Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONTENT OF UNIVERSITY TEACHER TRAINING IN THE USE OF INFOR-MATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF GEN-ERAL PEDAGOGICAL AND SUBJECT ORIENTATION

Alekseeva N.R. 1 Grabko E.Yu. 1
1 Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
This article discusses the use of information and communication technologies and materials to teachers pedagogical and purposeful activity. The content of teacher training intrahigh general professional and special disciplines in the field of information and communication technologies in the context of general pedagogical and subject orientation. Particular attention is given to the modular structure of the content intrahigh teacher training. The article analyzes the module "Use of IT in subject-pedagogical activity" and the introduction into the educational process more professional training programs for "Fundamentals of desktop publishing", which is implemented in The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University using distance learning technologies. Details painted generated competence, discussed in detail the content of the course.
pedagogical conditions
university teacher training
use of information and communication technologies
modular structure of the content of training
Distance education technologies

Проблема использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере рекламы, на сегодняшний день является весьма актуальной, на что указывают исследования Н. П. Бубловой, Е. В. Максимовой Н. А. Меньшиковой, В. В. Волковой, Е. В. Шершуковой и др., в которых показано, что для того, чтобы специалист по рекламе был востребован и конкурентоспособен в условиях современного информационного общества, он должен владеть современными ИКТ, в частности, для создания рекламного продукта. Анализ этих исследований говорит о высоком уровне развития информационных и коммуникационных технологий, позволяющем использовать их потенциал для создания рекламного продукта, начиная с проектирования и заканчивая этапом изготовления рекламы.

Подготовка будущих специалистов в области рекламы к использованию ИКТ для создания рекламного продукта происходит в процессе овладения ими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективного решения профессиональных задач, и необходимо создание комплекса педагогических условий [1], обеспечивающих данную подготовку. Под подготовкой студентов – будущих специалистов в области рекламы к использованию ИКТ для создания рекламного продукта будем понимать процесс освоения теории и практики использования ИКТ в профессиональной деятельности для проектирования, разработки и сборки компонентов в конечный рекламный продукт (осуществление сбора, обработки, хранения, передачи, отражения, тиражирования информации) [2]. Одним из таких условий является внутривузовская подготовка преподавателей специальных дисциплин в области использования информационных и коммуникационных технологий в контексте общепедагогической и предметной направленности.

Опрос профессорско-преподавательского состава выявил следующие проблемы использования ИКТ в общепедагогической и предметной деятельности:

1. Незнание возможностей современных ИКТ – часто преподаватели даже не знают о том, что можно сделать или как можно значительно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и интернет-сервисов.

2. Незнание методик применения ИКТ в образовательной деятельности – имеющихся знаний о возможностях современных ИКТ и умений работать с ними часто бывает недостаточно для эффективного применения ИКТ в образовательной деятельности. Для этого необходимо наличие методических материалов: по разработке мультимедийных материалов, по использованию ИКТ на семинарских занятиях, по разработке УМК и т.д.

3. Отсутствие навыков эффективного использования средств ИКТ в предметной области – сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновении трудностей, нехватка времени на самостоятельное освоение программных продуктов, – все это затрудняет отрабатывать навыки работы с программными продуктами.

Для решения вышеописанных проблем использования ИКТ преподавателями необходимо осуществить их комплексную подготовку в области использования ИКТ в образовательной и предметной деятельности. Именно поэтому возникает необходимость осуществления внутривузовской подготовки преподавателей специальных дисциплин в области использования информационных и коммуникационных технологий в контексте общепедагогической и предметной направленности. Согласно [4] под внутривузовской подготовкой преподавателей в области ИКТ будем понимать организованный и инициированный администрацией вуза процесс, осуществляемый в условиях информационно-коммуникационной среды вуза и направленный на стимулирование повышения профессионального уровня преподавателей вуза соответствующего уровня и профиля в области реализации основных направлений информатизации образования, в целях оптимального использования современных ИКТ в образовательной и профессиональной деятельности.

При отборе содержания подготовки мы основывались на андрогогическом подходе С.И. Змеева [3, с. 26-27]. По его мнению, основным видом учебной работы взрослых обучающихся является самостоятельная деятельность. Приведем основные принципы обучения преподавателей: принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт; принцип индивидуализация обучения; принцип условий; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности обучения. Кроме того, в связи с тем, что содержание модулей является новым для обучающихся, мы также применяли и классические дидактические принципы обучения: принцип наглядности обучения; принцип сознательности и активности; принцип самостоятельности; принцип доступности; принцип научности; принцип связи теории с практикой; принцип прочности.

Содержание внутривузовской подготовки преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин в области использования ИКТ в контексте общепедагогической и предметной направленности имеет модульную структуру и представлено следующими модулями:

Пользовательские аспекты применения ИКТ. В результате пользовательской подготовки преподаватели получают знания о возможностях стандартного программного и аппаратного обеспечения, а также навыки работы с ним на уровне пользователя, у них формируются потребность в использовании стандартных программных и аппаратных средств, умение оценивать необходимость применения ИКТ.

Использование ИКТ в образовательной деятельности преподавателя вуза. В процессе общепедагогической подготовки в аспекте применения ИКТ формируются знания в области использования ИКТ, ориентированные на реализацию педагогических целей обучения, воспитания и навыки решения образовательных задач средствами ИКТ, развивается потребность в использовании ИКТ в образовательных целях (преподавании сцецдисциплин), способность оценивать результат и корректировать процесс применения ИКТ.

Использование ИКТ в предметно-педагогической деятельности. В результате освоения данного модуля у преподавателей формируются знания, умения и навыки в области использования специального программного и аппаратного обеспечения; формируются основные приемы работы со специальными программными средствами на уровне специалиста; вырабатывается потребность в использовании специальных программных и аппаратных средств, умение оценивать результат и корректировать процесс их применения.

Модуль «Использование ИКТ в предметно-педагогической деятельности» раскрывает особенности применения возможностей ИКТ в профильной для преподавателя области знания. Практическая подготовка в рамках модуля включает освоение основных типов средств ИКТ на примерах из профильной предметной области.

Модульность структуры внутривузовской подготовки преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин связана с тем, что модульное обучение по сравнению с традиционным имеет более высокую степень гибкости и приспособляемости к конкретным организационным и технологическим условиям, возможность постоянно совершенствовать учебные модули без изменения общей структуры программы, создает климат сотрудничества и партнерства [5]. Каждый из модулей является относительно самостоятельной структурной единицей в рамках учебного курса и может объединять несколько разделов, характеризующихся целостностью, структурностью, завершенностью; целью разработки модулей является разбиение каждой темы курса на составные части, для каждой из которых определяются формы, методы и средства обучения, очередность их изучения; содержание разделов модуля направлено на достижение требуемого уровня подготовки обучающихся к использованию ИКТ в общепрофессиональной и предметной деятельности; существует возможность корректировки содержания модулей в соответствии с развитием средств ИКТ и осуществление контроля знаний и умений после завершения работы с каждым модулем с целью выявления уровня усвоения модуля.

В условиях активного внедрения современных средств ИКТ и создания вузами собственной информационно-коммуникационной среды необходимым качеством современного преподавателя независимо от его специальности является компетентность в области ИКТ, которая послужит основой повышения качества вузовского образования. Одной из основных задач информатизации учебного процесса ЧГПУ является формирование ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава, что в настоящее время невозможно без внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [6].

Для регулирования применения дистанционных образовательных технологий в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, бакалавров, магистров, а также предоставления дополнительных образовательных услуг в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» было утверждено Положение о дистанционных образовательных технологиях (13 марта 2012 года). В нем прописаны цели и задачи использования дистанционных образовательных технологий в вузе, управление, планирование и реализация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, отчетность по результатам организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и финансовые отношения в системе дистанционного обучения:

  • порядок организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • зачисление, отчисление слушателей, организация контроля;
  • функциональное взаимодействие участников обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • обеспечение программ обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В целях развития дистанционного образования в октябре 2011 года на серверах вуза была развернута система дистанционного обучения Moodle (рис. 1).

Moodle

Рисунок 1. Система дистанционного обучения ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Moodle

В рамках модуля «Использование ИКТ в предметно-педагогической деятельности» в целях совершенствования ИКТ-компетентности педагогических работников в области издательского дела, редактирования и верстки текстового материала в Microsoft Office Word 2003/2007/2010, а также создании сложных публикаций в Adobe Page Maker 7.0, в вузе в 2013 году была разработана и внедрена в образовательный процесс дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основы компьютерной верстки» трудоемкостью 72 академических часа (рис. 2).

Рисунок 2. ДПП «Основы компьютерной верстки»

В рамках освоения данной программы формируются следующие компетенции:

  • определять новые перспективные направления в обогащении и развитии своего педагогического опыта с использованием новых информационных технологий;
  • использовать основные знания издательского дела при разработке макетов публикаций и электронных учебных изданий;
  • использовать возможности электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога;
  • рассматривать и использовать дидактические возможности средств современных информационных технологий;
  • применять на практике знания при создании публикаций, макетов, электронных разработок (с использованием программах Microsoft Office Word, Adobe PageMaker 7.0);
  • применять практические умения, позволяющие внедрять информационные технологии в обучение и методическую работу посредством технологий дистанционного обучения;
  • рассматривать особенности планирования, организации и реализации учебной деятельности с использованием электронных изданий;
  • регистрировать и лицензировать созданные электронные разработки;
  • применять на практике знания нового законодательства в области применения дистанционных образовательных технологий и электронного образования (ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основы компьютерной верстки» состоит из следующих основных модулей:

Модуль 1. Основы работы в системе Moodle

1.1. Регистрация в системе Moodle. Интерфейс курса. Редактирование профиля пользователя.

1.2. Обмен сообщениями в системе Moodle. Виды заданий. Ответ в виде текста. Ответ в виде файла. Ответ вне сайта.

Модуль 2. Нормативное и правовое обеспечение применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе

2.1. Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» в области применения дистанционных образовательных технологий и электронного

2.2. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

2.3. Основные положения Проекта Приказа Минобрнауки России об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Модуль 3. Основы работы с текстом с использованием Microsoft Office Word 2003/2007/2010

3.1. Microsoft Word - история и описание программы.

3.2. Microsoft Word - основные возможности.

3.3. Основные проблемы, возникающие при наборе текста

3.4. Формирование аппарата издания

3.5. Оформление цифрового и иллюстративного материала

3.6. Работа над табличным материалом

3.7. Иллюстрирование текста

Модуль 4. Компьютерная верстка с использованием Adobe PageMaker 7.0

4.1. Процесс подготовки публикации

4.2. О программе Adobe PageMaker 7.0

4.3. Интерфейс и инструменты программы Adobe PageMaker

4.4. Работа с графическими объектами

Модуль 4. Лицензирование и регистрация электронных учебных изданий

4.1. Регистрация и лицензирование созданных электронных изданий

4.2. Подготовка и оформление сопроводительной документации на разработку

4.3. Регистрация авторского права на разработку (Роспатент, Информрегистр, Офернио)

4.4. Статус зарегистрированных электронных разработок

Каждый модуль содержит не только теоретический материал, но и разработанные на высоком профессиональном уровне лабораторные работы.

На наш взгляд, подготовка преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин к использованию ИКТ в контексте общепедагогической и предметной направленности позволит преподавателям существенно улучшить качество учебных материалов и занятий, реализовать собственный научно-педагогический потенциал, и готовить будущих специалистов в области рекламы, способных адаптироваться в реальном секторе экономики, которую характеризует стремительно развивающаяся информационно-коммуникационная среда.

Рецензенты:

Мерлина Н.И., д.п.н., профессор кафедры дискретной математики и информатики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

Лавина Т.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информационных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.