Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE CONCEPT OF "MASS SPORT" AS AN OBJECT THE CONSIDERATION OF THE SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

Grechishnikov A.L. 1
1 Autonomous educational institution of higher professional education of the Kursk region Kursk Academy of state and municipal services
В статье рассматривается управление массовым спортом в современных социально-экономических условиях России. Под термином «массовый спорт» автором понимается деятельность людей, направленная на общее физической оздоровление и укрепление на уровне рекреации. Внимание к этому явлению было привлечено, начиная с 2000-х годов. В современном обществе значение массового спорта для социума постоянно возрастает. Массовый спорт выступает в качестве специфического объекта управления. Для него характерно сочетаний государственной и общественной инициативы, сложной структуры управления и деятельности. Для исследуемой области характерны специфическая профессиональная деятельность. В связи с этим в статье обосновываются сущность управленческого процесса в массовом спорте, принципы и методы управления. Показаны пути совершенствования управления массовым спортом на региональном уровне.
The article describes the management of mass sports in the modern socio-economic conditions of Russia. The term "mass sport" the author refers to the human activity aimed at the General physical recovery and strengthening at the level of recreation. Attention to this phenomenon has been involved since 2000-ies. In modern society the importance of sports for society is constantly increasing. Mass sport acts as a specific control object. It is characterized by a mix of public and community initiatives, complex management structures and activities. For the study area is characterized by a specific professional activity. In this regard, the article describes the essence of the management process in mass sport, principles and methods of management. Shows ways to improve the management of mass sports at the regional level.
sports
activities
organization
management
mass sport
management
sociology
Значение физической культуры и спорта в современном обществе непрерывно возрастает. Превращаясь из занятия для части населения в массовый вид деятельности, они неизбежно становятся объектом рассмотрения не только спортивных, но и социальных наук. Массовый спорт как социальное явление представляет собой «непрерывный социальный эксперимент»[8]. Он выполняет ряд значимых социальных функций, позволяет наращивать человеческий капитал и расширять потенциал общества в целом. Физическая культура и спорт являются носителями индивидуальных и общественных ценностей, которые могут быть использованы для укрепления общего здоровья человека и служить задачам совершенствования его общественной деятельности.

Сточки зрения теории управления физическая культура и спорт выступают специфическим объектом человеческой деятельности, направленной на эффективную и планомерную работу для обеспечения потребностей граждан в физическом самосовершенствовании. В отечественной управленческой и специальной литературе широко применяется общий термин «физическая культура и спорт». В таком случае в рамках данного явления выделяется специфическая часть, трактуемая как «спорт». В рамках нашего исследования мы будем рассматривать термины «спорт» и «массовый спорт» как понятия близкие, но не тождественные. Одновременно в отечественной науке используется понятие «физическая культура», также имеющее общие черты с понятием «спорт». Так Н.С. Ведерникова считает, что физическая культура - «это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека. Спорт - доминирующая форма проявления физической культуры» [3].

В понятие массового спорта, с нашей точки зрения, входит деятельность людей, в формате процесса физического воспитания и самовоспитания, самоанализа и самоконтроля для общего физического развития, оздоровления, совершенствование двигательных умений и навыков, занятия на уровне физической рекреации, улучшение осанки и телосложения. При этом под рекреацией здесь и далее нами будет пониматься комплекс оздоровительных мероприятий, включающих активные физические упражнения, самодеятельный спорт, и отдых с использованием подвижных игр и естественных сил природы. Как правило, это занятия для здорового человека не связаны с очень большими физическими нагрузками, перегрузками и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинарный, тонизирующий и оздоровительный эффект для всех сторон его деятельности.

На наш взгляд, в отечественной науке и практике управления понятие «массового спорта» или «массовая физическая культура и спорт» на сегодняшний день нуждаются в уточнении. Известно, что термин «физическая культура» практически не используется за рубежом, где все физические упражнения объединяются понятием «спорт». В отечественной социологии физическая культура и спорт рассматриваются как самодостаточные и самостоятельные феномены. В то же время они изучаются совместно, составляя единый предмет научного исследования [10].

Более того, физическая культура и спорт как отрасль деятельности, включавшая в себя массовый спорт и спорт высших достижений, представляла собой единую систему в практике управления до конца 80-х годов ХХ века. Анализ работ, посвященных структуре физической культуры, показал, что общепринятым является подход [2], согласно которому выделяется несколько уровней:

  • массовый, или «спорт для всех» [1], т.е. занятия физическими упражнениями вне зависимости от пола, возраста, не имеющий целью участие в каких-либо соревнованиях и получение спортивного разряда, в том числе с лечебной или рекреационной целью;
  • спорт высших достижений, включающий в себя любительский спорт, подразумевающий участие в соревнованиях, получение спортивного разряда;
  • профессиональный спорт, подразумевающий «спорт как профессию», т.е. нацеленный на предпринимательскую деятельность.

С нашей точки зрения, необходимо более строго разграничивать понятия «спорт для всех» и «массовый спорт», невзирая на то, что порой их сопоставляют как синонимы. В сферу массового спорта входят такие ответвления как: лечебная гимнастика, адаптивная физическая культура, производственная гимнастика, некоторые виды дыхательной гимнастики (йога), простейшие формы туризма, также сюда можно включить элементарные подвижные и подвижные с элементами спортивных, игры на свежем воздухе. Также сюда можно отнести пешеходные и велосипедные прогулки, ходьба на лыжах в зимний период, оздоровительный бег, занятия атлетизмом (комплексы упражнений с гирями, гантелями, резиновым эспандером), простейшие комплексы гимнастики (упражнения на перекладине, брусьях).

Также под массовым спортом следует понимать систему занятий населения отдельными видами спорта или физическими упражнениями в целях физического самосовершенствования, не имеющей основной целью участие в соревнованиях и получения спортивного разряда, участники которой не имеют противопоказаний к занятиям комплексами лечебных упражнений.

Стоит особо отметить, что значительно затрудняет занятия массовым спортом общее количество и состояние спортивных сооружений. За последние годы общий прирост физкультурно-спортивных сооружений обеспечивается, в основном, за счёт увеличения сети плоскостных сооружений. По данным Б.Х. Ланда, расчет загруженности (определяемых по временным периодам) рассчитывается «как отношение показателя фактической загруженности к нормированному показателю». Идеальное сочетание коэффициента должно быть равным единице, отклонения от него как в положительную, так и отрицательную стороны, «свидетельствуют о перегруженности или недогруженности спортивного сооружения» [9]. При этом сеть спортивных залов увеличивается в общеобразовательных и учреждениях среднего профессионального образования. Противоположная тенденция характерна для вузов, число которых увеличивается, это обуславливается растущей ролью высшего образования в обществе, которое подразумевает организацию различных подразделений вузов в отдельных зданиях, не оборудованных для ведения образовательной деятельности и не содержащих площади для занятий спортом.

Определённый перелом в отношении к массовому спорту на всех уровнях государственной власти произошел в начале XXI века. Начиная с 2000 года, развитие массового спорта приобретает управляемый характер с принятием ряда программных документов, например, стратегии демографического развития РФ и т.д., в которых затрагиваются вопросы улучшения общественного здоровья, в том числе посредством вовлечения населения в занятия спортом.

Однако на процессы развития массового спорта и формирования ресурсной базы продолжают негативно влиять, во-первых, приоритет спорта высших достижений, во-вторых, отсутствие четкой системы управления в данной сфере, как в масштабах государства, так и на региональном уровне. Не определена компетенция органов различных иерархических уровней власти. Основным негативным фактором, сдерживающим развитие массового спорта, является проблема институционального характера - согласно современному российскому законодательству данная отрасль является составной частью отрасли нематериального производства «Здравоохранение и физическая культура».

Во время заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, который прошел 24 марта 2014 года, Президент РФ В.В. Путин отметил: «Олимпиада и Паралимпиада показали, что мы возвращаемся в число лидеров мирового спорта. И этот высокий статус налагает на нас особую ответственность. Прежде всего, за продвижение ценностей спорта, здорового и активного образа жизни для всех без исключения граждан страны» [4].

На заседании главная мысль В.В Путина выражалась в том, что ведущим фактором должно стать развитие массового спорта, доступного людям разного возраста и разного уровня физического состояния. Как отметил глава государства главное в этом вопросе - это привлечение к занятиям максимального количества всех граждан. Одной из важнейших мер в этой сфере является возрождение комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). Особо было подчёркнуто, что эта проблема должна решаться в рамках общественных усилий. Основным методом достижения цели, является строительство спортивных сооружений в шаговой доступности, организация некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по местам жительства, работы или службы.

В этой связи нам видится, что массовый спорт должен представлять собой самостоятельную отрасль нематериального производства, а также выступать в качестве специфического объекта государственного управления. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, большинство видов услуг занятий массовым спортом не может быть предоставлено без специфического технического оснащения в специализированном помещении.

Во-вторых, труд работников спортивной сферы носит специфический характер. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к персоналу в данном виде деятельности, они должны обладать документально подтвержденной квалификацией определенного уровня. Соответственно, квалификация для руководства занятиями массовым спортом должна быть представлена в качестве отдельной образовательной услуги.

В-третьих, занятия массовым спортом как вид услуг представляют собой самостоятельный продукт, формирующийся по специальным стандартам и соответствующий ряду норм и нормативов.

Основная причина недостатков управления массовым спортом - недооценка органами управления социальной роли данного вида деятельности. Многие задачи по развитию массового спорта, которые предпринимались в последние годы, остаются остроактуальными. Требует дальнейшего развития и реформа в области управления физической культурой и спортом в целом, и массовым спортом, в частности.

Управление массовым спортом, можно охарактеризовать, как управление процессами, так как оно, наряду с другими видами человеческой деятельности, входит в раздел социально-культурных услуг. В дальнейшем эта специфическая отрасль разделяется на самостоятельные виды деятельности. Главной задачей управления является обеспечение потребностей граждан в организованных и неорганизованных занятий массовым спортом.

С нашей точки зрения целью управления будет являться достижение в данном социальном пространстве состояния, отвечающего системе государственных показателей, которые, в свою очередь, определяют оптимальное соотношение затрат и эффективной занятости населения массовым спортом. Такое управление базируется на принципах материального обеспечения деятельности, системной заинтересованности граждан, оптимальности затрат, субсидиарности усилий (сочетании государственного, некоммерческого и коммерческого участия), иерархичности управления, паритетности управления, поощрения самоорганизации граждан в спортивные общества и клубы.

Для осуществления наиболее эффективной работы по управлению следует умело использовать различные методы управления. К основным методам относятся распорядительные, организационные, административные и хозяйственные. Их сочетание определяется распределением полномочий между различными уровнями власти - федеральным, региональным и местным.

Рациональная структура управления должна быть основой для определения числа необходимых работников, а не наоборот. Структура должна постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием развития самого объекта, при этом меняется набор и содержание функции. Определяющим фактором управления является сочетание государственной и общественной деятельности в изучаемой сфере. Взаимодействие в управлении различного уровня представителей органов и частных лиц характерно для организационной структуры управления массовым спортом. Ведущая роль в управлении отводится физкультурно-спортивным обществам. Отличаясь по конкретным целям и роли в обществе, они являются важной формой проявления активности граждан.

В настоящее время система общественных (государственных и негосударственных) организаций формируется практически заново. Это можно проследить на примере общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений. Физкультурно-спортивные общества, спортивные федерации, спортивные союзы и иные общественные организации работают на основе устава, высшим органом, как правило, является конференция. Главными задачами физкультурно-спортивных обществ является: привлечение к регулярным занятиям спортом всех членов общества путем пропаганды здорового образа жизни; организация физкультурно-массовой работы среди сотрудников министерств, ведомств и структурных подразделений; развитие массового и детско-юношеского спорта, служащего оздоровлению нации и формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни [11].

В настоящее время на федеральном уровне управлением массового спорта осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Оно является правопреемником существовавшего до 2008 года Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Кроме функции руководства указанной деятельностью, Федеральное агентство оказывает ряд государственных услуг. В частности, в его ведение отнесено управление государственным имуществом [7].

В связи с усилением внимания со стороны государства к проблемам массового спорта изменяются приоритеты деятельности. Создание материальных условий и системы морального стимулирования населения к занятиям спортом позволит не только воспитать «конкурентоспособное молодое население», но и значительно усилить потенциал здоровья граждан всех возрастов. Усилия государства направлены как на повышении эффективности управления данной сферой деятельности, так и на усиление ее финансовой поддержки [9].

Массовый спорт должен выступать в качестве специфического объекта управленческого воздействия как на федеральном, так региональном и местном уровнях. Управление массовым спортом сочетает общие и частные методы управления и направлено на эффективное достижение, как целей государственного развития, так и удовлетворения человеческих потребностей в физическом самосовершенствовании. Для выполнения целей программного развития Российской Федерации необходимо предпринять ряд организационных мер по модернизации положения массовой спорта в обществе, его материальной и кадровой базы. Основные пути и методы достижения этого будет рассматриваться нами в дальнейшем.

Рецензенты:

Зотов В.В., д.с.н., профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы», г. Курск;

Беспарточный Б.Д., д.с.н., профессор, руководитель учебно-исследовательской лаборатории социальной теории кафедры философии и социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.