Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

RESOURCES SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES CHILDREN´S ORGANIZATIONS TO OVERCOME SOCIAL FEARS IN ADOLESCENTS

Petrova M.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
В статье рассматривается проблема социальных страхов у подростков, выделены и обоснованы (на основе эмпирического опыта) принципы организации социально-культурной деятельности детских общественных организаций как ресурса по преодолению социальных страхов у подростков. В статье дано определение социальным страхам. Статья представляет собой описание некоторых социальных страхов у подростков (по классификации Захарова А.И.) и принципов работы социально-культурной деятельности детских общественных организаций, выявленных на основе изучения и анализа. В статье речь идет об актуальности детских общественных организаций, рассматриваются основные принципы социально-культурной деятельности детских общественных организаций и производится анализ этой деятельности с точки зрения ресурсов по преодолению социальных страхов у подростков. Статья состоит из введения, цели исследования, методов исследования, основной части, заключения, списка литературы. Во введении обозначается актуальность проблемы социальных страхов в подростковом возрасте. Далее, в основной части идет более подробное изложение проблемы, в заключение делаются выводы и предполагаются дальнейшие перспективы изучения данной проблемы. Таким образом, в целом оценивая, можно утверждать, что работа соответствует требованиям ВАК к научным статьям.
The article considers the problem of social fears in adolescents, selected and justified (on the basis of empirical experience) principles of organization of socio-cultural activities children´s organizations as a resource for overcoming social fears in adolescents. Social fears are defined in the article. The article is a description of some social fears in adolescents (according to the classification Zakharov A.I.) and principles of socio-cultural activities children´s organizations, identified on the basis of study and analysis. In the article we are talking about the relevance of children´s organizations, discusses the basic principles of socio-cultural activities children´s organizations and the analysis of this activity from the point of view of resources to overcome social fears in adolescents. The article consists of an introduction, research objectives, research methods, main body, conclusion, list of references. In the introduction indicated the urgency of the problem of social fears in adolescence. Next, in the main part is a more detailed statement of the problem, in conclusion conclusions and assumed the prospects for further study this problem. Thus, in General, evaluates, it can be argued that the work meets the requirements of HAC to scientific articles.
children´s social organization
socio-cultural activities
social fears
adolescence
В современном мире общественные организации выступают в роли агента социализации для различных категорий населения, именно поэтому важно сохранять и поддерживать их деятельность. Особенно актуальным становятся такие организации в подростковом возрасте, когда ребенок стремится общаться со сверстниками и значимыми взрослыми. Подросток всегда ищет опоры и соучастия в своем социальном окружении. Если он находит в нем отвержение, безразличие или враждебность, то в нем возникают негативные чувства, в том числе чувство страха, которые, в свою очередь, усиливают негативное отношение общества к подростку.

 Страхи перед обществом, т.е. социальные страхи - это то, что мешает жить и накладывает ограничения на многие сферы человеческой жизни. Проблема социальных страхов в подростковом возрасте, когда человек находится в поисках себя и своей референтной группы, очень важна для разрешения в профессиональных сообществах.

Цель исследования: выявить и обосновать принципы организации социально-культурной деятельности детских общественных организаций  как ресурса по преодолению социальных страхов у подростков.

Методы исследования:

  1. Методы теоретического анализа: сравнительный, ретроспективный, историографический.
  2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, беседа (формализованная), методы группового анкетирования, методы тестового обследования.

Под подростковым возрастом мы понимаем период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью (от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17), которому присущи определенные возрастные страхи, в основном вызванные противоречиями в личности подростка и связанные с его ближайшим окружением [5].

Под социальными страхами  в подростковом возрасте мы будем понимать страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия [1].

Социальные страхи подростков можно свести к пяти видам:

1. Страх «быть не собой» [3]. Выраженная потребность быть собой неотделима от страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, «в лучшем случае - обезличенным, лишённым индивидуальности и самобытности, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком».

2. Страх провала, осуждения, наказания. Стойкий страх провала определяется перфекционизмом и максимализмом, свойственным подростку («синдром отличника» или «синдром гиперответственности»), а также склонностью подростков делать общие выводы из единичных фактов и конечного результата, когда не учитываются индивидуальные особенности человека, а ярлык «успеха» или «поражения» наклеивается вне зависимости от затраченных усилий.

3. Страх физических уродств. Особые переживания подростку приносят постоянные изменения его внешности, связанные с физиологическими особенностями созревания, гормональными всплесками.

4. Страх одиночества. Подросток - уже социально ориентированная личность. Он хочет быть в кругу себе подобных. Яркая выраженность аффилятивной потребности - одна из самых главных особенности личности подростка [2].

5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Проведя диагностику социальных страхов, мы выяснили, что подростки, участвующие в социально-культурной деятельности детских общественных организаций, имеют более низкие показатели, нежели подростки, не состоящие в них. Это позволяет нам предположить, что социально-культурная деятельность детских общественных организаций является ресурсной в преодолении и профилактике социальных страхов. Что же делает социально-культурную деятельность эффективной в этом вопросе? Далее мы проанализируем общие принципы построения социально-культурной деятельности детских общественных организаций, чтобы понять, что именно является ресурсом по преодолению и профилактике социальных страхов у подростков.

Принципы, на которых строится социально-культурная деятельность в детских общественных организациях:

1 - Общая цель деятельности. Объединяет, способствует процессу социализации подростка, учит его анализировать ситуацию, прогнозировать ее наперед, делает ближайшее будущее более понятным и предсказуемым. Тем самым освобождая подростка от страха перед неясным будущим.

2 - Личностно-ориентированный подход к каждому подростку. Учитываются интересы и потребности каждого при определении целей деятельности детской общественной организации. Каждый ребенок важен и имеет свои интересы и особенности. Соблюдая такой принцип работы, мы снимаем страх негативной оценки, формируя у подростка адекватную самооценку.

3 - Морально-психологические и нравственные качества: уважение к ребенку, откровенность и гласность в межличностных отношениях, гуманность. Все это способствует формированию у подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.

4 - Овладение социальными ролями. Включение детей в социальные отношения осуществляется через овладение определенными социальными ролями. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь «проб и ошибок», ребенок научается приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации. Пробуя себя в разных социальных ролях, подросток избавляется от страха стать никем, не найти себя.

5 - Принцип самореализации ребенка в детской общественной организации. Самодеятельность - это творчество, активность, самостоятельность учащихся.

6 - Удовлетворение потребностей и интересов: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические и т.д. Чем определенней будет сфера деятельности любого объединения, чем точнее определен круг интересов, которые можно в этом объединении реализовать детям, тем больше шансов у такого объединения стать действительно нужным и полезным для детей, а значит, больше возможностей для существования и развития отношений между ними.

Гарантированность самостоятельного выбора детьми различных видов деятельности создает условия для приобретения знаний и навыков социальных отношений и социального общения, проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, понимания ребенком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вокруг него.

7 -  Конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов таких как семьи, дворовой компании, общественной организации, школы, социума, общества, т.е. микро-, макро-, мета- уровней в соответствии с вышеназванными принципами;

8 - Обеспечение равных стартовых возможностей участия подростков в общественной жизни, равноправие. В детской общественной организации соблюдение данного принципа очень важно, потому что в жизни детей и подростков существует очень мало мест, где все имеют равные шансы. Детская общественная организация не имеет системы оценивания, давая подросткам проявлять себя свободно и без страха. Все имеют право решающего голоса, принятие того или иного решения. Страх осуждения и разочарования присущ почти всем подросткам, но обеспечение равных возможностей развития и самореализации снижает и его и сводит на нет.

9 - Оптимистическая перспектива. Настрой в детской общественной организации транслирует: «Что бы ни случилось, все будет хорошо». Подросткам с их нестабильным настроением (в силу физико-психологических особенностей возраста) очень важна такая поддержка и уверенность в позитивном исходе. При таком раскладе страху разочарования в себе и окружающих нет места в мире подростка.

10 - Свобода и ответственность социального выбора. Зачастую неуверенные в себе подростки боятся заводить новые контакты, не общаются с новыми людьми, боятся авторитетных взрослых. Боязнь социальных контактов можно преодолеть, обеспечив теплую и дружественную атмосферу в коллективе, как бы говоря подростку: «Мы все принимаем тебя и хотим с тобой пообщаться, но ты сам выбираешь, с кем и когда ты будешь строить отношения».

11 - Создание ситуации успеха, общественного признания. Подростку, особенно тревожному, очень страшно сделать что-либо не правильно, выглядеть смешным перед окружающими. Поддержав даже самого неуспешного ребенка в его начинаниях, страх позора и насмешек уменьшается. Основная идея этого принципа: «То, что ты делаешь - правильно, мы принимаем это». Единственно, на что можно сделать поправку, что это должны быть социально одобряемые вещи.

12 - Разнообразные виды деятельности. Подростки ищут себя в разнообразных сферах деятельности, но, зачастую, в обыденной жизни круг их интересов ограничен. Задача детской общественной организации показать подростку, что существует огромный круг того, чем он может заниматься и где может себя проявить. Тем самым каждый ребенок сможет найти себя в чем-то, а не пытаться покорить вершину, которая ему не подходит. Страх поиска себя в этом мире исчезает, если подросток занимается любимым делом.

13 - Расширения круга общения, наличия межвозрастного общения. Как правило, основной конфликт подростков со взрослыми, так как взрослые в этом возрасте воспринимаются как люди, ущемляющие права, заставляющие делать вещи, которые не нужны. Это происходит из-за разных возрастных особенностей. Общаясь тесно в одном коллективе, взрослые научаются больше понимать подростков, подростки - взрослых. Наличие межвозрастного общения снимает страх перед авторитетами и делает взрослых понятнее для подростков.

14 - Выборность и законность. Полномочия приобретаются в результате выборов. Власть выбирать передана самим подросткам с условием неукоснительного соблюдения правовых и нормативных актов детской общественной организации. Целесообразность ученического самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

15 - Принятие каждым подростком на себя ответственности за проделанную работу и ее результаты.

Заключение

Социально-культурная деятельность детских общественных организаций как ресурс  по преодолению социальных страхов у подростков будет эффективной при соблюдении следующих принципов ее работы:

  • использование технологий и методов, отвечающих особенностям подросткового возраста, влияющих на эмоциональное состояние подростка как средства для профилактики социальных страхов;
  • организация социально-культурной среды, в которой находится подросток, которая соответствует его возрастным особенностям (фильмы, книги, игры, темы для обсуждения, занятий и другое);
  • создание диалоговой основы взаимоотношений подростков со взрослыми и сверстниками как аспекта личностного становления подростка и профилактики возникновения социальных страхов;
  • подготовка участников педагогического процесса, в том числе родителей, к деятельности по профилактике социальных страхов у подростков;
  • проведение мониторинга по результатам деятельности по профилактике социальных страхов у подростков, находящихся в детских общественных организациях.

Выделяя принципы построения социально-культурной деятельности в детских общественных организациях, мы можем видеть, как они пересекаются с основными социальными страхами у подростков и направлены на их профилактику и преодоление.

 В дальнейших исследованиях, взяв эти принципы за основу, мы предлагаем создать программу для профилактики и коррекции социальных страхов у подростков, которая может быть использована в учебных заведениях педагогами, социальными педагогами и педагогами-психологами.

Рецензенты:

Серякова С.Б., д.п.н., профессор, зам. декана по учебно-методической работе, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Пушкарева Татьяна Владимировна, д.п.н., профессор, зам. декана по научной работе, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.