Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PHENOMENON OF SUCCESS IN THE OPINIONS OF THE CLASSICS OF PSYCHOANALISIS AND GESTALT PSYCHOLOGY

Gioeva E.P. 1
1 North Ossetia state university
The article deals with a problem of opinions on success phenomenon in the works of Z. Freid, A. Adler, K. Horny, the representatives of the scientific school of K. Levin – F. Hoppe and M. Juknat. So, in the psychoanalysis of Z. Freid the phenomenon of success presents in different aspects: as an achievement, as a symbol of a win over the parent of the opposite sex, as an achievement in the external plan that manifests the internal dissatisfaction of person. A. Adler gave the success the compensatory meaning and side by side with the aspiration of success considered the motivation of avoiding of failure. In the conception of K. Horny the success received the personal meaning of the defense from the basic worry. The researches of F. Hoppe revealed the influence of the feeling of success-failure in the process of activity on the dynamics of the level of the pretensions and same aspects of this influence. M. Juknat supplemented the F. Hoppes results, ascertaining the influence of the preceded experience of success-failure on the choice of the difficulty of the tasks in the beginning of the new activity. The conceptual distinction of approaches to studding this phenomenon and contribution of analyzing directions to the general theory of success are shown.
motivation of success
achievement
structure of neurosis
success
Объектом интенсивного научного исследования феномен успеха стал в последние десятилетия как ответ на запрос новых реальностей социальной жизни. Однако различные аспекты проблемы успеха в человеческой жизни рассматривались в работах психологов уже на рубеже ХIХ-ХХ вв. Многие ценные идеи, высказанные в то время, не утратили своей актуальности и сегодня. Считаем полезным проследить движение научной мысли в исследовании данного феномена, поскольку обращение к классике всегда плодотворно. Целью предлагаемой статьи является обзор и анализ взглядов на феномен успеха ученых, внёсших весомый вклад в общую теорию успеха.

В мировой психологической науке проблема успеха в различных своих аспектах косвенно ставилась в работах представителей многих научных направлений. Одними из первых уделили внимание этому феномену классики психоанализа.

«Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» З.Фрейда положили начало исследованиям данного феномена в парадигме психоанализа. В этой работе З.Фрейд анализирует психологическое состояние человека в ситуации успеха. Обобщая данные ряда клинических случаев, З.Фрейд приходит к мысли, что «люди заболевают иногда как раз в тот момент, когда в их жизни исполняется какое-нибудь давнее и глубоко обоснованное желание... не приходится сомневаться в причинной связи между успехом и заболеванием» [5, с.12]. Неслучайно соответствующий раздел рассматриваемой работы был назван им «Крушение в момент успеха», а для самого описываемого явления Ш.Лорандом был введен термин «невроз успеха» (successneurosis) [4,с.116], который позднее последователи З.Фрейда стали употреблять в более широком смысле - для обозначения разнообразных сложностей в отношении к достижениям [4, с.116].

Во всех анализируемых им случаях З.Фрейд за ситуации успеха принимает ситуации удовлетворения либидинозных желаний. Утверждая тезис о том, что неврозы возникают как следствие отказа в удовлетворении этих желаний, он проводит различие между внешней и внутренней неудовлетворенностью: «Если отпал реальный объект, могущий дать удовлетворение либидо, то это внешнее лишение, внешняя неудовлетворенность. Сама по себе она лишена действия и не патогенна до тех пор, пока к ней не присоединится внутренняя неудовлетворенность. Эта последняя должна исходить от «Я» и должна оспаривать у либидо другие объекты, которыми оно хочет овладеть. Только в этом случае возникает конфликт и создается возможность невротического заболевания... Внутренняя неудовлетворенность, следовательно, имеет значение во всех случаях, но действовать она начинает только тогда, когда внешний реальный отказ в удовлетворении подготовил для нее почву. В тех же исключительных случаях, когда люди заболевают при успехе, действовала одна внутренняя неудовлетворенность, да и проявилась она вовне лишь после того, как внешняя неудовлетворенность уступила место исполнению желания» [5, с.13].

На основе анализа описанных им случаев и литературных произведений З.Фрейд, следуя своей психоаналитической парадигме, рассматривает ситуацию успеха как конфликтную, в которой сталкиваются силы Эго и Супер-Эго: «Дело здесь идет о силах совести: совесть запрещает человеку извлечь ... долго ожидавшуюся выгоду из счастливо переменившихся внешних условий» [5, с.13]. Психологическое содержание конфликта в ситуации успеха видится З.Фрейду таким: «Силы совести, заставляющие человека впадать в болезнь не от неудовлетворенности, как обычно, а в момент успеха, интимно связаны с Эдиповым комплексом, с отношением к отцу и матери» [5, с.22]. С этим же комплексом связано и само стремление к успеху, характерное, по представлениям З.Фрейда, фаллическому типу личности: «Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола)» [6, с.125].

Таким образом, в психоанализе З.Фрейда феномен успеха присутствует в различных аспектах:

  • успех как достижение цели подразумевает удовлетворение желаний;
  • успех как символ победы над родителем противоположного пола связан с Эдиповым комплексом;
  • успех как достижение на внешнем плане проявляет глубинный конфликт и внутреннюю неудовлетворенность.

Феномена успеха касался в своих работах и А.Адлер. Так, в своей типологии личности он описывает избегающий тип как людей, в большей степени уклоняющихся от неудач, чем стремящихся к достижению успеха. Описывая стремление к превосходству, возникающее под влиянием сформировавшегося в детстве комплекса неполноценности, А.Адлер отмечает, что этот комплекс порождает «стремление к позитивному переживанию чувства компетентности», а оно, в свою очередь, «стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех» [1, с.58].

Признавая наличие амбиций и желания добиться успеха и у здоровых людей, А.Адлер большее значение придает успеху в структуре невроза, где он приобретает компенсаторный смысл: «Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивыйуспех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым» [1, с.62].

А.Адлер, таким образом, привнес в изучение успеха взгляд на его компенсаторный смысл и наличие наряду со стремлением к успеху мотивации избегания неудачи.

Гораздо больше внимания феномену успеха уделила К.Хорни. В своей работе «Невротическая личность нашего времени» она рассматривает успех как одно из четырех основных средств защиты от базальной тревожности, порождающее стремление «достичь безопасности путем обретения реальной власти, успеха или обладания» [7, с.27]. Причем, говоря об успехе как средстве защиты, она называет и другие объекты этого стремления - «стремление к власти, престижу и обладанию» [7, с.57], «власть, престиж и состояние» [7, с.57], «успех, впечатление, престиж» [7,c.57]. Можно предположить, что все перечисленные феномены выступают для нее как единый фактор (по крайней мере, в картине невротического характера), вынуждающий человека постоянно сравнивать себя с другими и соревноваться с ними даже тогда, когда объективно в этом нет необходимости.

Отмечая присущесть соревнования, соперничества современной культуре в целом, К.Хорни усматривает ряд отличий невротического соперничества от нормального. Первое из них заключается в том, что невротической личности предмет соперничества оказывается менее важен, чем его результат - успех, впечатление или престиж, которые будут достигнуты. Иными словами, успех или престиж являются для невротика в таком непрестанном соревновании самоцелью.

Второе отличие невротического соперничества К. Хорни усматривает в неослабевающем честолюбии, которое побуждает невротика стремиться не просто к успеху, а непременно к уникальному, выдающемуся, исключительному, дающему ему полное превосходство [1] над другими. Столь завышенные представления об успехе открывают доступ разочарованию: «Даже успех может восприниматься как разочарование, если он не вполне соответствует грандиозным ожиданиям... Эта устойчивая тенденция испытывать разочарование является одной из причин, почему люди этого типа не могут наслаждаться успехом» [7, с.58].

Третьим отличием невротического соперничества от нормального К. Хорни считает скрытую враждебность, присущую честолюбию невротика и порождаемую установкой на исключительность. Эта враждебность приводит к тому, что, несмотря на огромную значимость собственного успеха, для невротической личности поражение других оказывается важнее, поскольку позволяет почувствовать свое превосходство и их унижение. Такая ситуация, как ни странно это может показаться, тоже является для невротика ситуацией успеха, триумфа.

Еще одна специфическая особенность отношения невротика к успеху обнаруживается в тех случаях, когда имеет место внутренний запрет на успех, порождаемый страхом потерять любовь и расположение близких, значимых людей или страхом вызвать у кого-либо зависть. Если же реальный успех всё-таки имеет место, этот внутренний запрет лишает невротика удовольствия и наслаждения успехом.

В случае отсутствия успеха у невротика возникает целый ряд возможных реакций: «слепое» восхищение успехом других, зависть, ревность, стремление унижать других и пренебрежительное отношение к ним, в отношении близких людей - стремление разделить с ними их успех, например, как женщина, выходящая замуж за человека, имеющего успех или могущего иметь его в будущем.

Как можно видеть, в концепции К. Хорни успех получает личностный смысл защиты от базальной тревожности. Невротическое стремление к успеху порождает многочисленные формы психологической защиты и запускает своеобразные ее механизмы. При этом сам успех, как следует из контекста, понимается К. Хорни довольно широко - как власть, престиж, превосходство и победа над другими, благосостояние, признание, достижение желаемой цели, обладание объектом стремления...

Таким образом, в классической психоаналитической теории успех не выступает самостоятельным предметом исследования и рассматривается в картине невротического расстройства личности, где он выполняет различные психологические функции (защиты, компенсации, символа, способа разрешения личностных задач).

В гештальтпсихологии наибольший вклад в изучение феномена успеха внесли работы исследователей школы К. Левина. В рамках разрабатывавшейся К. Левиным теории мотивации Ф. Хоппе исследовал взаимосвязь переживания успеха-неуспеха и уровня притязаний испытуемого в ходе выполнения им конкретной деятельности. [2] Исследования Ф. Хоппе выявили, что успех в решении экспериментальных задач повышает уровень притязания, а неуспех, наоборот, понижает. Выяснилось также, что эта зависимость не была линейной - деятельность испытуемого прекращалась, если:

  • не было объективной возможности дальнейшего наращивания успеха (в случае завершенности задания или решенности задач наивысшего уровня сложности);
  • после ряда неудач, если утрачивалась субъективная перспектива успеха;
  • после единичного успеха, следовавшего за многими не­удачами, если последние убедили испытуемого в невозможности ус­пеха на более высоких уровнях притяза­ний.

За всеми этими особенностями динамики уровня притязаний просматривалась тенденция снижения уровня притязаний ради сохранения переживания успеха: «В целом пре­обладает тенденция лучше довольствовать­ся маленьким успехом, чем прекратить дей­ствие после неудачи, сохранив уровень притязаний» [3, с.66-67].

При этом Ф.Хоппе считал, что «переживание успеха или неуспеха зависит... не только от объективного дости­жения, но и от уровня притязания, который связан с теми целями, которые ставит че­ловек» [3, с.66].

Таким образом, в исследованиях Ф. Хоппе было выявлено, что переживание успеха-неуспеха в процессе решения экспериментальных задач разной сложности влияет на динамику уровня притязаний и это влияние имеет несколько аспектов, а именно - переживание успеха-неуспеха:

  1. повышает или понижает уровень притязаний;
  2. стимулирует, усиливает напряжение мотива (в терминах К.Левина);
  3. определяет «реальную» цель относительно следующей экспериментальной задачи и влияет на решение о ее уровне сложности;
  4. влияет на выбор мотива - мотив достижения или мотив избегания неуспеха, неудачи.

Сам же успех в этом исследовании понимался как достижение поставленной цели - решение экспериментальной задачи с априорно определенным уровнем сложности.

М. Юкнат, продолжившая исследования Ф. Хоппе, но несколько изменившая программу исследования, выяснила, что предшествовавший успех или неуспех еще две недели спустя влиял на выбор сложности экспериментальной задачи на начальном этапе эксперимента: «М.Юкнат показала, что формирование «уровня притязаний» связано с предыдущим опытом» [2, с.29], с его успешностью-неуспешностью.

Подводя итоги нашего обзора, отметим следующие положения.

Классики психоанализа рассматривали успех в картине невротических расстройств личности в структуре того или иного внутриличностного конфликта. Гештальтпсихологи исследовали переживание успеха в процессе выполнения экспериментальной деятельности с позиций теории мотивации К. Левина и в связи с различными аспектами самоотношения, Я-образа личности. При этом во взглядах представителей обоих научных направлений есть немало общего. Так, и А. Адлер, и Ф. Хоппе признавали наличие мотивации избегания неуспеха, неудачи. К. Хорни и Ф. Хоппе отмечали, что при определенных обстоятельствах успех может выступать для личности как самоцель, самоценность.

В целом же, проведенный нами анализ позволяет сделать такие выводы.

Во-первых, представления о самом успехе в рассмотренных нами концепциях составляют довольно широкую палитру. Успех понимался как удовлетворение желаний («внешних» и «внутренних»), как достижение, как признание, как материальное благополучие, состояние, престиж, обладание, власть и т.д.

Во-вторых, была установлена включенность успеха-неуспеха в структуры невроза и невротического расстройства личности, внутриличностного конфликта, механизмов психологической защиты (компенсации, символизации), в способы разрешения личностных задач.

В-третьих, были исследованы и выявлены связи успеха с другими психологическими феноменами: мотивами, целями деятельности («реальными» и «идеальными»), уровнем притязаний, Я-образом личности и ее самооценкой, уровнем достижений (К.Хорни и Ф.Хоппе было установлено, что уровень достижений определяет переживание успеха).

В-четвертых, было выявлено наличие мотивации достижения успеха и избегания неуспеха, последняя (тенденция избегания неуспеха, неудачи) исследовалась А.Адлером и Ф.Хоппе.

Таким образом, в трудах классиков психоанализа и гештальтпсихологии был обозначен широкий круг аспектов исследования феномена успеха. Эти научные достижения составили весомый вклад в общую теорию успеха.

Рецензенты:

Кочисов В.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет» им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет» им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


[1] Признавая, как и А.Адлер, стремление к превосходству в структуре невротического типа личности, К.Хорни наделяет это стремление другим, отличным от адлеровского, пониманием. Если А.Адлер говорит о стремлении человека к превосходству над собственными слабостями, то К.Хорни говорит о стремлении к превосходству над другими. Стремление к таким образом понимаемому превосходству, в свою очередь, порождает постоянное соревнование, соперничество и неослабевающее стремление к успеху.

[2] Хочется попутно отметить, что связь между успехом и уровнем притязаний умозрительно усматривал и У.Джеймс. Он рассматривал эту связь как дробь (успех/притязания), результирующей величиной которой является самоуважение человека.