Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PECULIARITIES OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC WEAK-STABLE NATURAL SYSTEMS (ILLUSTRATED THE VOLGA-AKHTUBA FLOODPLAIN)

Shevandrin A.V. 1 Petrova E.A. 1 Voronin A.A. 1
1 Volgograd State University
В статье рассмотрены особенности территориального развития социохозяйственной слабоустойчивой природной системы - регионального природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Цель исследования – выявить особенности социально-экономического положения муниципалитетов, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы в сравнении со средними значениями других муниципальных районов Волгоградской области. Эмпирическую базу исследования составляет банк данных муниципальной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат). В результате исследования установлено, что, несмотря на природоохранный статус территории парка, продолжается хозяйственное освоение пойменных территорий: наблюдается миграционный прирост населения, увеличивается жилищное строительство. В остальном социально-экономическое положение муниципалитетов природного парка соответствует средним значениям по региону в целом.
The article describes the features of the territorial development of socio-economic weak-stable natural system - the Regional Natural Park "Volga-Akhtuba floodplain." The purpose of the study - to identify features of the socio-economic situation of the municipalities located in the Volga-Akhtuba floodplain compared with the average of other municipal districts of the Volgograd region. The empirical base of the study is the data bank of municipal statistics of the Federal State Statistics Service (Rosstat). The study found that, despite the conservation status of the park continues the economic development of floodplains: observed migration growth, increased housing construction. The rest of the socio-economic situation of the municipalities natural park corresponds to the average for the region as a whole.
ocio-economic systems
socio-economic development
the Volga-Akhtuba floodplain
municipalities

Слабоустойчивые природные системы (популяции или природные комплексы) – это системы с сильно флуктуирующей структурой воспроизводственной динамики, воспроизводство которых зависит от системообразующего воспроизводственного природного ресурса, поступающего в систему из внешней среды (вода речная или дождевая; гумус, приносимый паводком, количество солнечной энергии). Социохозяйственная система слабоустойчивых природных систем (и хозяйственная, и социальная), изымая, постоянную весомую часть системообразующего природного ресурса или разрушая структуру его природного усвоения, тем самым изменяя структуру природной воспроизводственной динамики и, таким образом, инициирует процесс природной деградации, а также значительно приближает возможное (вероятное) состояние природной системы к границе устойчивости (за которой находится область траекторий динамики, приводящая природную систему к гибели).

Деградация природы вызывает:

  • рост затрат на воспроизводство природного фактора и, следовательно, снижение его эффективности; что в условиях сильных флуктуаций и различной эффективности и ресурсоемкости производств приводит часть экономических субъектов к банкротству;
  • падение качества жизни (деградация среды обитания) населения таких социально-экономических систем.

Взаимовлияние перечисленных выше факторов деградации природы обуславливают, помимо всего и социально-экономическую неустойчивость таких систем.

Волго-Ахтубинская пойма, расположенная на территории Волгорадской, Астраханской областей и республики Калмыкия, может быть отнесена к таким социохозяйственным слабоустойчивым природным системам. Волго-Ахтубинская пойма – уникальное природное образование в полупустынной зоне юга России, последний, практически единственный участок долины Волги, сохранивший естественное строение.

Волго-Ахтубинская пойма – особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма.

Статус регионального природного парка за территорией Волго-Ахтубинской поймы закреплен в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области № 917 от 17.06.2010 [1]. Согласно данному положению территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, находящейся в ведении органов исполнительной власти Волгоградской области. Закрепление правового положения природоохранной территории позволяет решать природоохранные, экологические, рекреационные, историко-этнографические и научно-исследовательские задачи, решение которых имеет не только региональное, но и всероссийское и международное значение. По совокупности показателей экологические системы поймы отнесены к первой категории международной значимости. Для Волгоградской области Волго-Ахтубинская пойма выполняет роль регулятора состава атмосферного воздуха городов Волгограда и Волжского.

Волго-Ахтубинская пойма является примером территории с высоким уровнем стратификации и экологической неустойчивости. Природный ландшафт поймы обусловлен весенним паводком, заливающим существенную часть ее низменных областей. Создание каскада крупнейших гидро-энергетических узлов и водохранилищ на р. Волге нанесло ощутимый ущерб природным комплексам Нижнего Поволжья и Волго-Ахтубинской поймы, привело к нарушению стока наносов и изменению руслоформирующих процессов. В условиях зарегулированности реки Волги весенний паводок в Волго-Ахтубинскую пойму полностью регулируется пропуском воды через створ плотины Волжской ГЭС. Существующие в течение полувека параметры паводкового режима Волго-Ахтубинской поймы стали причиной прогрессирующей деградации ее природной системы [2, 121]. Обезвоживание поймы усугубляется незаконным возведением местными жителями и хозяйствующими субъектами несанкционированных дамб.

Строительство объектов транспортной инфраструктуры активизировало другую существенную проблему сохранения природного парка – усилившийся в последние годы процесс урбанизации территории. Ведется как незаконная застройка земель, так и изъятие из состава парка части его территорий, прилегающих к существующим населенным пунктам и объектам инфраструктуры (утверждаются новые генеральные планы муниципальных образований, расположенных на территории поймы).

Усиливая друг друга, инфраструктурный и урабанизационный факторы стимулируют дальнейшее снижение параметров гидрологического режима и, следовательно, рост темпов оскудения водных запасов поймы, являющихся основой пойменной природы. Предпринимаемые в настоящее время попытки осуществления гидротехнических проектов, направленных на локализацию проблемы обезвоживания, очевидно, не изменят негативной тенденции роста неустойчивости социоприродохозяйственного развития территории Волго-Ахтубинской поймы.

Несмотря на охранный статус, территория Волго-Ахтубинской поймы является местом жительства значительного количества населения и, соответственно, на территории ведется хозяйственная деятельность.

Материалы и результаты исследования

Цель исследования – выявить особенности социально-экономического положения муниципалитетов, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы (в сравнении со средними значениями других муниципальных районов Волгоградской области).

В качестве материалов исследования использована база данных муниципальной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Для проведения оценки социально-экономического состояния территории Волго-Ахтубинской поймы рассмотрим основные муниципальные районы, расположенные на этой территории:

Согласно п. 1.4. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» (утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 г. N 917) Природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ (согласно приложению).

В приложении к данному Положению о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» приведена карта, но ее качество и степень детализации не позволяют со 100% точностью определить границы природного парка и определить перечень расположенных на его территории муниципальных образований.

Поэтому, сопоставив ряд карт, авторами учитывались данные по следующим муниципальным образованиям для анализа социально-экономических процессов:

1. Муниципальные образования Среднеахтубинского района Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма»: Городское поселение г. Краснослободск, Кировское сельское поселение, Клетское сельское поселение, Красносельское поселение, Куйбышевское сельское поселение, Суходольское сельское поселение, Фрунзенское сельское поселение;

2. Муниципальные образования Ленинского района Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма»: Каршевитское сельское поселение, Маякское сельское поселение, Покровское сельское поселение.

Ряд муниципальный образований Ленинского района имеют часть своей территории в границах природного парка: город Ленинск, Бахтияровское, Заплавненское, Колобовское, Маляевское и Царевское сельские поселения. Учитывая то, что основные населенные пункты перечисленных поселений находятся за границами природного парка – на данном этапе анализа их также можно исключить.

В Светлоярском районе Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма» находятся 2 муниципальных образования, а именно 2 хутора Грамки и Барбаши. Так как данные исключительно по этим хуторам не собираются, использовать данные городского поселения Светлый Яр не целесообразно, так доля этих хуторов в хозяйстве городского поселения будет незначительна, а сам поселок Светлый Яр располагается вне территории поймы. Поэтому в исследовании Светлоярский район не учитывался.

Таким образом, приведенные ниже показатели по социально-экономическому развитию территории Волго-Ахтубинской поймы отражают социально-экономическое состояние перечисленных выше муниципальных образований.

Демографические характеристики определяют состояние и перспективы развития любой социально-экономической системы. Тенденции рождаемости, миграций и смертности оказывают более существенное влияние на развитие экономики, чем любая другая сложившаяся система (общественных отношений, финансовая и др.), какой бы развитой она ни была [4, 10]. Поэтому, в первую очередь, проведен анализ демографической нагрузки территории Волго-Ахтубинской поймы

Согласно рис. 1 и рис. 2, население в регионе увеличивается, однако индекс роста населения крайне низкий (см. таблицу 1).

Рис. 1. Динамика совокупной численности населения муниципальных образований Волго-Ахтубинской поймы

Таблица 1

Индекс роста населений муниципальных районов и поселений Волго-Ахтубинской поймы

Территория

2012

2013

2014

Ленинский муниципальный район

100,6

100,9

101,0

Среднеахтубинский муниципальный район

100,2

100,7

101,0

Поселения Волго-Ахтубинской поймы

100,3

101,3

102,1

В данных иллюстрациях представлены данные, начиная с 2011 года, что связано с отсутствием данных по населению по муниципальным образованиям регионов, тем более что исследуются даже не отдельные поселения, а территория Волго-Ахтубинской поймы. В статистических сборниках Росстата представлена информация по отдельным регионам, статистическая база по населению отдельных муниципальных образований стала публиковаться лишь с 2011 года, что представляет определенные трудности в демографических исследованиях.

Если рассмотреть показатель плотности населения, то по данной территории его значение составляет от 272 (город Краснослободск) до 3,5 чел./км2 (Краснооктябрьское поселение Ленинского муниципального района), в целом по Волгоградской области этот показатель составляет 23,1 чел./км2, в городе Волгоград этот показатель значительно выше – 1184.59 чел./км² [5]

В структуре населения Волго-Ахтубинской поймы 46% составляют городские жители, проживающие в городе Краснослободск, сельское же население составляет 54%.

Анализ миграции населения показал значительное превышение миграционного прироста населения (+347 чел. в 2012 г.) над естественным приростом (-72 чел. в 2013 г.), что отражает общую тенденцию, наблюдаемую на всей территории Волгоградской области (рис. 4). Поэтому можно сделать вывод, что источником роста населения является миграция.

В целом демографическая ситуация поселений Волго-Ахтубинской поймы отражает тенденции демографической ситуации в целом по области и характеризуются продолжающимся процессом естественной убыли населения в результате превышения числа умерших над числом родившихся, однако в последний год отмечается незначительный прирост населения, источником которого явилась миграция.

Анализ хозяйственной деятельности также затруднен из-за отсутствия подробной статистической информации по муниципальным образованиям, расположенным на территории Волго-Ахтубинской поймы. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) на официальном сайте публикует в свободном доступе Базу данных показателей муниципальных образований. Однако анализ представленной в ней информации показал, что по муниципальным образованиям Волгоградской области, расположенным на территории Волго-Ахтубинской поймы данные по сельскому хозяйству ограничиваются одним лишь показателем «Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах населения сельских поселений, гектар» и ограничиваются 2009 годом. Однако никаких данных по объему производства сельского хозяйства, индексам производства продукции сельского хозяйства нет. Невозможно найти данную информацию и в свободном доступе на сайте Администрации субъектов РФ или тем более муниципального образования. Поэтому анализ экономического состояния проведен по ограниченному числу показателей.

Хозяйственное освоение пойменных территорий имеет ряд экологических ограничений, связанных с необходимостью сохранения уникальной экологической системы, образованной между Волгой и Ахтубой. Поэтому основным видом экономической деятельности на территориях, разрешаемых к освоению, остается сельское хозяйство, хотя в общей доле данного вида экономической деятельности по Волгоградской области вклад этой территории незначителен.

Крупных промышленных предприятий на территории поймы нет, промышленность в райцентрах представлена предприятиями четырех отраслей: машиностроение, пищевая, строительная и деревообрабатывающая. Удельный вес промышленности районов составляет 0,57% в объеме промышленного производства области. Основные рыбопромысловые водоемы Волго-Ахтубинской поймы находятся в пределах Ленинского района, вылов рыбы стабильно сокращается. Особую ценность река Ахтуба и ерики Волго-Ахтубинской поймы представляют как нерестилища ценных промысловых рыб. Один из наиболее драгоценных объектов охраны Волго-Ахтубинской поймы – это последние оставшиеся на Волге наиболее продуктивные естественные нерестилища осетровых площадью 250 га. Они расположены на участке реки от плотины Волгоградского гидроузла до села Черный Яр. Это верхняя и средняя нерестовые зоны, протяженностью 138 км. Всего в коренном русле Волги функционирует 23 нерестилища площадью 374 га и 15 нерестилищ в Ахтубе – 51,5 га. В настоящее время естественное воспроизводство осетровых в Волге подорвано, сохранение и восстановление его еще возможно, но для этого требуются незамедлительные меры.

Последнее время активно развивается туристическая деятельность, появляются базы отдыха и предлагаются разнообразные туры по территории поймы, однако поступления в бюджеты муниципальных образований малы.

Наиболее доступными являются сведения по объему инвестиций в основной капитал. На рис. 2 представлен среднедушевой объем инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета. В целом по Волгоградской области среднедушевые показатели составляют в 2013 году 48715 тыс. руб. на чел., что практически в 10 раз выше.

Рис. 2. Среднедушевой объем инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета, руб. на чел.

Анализ бюджетной результативности муниципалитетов (среднедушевые консолидированные доходы местных бюджетов, руб. на чел.) и бюджетной обеспеченности муниципалитетов (среднедушевые консолидированные расходы местных бюджетов, руб. на чел.) представлен в таблице 2.

Таблица 2

Бюджетная результативность и обеспеченность муниципалитетов, 2013 г.

Территория

Бюджетная результативность муниципалитетов, руб. на чел.

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов, руб. на чел.

Ленинский муниципальный район

4832

4873

Среднеахтубинский муниципальный район

4626

3854

Поселения Волго-Ахтубинской поймы

3392

3467

В целом по Волгоградской области эти показатели составляют: бюджетная результативность – 32798 руб.на чел. (2012 г.), бюджетная обеспеченность – 36210 руб. на чел. Таким образом, имеет место значительный бюджетный разрыв, несмотря на проводимую региональными властями политику бюджетного выравнивания.

Последний показатель, характеризующий деятельность муниципальных образований - Бюджетная задолженность муниципалитетов (отношение совокупного дефицита местных бюджетов к консолидированным расходам), %, что и представлено на рис. 3. За последние три года практически во всех муниципальных образованиях наблюдалась бюджетная задолженность.

Рис. 3. Бюджетная задолженность муниципалитетов (отношение совокупного дефицита местных бюджетов к консолидированным расходам) в 2001, 2012 и 2013 гг., %

Таким образом, анализ социально-экономического состояния муниципальных образований территорий Волго-Ахтубинской поймы показал, что основными видами экономической деятельности являются отрасли сельского хозяйства (растениеводство, рыбное хозяйство и рекреационный бизнес), однако общая доля в общем объеме валового регионального продукта по Волгоградской области очень мала – около 0,5%.

На данной территории проживает 1,5% населения Волгоградской области, 46% населения – это городские жители. Прирост населения очень незначителен и происходит за счет миграции населения.

Наиболее важной проблемой остается урбанизации территории и застройка участков, которые отнесены к охраняемой зоне, что запрещено всеми нормативными документами.

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 14-12-34019 «Проектирование механизмов эколого-экономического управления территориями с низкой социально-экономической устойчивостью»

Рецензенты:

Богачкова Л.Ю., д.э.н, профессор, заведующий кафедрой математических методов и информатики в экономике ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград;

Курченков В.В., д.э.н, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград.