Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE MARKET OF AGRICULTURAL MACHINERY

Larionov A.V. 1 Lemetti Yu.A. 1 Poroshkov I.V. 1
1 Tver State Agricultural Academy
На основе апробации принципиальной методики анализа исследуемого рынка (представление рынка сельскохозяйственной техники, выступающего в роли базового института реальной экономики в сфере технико-технологического обновления отрасли, как единого механизма, развивающегося на пересечении нескольких «полей функционирования») в статье изложены основные результаты систематизации и выполненного комплексного анализа проблематики современного состояния и устойчивого развития рынка сельскохозяйственной техники. Концептуально обоснованы перспективные направления устойчивого развития регионального рынка (в виде авторской модели организационно-экономического механизма устойчивого развития регионального рынка сельскохозяйственной техники), предложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационно-управленческого механизма технико-технологического обновления регионального аграрного бизнеса.
On the basis of approbation of a basic technique of the analysis of the studied market (representation of the market of agricultural machinery acting as basic institute of real economy in the sphere of technical and technological updating of branch as the uniform mechanism developing on crossing of several "functioning fields") in article the main results of systematization and the made complex analysis of a perspective of a current state and a sustainable development of the market of agricultural machinery are stated. The perspective directions of a sustainable development of the regional market are conceptually proved (in the form of author´s model of the organizational and economic mechanism of a sustainable development of the regional market of agricultural machinery), the complex of the actions directed on improvement of the organizational and administrative mechanism of technical and technological updating of regional agrarian business is offered.
regional market
agricultural machinery
sustainable development

Современные темпы технико-технологического обновления аграрной отрасли страны, объективно не соответствующие уровню, необходимому для устойчивого развития отечественного сельского хозяйства, во многом являются следствием наличия множества системных проблем функционирования региональных рынков сельскохозяйственной техники, представляющих, по сути, специфическую технико-экономическую систему взаимодействия основных субъектов (потребителей, продавцов и посредников), целевой функцией которой является инновационное техническое обеспечение сельского хозяйства, соответствующее и всячески способствующее достижению необходимого для продовольственной безопасности страны (области, района) уровня производства сельскохозяйственной продукции.

Инновационное техническое обеспечение включает в себя комплекс мероприятий, основными из которых являются: системная реструктуризация отрасли сельскохозяйственного и тракторного машиностроения; разработка системы паритетных цен на сельскохозяйственную технику; совершенствование систем управления качеством и сервиса техники; насыщение МТП сельскохозяйственных товаропроизводителей страны новой, высокопроизводительной, ресурсосберегающей техникой. Только при соблюдении этих условий можно говорить о действительном переходе российского агарного сектора экономики на устойчивый путь развития, который необходим для достижения продовольственной безопасности и гармоничного «встраивания» отрасли в начальную волну шестого технологического уклада.

Считаем обоснованным систематизацию проблематики устойчивого развития исследуемого рынка в виде блочной схемы, ранжирующей и отражающей сущностные характеристики роли и места субъектов в достижении главной цели – трансформации рынка сельскохозяйственной техники в инструмент инновационного технического перевооружения отечественного агропроизводства (рис. 1). Целесообразно ввести допущение о наличии возможности перемещения каждой проблемы из одного блока в другой на определенной стадии развития рынка. Например, решение проблемы отсутствия на отечественном рынке техники высокого тягового класса, заявленной в первом блоке схемы, частично заложено в решение проблемы недостаточных преференций со стороны государства предприятиям отечественного машиностроения (блок 3) и, как результат, в решение проблемы низкого уровня технологической вооруженности отечественных производителей техники (блок 2).

Проблематика развития отечественного рынка сельскохозяйственной техники (на всех уровнях) достаточно обширна. Решение указанных проблем должно базироваться на системном исследовании определяющих рыночных процессов, направленном на оптимизацию организационной структуры, институтов, количественных и качественных параметров рынка в соответствие со стратегической задачей – технико-технологическим инновационным перевооружением сельскохозяйственного производства.

Основой принципиальной комплексной методики настоящего исследования послужило представление рынка сельскохозяйственной техники как единого механизма, развивающегося на пересечении нескольких «полей функционирования» (рис. 2).

Рис. 1. Принципиальная блочная схема проблематики устойчивого развития рынка сельскохозяйственной техники (характерна как на мезоуровне (в рамках российского рынка), так и на микроуровне (в рамках региональных рынков))

Рис. 2. Модель «полей функционирования» регионального рынка сельскохозяйственной техники (фрагментарно)

Идейной составляющей модели является то, что рынок сельскохозяйственной техники – это специфический объект анализа, имеющий, согласно своему экономическому существу, составной характер с наличием взаимозависимых, взаимодополняющих, с различной степенью корреляции элементов-уровней общей системы (мегарынка). Причем, в рамках настоящего исследования достаточно явно прослеживается наличие ветви причинно-следственных связей, имеющих место в развитии рынка сельскохозяйственной техники на всех уровнях, то есть внешняя среда естественным образом определяет уровень развития каждого внутреннего элемента, равно как и сбой в некоем внутреннем элементе-уровне («поле») сказывается на функционировании мегарынка.

Интеграция полей макро- мезо- и микрорынков представляют собой некий мегарынок, характеризующийся совокупностью факторов развития каждого из рынков. Например, общемировые тенденции совершенствования сельскохозяйственной техники, систем продвижения и сервисного обслуживания основных потребителей машин, активная экспансия зарубежных производителей (факторы макрорынка) естественно отражается на развитии мезорынка, состояние которого косвенно влияет на микрорынок.

Выполненное исследование основных показателей, характеризующих современное состояние технического обеспечения аграриев Тверской области, выявило ряд отчетливо наметившихся деструктивных тенденций. Наличный парк сельскохозяйственной техники стремительными темпами начал сокращаться с 1990 г. и за последние десять лет (период, характеризуемый усилением (во многом, как свидетельствуют результаты, декларативным) государственной поддержки сельскохозяйственного машиностроения и производства) эту тенденцию в областном АПС переломить не удалось (рис. 3).

а) базовые виды сельскохозяйственной техники (количество тракторов – по вспомогательной оси), шт.

а) базовые виды оборудования для промышленного молочного скотоводства, шт.

Рис. 3. Динамика наличия базовых видов сельскохозяйственной техники и оборудования для промышленного молочного скотоводства

О наличии системного технико-технологического кризиса в рамках исследуемого региона, аграрный сектор которого традиционно специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свидетельствует существенное (с 1329 единиц в 2003 г. до 429 единиц в 2013 г. – более, чем в три раза) сокращение количества доильных установок и агрегатов. Среди руководства аграрного бизнеса региона в настоящем наметилась отчетливая тенденция принятия и реализации управленческих решений, направленных на «сворачивание» молочного бизнеса: среднегодовое поголовье коров в области сократилось в 2013 г. на 56,9% по сравнению с 2003 г.; объем производства молока–сырья в 2013 г. составил 59,2% от уровня 2003 г. В силу специфики отрасли, сокращение сырьевой базы прямо пропорционально отражается на темпах развития региональной молочной промышленности: объем производства молочных продуктов в Тверской области сократился в течение последних десяти лет на 46,9%; количество региональных переработчиков молока-сырья за этот период сократилось с 38 до 18 (на 47,3%). Стремительными темпами Тверская губерния, справедливо вписанная в «аграрную летопись» страны как территория, где, благодаря усилиям известного российского общественного деятеля Николая Васильевича Верещагина, в конце 19 века зародилась российская молочная промышленность, утрачивает исторически накопленный потенциал.

Итоговые результаты интегральной оценки перспектив устойчивого развития регионального рынка (в разрезе выделенных блоков показателей, определяющих его конъюнктуру) представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Интегральная оценка перспектив устойчивого развития рынка сельскохозяйственной техники Тверской области (результаты оценки актуальны на 01.09.2014 г., потенциал рынка реализован на 27,7%)

Выполненный расчет прогнозных темпов технического оснащения агропроизводства и последующее соотношение прогнозной численности парка сельскохозяйственной техники с откорректированной технологической потребностью показал, что если выявленные темпы обновления парка машин и условия хозяйствования останутся неизменными, количество большего числа техники общего назначения достигнет в исследуемом регионе технологической потребности не ранее чем через 15-20 лет.

Аккумулирование основных результатов выполненного комплексного исследования легли в основу обоснования модели организационно-экономического механизма развития регионального рынка сельскохозяйственной техники (рис. 5), включающей следующие приоритетные направления:

1) разработка и реализация на территории области региональной программы «Развитие внутреннего рынка сельскохозяйственной техники», направленной на достижение следующих целей:

  • технологическая модернизация и инновационное обновление основных фондов предприятий регионального тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
  • активизация интеграционных процессов агроинженерной науки и практики;
  • оптимизация ассортимента предприятий регионального тракторного и сельскохозяйственного машиностроения на основе инновационных разработок инженеров ГНУ «ВНИПТИ механизации льноводства», ГНУ «ВНИИ льна», ФГБОУ ВПО Тверская ГСХА;
  • обеспечение информационной прозрачности рынка новой техники и, особенно, рынка вторичной техники, решение проблем ассиметричности информации;
  • стабилизация платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику, главным образом, за счет активизации системы государственных закупок стратегически необходимых базовых видов сельскохозяйственной техники;
  • расширение сети ремонтных предприятий и предприятий сервиса техники (программа максимум – один сервисный центр в районе, программа минимум – один сервисный центр на группу районов, сосредоточенную по кластерному принципу (оптимальный размер кластера – 4-6 районов, объединенных по территориальному принципу)).

2) организацию на базе Министерства сельского хозяйства Тверской области Регионального координационного центра «Инновационная АгроТехника»;

3) активизацию процесса машинной кооперации (посредством сети Машинных АгроСоюзов и Рингов);

4) создание Территориальной комиссии по мониторингу состояния регионального рынка сельскохозяйственной техники (для проведения мониторинга предлагаем использовать разработанные авторами: методику дифференциации районов по уровню технической обеспеченности, методику расчета потенциала рынка сельскохозяйственной техники, классификацию региональных потребителей агротехники).

Рис. 5. Модель организационно-экономического механизма устойчивого развития рынка сельскохозяйственной техники в Тверской области

Помимо формирования необходимого фундамента для реальной трансформации потребительской культуры регионального рынка сельскохозяйственной техники, в рамках предлагаемой модели возможным представляется оказание услуг (по исследованию рынка, выстраиванию, согласно поставленным заказчиком целям стратегического развития маркетинговой стратегии и др.) предприятиям и организациям региональной отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и сферы агросервиса. Для реализации этого направления перспективным представляется использование краудсорсинговых технологий, направленных на решение следующего спектра проблемных вопросов развития рынка:

  • повышение уровня осведомленности потребителей о новинках рынка техники (как федерального, так и регионального уровней), способствующее реализации оптимальных схем продвижения техники на внутренний рынок;
  • поступательное восстановление службы агросервиса, открывающее, как результат, возможность использования резервов восстановленной и отремонтированной техники;
  • повышение уровня осведомленности об оптимальных для агроклиматических условий региона инновационных технологиях производства продукции регионального агропродовольственного сектора;
  • максимизация использования маркетингового потенциала устойчивого развития рынка и, как результат, оперативное формирование представления о тенденциях рынка, специфике и приоритете потребительских предпочтений, о размерах потенциальных целевых сегментов рынка.

Нивелирование выделенных проблем позволит обеспечить необходимый фундамент для формирования эффективной стратегии устойчивого развития регионального рынка сельскохозяйственной техники и, как результат, приведет к ощутимым подвижкам в сфере сохранения и укрепления аграрного потенциала Тверского региона.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Правительства Тверской области и РГНФ, «Стратегия устойчивого развития регионального рынка сельскохозяйственной техники», проект № 14-12-69009.

Рецензенты:

богданова О.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой организации предпринимательской деятельности ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», г. Тверь.

Фаринюк Ю.Т., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», г. Тверь.