Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF RESEARCH ABILITIES AT THE SENIOR TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kasimov E.V. 1 Gasanova M.N. 2
1 Сhuvash State Pedagogical University n.a. I.J. Yakovlev
2 Gymnasium No. 5
In article the problem of formation of research abilities at the senior teenagers in modern conditions of development of the Russian education system rises. The basic concepts used in pedagogical science at the characteristic of research activity and the abilities connected with it are analyzed. The specific lines of the educational innovative environment influencing formation of research abilities are marked out. Features of occupation by research activity at the advanced teenage age are traced, including value of motive of self-affirmation, aspiration of teenagers to communication with companions is noted. The pedagogical conditions aimed at increase of efficiency of process of formation of research abilities are developed. The main stages which can be used by school teachers during the work with teenagers on formation at them research abilities are allocated and characterized.
research abilities
innovative environment
teenagers
Современное общество ставит перед российской системой образования целый комплекс задач, связанных с политическими и социально-экономическими изменениями. Важной чертой деятельности современного государства является ориентир на инновации, что декларируется в концепциях и образовательной, и молодежной политики. Реализация инновационной стратегии развития страны в громадной степени зависит от ее молодежи, которая являясь носителем человеческого потенциала будущей России, наиболее пластична, восприимчива к различного рода новшествам. Потенциально молодежь станет творцом и реализатором всех инноваций. Следует отметить, что инновационный процесс предъявляет новые требования к индивидуальному человеческому потенциалу. В этой связи особую значимость приобретают методики и походы к формированию исследовательских умений у учащейся молодежи в условиях инновационной образовательной среды. Среди приоритетных задач - обучение учащихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики. Поэтому все большую актуальность приобретает проблема формирования исследовательских умений у старших подростков. Данная проблема поднимается рядом ученых [4, 8], в том числе плодотворно работают исследователи Чувашского государственного педагогического университета [1, 6, 10].

Цель исследования

Проанализировать формирование исследовательских умений у старших подростков в условиях инновационной образовательной среды.

Материал и методы исследования

Изучение выбранной проблемы основывается на принципах объективности и системности. В ходе работы использованы основные общенаучные и педагогические методы исследования (главным образом теоретические), позволившие раскрыть с одной стороны потенциал молодежи к инновационной деятельности, а во вторых охарактеризовать комплекс умений у старших школьников.

Результаты исследования и их обсуждение

Для начала определимся с основными понятиями, используемыми в работе. Под исследовательской деятельностью учащихся понимается «творческий процесс деятельности двух субъектов (учителя и учащихся) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [7, с. 158]. Это определение, данное психологом А. С. Обуховым, на наш взгляд, точно отражает характерные черты исследовательской деятельности. Ключевые понятия, которые определяют необходимые условия для организации такого рода деятельности учащихся в школе, следующие: поиск, самостоятельность, инициатива, практическое действие, эксперимент, совместная работа, недоопределенность, противоречия, разные точки зрения.

Под умениями нами понимается освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения исследовательской деятельности - это способы и приемы выполнения исследования. Они предусматривают необходимость: учитывать и соотносить все данные в условии задачи, выяснять их согласованность и противоречивость; выявлять избыточные и недостающие данные; соотносить шаги поиска решения с вопросом задачи; доказывать каждый вывод; стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их достаточность; стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи; проверять решение и его соответствие требованиям задачи [2].

Работая над уточнением состава исследовательских умений учащихся, мы взяли за основу классификацию У. Ю. Кукар. Она выделяет следующие умения:

  • информационные (умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать и охранять ее);
  • экспериментально-аналитические (умения формулировать проблему, определять объект, предмет, цель и задачи исследования и выдвигать гипотезу; умения анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, моделировать; умение устанавливать причинно-следственные связи; умения наблюдать, проводить эксперимент, анкетирование, тестирование; умение обрабатывать данные);
  • рефлексивные (умение анализировать; умение выстраивать перспективу; умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний) [3].

Организация педагогического процесса, направленного на формирование исследовательских умений должно иметь свою специфику. Наиболее успешно происходит формирование исследовательских умений в условиях инновационной образовательной среды.

Е.А. Шмелева отмечает, что «формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности» [9].

Под инновационной образовательной средой в данной статье понимается связь субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса, отличающегося тем, что он базируется:

1) на инновационном содержании образования, отраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся;

2) на инновационных технологиях образования, основанных на трансдисциплинарном подходе, интерактивных методах обучения и тьюторстве;

3) на инновационных методах воспитания, основанных на уточненных методах воспитательной работы с молодежью в современных условиях.

В работе со старшими подростками большое значение имеет установление равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителя с учениками. Положение учителя само по себе уже не гарантирует уважительного отношения со стороны подростков, и педагог должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить уважение учеников. От того, как учитель сможет проявить себя при работе с подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего сотрудничества.

В подростковом возрасте расширяется содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.

Центральное место в мотивации занятия исследовательской деятельностью занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития общей учебной мотивации, познавательной мотивации путем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Когда подростки терпят неудачу (или не достигают такого успеха, которого ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи - существенные моменты при работе со старшими подростками.

Новое в развитии мышления старшего подростка состоит в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного расчленения. В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Данную особенность можно использовать при подборе темы для подростка, который будет сопровождаться самостоятельным решением проблемы, выдвижением гипотезы исследования, подбором методик исследования, сбором материала, его анализом и обобщением, формулировкой собственных выводов, оформлением полученных результатов.

Следует развивать волевое поведение старших подростков в исследовательской деятельности, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы цели были для подростка действительно важными, а не задавались бы искусственно. Также очень важно обеспечить его умениями достижения желаемой цели. К ним относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально.

При формировании исследовательских умений старших подростков не следует забывать еще об одной характеристике подросткового возраста - стремления ребенка к общению с товарищами. Следует организовывать кооперативные формы работы учеников для более эффективного прорабатывания и усвоения материала.

Большое значение имеет презентация исследовательских работ учащихся, так как в ходе нее у подростка появляется возможность для подлинной оценки и познания себя, своей работы, а также для признания со стороны взрослых его самостоятельности и активности.

В подростковом возрасте появляется способность к рефлексии и, как результат, у подростка происходит открытие себя как личности и формируется самосознание. Поэтому необходимо предоставлять возможность подростку анализировать, осмысливать свою деятельность, обсуждать ее с другими учениками.

Формирование исследовательских умений в условиях инновационной образовательной среды будет более успешным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

1) разработка учебно-методического оснащения (дидактический материал, программы занятий со старшими подростками, тематические разработки) процесса формирования исследовательских умений;

3) реализация индивидуального подхода к школьникам с учетом их уровня сформированности исследовательских умений;

4) осуществление контроля и коррекции данного процесса на основе диагностики уровня сформированности исследовательских умений подростков.

5) создание искусственных учебных, жизненных ситуаций для проявления исследовательских умений.

Заключение

На основе изложенного материала об особенностях формирования исследовательских умений старших подростков в условиях инновационной образовательной среды, мы разработали основные этапы формирования исследовательских умений, которые могут использоваться педагогами при работе с подростками:

На первом (установочном) этапе осуществляется формирование положительной мотивации у подростков к выполнению исследовательских работы. Учащиеся изучают теоретические аспекты исследовательских деятельности, содержание исследовательских задач, знакомятся с лучшими исследовательскими работами школьников, осуществляют их анализ, выполняют творческие задания, тренировочные упражнения.

На втором (творческом) этапе подбирается тема индивидуального исследования. Как уже отмечалось, его выполнение сопровождается самостоятельным решением проблемы.

На третьем (презентационном) этапе учащиеся готовят презентацию полученных результатов и участвуют в публичной защите исследовательской работы.

Четвертый (творчески-развивающий) этап характеризуется более активной самостоятельной деятельностью школьников по выполнению индивидуальной исследовательской работы, обеспечивающей развитие всех групп исследовательских умений.

Рецензенты:

Иванова Т. Н., д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и культуры зарубежных стран ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Емельянова М. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.