Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS UNIVERSITIES MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Valiev A.N. 1 Molostvov A.N. 1
1 Federal public state educational institution of higher education "Kazan legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
In article the features of physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia directed on formation of professional and specialized competences are revealed. It is found out that efficiency of physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs is provided with the following structural interrelations with components of their vocational training: value of physical preparation in the course of the solution of professional tasks increases on condition of development of bigger number of fighting methods of fight, office and applied motive skills, ways of overcoming of natural and artificial obstacles; efficiency of physical preparation increases on condition of obligatory trainings and working off of the acquired training material in the circumstances modeling a real antagonism with offenders; productivity of formation of ability to direct suppression of physical resistance of the offender and self-defense without use of weapons increases on condition of balancing of dynamics of loadings and their adaptation to opportunities of cadets; efficiency of a choice and realization of office and applied motive skills, fighting methods of fight, ways of overcoming of natural and artificial obstacles in the changing operational and service activity situations at an acute shortage of time increases on condition of system integrity of components of professional and applied preparation and simultaneous development of methods of fighting fight and development of the main physical qualities to the level of standard requirements.
development of the main physical qualities
operational and service activity
self-defense without use of weapons
ability to direct suppression of physical resistance of the offender
an antagonism with offenders
obligatory trainings
office and applied motive skills
fighting methods of fight
professional and specialized competences
physical training of cadets
higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [2]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России - одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, наряду с оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой подготовкой, направленная на формирование профессионально-специализированных компетенций, определяемых вузом самостоятельно. Цель статьи - выявить особенности физической подготовки курсантов вузов МВД России. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание профессионально-специализированных компетенций, формируемых в процессе физической подготовки; установить структурные взаимосвязи между составляющими профессиональной подготовки курсантов вузов МВД, обеспечивающими эффективность их физической подготовки. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. В действующем федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» в совокупность компетенций специалиста включены: способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения полноценной профессиональной деятельности (ОК-13); способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10); способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей (ПК-23); способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях (чрезвычайного положения, военное время), оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-28).

Таким образом, особенности физической подготовки курсантов вузов МВД России, обусловленные вышеперечисленными общекультурными и профессиональными компетенциями, могут состоять в формировании профессионально-специализированных компетенций: способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия; способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства; способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах [7].

Выяснено, что формирование способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия предусматривает:

  • усвоение специальных знаний о физиологических механизмах физической работоспособности и особенностях адаптации организма человека к напряженной физической нагрузке, формирование двигательных представлений как образов служебно-прикладных двигательных умений и навыков и боевых приемов борьбы, подлежащих освоению [6];
  • освоение служебно-прикладных двигательных умений и навыков (подтягивание на перекладине, кувырок на полу или на ковре, бег на разные дистанции, передвижение на лыжах, прыжки, посадка, езда и высадка из автомобиля, преодоление полосы препятствий), боевых приемов борьбы (удары рукой, удары ногой, удары головой, защитные действия от ударов, болевые приемы, удушающие приемы, броски, освобождения от захватов и обхватов, защита от попыток обезоружить, защита от угрозы оружием и обезоруживание, пресечение действий противника, способы помощи, способы наружного осмотра и связывания, атакующие и защитные действия с резиновой палкой, задержания удушающим захватом с помощью резиновой палки, защитные действия с помощью щита), способов преодоления естественных и искусственных препятствий (плавание, кросс в гору и с горы, а также по разным видам грунта, марш-бросок);
  • развитие основных физических качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) до уровня нормативных требований.

Установлено, что усвоение специальных знаний и формирование двигательных представлений способствуют осмыслению процесса формирования профессионально-специализированных компетенций, возникновению реальных мышечно-двигательных ощущений и представлений в ходе практического выполнения осваиваемого движения или боевого приема борьбы, построению в коре головного мозга схемы нервных связей, влияющей на поиск оптимального варианта действия.

Освоение служебно-прикладных двигательных умений и навыков, боевых приемов борьбы, способов преодоления естественных и искусственных препятствий способствует: во-первых, оценке эффективности выполняемых упражнений на основе критериев их безошибочности и точности движений, высокой устойчивости к различным сбивающим факторам; во-вторых, умелому пресечению противоправных действий и надежному противостоянию атакующим действиям правонарушителя.

Развитие основных физических качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) обеспечивает высокую работоспособность у курсантов в процессе профессиональной подготовки, а у сотрудников МВД в процессе служебной деятельности, а также успешность одиночных действий по самозащите и задержанию сопротивляющегося правонарушителя.

Для формирования способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия в образовательной практике используются следующие специфические приемы:

  • силовые: выполнение действий с отягощением (патронным и снарядным ящиком, грузом, гантелями, штангами с набором дисков разного веса); упражнения с сопротивлением; действия с перемещением собственного тела (перелезание через препятствие, лазание по наклонным и вертикальным лестницам, канатам, безопорные и опорные прыжки и др.); упражнения с противодействием партнера (борьба); метание гранат, вариативные прыжки и пр.;
  • скоростные: эстафеты, преодоление полосы препятствий, единоборство, групповые состязания, кросс и т.п.

Формирование способности к правомерному применению силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства предполагает:

  • усвоение фундаментальных (закономерностей обеспечения безопасности личности, общества и государства; принципов предупреждения и превентивности правонарушений; международных стандартов в области прав и свобод человека; системы конституционных гарантий прав и свобод гражданина Российской Федерации) и практикоориентированных (форм и методов обеспечения криминологической безопасности; основных видов вооружений, применяемых сотрудниками правоохранительных органов, и мер безопасности при обращении с ними; организационно-правовых основ и тактических особенностей применения различных видов специальной техники и специальных средств, находящихся на вооружении у правоохранительных органов; правовых основ, условий и пределов применения физической силы, применения и использования специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов) знаний [3];
  • освоение служебно-боевых умений и навыков (поднимание и переноска человека специальными способами, применение специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, применение специальных средств дальнего действия при массовых беспорядках и т.п.), правомерных комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций (преследование правонарушителя, захват правонарушителя, поединок типа «рукопашная схватка», уход из опасного положения при единоборстве, пресечение массовых беспорядков, участие в пресечении угона транспортного средства);
  • формирование морально-волевых качеств (смелость и решительность, гуманность, гражданственность, бдительность, ответственность за свои действия, самообладание, эмоциональная устойчивость) [8].

Установлено, что усвоение вышеперечисленных фундаментальных и практикоориентированных знаний способствует образованию ценностно-мотивационной ориентации на необходимость защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также устойчивой направленности на применение силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства исключительно правомерными действиями.

Освоение служебно-боевых умений и навыков, правомерных комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций, способствует:

  • во-первых, избирательному развитию отдельных профессионально важных физических качеств (преимущество в скорости бега при преследовании правонарушителя, силовое превосходство при единоборстве с правонарушителем, скоростно-силовые качества мышц ног, специальная скорость рук), обеспечивающих эффективное выполнение оперативно-боевых задач;
  • во-вторых, приобретению опыта как служебно-боевых (штурм, захват правонарушителей, антитеррористические операции), так и оперативно-служебных (патрулирование, преследование, задержание, оцепление, блокирование, развод, сдерживание толпы, вытеснение, поиск) действий и применения мер принуждения для обеспечения законности и правопорядка.

Формирование морально-волевых качеств обеспечивает:

  • психологическую устойчивость и концентрированность внимания и выбор наиболее целесообразных форм поведения, способность к высокой мобилизации в экстремальных ситуациях, быстроту и точность психомоторных реакций;
  • уравновешенность нервной системы и оптимальный уровень тревоги и беспокойства, уверенность в достижении поставленной задачи, эффективность саморегуляции своего состояния и быстрого восстановления сил;
  • повышение стрессоустойчивости и профилактику психодезадаптивных состояний (агрессивность, раздражительность, высокая самооценка, эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, нервно-психическое выгорание и т.п.);
  • формирование устойчивой направленности на толерантное поведение, правомерное применение служебно-боевых умений и навыков, комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также выполнение служебного долга в соответствии с нормами морали и профессиональной этики.

Для формирования способности к правомерному применению силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства на практике применяются специальные скоростно-силовые приемы: передвижения по сложным участкам местности (снегу, песку, мокрому грунту); прыжки в глубину с приземлением на одну или обе ноги с последующим быстрым продвижением вперед; прыжки через ров шириной 2,5-3 метра; преодоление ступеней разрушенной лестницы; бег по наклонной доске; преодоление рва безопорным прыжком и т.п.

Формирование способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах включает:

  • усвоение знаний о функциях правоохранительных органов и тактике деятельности сотрудников в чрезвычайных обстоятельствах и период военных конфликтов; психологических основах состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях; особенностях психофизиологической адаптации к экстремальным условиям; правовых основаниях ограничения прав и свобод человека;
  • освоение умений и навыков преодоления внешнего сопротивления или противостояния ему за счет мышечных усилий (абсолютная сила), а также достижения максимальных мышечных напряжений в возможно короткое время (взрывная сила);
  • развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости как способности противостояния утомлению в процессе оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности посредством максимальной мобилизации функциональных возможностей организма человека: развития биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы и устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Установлено, что усвоение знаний, необходимых для силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах:

  • способствует формированию общего представления о задачах правоохранительных органов и организационно-правовых основах деятельности сотрудников в чрезвычайных обстоятельствах;
  • обеспечивает осознанное восприятие и запоминание нормативно-правовых основ силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах;
  • информирует о ценности свободы и демократии, значении гуманистических ценностей.

Формирование и развитие абсолютной и взрывной силы обеспечивает эффективное выполнение ряда задач: оперативно-служебных (пресечение блокирования транспортных коммуникаций, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и служебно-боевых (пресечение (подавление) вооруженного мятежа, ликвидация незаконных вооруженных формирований и банд, освобождение заложников).

Развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости можно трактовать как частный вид (анаэробный) работоспособности, проявляющийся при быстром преследовании, ведении силового единоборства типа рукопашной схватки с активно сопротивляющимся правонарушителем.

Развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости обеспечивает единовременное проявление скоростно-силовых качеств и физическую готовность к успешной оперативно-служебной деятельности и зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстрого расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, техники владения двигательным действием.

Для формирования способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах в практике профессиональной подготовки используются приемы типа сложнокоординационных технико-тактических действий в единоборстве или процессе длительного преодоления препятствия; рукопашного боя; ускоренного передвижения на местности; выпрыгивания с места вверх и пр.

Основными требованиями при подборе и выполнении подобных действий являются длительность и многократность выполнения, относительно полная мобилизация возможностей, достижение в процессе выполнения выраженного утомления.

Выяснено, что эффективность физической подготовки курсантов вузов МВД обеспечивается следующими структурными взаимосвязями с составляющими их профессиональной подготовки:

  • значение физической подготовки в процессе решения профессиональных задач возрастает при условии освоения большего числа боевых приемов борьбы, служебно-прикладных двигательных умений и навыков, способов преодоления естественных и искусственных препятствий;
  • эффективность физической подготовки повышается при условии обязательных тренировок и отработок усвоенного учебного материала в обстоятельствах, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями;
  • результативность формирования способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия возрастает при условии сбалансирования динамики нагрузок и адаптации их к возможностям курсантов;
  • эффективность выбора и реализации служебно-прикладных двигательных умений и навыков, боевых приемов борьбы, способов преодоления естественных и искусственных препятствий в изменяющихся ситуациях оперативно-служебной деятельности при остром дефиците времени повышается при условии системной целостности составляющих профессионально-прикладной подготовки (оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической) и одновременном освоении приемов боевой борьбы и развитии основных физических качеств до уровня нормативных требований [9];
  • оптимизация формирования физической готовности курсантов к успешному выполнению профессиональных задач усиливается при условии опережающего развития у них профессионально важных физических качеств [5];
  • актуализация формирования способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства увеличивается при условии циклического построения учебных занятий, выражающегося в повторяющейся последовательности занятий по оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической подготовке;
  • результативность освоения служебно-боевых умений и навыков, правомерных комплексов силовой защиты возрастает при условии учета требований правоохранительной деятельности к сотрудникам органов внутренних дел;
  • совершенствование способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах достигается при условии системного чередования постоянно возрастающих тренирующих воздействий и отдыха [1];
  • эффективность развития абсолютной и взрывной силы повышается при условии планомерного последовательного роста двигательной активности и увеличения объема и интенсивности физических нагрузок;
  • результативность развития специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости возрастает при условии концентрации конкретной нагрузки на ограниченном по времени этапе физической подготовки и продолжительном повышении уровня проявления развиваемого физического качества;
  • совершенствование процесса формирования морально-волевых качеств достигается при условии интеграции основных образовательных программ социально-гуманитарного и экономического, информационно-правового, профессионального циклов и физической подготовки [4];
  • оптимизация средств физической подготовки усиливается при условии их соответствия требованиям предстоящей правоохранительной деятельности [10].

Вывод. Выступая составляющей профессионально-прикладной подготовки курсантов вузов МВД России, физическая подготовка представляет собой самостоятельный раздел в структуре основных образовательных программ профессиональной подготовки, направленный на обеспечение готовности будущих специалистов органов внутренних дел к успешному выполнению служебных обязанностей по охране правопорядка.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.