Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MORAL EDUCATION OF SCOOLCHILDREN AND THEIR IMPLEMENTATIONS IN THE 20-IES OF XX CENTURY IN THE YENISEI SIBERIA

Belykh I.N. 1
1 Krasnoyarsk State Agricultural University
The article is devoted to the formation of moral education in schools in the 20-ies of XX century in the Yenisei Siberia. Pedagogical conditions of this formation are justified. The first pedagogical condition – strengthening the social side of moral education in schools - was realized at the expense of social and ethical aspects of the activities of the government in school and socially transformative activities of the Pioneer Organization. The second condition - context saturation of the educational process by moral content – is highlighted by the fact that the formation of moral education in schools in the Yenisei Siberia in the 20 years of the twentieth century was determined by changes in curricula, strengthening the collective principle in the organization of the educational process, the proliferation of forms and methods of the educational process, adherence to the principle of conscious discipline. The third condition – familiarizing pupils for community work – is associated with the activation of moral activity for the benefit of others and society. Two stages of formation of moral education of students in the study period in the Yenisei Siberia allocated – "organizational transformative" and "social-activity." General recommendations on the possible integration of the pedagogical conditions for the organization of moral education in the modern school are formulated.
pedagogical conditions
formation
moral education
Yenisei Siberia
20-ies of XX century
Духовно-нравственное воспитание детей определяется как одна из основных задач новой школы, что актуализирует обращение к богатому историческому опыту, имеющемуся в отечественном образовании в области нравственного воспитания. В 20-е годы ХХ века в России происходил поиск идей, складывались методы и средства, потенциал которых  недостаточно осмыслен в контексте современных проблем нравственного воспитания школьников. Изучение региональных аспектов нравственного воспитания в исследуемый период, в частности, Приенисейской Сибири, позволяет учитывать и использовать достижения в этой сфере в целях совершенствования его организации.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия становления нравственного воспитания школьников в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири и сформулировать общие рекомендации по их возможному учету при организации нравственного воспитания в современной школе. Исследование основывалось на теоретическом анализе становления нравственного воспитания в  советской школе в 1917-1931 гг., научной рефлексии источников, содержащихся в фондах Архивного агентства администрации Красноярского края, в сибирской педагогической публицистике, и использовании комплекса методов исследования: историко-структурного, конструктивно-генетического, историко-ретроспективного, историко-типологического и контекстуального анализа.

Результатом исследования стало: во-первых, выявление педагогических условий становления нравственного воспитания школьников в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири : усиление социального характера нравственного воспитания школьников, контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием и приобщение школьников к общественно-полезному труду; во-вторых, формулирование общих рекомендаций по их возможному учету в современной школе. Обоснуем выявленные нами педагогические условия.

Первое условие. Усиление социального характера нравственного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века было связано с развитием самоуправления в школе и общественно-преобразовательной направленностью деятельности пионерской организации. Генезис ученического самоуправления в контексте становления нравственного воспитания школьников проходил в три стадии его развития. Для первой стадии (1920-1924 гг.) характерно то, что функции самоуправления, как правило, распространялись на поддержание дисциплины, порядка и чистоты в школах, выполнение некоторых административных и хозяйственных дел, проведение ученических судов, что было направлено на поддержание нравственной атмосферы школы, формирование чувства коллективной ответственности, общественной активности.

Для второй стадии (1925-1927 гг.) развития детского самоуправления характерно повышение  авторитета самоуправления в ученической среде, рост общественной активности школьников, расширение круга общественных обязанностей. На данном этапе в функции самоуправления стала вменяться выработка правил внутреннего распорядка и наблюдение за их исполнением, что было направлено на поддержание нравственной атмосферы школы. На третьей стадии (1928-1931 гг.) развития самоуправления усиливался его нравственный контекст: активизировалась взаимопомощь в учебе; усиливалась борьба за повышение нравственной воспитанности школьников - борьба с ленью, распущенностью, хулиганством, курением, алкоголем, прогулами, «дурным влиянием улицы», беспризорностью, «старыми бытовыми традициями», обращалось внимание на формирование ответственного отношения к выполнению учебных и общественных обязанностей и другое [1].

Общественно-преобразовательная направленность деятельности пионерской организации осуществлялась с 1923 г. - с момента ее зарождения в Приенисейской Сибири. В исследуемый период данная деятельность осуществлялась в две стадии. На первой стадии (1923-1924 гг.) нравственное воспитание школьников-пионеров ограничивалось проведением бесед, привлечением к участию в общественных кампаниях и праздниках, в общественно-полезной работе (участие в Дне Октябрьской революции, в Дне Урожая, помощь крестьянам в уборке полей, огородов, оказание помощи общественным организациям, помощи детям-беспризорникам, распространение жетонов в пользу детей Запада, сбор пожертвований и устройство спектакля в пользу борьбы с туберкулезом и другие). По своему содержанию данные формы работы были направлены на приобщение школьников к коммунистической нравственности, на формирование нравственных качеств, нравственных чувств и поведения, коммунистического отношения к труду, интернационализма, приобщение пионеров к «героической» борьбе за коммунизм. Следует отметить, что нравственное воспитание во многих пионерских отрядах было достаточно эффективным, пионеры показывали пример вежливости, дисциплинированности, организованности, коллективизма.

На рубеже 1925-1926 гг. у детей постепенно стал теряться интерес к пионерской работе, поскольку виды деятельности не расширялись, что приводило к «падению» нравственности, нарушению законов и обычаев юных пионеров. Этот  кризис пионерского движения в Приенисейской Сибири ознаменовал начало  второй стадии (1925-1931 гг.) развития деткомдвижения, связанного с его преодолением.  Для данной стадии характерно усиление с 1927 года социального характера нравственного воспитания и его обогащения посредством системы конкретных заданий, которые носили общественно-преобразовательный характер и нередко были направлены на разрешение социальных проблем нравственного содержания («борьба с хулиганством», «борьба с прогулами в школе» и другие). В 1929-1931 гг. в Приенисейской Сибири пионерские отряды привлекались к участию в социалистическом строительстве государства (к коллективизации, борьбе за промфинплан), занимались «внедрением» коммунистической морали в рабочую среду.

Анализ источников, содержащихся в фондах Архивного агентства администрации Красноярского края, показывает, что пионеры Приенисейской Сибири отличались от  неорганизованных школьников более высоким уровнем нравственной воспитанности и оказывали на учащихся нравственное воздействие путем внедрения в ученическую среду  пионерских законов и обычаев, организации разумного досуга, принятия мер к повышению школьной дисциплины, привлечения их к участию в праздниках и общественных кампаниях, к общественно-полезной работе [2]. Однако данная деятельность, как свидетельствует педагогическая публицистика этого периода, была недостаточно эффективной в школах [3].

Второе педагогическое условие становления нравственного воспитания школьников в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири - контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием в школах - реализовывалось посредством: изменения учебных программ (1920-1924 гг.), активного использования с 1925 года комплексных программ и усиления коллективного начала в организации учебного процесса, распространения экскурсионного метода, метода социалистического соревнования и сознательного дисциплинирования, активизации кружковой работы и проведения межшкольных ученических конференций. Рассмотрим перечисленные реализации данного педагогического условия более подробно.

Становление нравственного воспитания школьников в 20-е годы XX века в исследуемом регионе было связано с изменением учебных программ. Первые сибирские учебные программы, комплексные программы и их сибирские варианты (с 1930 г. - комплексно-проектные программы) составлялись с учетом необходимости насыщения их содержания «революционным» смыслом в целях воспитания общественности, коллективизма, солидарности, идеологических убеждений,коммунистического отношения к труду, приобщения школьников к «героической борьбе за коммунизм». Однако в связи с недостаточной подготовленностью учительства Приенисейской Сибири к работе по комплексным программам их активное использование начиналось только в 1925-26 гг., при этом воспитательные задачи программ не всегда реализовались [4].

Становление нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири также в значительной степени было связано с усилением коллективного начала в организации учебного процесса. Различные виды учебной работы в школах исследуемого региона были распространены уже в начале 20-х годов, однако коллективное начало в них не всегда было достаточно выражено. Во второй половине 20-х годов коллективное начало в учебном процессе школ усиливалось за счет распространения «звеньевой проработки» учебного материала, с 1929 года - за счет организации школьных трудовых артелей и введения метода социалистического соревнования. Введение комплексно-проектной системы обучения сопровождалось заменой ученических групп звеньями и бригадами, что считалось более приоритетным по сравнению с индивидуальной деятельностью. Коллективное начало в организации учебного процесса не получило развития в татарских сельских школах, что свидетельствует о неравномерном характере становления нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири [5].

Широкое распространение в сибирских школах получил экскурсионный метод, который был направлен на формирование коллективизма, «местного» патриотизма, ценностного отношения к миру, приобщение школьников к «героической борьбе за коммунизм», к «пролетарской солидарности», к коммунистическому отношению к труду. Выявлено, что социалистическое соревнование в Приенисейской Сибири в 1929-1931 гг. являлось также достаточно эффективным воспитательным методом, способствующим повышению уровня нравственной воспитанности школьников, формированию коммунистического отношения к труду, социальных чувств, умения с энтузиазмом реагировать на все явления социалистической борьбы [6].

Становление нравственного воспитания школьников Приенисейской Сибири также было связано с распространением в образовательных учреждениях региона принципа сознательной дисциплины. Методы «внешнего» воздействия (вызов родителей, наказание и другие) постепенно вытеснялись из школьной практики методами, направленными на нравственное сознание учеников (убеждение, внушение, моральное воздействие, нравственное руководство, общественное мнение и другие). Однако еще в конце 20-х годов в ряде школ продолжали практиковаться наказания, в том числе и физические. В целом, принцип сознательной дисциплины в школах исследуемого региона не реализовался в полной мере [7].

 Рассмотрим роль внеклассной работы в становлении нравственного воспитания школьников в исследуемый период. Установлено, что работа ученических кружков в школах Приенисейской Сибири в зависимости от их видов была направлена на формирование нравственных чувств и общественной активности (художественно-литературные, литературные, музыкальные, хоровые, драматические), на приобщение школьников к коммунистической нравственности (обществоведения, политграмоты, агитационные), на формирование коммунистического отношения к труду (сельскохозяйственные, электротехнические). Эффективным средством формирования коллективизма и общественности школьников в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века являлись межшкольные ученические конференции, получившие распространение уже в начале 20-х годов и на которых среди других вопросов обсуждались вопросы нравственного характера [8].

Третьим педагогическим условием, определившим общие тенденции становления нравственного воспитания школьников и их реализации в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири, явилось приобщение школьников к общественно-полезному труду. Общественно-полезный труд и его развитие осуществлялось последовательно: от распространения самообслуживания в школе к труду, отражающему его общественную направленность. Данное условие способствовало приобщению школьников к нравственной деятельности во благо других людей и общества.

В развитии общественно-полезного труда в исследуемый период в Приенисейской Сибири можно выделить две стадии. Отличительным признаком начальной стадии (1920-1924 гг.) является преобладание самообслуживания над иными видами общественно-полезной работы. Самообслуживание во многих школах организовывалось без учета его воспитательного потенциала, что нередко рассматривалось как «эксплуатация детского труда». Однако в некоторых школах данный вид труда являлся эффективным средством воспитания коммунистического отношения к труду, воспитания коллективизма, чувства ответственности и взаимопомощи. В данный период также имел место общественно-необходимый труд, направленный на оказание материальной помощи школам, общественным и политическим организациям, нуждающимся детям, что воспитывало в школьниках социальные, нравственные, интернационалистические чувства, общественные навыки.

Для следующей стадии (1925-1931 гг.) характерно дополнение самообслуживания разнообразными видами общественно-полезной деятельности, выходящей за школьные рамки: благоустройство школы, города и деревни; оказание помощи общественным организациям; участие в культурном строительстве, различных политических мероприятиях; пропаганда и разъяснение политики государства, решений партии; школьная кооперация; оказание материальной и трудовой помощи нуждающимся людям и другие виды. Это способствовало формированию коммунистического отношения к труду, нравственных чувств, общественных навыков и активности и приобщению школьников к нравственной деятельности во благо других людей и общества. В связи с распространением в 1930 году в школах региона метода проектов воспитательная ценность общественно-полезного труда усиливалась, часть инициативы в выдвижении, планировании, проведении и учете общественно-полезной работы была переложена на учеников, что способствовало развитию ответственности и дисциплинированности. Приобщение школьников к общественно-полезному труду в национальных школах было менее выраженным, что свидетельствует о неравномерном характере становления нравственного воспитания школьников в исследуемом регионе [9].

Систематизация выявленных нами знаний о педагогических условиях становления нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века и их реализациях позволяет выделить два этапа становления нравственного воспитания школьников в исследуемый период. Первый этап - «организационно-преобразовательный» (1920-1924 гг.). Для данного этапа в Приенисейской Сибири характерно воплощение в школьную практику новых идей нравственного воспитания без их глубокого педагогического осмысления. Второй этап - «социально-деятельностный» (1925-1931 гг.). Для него характерно обогащение содержания, форм, методов и средств нравственного воспитания с учетом их воспитательного потенциала. Следует заметить, что  выделение этапов основано на общих тенденциях становления исследуемого процесса, получивших широкое, но не повсеместное распространение.

Выводы. Таким образом, педагогические условия становления нравственного воспитания   в Приенисейской Сибири  в 20-е годы ХХ века и их реализации в совокупности - усиление социального характера нравственного воспитания, контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием и приобщение школьников к общественно-полезному труду - отражают общую положительную тенденцию исследуемого становления, выраженную в устойчивом развитии данного процесса. Негативным последствием становления нравственного воспитания в исследуемый период в Приенисейской Сибири явилось его идеологическая детерминированность в ущерб формированию духовности школьников. 

Положительные результаты и негативные последствия   становления нравственного воспитания в исследуемый период необходимо учитывать при разработке современной модели нравственного воспитания школьников.Положительные результаты позволяют сформулировать общие рекомендации по их возможному учету при организации нравственного воспитания в современной школе: усиление социального характера нравственного воспитания обеспечивается расширением функций ученического самоуправления и созданием детских общественных организаций; контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием связано с активизацией коллективного начала в его организации, распространением экскурсионного метода, метода коллективного соревнования, кружковой работы, межшкольных ученических конференций; приобщение школьников к общественно-трудовой деятельности эффективно реализуется за счет включения в учебно-воспитательный процесс различных видов данной деятельности.

Рецензенты:

Игнатова В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;

Шилов А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.