Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE ORGANIZATION ZDOROVESOHRANYAYUSCHEGO TRAINING AND EDUCATION EXPERTS OF PHYSICAL TRAINING

Romanov V.A. 1
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
On the basis of analysis of scientific literature, we answer the question: "Why zdorovesohranenie be considered as part of vocational training, which requires not only objective knowledge, enriching the experience of mastering techniques of cognitive, practical and social activities, but also the formation of personality traits that will allow future specialist in the field of physical culture and education consciously participate in preserving and strengthening the health of children, to see social and personal significance of this work". The author considers the main components of the strategy for socio-professional development of teacher´s personality, a procedure to identify and use all the conditions conducive to the success of its preparation for the implementation of priority zdorovesohranyayuschey professional functions and rational organization of the educational environment of the educational system as an educational institution. Given this is the question of formation of motivation to a healthy lifestyle, the solution of which requires a lot of effort in terms of choice of traditional approaches to teaching physical education at the faculty and university leaders. Most important place is given priority by the author formation of students of special competencies, knowledge and skills to improve the health and the inclusion of each of them in active steps to self-healing and physical self-improvement.
physical self-improvement
physical culture
specialist physical culture
training
educational space
zdorovesohranenie
За последние несколько лет в России сформировалось понимание того, что в современном быстро меняющемся динамичном и информационно насыщенном мире только физически здоровый человек способен успешно решать профессиональные задачи. Здоровье, как мы знаем даже из начальной школы, является значительным человеческим ресурсом полноценной и счастливой жизни, способствующей эффективному  выполнению жизненных замыслов и планов.

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета, профессор В.В. Рубцов в своем докладе 31 мая 2006 г. в рамках II Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» на тему: «Школа как институт защиты детства и социальный ресурс сохранения здоровья школьников» отмечал, что «...особое беспокойство  различных слоев общества и, прежде всего, родителей вызывает состояние здоровья школьников. Снижаются показатели психического и физического здоровья, эмоционального благополучия детей, ухудшается здоровье педагогов».

Современные научные изыскания в области педагогики показывают, что развитие научных представлений о здоровье прошло сложный путь, исходя из многомерности и сложности данной категории, но при этом современные учёные-педагоги пришли к заключению, что здоровье - это первая важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая его гармоническое развитие в будущем. Здоровье личности рассматривается в качестве важнейшей предпосылки к познанию социума, окружающего мира, к активному самоутверждению и построению личного счастья человека.

К сожалению, в ряде регионов нашей страны ещё сохраняется и утверждается тенденция, когда  люди вопреки здравому смыслу не выделяют здоровье в качестве ведущей жизненной ценности. Сама же ценность здоровья для многих из них часто остается лишь декларируемой и не занимает ведущего места в системе жизненных ценностей, но как средство достижения жизненных целей порой оказывается несравненно важнее, чем ценность его как средства для  долгой и полноценной жизни.

Именно в силу вышеперечисленных причин разрешение проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения становится особо актуальной во всех сферах деятельности человека и, как нам представляется, особо остро - в образовательной сфере. Рассматривая здоровьесохранение как часть профессиональной подготовки, необходимо чётко понимать, что всё это требует не только объективных знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, практической и социальной деятельности, но и формирования таких качеств личности, которые позволят будущему учителю или специалисту в сфере образования сознательно участвовать в охране и укреплении личного здоровья и здоровья детей, видеть общественную и личную значимость этой работы.

Опыт работы в системе профессионального образования показывает, что потребность профессиональной педагогики в разработке научных подходов к организации здоровьесохраняющего обучения и воспитания студентов высшей школы наталкивается на недостаточное внимание к разрешению данной проблемы в процессе их обучения в вузе. В связи с чем одним из направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года стала вполне чёткая ориентированность на формирование профессионально приоритетных, профессионально значимых качеств, которые включены в профессиональную квалификационную характеристику, выступающую в качестве стандартной модели специалиста. Эта модель, как правило, включает в себя и модель подготовки, и модель деятельности [6; 7]. 

При этом готовность к здоровьесохранению самих студентов в системе высшего педагогического образования должна рассматриваться как сложное интегральное состояние личности, характеризующееся наличием компетенций, знаний, умений и профессиональных навыков, необходимых для осуществления здоровьесохраняющей деятельности в длительном процессе онтогенеза. Всё это, по мнению Я.М. Герчака, будет способствовать саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза [4].

По нашему мнению педагогический аспект процесса социально-профессионального становления и социализации личности студента педагогического вуза состоит в разработке, отборе и внедрении принципов, содержания и современных методов педагогического влияния на личность и её физическое воспитание. В этом аспекте важно рассмотреть все составляющие стратегии социального и профессионально-педагогического становления личности будущего учителя, максимально выявить и использовать все условия, способствующие успешности его подготовки к выполнению приоритетной профессиональной здоровьесохраняющей функции, рационально организовать образовательное пространство, т.е. создать воспитательную систему образовательного заведения.

Зададимся вопросом: «В чём же задача воспитательной системы»? Задача воспитательной системы, по мнению Т.Ю. Богачевой,  заключается в развитии активно-творческих возможностей будущего педагога, усилении его социальной защищенности и социальной ответственности за результаты педагогического труда, которые помогут ему успешно реализовать здоровьесберегающую функцию. Развитие современного специалиста как субъекта профессиональной деятельности существенно зависит от места ценности здоровья в системе его жизненных ценностей [1]. Это подразумевает не только социализацию личности, её активное приобщение к физической культуре, но и активное сохранение, формирование и развитие всех индивидуальных возможностей и потребностей.

Здоровьесохраняющую деятельность, включенную в целостный образовательный процесс вуза, попытаемся представить в виде системы, включающей следующие блоки: целевой, мотивационный, блок принципов (гуманизма, демократизма, синергизма и системности), содержательный (методы, средства, формы) и ценностный.

Анализ современных психолого-педагогических и специальных исследований в области физической культуры и спорта подтверждает существующее противоречие в профессиональной вузовской подготовке, заключающееся в рассогласовании работы и взаимодействия этих блоков, что, по нашему убеждению, приводит к нарушению гармоничного развития личности студента, предполагающего, как считают современные педагоги, «равновесие» трех сторон: физической, интеллектуальной и духовной». Значит, процесс становления, формирования и развития личности триедин и усвоение студентами социального опыта осуществляется опосредованно в обучении, воспитании и развитии.

Личный опыт работы автора статьи в вузе убеждает в том, что студенческий период характеризуется социальной активностью, высоким уровнем познавательной мотивации, образованности, а это создает хорошие предпосылки для воспитания культуры здоровья, формирования профессионально-важных качеств личности, специальных компетенций, значимых знаний, умений и навыков. Нельзя не учитывать тот факт, что влияние социальных факторов на здоровье человека составляет 60-70%, а для студентов социальным является широкий спектр организационных, психолого-педагогических факторов. К ним можно отнести: существующие образовательные технологии, индивидуальный стиль работы преподавателя, реализация воспитательных установок на здоровый образ жизни, который предполагает соответствующую организацию образовательного пространства высшего учебного заведения, характер психолого-педагогической поддержки, медицинской помощи, санитарно-гигиенические условия и др.

Многие современные российские педагоги считают, что для создания будущего здоровьесохраняющего пространства необходимо определить его компоненты, структурные единицы, установить моделируемые связи, определить характер взаимодействия его участников, к которым относятся семья, социум, образовательные и воспитательные институты и др. Стабильность здоровьесохраняющего образовательного пространства вуза, по нашему убеждению, проявляется в результате процессов дифференциации и интеграции, когда дифференциация предполагает определение задач и функций каждого компонента пространства, а интеграция увязывает их в единое целое и придает монолитность этому пространству. Данные процессы по логике должны находить отражение в научно-методическом обеспечении деятельности по здоровьесохранению и имеют принципиальное значение для формирования здоровьесохраняющего пространства вуза в целом.

Анализ изученных трудов учёных-педагогов, внесших вклад в разработку проблемы здоровьесохраняющей педагогики в России, говорит о том, что наиболее существенной и качественной характеристикой этого пространства должна стать его целостность, так как именно она обеспечивает его эффективность. При этом целостность созданного здоровьесохраняющего пространства как характеристика научно-методического обеспечения деятельности вуза может быть отражена, например, в разработке программы «Здоровый студент - здоровый педагог - здоровое поколение». Тогда можно с уверенностью подтвердить слова Т.Ю. Богачевой, что культура здоровья как целостное качество личности будет характеризоваться рядом функций: например, аксиологической, гносеологической, регулятивной, коммуникативной и адаптивной и будет включать три взаимосвязанных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и поведенческий [1].

Опыт работы ведущих педагогических вузов в этом направлении есть и аналогичные программы (как вариант) направлены на решение следующих задач:

  • создание в образовательном учреждении социальных и психолого-педагогических условий, содействующих не только укреплению психического и физического здоровья, но и значительному повышению жизнестойкости субъектов образовательного процесса;
  • разработка и апробация модели формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на основе систематизации и научно-методического обеспечения деятельности по здоровьесохранению в условиях региона;
  • обновление содержания профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей вуза и учителей к выполнению функции здоровьесохранения в образовательном процессе и т.д. [8; 9].

Интегративный подход к культуре здоровья выразился в отборе и логическом построении содержания программного материала «Здоровый студент - здоровый педагог - здоровое поколение», которые осуществлялись по важному принципу развития в единстве познавательно-ориентировочного, профессионально-праксиологического и рефлексивно-креативного компонентов данной культуры будущего учителя [10]. 

Рассматривая заявленные вопросы, считаем необходимым остановиться на вопросе формирования мотивации к здоровому образу жизни, решение которого требует достаточно больших усилий со стороны преподавателей вуза, но, к сожалению, она в условиях традиционных подходов к обучению физической культуре практически отсутствует у многих преподавателей и руководства вузов. Это, по нашему убеждению, связано с тем, что они сами не придерживаются строгих установок на здоровый образ жизни, в большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, неправильно питаются, имеют вредные привычки и т.д., т.е. не являются примером для подражания у коллег, преподавателей вуза и студентов.

Рекомендации в этом направлении давали, дают и будут давать очень много, но до тех пор, пока сам преподаватель и студент не проникнутся внутренним убеждением, не поймут, что своим здоровьем (культурой строения тела) нужно заниматься, пока они не будут в этом здоровьесохраняющем образовательном пространстве вуза постоянными членами, до тех пор и будут существовать вышеперечисленные проблемы. Содержательный аспект формирования культуры здоровья и его сохранения у студентов должен предполагать его вхождение в целостный мир культуры, где воедино связаны все ее элементы: литература, история, искусство, музыка, театр, игры, танцы, физическая культура и спорт.

В заключение хотелось бы остановиться ещё на одном очень важном аспекте деятельности вуза - это планирование и внедрение в практику здоровьесохраняющих технологий. Считается, что для планирования и внедрения таких технологий в образовательное учреждение необходимо соблюдать два условия: во-первых, нужно знать, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние и наоборот; во-вторых, какими практическими действиями их можно усилить или что устранить.

На эти вопросы, по нашему убеждению, должны дать ответы не только педагоги и психологи, но и специалисты в области физической культуры и спорта. Эти специалисты являются субъектами здоровьесохраняющей деятельности, что проявляется в посто­янном пополнении, ос­мыслении и интеграции знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культуры, пропаганде здорового образа жизни, осознанной ответственности за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимо­действия; деятельности по формированию здорового образа жизни и физической культуры педагогов, студентов и школьников.   

Таким образом, мы можем утвердительно заявить, что профессиональная педагогика нуждается в разработке научных подходов к организации здоровьесохраняющего обучения и воспитания, что позволит не только формировать у студентов систему знаний и навыков по оздоровлению, но и включать каждого из них в активные действия по самооздоровлению, психическому и физическому самосовершенствованию, направить их действия в период обучения в вузе, во время педагогической практики на самовоспитание и воспитание у школьников сознательного и активного отношения к своему здоровью.

Рецензенты:

Панфилов О.П., д.б.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.

Петровичев В.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г.Тула.