Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EMOTIONAL AND COGNITIVE COMPONENTS OF READINESS OF STUDENTS TO HIGHER EDUCATION

Lokatkova O.N. 1
1 Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
The object of the study – psychological readiness of students. The subject of the study – the structure and content of emotional and cognitive components of psychological readiness of young men to interact with the educational environment of the University. The study involved students of the senior classes of schools and students first-year universities, Saratov. The article provides a description statistical methods t-student test, Pearson correlation coefficient, used when processing the received data. The anxiety level of students increases at the transition from the educational environment of the school to the educational environment of the University. Students are more likely to suffer negative emotional state when attending University than high school students visiting the school. Students with a low level of emotional and cognitive readiness distinguishes isolation, difficulties in dealing with strangers, there is no need for self-knowledge, independence in solving problems and tasks, critical thinking.
anxiety
first-year students
high school students
psychological readiness
academic progress
Выбор вуза, поступление и успешное обучение в нем требуют от молодого человека отчетливо выраженной субъектной позиции, занять и реализовать которую можно только действительно, будучи к этому готовым, обладая определенными личностными качествами, опытом и навыками [3]. Целью исследования является выявление эмоциональных особенностей и свойств личности, а также познавательных способностей, влияющих на психологическую готовность к взаимодействию с образовательной средой вуза среди старшеклассников и студентов вузов. В состав эмоционального компонента психологической готовности входят следующие элементы: уровень тревожности, нервно-психическая устойчивость, уверенность в себе и своих силах, эмоциональная устойчивость. В состав когнитивного компонента готовности входят следующие необходимые группы знаний: знания материала учебных предметов (академическая успеваемость), интеллектуальная активность.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе вузов и средних школ г. Саратова. В исследовании участвовали 232 учащихся старших классов школ и 192 студента-первокурсника вузов г. Саратова. Для анализа компонентов эмоциональной и когнитивной готовности были использованы следующие диагностические методики: 1) Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуативной и личностной тревожности). 2) Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса. 3) Анализ академической успеваемости учащихся. 4) Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттелла.

При обработке полученных данных использовались такие статистические методы, как  t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона [5].

Результаты и их обсуждение

Анализ среднегрупповых значений по всем исследуемым характеристикам позволил установить следующее. Средние значения результатов, полученных с помощью методики диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина, позволяют установить, что у большинства старшеклассников средний уровень тревожности. У большинства студентов - средний уровень с тенденцией к высокому. Среди старшеклассников показатели личностной тревожности (ср. знач.=38,3) и ситуативной тревожности (ср. знач.=38,6) находятся в пределах средних значений. У студентов вузов показатели личностной тревожности (ср. знач.=41,8) и ситуативной тревожности (ср. знач.=40,6) несколько завышены по сравнению со студентами. Анализируя полученные данные, можно утверждать, что уровень тревожности учащихся повышается при переходе из образовательной среды школы к образовательной среде вуза. Студенты в большей степени испытывают отрицательное эмоциональное состояние при посещении вуза, чем старшеклассники при посещении школы. В целом большинство студентов-первокурсников проявляют внутреннюю напряженность, внутриличностный конфликт. Сравнительный анализ t-критерия Стьюдента позволил выявить достоверные различия по параметрам самооценки уровня тревожности между учащимися. Установлено, что у студентов-первокурсников более высокий уровень ситуативной t=1,966 и личностной тревожности t=1,9659 по сравнению со старшеклассниками (уровень значимости 0,05).

Анализ параметров по шкале невротизации показал, что у старшеклассников средние показатели уровня невротизации - 16 баллов, у студентов - 19,8 баллов. Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента позволил выявить достоверные различия в уровне невротизации исследуемых групп учащихся =1,9659 (уровень значимости 0,05). Можно сделать вывод, что в ситуации предстоящего поступления и обучения в высшем учебном заведении изменения в эмоциональной сфере учащихся носят несколько негативный характер - ухудшается самочувствие, понижается активность, повышается тревожность, эмоциональное возбуждение, депрессивность и невротизация. По результатам диагностики эмоционального компонента психологической готовности можно сделать вывод о недостаточном уровне его сформированности в группе студентов.

Средний балл академической успеваемости по профильным и непрофильным дисциплинам составляет 6,3 балла - у учащихся 10 и 11 классов. У студентов академическая успеваемость анализировалась по итогам сдачи экзаменов. Средний балл академической успеваемости у студентов составляет 5,1 балла. Изучение уровня интеллектуального развития учащихся показало, что у старшеклассников средние значения коэффициента интеллекта равны 96,1, у студентов 96,3.

Анализируя показатели средних значений, можно утверждать, что у старшеклассников и у студентов-первокурсников наблюдаются значимые различия в уровне академической успеваемости t=1,9661 (0,05). У учащихся школ более высокий уровень учебной успеваемости. При анализе результатов, полученных с помощью «Культурно-независимого теста интеллекта» Р. Кеттелла, установлено, что в группах старшеклассников и студентов-первокурсников значимых различий в уровне коэффициента интеллекта нет t=1,9654(0,05).

Необходимо отметить, что специфика процесса адаптации в вузе определяется различием в методах обучения и в организации учебной деятельности в средней и высшей школах. Это порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Исследование показывает, что многим первокурсникам недостает таких навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Причем речь идет не только о недостаточности знаний, осведомленности и предметных умений, но и о неумении учащихся обрабатывать полученную информацию, выделять главное, конспектировать, строить схемы, осмысливать сложные тексты. Новые формы и методы обучения в вузе, не соответствующие функциональным возможностям старшеклассников, приводят к снижению мотивации учащихся, отрицательному отношению к процессу обучения, что, несомненно, отражается на эффективности образовательного процесса, академической успеваемости студентов, на развитие их умственных способностей [1].

Для определения взаимосвязи переменных, значимых для данного исследования, был использован коэффициент корреляции Пирсона. В результате корреляционного анализа установлено, что вышеперечисленные компоненты эмоциональной и когнитивной готовности к обучению в вузе взаимодополняют и оказывают взаимное влияние друг на друга. Корреляционный анализ, проведенный внутри выборки старшеклассников, позволил выделить следующие статистически значимые взаимосвязи.

Отрицательная корреляционная связь наблюдается и между уровнем тревожности, и академической успеваемостью r=-0,2437, p<0,05. У учащихся с высокой тревожностью отметки по основным гуманитарным и естественнонаучным школьным предметам достоверно ниже, а у учащихся с низкой тревожностью наблюдается тенденция к повышению отметки.

Корреляционный анализ позволил установить отрицательную связь между уровнем невротизации и эмоциональной комфортностью r=-0,558, p<0,05. Учащиеся, у которых наблюдаются результаты, свидетельствующие о низкой вероятности невроза, оказываются более уверенными в себе, менее напряженными в тех или иных ситуациях. Им не свойственны конфликтность, категоричность, противоречивость, робость, зависимость, конформность (внушаемость под влиянием мнений окружающих), недовольство окружающими. В результате возникновения последних симптомов наблюдается положительная корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем тревожности r=0,4703, p<0,05. Учащиеся, у которых наблюдаются результаты, свидетельствующие о высокой вероятности невроза, часто чувствуют повышенную раздражительность, утомляемость, обостренность эмоциональных реакций. Отрицательная корреляционная связь наблюдается между уровнем невротизации и академической успеваемостью r=-0,3642, p<0,05. Старшеклассники с высоким уровнем учебной успешности обладают такими ярко выраженными характеристиками, как эмоциональная устойчивость, положительный фон переживаний (спокойствие, оптимизм), сдержанность, умение контролировать собственные эмоции.

Психологические трудности, а также эмоциональные (аффективные) расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у учащихся высших учебных заведений, особенно на этапе адаптации к повышенным по сравнению со школой учебным нагрузкам. Корреляционный анализ, проведенный внутри выборки студентов, позволил выделить следующие статистически значимые взаимосвязи.

Установлена отрицательная корреляционная связь между уровнем тревожности и коэффициентом интеллекта r=-0,2738, p<0,05. Низкий уровень эмоциональной готовности, то есть высокая тревожность, влияет на интеллектуальное развитие школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности снижает активность интеллектуальной деятельности. У данных испытуемых учебный материал плохо удерживается в памяти, нередки ее провалы при малейшем волнении, они испытывают трудности с высказыванием своего мнения, защитой своей точки зрения, неуверенны в своих знаниях.

Корреляционный анализ позволил выявить отрицательную связь между уровнем тревожности и академической успеваемостью студентов r=-0,4475, p<0,05. Характеризуя свою учебную деятельность, студенты нередко употребляют такие высказывания: «когда я прихожу в вуз, всегда из-за чего-то переживаю», «чувствую себя неспособным», «все, что делаю, всегда выходит плохо». Высокая тревожность способствует снижению интереса к процессу обучения. Тревожность первокурсников часто приводит к дезорганизации учебной деятельности, снижению работоспособности, продуктивности учебной деятельности, к трудностям в общении с одногруппниками и преподавателями. Студенты стараются уклониться от учебы, переживают, чтобы их не вызвали, не спросили о чем-либо, чтобы таким образом избежать неудач.

Так же, как и в группе старшеклассников, наблюдается отрицательная корреляционная связь между уровнем невротизации и эмоциональной комфортностью r=-0,2035, p<0,05. Важным компонентом эмоциональной сферы абитуриентов при поступлении в вуз является уровень напряженности. Чем лучше самочувствие, тем выше учебная активность, лучше настроение и ниже тревожность. Уровень тревожности способствует повышению напряженности, а она связана с уровнем невротизации. Так же, как и в группе старшеклассников, установлена положительная корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем тревожности r=0,7867, p<0,05.

Установлена отрицательная корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем интеллекта r=-0,2563, p<0,05. Такие факторы, как снижение настроений и активности, вялость, безволие являются факторами, препятствующими успешной учебной деятельности. В таких случаях внимание учащихся пассивно, не способно сосредотачиваться, наблюдается плохое запоминание учебного материала, возможны потери мысли. Исходя из полученных данных, не менее значима отрицательная корреляционная связь между уровнем невротизации и академической успеваемостью r=-0,4069, p<0,05. Чем выше нарушения в эмоциональной сфере, тем ниже устойчивость внимания, запоминания, наблюдается снижение трудоспособности.

Выводы

На основе полученного анализа было выявлено, что исследуемые группы старшеклассников и студентов весьма неоднородны. В ходе исследования было выделено три группы учащихся, различных по уровню эмоциональной и когнитивной готовности к взаимодействию с образовательной средой вуза - учащиеся с низким, средним и высоким уровнем эмоциональной и когнитивной готовности.

Студентов и старшеклассников с низким уровнем эмоциональной и когнитивной готовности отличает замкнутость и малая общительность. Повышенная тревожность, связанная с неопределенной оценкой перспектив, приводит к снижению общего фона настроения, затрудняя успешность адаптации к новым социальным условиям [2]. У учащихся отсутствует потребность в самостоятельном приобретении знаний, самостоятельность в решении поставленных проблем и задач, критичность мышления, оригинальность мышления (проявление интеллектуальной инициативы, умение находить нестандартные способы решения проблем и задач), наблюдается низкий уровень развития речи. Юноши, имеющие средний уровень эмоциональной и когнитивной готовности, отличаются от остальных сверстников меньшей стрессоустойчивостью, независимостью в решениях и поступках, самоконтролем. У данных учащихся наблюдается проявление умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, обретение опыта доказательства и опровержения. Иногда преобладает механический способ запоминания учебного материала. Бывают моменты, когда испытывают трудности выполнения какого-либо задания, бывает, что не могут заставить себя взяться за работу. Молодые люди, имеющие высокий уровень эмоциональной и когнитивной готовности, общительны и инициативны. Подростки этой группы отличаются высокой потребностью в общении, легкостью адаптации в социальной среде, хорошим самообладанием, уверенностью в себе, эмоциональной устойчивостью. Данные учащиеся отличаются наличием того уровня знаний, которых достаточно для решения лишь наиболее простых учебных задач [4].  

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов;

Григорьева М.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г.Саратов.