Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ECONOMIC AND STATISTICAL EVALUATION METHODS OF THE SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE REGIONAL TAXATION SYSTEM

Perekrestova L.V. 1 Irizepova M.Sh. 1 Tatarenko N.N. 1
1 Volgograd State University
This paper proposed a method of estimating the functioning of the regional system of taxation of small and medium-sized businesses, based on analysis of aggregate statistics, and also demonstrated the possibility of its application in the research of complex tax climate for small businesses in every region of the Russian Federation. The following results: 1) developed a method for evaluating the performance of the regional system of taxation of small and medium-sized businesses; 2) According to federal subject assessed the effectiveness of the regional system of taxation of small and medium business based on the proposed methodology; 3) The necessity of organizing the collection of statistical information on taxes and fees to the group of taxpayers, depending on the membership of a large, medium, small businesses or government agencies - prompted for additional fields in the tax returns for the registration of the fact of belonging to the taxpayer´s accounting period to mean business.
efficiency
fiscal productivity
factor
medium business
system of the taxation
criterion function of efficiency
indicator
tax regime
technique
small business

Процессы регионализации экономики России, неравномерность продвижения бюджетных и налоговых реформ усиливают зависимость региональной бюджетной безопасности и темпов социально-экономического развития от эффективности функционирования действующей налоговой системы страны в каждом конкретном регионе. Налоги, собираемые на территории региона, зависят главным образом от роста налогооблагаемой базы, в том числе и в секторе малого и среднего бизнеса. Поэтому чрезвычайно важной становится оценка региональной налоговой системы с позиции регулирования экономического развития территорий, стимулирования бизнеса и согласования экономических интересов всех субъектов рыночного хозяйства[3]. В этой связи актуализируются проблемы оценки и обоснования степени налоговой нагрузки для различных хозяйствующих субъектов налогообложения в целях повышения фискальной результативности налогового регулирования. Исключительную важность представляет собой комплексная характеристика функционирования налоговой системы в конкретных условиях территорий[2].

Несмотря на обширные исследования налоговой теории в области анализа региональных систем налогообложения, разработки, посвященные методическим принципам определения эффективности функционирования таких систем отсутствуют. В рамках названной проблемы особенно остро ощущается отсутствие обоснованной методики оценки систем налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. Во многих регионах возникла практическая необходимость методически целостного экономико-статистического анализа и оценки эффективности региональных систем налогообложения малого и среднего бизнеса (РСНМСП), что определило постановку научной задачи данного исследования, направленного на разработку требуемой методики [4, 5].

Цель методики заключается в ответе на следующие вопросы.

1. Эффективна ли региональная налоговая политика для развития малого и среднего бизнеса в регионе?

2. Как влияет региональная налоговая политика на структуру налоговых доходов в региональном бюджете?

3. Необходимо ли внесение изменений в РСНМСП?

Расчёты показателей предлагаемой методики проводятся для конкретного региона (субъекта РФ).

Информационная база методики включает следующие статистические данные: валовой региональный продукт; доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте; общая численность населения; численность занятого населения; численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе; налоговые доходы; структура налоговых доходов по видам налогов и формам хозяйствования; налогооблагаемые базы, налоговые ставки.

Этапы проведения методических расчётов.

Этап 1. Формирование совокупности показателей оценки РСНМСП (Таблица 1).

Таблица 1

Система показателей оценки эффективности региональной системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса

№ п/п

Показатель

Формула расчета

Обозначения

1

Среднедушевая налоговая квота

КНЗ=НД/ЧЗН

КНЗ - среднедушевая налоговая квота;

НД - налоговые доходы;

ЧЗН - численность занятого населения.

2

Среднедушевая налоговая квота по региональным предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу

КНЗмсб= НДмсб/ЧЗНмсб

КНЗмсб - среднедушевая налоговая квота по региональным предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу;

НДмсб - налоговые доходы от предприятий малого и среднего бизнеса;

ЧЗНмсб - численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе.

3

Валовой региональный продукт на душу населения

КВРП=ВРП/ОЧН

КВРП - валовой региональный продукт на душу населения;

ВРП - валовой региональный продукт;

ОЧН - общая численность населения.

4

Показатель налоговой нагрузки

Ннагрузка = НД/ВРП

Ннагрузка - налоговая нагрузка.

5

Показатель налоговой нагрузки на малый и средний бизнес

Ннагрузкамсб= НДмсб/ВРПмсб

Ннагрузкамсб - налоговая нагрузка на малый и средний бизнес.

ВРПмсб -валовой региональный продукт от предприятий малого и среднего бизнеса

6

Коэффициент уровня налогообложения

К=КНЗ/КВРП

К - коэффициент уровня налогообложения

7

Удельный вес налоговых доходов от применения специальных налоговых режимов в налоговых доходах

Кснр = НДснр / НД

Кснр - удельный вес налоговых доходов от применения специальных налоговых режимов;

НДснр - налоговые доходы от специальных налоговых режимов

8

Показатели структуры налоговых доходов

К1=ΣУСН/НД;

 

К2=ΣЕНВД/НД;

 

К3=ΣЕСХН/НД;

 

К4=ΣПатент/НД;

 

К5=ΣСРП/НД;

 

К6=ΣНОбщР/НД

 

К7=Прочие налоги/НД.

ΣУСН - сумма налоговых поступлений от применения УСН;

ΣЕНВД - сумма налоговых поступлений от применения ЕНВД;

ΣЕСХН - сумма налоговых поступлений от применения ЕСХН;

ΣПатент - сумма налоговых поступлений от применения патентной системы ИП;

ΣСРП-сумма налоговых поступлений в результате применения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

ΣНОбщР - сумма налоговых поступлений в результате применения общей системы налогообложения.

Прочие налоги - налоги, уплачиваемые налогоплательщиками вне зависимости от вида применяемой системы налогообложения (транспортный налог, налог на землю, на имущество и др.).

9

Абсолютное влияние налоговой базы на изменение суммы налога (рассчитывается для каждого вида налога)

Б = (Б10)*С0

Б - абсолютное влияние налоговой базы на изменение суммы налогов;

Б1 и Б0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном периоде соответственно;

С0 - уровень налоговой ставки в базисном периоде.

10

Абсолютное влияние налоговой ставки на изменение суммы налога (рассчитывается для каждого вида налога)

dНс = (С10)*Б1

dНс- абсолютное влияние налоговой ставки на изменение суммы налогов;

С1 и С0 - размер налоговой ставки в отчетном и базисном периоде соответственно;

Б1 - уровень налоговой базы в базисном периоде.

11

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений по одному виду налога (рассчитывается для каждого вида налога)

dН = Н10 =

= dНС+dНБ

dН - абсолютное изменение объема налоговых отчислений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменения объема налоговой базы и изменения налоговой ставки);

Н1 и Н0 - объем налоговых отчислений в отчетном и базисном периоде соотв.

12

Доля дополнительных отчислений в бюджет за счет изменения объема налоговой базы (рассчитывается для каждого вида налога)

dΔНБ =dНБ/dН*100%

 

dΔНБ -дополнительные отчисления в бюджет за счет изменения объема налоговой базы.

 

13

Доля дополнительных отчислений в бюджет за счет изменения налоговой ставки (рассчитывается для каждого вида налога)

dΔНС =dНС/dН*100%

 

dΔНС -дополнительные отчисления в бюджет за счет изменения объема налоговой ставки.

 

Источник: составлено авторами

Из представленной в таблице 1 совокупности показатели №№ 1,2,4 – 8 выполняют основную роль в проведении оценки РСНМСП. Показатель №3 необходим как вспомогательный для расчетов, показатели 9 – 13 используются для углубленного факторного анализа РСНМСП.

Этап 2. Создание информационной базы за анализируемый период (Таблицы 2, 3).

Период ретроспективного анализа в целях объективной оценки РСНМСП должен быть не менее трех лет.

При расчете некоторых показателей совокупности (Таблица 1) у исследователей могут возникнуть проблемы в связи с отсутствием общедоступной статистической информации, аккумулируемой Росстатом, ФНС и Администрациями субъектов РФ.

Решение этой проблемы мы видим в добавлении в налоговые декларации дополнительного поля для регистрации факта принадлежности налогоплательщика в отчетном периоде к виду бизнеса и заполнении поля цифрой 1 – для крупных предприятий, цифрой 2 – для средних предприятий, цифрой 3 – для малых и цифрой 4 – для бюджетных учреждений.

Таблица 2

Информационная база методики оценки РСНМСП

Показатели

1-й год

2-й год

3-й год

ВРП, тыс. руб.

377514300

433473700

498968100

Доля валовой добавленной стоимости

малых предприятий в ВРП, %

9,50

10,30

9,00

ВРПмб, тыс. руб.

35863859

44647791

44907129

ОЧН, чел.

2614000

2607000

2595000

ЧЗН, чел.

1254200

1229700

1226100

ЧЗНмб, чел

197200

185900

169400

НД,тыс.руб

48289577

56116949

58305221

НДмб,тыс.руб.

9662459

11128652

11815817

Составлено авторами по условным данным.

Информационная база может быть сформирована как в целом по малым и средним предприятиям, так и раздельно по масштабам бизнеса в зависимости от целей оценивания. В нашем примере информация представлена по малым предприятиям.

Таблица 3

Состав налоговых доходов областного бюджета субъекта федерации

Год

1-й год

2-й год

3-й год

Вид налога

(в тыс. руб.)

От всех налого-

платель-щиков (НД)

От малого бизнеса

(НДмб)

От всех налого-

платель-щиков (НД)

От малого бизнеса (НДмб)

От всех налого-

платель-щиков (НД)

От малого бизнеса (НДмб)

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

1 172 375

1 172 375

1 343 446

1 343 446

1 665 835

1 665 835

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

1 076 161

1 076 161

1 157 925

1 157 925

1 228 783

1 228 783

Единый сельскохозяйственный налог

56 377

56 377

58 082

58 082

66 075

66 075

Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации

6 747 256

1079561

8 464 216

1354275

9 826 978

1572316

Государственная пошлина, сборы в бюджет области

114 618

18338,88

160 714

25714

175 108

28017

Налог на добычу нефти, полезных ископаемых, газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

703672

112588

42 073

6731,68

40 869

6539,04

Налог на доходы физических лиц

17 360 526

2777684

18 455 845

2952935

20 219 544

3235127

Налог на имущество

7 122 072

1139532

7 906 613

1265058

7 649 283

1223885

Налог на прибыль организаций

12 988 781

2078205

17 555 894

2808943

16 426 517

2628243

Транспортный налог

790 986

126557,76

970 641

155302,56

1 004 654

160744,64

Прочие налоги

156753

25080

1500

240

1575

252

Итого налогов регионального бюджета (НД)

48 289 577

9 662 459

56 116 949

11 128 652

58 305 221

11 815 817

Составлено авторами по условным данным.

Этап 3. Расчет показателей налоговой нагрузки на малый бизнес в сравнении с показателями региона

Таблица 4

Расчет показателей оценки РСНМСП за период (на примере малых предприятий)

Показатели

 

1-й год

2-й год

3-й год

КНЗ=НД/ЧЗН, руб/чел.

38502,294

45634,666

47553,398

КНЗмб=НДмб/ЧЗНмб, руб/чел.

48998,272

59863,649

69750,989

КВРП=ВРП/ОЧН, руб/чел.

144420,161

166272,996

192280,578

Ннагрузка=НД/ВРП, доля ед.

0,128

0,129

0,117

Ннагрузкамб=НДмб/ ВРПмб,доля ед.

0,269

0,249

0,263

К=КНЗ/КВРП, доля ед.

0,267

0,274

0,247

Составлено авторами по данным таблицы 2.

Сравнительный анализ показателей позволяет выявить, какая часть валового регионального продукта приходится на налоги в общем, а какая на налоги, полученные от субъектов малого и среднего бизнеса. По итогам такого анализа можно сделать вывод о развитии малого и среднего предпринимательства в регионе в сравнении с остальным бизнесом.В нашем примере в течение всего анализируемого периода среднедушевая налоговая квота по малым предприятиям существенно (на 27-47%) превышала аналогичный показатель по региону в целом. Налоговая нагрузка на малый бизнес более, чем в 2 раза превосходила среднюю по региону налоговую нагрузку на валовой региональный продукт.

Региональный коэффициент уровня налогообложения стабилен и его значения меньше единицы, что свидетельствует об эффективном функционировании региональной системы налогообложения в общем.Но при этом неблагоприятная динамика показателей по малым предприятиям характеризует недостаточность усилий региональных властей по налоговому стимулированию развития малого бизнеса, законодательному обеспечению применения более гибких налоговых режимов, создающих стартовые условия для новых малых предприятий и легализации индивидуального предпринимательства.

Этап 4. Расчет факторных и структурных показателей за период.

Метод факторного анализа представляет собой композицию изменения объема поступлений налогов и сборов по сравнению с базовым периодом по факторам, определившим это изменение [1].

Таблица 5

Расчет факторных показателей для упрощенной системы налогообложения (объект: доходы) за период

УСН (Объект: доходы)

1-й год

2-й год

3-й год

Налоговая база, тыс. руб.

8678228

10538736

12935498

Налоговая ставка,%

6,00

6,00

6,00

dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс.руб.

-

111630,480

143805,720

dНс=(С1-С0)*Б1, тыс.руб.

-

0,00

0,00

dН=dНб+dНс, тыс.руб.

-

111630,480

143805,720

dDНБ =dНБ/dН*100%

-

100,00

100,00

dDНС =dНС/dН*100%

-

0,00

0,00

В данном случае рассмотрим влияние изменения налоговой базы и налоговой ставки на поступление налогов в бюджет.

Рассчитав данные показатели, мы сможем определить влияние налоговой базы и налоговой ставки (факторные признаки) на поступления в бюджет (результативный показатель) в абсолютном выражении и в процентах.

Таблица 6

Расчет факторных показателей для упрощенной системы налогообложения (объект: доходы-расходы) за период

УСН (Объект доходы-расходы)

1-й год

2-й год

3-й год

Налоговая база, тыс. руб.

633522

712243

829487

Налоговая ставка,%

15,00

15,00

15,00

dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс.руб.

-

11808,150

17586,600

dНс=(С1-С0)*Б1, тыс.руб.

-

0,00

0,00

dН=dНб+dНс, тыс.руб.

-

11808,150

1758,6600

dDНБ =dНБ/dН*100%

-

100,00

100,00

dDНС =dНС/dН*100%

-

0,00

0,00

Таблица 7

Расчет факторных показателей для системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельностиза период

ЕНВД

1-й год

2-й год

3-й год

Налоговая база, тыс. руб.

7744507

8772712

9438225

Налоговая ставка,%

15,00

15,00

15,00

dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс.руб.

-

154230,750

99826,950

dНс=(С1-С0)*Б1, тыс.руб.

-

0,00

0,00

dН=dНб+dНс, тыс.руб.

-

154230,750

99826,950

dDНБ =dНБ/dН*100%

-

100,00

100,00

dDНС =dНС/dН*100%

-

0,00

0,00

Таблица 8

Расчет факторных показателей для единого сельскохозяйственного налога за период

ЕСХН

1-й год

2-й год

3-й год

Налоговая база, тыс. руб.

2414913

2456525

2987835

Налоговая ставка,%

6,00

6,00

6,00

dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс. руб.

-

2496,720

31878,600

dНс=(С1-С0)*Б1, тыс. руб.

-

0,00

0,00

dН=dНб+dНс, тыс. руб.

-

2496,720

31878,600

dDНБ =dНБ/dН*100%

-

100

100

dDНС =dНС/dН*100%

-

0,00

0,00

Из данных расчетов явно следует, что на изменение суммы налогов (УСН, ЕНВД, ЕСХН) основное влияние (100%) оказывает налоговая база, т.к. налоговая ставка на протяжении периодаостается неизменной и не оказывает никакого влияния на изменение суммы налогов.

На этапе 4 рассчитываются также показатели структуры налоговых доходов от малого бизнеса, т.к. они также являются факторными:

К1мб=ΣУСН/НДмб;

К2мб=ΣЕНВД/НДмб;

К3мб=ΣЕСХНмб/НДмб;

К4мб=ΣПатент/НДмб;

К5мб=ΣСРПмб/НДмб;

К6мб=ΣНОбщРмб/НДмб;

К7мб=Прочие налогимб/НДмб.

В сумме данные показатели должны давать единицу.

Анализ данных показателей позволит определить, как развивается каждый режим налогообложения в регионе, какие налоговые режимы стимулируются региональной налоговой политикой.

Основные налоговые поступления приходятся на общий режим налогообложения и прочие налоги, уплачиваемые при применении специальных налоговых режимов. Из специальных налоговых режимов малые предприятия чаще всего выбирают УСН, патентная система налогообложения пока не получила должного распространения.

Таблица 10

Расчет показателей структуры налоговых доходов для малых предприятий за период

Коэффициенты

1-й год

2-й год

3-й год

К1мб

0,121

0,121

0,141

К2мб

0,111

0,104

0,104

К3мб

0,006

0,005

0,006

К4мб

0,000

0,000

0,000

К5мб

0,000

0,000

0,000

(К6+К7)мб

0,761

0,770

0,749

ИТОГО:

1,000

1,000

1,000

Этап 5. Динамический анализ за период.

Динамический анализ сводится к расчету абсолютного изменения исследуемых показателей за рассматриваемый периоди темпа их роста (Тр)и прироста (Тпр)в сравнении с аналогичным периодом прошлого года или в сравнении с базовым периодом. Показатели № 1, 2, 6 – должны иметь малые вариации, для показателей № 3, 7 – необходим рост, для показателей №4,5 благоприятна тенденция снижения.

Таблица 11

Динамический анализ показателей оценки РСНМСП за период

Показатель

КНЗ

КНЗмб

КВРП

Ннагрузка

Ннагрузкамб

К

2-й год:

 

 

 

 

 

 

d, руб.

7132,37

10865,38

21852,84

0,00

0,00

0,01

Тр, %

118,52

122,18

115,13

101,21

100,31

102,95

Тпр, %

18,52

22,18

15,13

1,21

0,31

2,92

3-й год:

 

 

 

 

 

 

d,руб.

1918,73

9887,34

26007,58

-0,01

0,00

-0,03

Тр, %

104,20

116,52

115,64

90,26

92,24

90,11

Тпр, %

4,20

16,52

15,64

-9,74

-7,76

-9,89

При анализе динамики могут возникнуть трудности, так как меняются налоговая база и ставки налогов. Также при выполнении данного анализа необходимо учитывать инфляционный фактор.

Этап 6. Установление критериев целевой эффективности РСНМСП для планового периода и расчет ее значения.

Алгоритм действий при установлении функции целевой эффективности РСНМСП (ФЦЭ) на плановый период следующий.

А) Определяются численные значения показателей-факторов ФЦЭ на плановый период:

- темп роста налоговых доходов от предприятий малого и среднего бизнеса (фискальный показатель);

- темп роста доли ВРП от предприятий малого и среднего бизнеса (экономический показатель) ;

- темп роста числа занятых в малом и среднем бизнесе (социальный показатель) ;

- темп роста количества малых и средних предприятий приоритетных для региона видов экономический деятельности (региональный показатель) ;

Б) В зависимости от значимости на плановый период определяются численные значения весов исследуемых показателей. При этом соблюдается правило:

,

Vi – вес соответствующего критерия, i = 1÷ 4.

Численные значения весов определяются исследователями в зависимости от приоритетов развития региона по направлениям – фискальный, экономический, социальный, региональный, но в сумме они не могут превышать единицы.

В) Исчисляется плановое значение ФЦЭ по формуле:

где ФЦЭ – функция целевой эффективности. Плановое численное значение целевой функции исследователем может быть определено в зависимости от решаемых задач.

Для исследуемого субъекта плановое значение функции целевой эффективности фактически не достигнуто – выполнение на 85% (табл. 12).

Этап 7. Заключительные выводы.

После проведения всех рассмотренных выше этапов дается оценка эффективности налоговой политики, проводимой в регионе для малого и среднего бизнеса, и делаются соответствующие выводы.

Таблица 12

Функция целевой эффективности

Показатель

1-й год

2-й год

3-й год

Плановое значение

Фактическое

значение

Налоговые доходы от предприятий малого и среднего бизнеса (НДмсб)

9662459

11128652

12797950

11815817

Темп роста налоговых доходов от предприятий малого и среднего бизнесаТр(НДмсб)

-

1,151

1,151

1,061

Удельный вес показателя темпа роста налоговых доходов от предприятий малого и среднего бизнеса в целевой функции V1

-

-

0,1

0,1

Валовой региональный продукт от предприятий малого и среднего бизнеса (ВРПмсб)

35863859

44647791

55809739

44907129

Темп роста валового регионального продукта от предприятий малого и среднего бизнесаТр(ВРПмсб)

-

1,245

1,245

1,006

Удельный вес показателя темпа роста валового регионального продукта от предприятий малого и среднего бизнеса в целевой функции V2

-

-

0,1

0,1

Численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе (ЧЗНмсб)

197200

185900

223080

169400

Темп роста численности населения, занятого в малом и среднем бизнесеТр(ЧЗНмсб)

-

0,943

1,200

0,911

Удельный вес показателя темпа роста численности населения, занятого в малом и среднем бизнесе в целевой функции V3

-

-

0,4

0,4

Количество малых и средних предприятий в регионе (Nмсб)

102356

98723

118468

110175

Темп роста количества малых и средних предприятий в регионе Тр(Nмсб)

-

1,206

1,200

1,116

Удельный вес показателя темпа роста количества малых и средних предприятий в регионе в целевой функцииV4

-

-

0,4

0,4

Функция целевой эффективности (ФЦЭ)

-

-

1,1996

1,0175

Они заключаются в ответе на поставленные выше вопросы.

1) Региональная налоговая политика неэффективна с точки зрения развития малого бизнеса.

2) Региональная налоговая политика не оказывает значительного влияния на структуру налоговых доходов в областном бюджете, не стимулирует применение малыми предприятиями специальных налоговых режимов.

3) Необходима коррекция РСНМСП для повышения фискальной, экономической и социальной эффективности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Оценка эффективности региональной системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34029 а/В.

Рецензенты:

Аникина И.Д., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград;

Глущенко А.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград.