Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE METHODICAL ASPECTS OF TEACHING HISTORY IN TECHNICAL UNIVERSITIES

Slominskaya E.V. 1
1 Tula Institute of Economics and Informatics
В данной работе предпринята попытка обобщить многолетний опыт преподавания истории студентам технических специальностей в Тульском государственном университете и Тульском институте экономики и информатики, а также в старших классах лицея № 1 г. Тулы, в котором профильными предметами являются физика и математика. Автор отмечает, что повышение качества изучения истории продиктовано сложными геополитическими процессами, происходящими в мире. Гуманитарное знание позволяет преодолеть технократическое мышление, расширить пространственно-временные представления о развитии общества с преобладанием духовно-нравственных ценностей. В статье рассмотрены методические особенности преподавания истории в технических вузах, отмечается необходимость повышения мотивационной составляющей, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.
In this project we were trying to sum up long-term experience in teaching history for students of technical faculties of Tula State University and Tula Institute of Economy and IT, and in the Lyceum #1, where such subjects as maths and physics are the main. The author notes that the promotion of study quality depends upon the geopolitical process in the world. The liberal education helps to overcome the technocratic mentality, to extend the space time conception of development of the society with the religious value. There are the methodical aspects of teaching history in technical universities in this project. The author notes the necessity of motivation with the help of the distance education.
education
technical universities
methods of teaching history
Динамичные изменения социокультурной реальности: одномерные и многомерные, линейные и циклические, эволюционные и революционные внесли значительные коррективы в развитие всей системы образования. В этой связи особенно острым становится вопрос о повышении качества образования, что связано не только с институциональными и организационными изменениями, но и с внедрением новых методов преподавания [2].

Изучение дисциплин гуманитарного цикла, в первую очередь таких, как «Отечественная история», и в советское время, когда образование было нацелено на получение знаний, а не на оказание образовательных услуг, не было в почете у студентов технических специальностей. Сегодня на фоне мировоззренческих изменений, отсутствия мотивации (нередко можно услышать от студентов такую фразу: «зачем будущему техническому специалисту знать историю?»), в условиях катастрофической нехватки времени (многие молодые люди начинают работать уже на первом курсе института), отсутствия навыков самостоятельной работы, а также внутренней неорганизованности, студенты испытывают серьезные затруднения при изучении истории. Представления об историческом процессе, полученные в школе, как правило, весьма разрозненны, что осложняется скудными познаниями в области географии, обществознания (а это основы социологии, политологии, права, экономики).

Между тем исторические знания в условиях сложных геополитических процессов, происходящих в мире, чрезвычайно важны. Они позволяют сформировать стройную систему экономических, политических, философских взглядов, приучают молодого человека самостоятельно и масштабно мыслить, избегать односторонних, мало связанных с реальностью выводов и оценок. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее.

Проблема преподавания истории в технических вузах не нова. Она неоднократно поднималась и поднимается на страницах научных изданий, проводятся конференции, посвященные актуальным проблемам гуманитарного знания в техническом вузе [1]. Авторы предлагают свои способы как наиболее эффективно адаптировать учебный материал под особенности преподавания общего курса отечественной истории для студентов технических специальностей.

Например, в статье «О преподавании истории в техническом университете» Э.С. Кульпин предлагает ряд интересных подходов, в числе которых «прямо использовать понятия, принципы и систему мышления естественных наук», делать акцент не на изучение отдельных однотипных событий, а на «изучение неординарных, поворотных событий, бифуркаций» [3].  Справедливой представляется точка зрения автора о субъективности исторического факта, основанного лишь на письменных нарративных источниках, которые создаются людьми с определенными интересами и целями. Однако в «защиту» письменных источников хочется заметить, что, в частности,  статистические материалы, составленные на основе официальных документальных материалов, а также аналитические доклады и записки, справочные издания и энциклопедии являются беспристрастными свидетелями эпохи, поскольку лишены субъективизма, свойственного в определенной степени гуманитарным наукам.

Возвращаясь к вопросам обучения студентов, необходимо учитывать, что при поступлении в вуз молодые люди проходят сложный период адаптации к условиям вузовского обучения, который включает в себя проблему интеграции в новое социальное пространство, готовности к установлению особых отношений со студентами, преподавателями и администрацией института [4]. На смену привычной классно-урочной системе обучения и практически домашней опеки со стороны учителей и классного руководителя приходит лекционно-практическая система, требующая большей самостоятельности и ответственности от молодых людей. Как показывает практика, подавляющее большинство первокурсников испытывают потребность в помощи со стороны куратора и преподавателей по решению целого блока учебных проблем. Успехи студентов в обучении, и в том числе в изучении общего курса истории, которая в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в своем большинстве изучается на первом курсе, в значительной мере будут зависеть от эффективности адаптационного периода в новых образовательных условиях.

Говоря о проблеме преподавания истории в технических вузах, необходимо отметить разницу в мышлении, в подходах к изучению объективной реальности у представителей гуманитарных и технических специальностей. Так, у технарей лучше развито дискретно-логическое мышление: им значительно проще мыслить в конкретных, логически выверенных, небольших по объему моделях. Это позволяет разглядеть и проанализировать в историческом процессе частности. Но вот обратное движение, да еще при отсутствии системности в образовательном процессе, становится практически невозможным. Студенту-технарю трудно соединить отдельное в единое целое, охватить значительную часть исторической реальности, понять ее динамику и цельность развития.

Поэтому студенты технических специальностей для семинарских занятий с удовольствием готовят задания, например, по историческим персоналиям, но вопросы, требующие установления взаимосвязей с экономическими, политическими, социальными процессами, даются им с трудом. Чтобы облегчить понимание исторических закономерностей, основных тенденций в развитии общества,  предлагаемый лекционный материал не должен иметь большой объем. Необходимо сконцентрировать внимание студентов на выстраивании длительных логических цепочек, а не на отвлеченных фактах частного характера.

Учитывая специфику студентов с техническим складом мышления, стоит признать, что традиционное ведение лекций и семинаров, как бы ни была ярка и авторитетна личность самого преподавателя, не всегда эффективно. Использование презентаций, видеолекций, работа с использованием дистанционных форм обучения, таких как чат, форум и т.д., позволяют значительно повысить познавательный интерес путем погружения в историческую «реальность». Это тем более важно, что для современных молодых людей медиасреда является зачастую более привлекательной, более обжитой, чем пространство обычного текстового вузовского учебника, в котором отсутствует яркий иллюстративный материал.

Нельзя не согласиться с тем, что «студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы,.. но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, самообразовываться и саморазвиваться» [5, с. 112-113]. Организация самостоятельной работы также выглядит для студента более привлекательной, когда вместо традиционных рефератов (на 90% скачанных из Интернета) преподаватель предлагает выполнить задание с использованием инновационных технологий. Самостоятельность и творческий потенциал студентов при подготовке мультимедийных презентаций, видеоработ и т.д., особенно при условии обязательной защиты своих проектов, проявляется значительно выше. Учащиеся видят конечную практическую цель своего труда, чувствуют большую уверенность в своих силах, приобретают первоначальные навыки научного исследования, в том числе коллективные, а добытые самостоятельными усилиями знания прочно остаются в сознании.

Но форма самостоятельной работы только на основе медиатехнологий  не является достаточной, поскольку не позволяет организовать ее как процесс непрерывный и систематический. Это, скорее, дополнительная форма работы, которая в большей степени нацелена на повышение мотивационной составляющей.

Понимание объективной действительности студенческой жизни вынуждает преподавателя искать такие формы, которые позволят студенту при минимальных временных трудозатратах выполнить практическое задание без ущерба для понимания истории. Ориентировать студентов только на запоминание исторических фактов задача неблагодарная, если не сказать больше - невыполнимая. Поэтому необходимо нацеливать молодых людей на поиск закономерностей, сопоставление фактов и их анализ. Тем более что поиск закономерностей - это часть методологии любой науки и в этом смысле сближает гуманитарное и техническое знание.

Например, учитывая, что человеку с техническим складом мышления привычнее работать с цифрами, а не с текстами, можно предложить составить хронологический ряд на соответствие с выделением двух и более ключевых событий отечественной истории, вокруг которых преподаватель вместе со студентами выстраивает логические, причинно-следственные связи, анализирует факты и итоги:

  1. 1380 г. - поражение  войск Мамая на Куликовом поле - импульс к дальнейшему объединению русских земель вокруг Москвы;
  2. 1480 г. - противостояние на реке Угре - падение ордынского ига;
  3. завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

В качестве другого задания можно предложить проанализировать схожие исторические события, например казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина и казацко-крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева и т.д. Безусловно, изучение революций начала XX века, Первой и Второй мировых войн позволяютне только выделить общие причины катастроф, постигших нашу страну, но и с учетом исторического опыта и современных знаний о закономерностях развития общества спроецировать ситуацию на современность и сделать выводы о возможных вариантах развития событий.

Роль экономики всегда имела определяющее значение в развитии страны. В этой связи студентам будет полезно проследить логику ее развития. Так, длительный период ведущей отраслью оставалось сельское хозяйство, а климатические условия определили его специализацию. В этот период сельское хозяйство определяло экономический подъем, влияло на развитие ремесла и торговли, рост городов и увеличение численности населения и т.д. Таким образом, студентам будет полезно составить план развития той или иной отрасли хозяйства, охватывающий несколько столетий, выделить основные этапы.

Важным для студентов технических специальностей является изучение истории науки и техники тех отраслей знания, которые составляют основу будущей профессии параллельно с общеисторическими процессами. Это позволяет увидеть логическую линию развития научных идей, что, в свою очередь, значительно повышает мотивацию и познавательный интерес.

В завершение хочется отметить, что творческий подход к изучению истории означает учет новых тенденций, явлений общественного развития, отказ от догматизма. Итогом в изучении истории должны стать не только прочные знания, но и умение объяснить события прошлого и установить причинно-следственные связи с учетом объективных и субъективных факторов развития общества, а также умение аргументировать свою собственную позицию. Противоречивость развития любой общественной системы всегда дает возможность альтернативных вариантов его исхода. Такое понимание исторической действительности позволяет преодолеть узкие, зачастую политизированные представления, научить молодого человека самостоятельности в выборе общественных ориентиров.

Рецензенты:

Карпов Е.Б., д.псх.н., Тульский институт экономики и информатики, г. Тула;

Симонова Е.В., д.и.н., профессор, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.