом выпускники-инженеры (как специалисты с высшим образованием) у потребителей предприятий, НИИ, КБ и т.п. Потребитель создавал своеобразный «склад» инженерного корпуса, который свидетельствовал о «затоваренности предприятий» инженерными кадрами, об их невысоком качестве, их ненужности. В высшей школе, как и в экономике, царили количественные показатели, «поточное производство». Этим обозначился кризис высшей технической школы, которая перестала обеспечивать выпуск специалистов высокой квалификации, заменяя их «валовым показателем».

Многие вчерашние инженеры оказались вовлеченными в процессы иллюзорного идеологического воздействия на ход социальных процессов в роли специалистов, выполняющих управленческие функции: «предопределено это изменением профессионального статуса, социальной позицией, воздействием мощных политических процессов».

В результате получили бесполезный рынок труда со множеством чиновников и эффективностью работников 1:16 по отношению к японскому специалисту, которому не подвластны функции инженера, который также знает, что можно повелевать профессионалу начать работу с раннего утра, но нельзя повелевать выйти на работу и иметь к этому времени творческую идею. Такая идеологическая утрата, конечно же, имеет корни в образовательной среде. Это не бесследно сказывается на естественной социальности человека и определяющих мотивах производственной деятельности.

Философские идеи экономического обоснования производственной идеологии с позиции органической социальности трудящихся отражены в трудах А. Сен-Симона. Он считал, что идеологическая преемственность, берущая свое начало в воспитательно-образовательной среде - развитии способностей человека, совершенствовании «своих дарований», всестороннем развитии личности формирующегося специалиста, - способна обеспечить становление основы производственной идеологии, которая постепенно усилит «коллективистские начала» и устранит «эгоистические частнособственнические интересы».

На этом основана концепция производственной идеологии и прогресса промышленности, преемственность идей которой была утеряна в процессе уравнительной унификации в производственной деятельности, утраты биосоциальных подходов в формировании производственных отношений и, соответственно, той социальной среды, которая определяет сознание человека. Это повлекло за собой снижение здоровья, возникновение тенденций к обнищанию духовной культуры производительных сил, потери способности трудящихся к творческому труду.

Так, на рубеже XX - XXI веков стала нарастать проблема соотношения общего и специального образования в высшей школе. С одной стороны, узкая специализация была, конечно же, условием успешной адаптации специалиста к производству и осуществлению высококачественной профессиональной деятельности. С другой, стремительный научно-технический прогресс, а также многоукладность экономики и «жесткий» рынок труда создали условия для возникновения совершенно новых требований работодателя к подготовке современного специалиста.

Например, стремительный ритм современной жизни стал требовать от формирующего специалиста все большей физической активности и подготовленности. Постоянно увеличивающиеся нагрузки, которым подвергаются трудящиеся на производстве, продиктовали необходимость все более высокого физического совершенства, характеризующего не только общий уровень физической подготовленности, но и развитие профессионально важных физических качеств.

В условиях социокультурных и социально-экономических преобразований современного динамично развивающегося общества особое значение приобретают смена, «реструктуризация, совершенствование (модернизация) образовательных парадигм», которые в совокупности предопределяют инновационные процессы в высшей школе и трансформацию их содержания и организации в более качественное состояние. В современной системе высшего образования при всем многообразии ее концептуальных и методологических подходов к обучению, развитию и совершенствованию, провозгласившей «принципы гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса», в последние годы достаточно отчетливо обозначились процессы «старения» образовательных технологий. Определившийся «разрыв между требованиями к системе образования, предъявляемыми современными социально-экономическими условиями жизнедеятельности, и ее реальным состоянием свидетельствует о кризисе ее содержания и организации».

В настоящее время потребность в революционных инновациях в сфере образования вытекает из нарастающей проблемы в формировании духовной культуры человека, его здоровьесбережения и сохранения окружающего пространства, в котором человек существует. Только такой вектор образовательного пространства сможет обеспечить достижение высокого уровня духовной культуры формирующегося специалиста на основе интеграции философских, этических, мировоззренческо-идеологических оснований и будет способствовать реализации направления коэволюции человека и природы.

Поэтому наметилась тенденция к самосохранению здоровья, повышению уровня культуры здоровья и экологической культуры формирующегося специалиста. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор предъявляемых к специалисту ключевых компетенций в различных сферах, а также профессионально важных качеств, в том числе и физических, так как уровню здоровья будущего специалиста уделяется в настоящее время очень значительное внимание со стороны работодателей.

В современной обстановке активно начинает развиваться идея о новом функциональном назначении экологической и валеологической подготовки студентов высших учебных заведений, ее роли в формировании личности, развитии «здоровой» инженерной идеологии. Смена образовательных парадигм вызвала к жизни такое явление как потребность в здоровом кадровом обеспечении, изменение же социально-экономических парадигм дает толчок к повышению значимости экологической и валеологической подготовки формирующихся специалистов в условиях модернизации высшего профессионального образования.

Конечно же, фундаментальная и специальная подготовка обладает и должна обладать особым приоритетом в образовательном диапазоне будущих специалистов, но необходим курс на сознательную экологическую и здоровьесберегающую стратегии человеческого существования в рамках технического прогресса. Эта стратегия должна исключать бескомпромиссные экстремальные претензии к человеку.

Но назревшие технократические отношения и соответствующая им линия поведения отражают на сегодняшний день стремление охватить не только общество в целом, но и отдельные звенья структуры в системе «общество - производство», а также личность самого человека: «руководители-технократы пытаются подчинить «интересам» технических инноваций подконтрольные им личности, их моральные установки, обычаи и личностные отношения. Они ориентируются на «вышколенного и предсказуемого работника, неукоснительно выполняющего или передающего приказы» роботу-подчиненному с категорическим нежеланием оплачивать его издержки по больничному листу, когда остатки здоровья последнего будут окончательно подорваны в этой стремительной идеологической гонке.

Так абсолютизированная инженерная идеология ведет к подавлению человеческой личности и индивидуального творческого начала в системе «общество - производство», то есть возникает так называемый императив инженерной деятельности, содержание которого наполнено установками типа «любыми усилиями и средствами изготавливается все, что можно изготовить для удовлетворения определенных потребностей». Инженерная идеология стала инструментом политиканства, профессионального лицемерия, «навязав обществу приоритетное финансирование морально сомнительных инженерно-технических проектов». Волны технических инноваций порождают соответствующие «психологические и социальные отношения между индивидами и ситуации, в которые включаются люди-объекты». Это происходит вследствие того, что в «техническом государстве господствуют технократические приоритеты». Перспективы развития и судьба общества становятся предметом «манипуляции научно-технической элиты. Закономерности функционирования вещей вытесняют социальные и политические законы и нормы. Меняется социальная структура общества, его личностные и внутриструктурные связи. В технике это приобретает другую форму, и человек за машиной не всегда видит себя».

Со времен античной философии жизнь человека как микрокосма предполагает не только профессиональное творчество, но постоянное ориентирование на творение добра, духовного блага и должно быть ориентировано на каждого человека. Современные же реалии нашего мира противопоставляют этой мудрости компьютерные технологии, ориентированные на обслуживание политических интересов финансовых групп.

«Компьютерократия» этих кругов проявляется в попытках «приспособить законодательство к требованиям, диктуемым языками и алгоритмами программирования», навязать обществу правила сбора, хранения и «пользования информацией, вытекающие из специфики развития компьютерных технологий, электронно-цифровой техники и коммуникационных сетей». В связи с этим повышаются риски использования персональных данных людей в корыстных целях, «возрастает преступность в отношении граждан, а программирование производственных и технологических процессов становятся порой опасными» для жизни людей.

Переход российского социума к постиндустриально-информационному обществу, а затем и к обществу устойчивого развития - процесс эволюционный. Противостоять развитию научно-технического прогресса невозможно, но встать на путь сохранения человека и природы - задача посильная и гражданину, и государству.

Для достижения устойчивого развития необходимо наделить информационный компонент экологическим и духовным смыслом. Поэтому становится необходимой такая глобализационная направленность образовательной трансформации, которая бы обеспечивала не только приоритет информационных ресурсов, но и наличие природоохранной информационной стратегии производственной деятельности. Поэтому одним из основных механизмов регулирования природоохранной политики, защиты здоровья формирующегося специалиста и формирования его духовной культуры должно стать образование, наполненное экологическими и валеологическими технологиями. В связи с этим данная функция образования, несомненно, должна быть распространена на все социокультурное пространство, становясь базовой основой духовно-нравственных, эстетических, этических, социально-философских и идеологических аспектов формирования культуры личности специалиста и профессионала.

Поэтому становится важным и необходимым соединение профессиональной и личной гражданской ответственности за принимаемые решения, к которым должны привлекаться представители различных областей: социальной философии, юриспруденции, экологии, психологии, валеологии (науке, способствующей формированию понимания необходимости здорового образа жизни человека и планеты, ответственности за свое здоровье и здоровье подчиненных, поддержанию устойчивого равновесия глобальной системы «человек - природа - общество») и др.

Нравственной позиции формирующегося специалиста в этом смысле нужно претендовать на руководство принципом профессионального гуманизма - «не навреди».

Ему необходимо проявлять постоянный интерес к вопросам социального использования техники, открытий, инноваций, к общим моральным, политическим, мировоззренческим и юридическим проблемам, вытекающим из новизны открытия и практического использования, в связи с чем анализ работ в области развития и внедрения концепции системного и антропоцентрического подхода в структуру взаимодействия субъектов системы «общество - производство» должен находить свое отражение и основополагающее значение в сущности моделирования и проектирования процессов профессиональной подготовки к производственной деятельности на основе синтеза естественнонаучного и гуманитарного знаний.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа;

Сухарева И.В., д.и.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа.