Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DEFINITION OF MOTIVATIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY AT FIRST-YEAR STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL AT THE INITIAL STAGE OF STUDYING OF DISCIPLINE "HISTOLOGY"

Akoeva L.A. 1 Gireeva L.A. 1 Tabolova L.S. 1
1 North Ossetian State Medical Academy of Ministry of Health of Russia
В статье дана характеристика студента как субъекта учебной деятельности. Перечислены диагностические признаки субъектности студента. Определены задачи и методы исследования. Представлены результаты исследования и выводы. В результате эмпирических исследований у студентов выявлено доминирование внешних отрицательных мотиваций при завышенной самооценке. Наблюдается сдвиг мотива на цель. Отсутствуют чёткие представления о конечной цели обучения, программе деятельности и результатах. Учебный процесс для студентов не является процессом формирования личности. Познание и самоизменение не являются личностными ценностями студента. Полученные данные объясняют необходимость исследования учебной мотивации студентов первого курса медицинского вуза на начальном этапе изучения дисциплины «Гистология» для последующего развития у них мотивации к учебной и профессиональной деятельности с учетом включенности её в процесс формирования профессиональной компетентности будущего врача.
In article the characteristic of the student as subject of educational activity is given. Diagnostic signs of subjectivity of the student are listed. Tasks and research methods are defined. Results of research and conclusions are presented. As a result of empirical researches at students domination of external negative motivations is revealed at high self-esteem. Motive shift on the purpose is observed. There are no clear ideas of an ultimate goal of training, the program of activity and results. Educational process for students isn´t process of formation of the personality. The knowledge and self-change aren´t personal values of the student. The obtained data explain need of research of educational motivation of first-year students of medical school at the initial stage of studying of discipline "Histology" for the subsequent development of motivation in them to educational and professional activity taking into account an inclusiveness it in process of formation of professional competence of future doctor.
educational motivation of students
subject of teaching
professional competence

Введение. Изменения современного общества требуют от специалистов высокой профессиональной компетентности. Только профессионалы способны к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению своих знаний и умений, способны учиться всю жизнь [3, 7, 8]. Подготовка специалистов с высоким уровнем компетентности возможна при условии проведения обучения студентов медицинского вуза на системно-моделирующем уровне, предполагающем субъект-субъектные отношения [1,8].

Ответ на вопрос о том, является ли студент субъектом педагогической деятельности, можно получить, установив выраженность определенных диагностических признаков. Студент может быть признан субъектом учебной деятельности, если он:

  • обладает устойчивой учебной мотивацией;
  • проявляет активность в ситуации новой задачи;
  • умеет ставить перед собой, преподавателем и/или сверстниками вопросы, которые, по его мнению, следует решить;
  • в процессе решения задачи может объяснить, что он делает и зачем;
  • проанализировав ход своего размышления или свою деятельность, может найти ошибку, которая и привела к неверному решению;
  • планирует свою деятельность (в том числе и поисковую); знает, что будет делать в начале своего поиска, и предполагает чем этот поиск может быть завершен;
  • стремится к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации);
  • осознает противоречия своего развития, что позволяет их устранить, обеспечить баланс и гармонию;
  • выражает стремление к самореализации и творческому созиданию [4,5,6].

Следуя вышесказанному, в процессе формирования профессиональной компетентности будущего врача необходимо исходить из психологической характеристики студента как субъекта деятельности, исследование которой «начинают с анализа мотивационно-целевой основы учения, так, как цели любой деятельности и стоящие за ними потребности, ценности и мотивы являются ведущим и системообразующим звеном» [9].

Следовательно, важным элементом образовательного процесса в медицинских вузах является выяснение уровня субъектности и особенностей мотиваций учебной деятельности студентов в процессе изучения предмета для последующего развития у них мотивации к учебной и профессиональной деятельности с учетом включенности данной мотивации в контекст жизнедеятельности современного врача. Это обусловило проблему исследования и ее цель.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической, социологической и исторической литературы по проблеме;
  2. Определение учебной мотивации студентов и уровня выраженности признаков субъектности у студентов на начальном этапе изучения предмета «гистология»;
  3. Обработка и анализ полученных результатов исследования.

Исследование проводилось во 2 семестре 2012–2013 уч. гг., в первый месяц изучения дисциплины «Гистология». В опытно-экспериментальной работе приняло участие 98 студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Северо-Осетинской государственной медицинской академии и эксперты – преподаватели дисциплины высокого уровня педагогического мастерства.

Были выбраны следующие методы эмпирических исследований: наблюдение, беседа, письменный опрос, анкетирование, тестирование.

Беседа и письменный опрос проводились в свободной форме и затем дополнялись структурированным интервью. В исследовании использовались методики: «Изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», модифицированная А.А. Реаном и В.А. Якуниным, методика «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана)». Обработка результатов эксперимента проведена с помощью программы microsoft EXCEL.

Результаты исследования

Наблюдение, беседа и письменный опрос выявили у большинства студентов (86 %) низкий и очень низкий уровень субъектности.

Анализ письменного опроса показал: студенты, принимавшие участие в исследовании, не обучены умению постановки и самостоятельному решению учебной задачи. У них отсутствуют умения саморегуляции (самоконтроль, самокоррекция и т.д.). Они не осознают противоречий своего развития и считают, что имеющиеся проблемы действуют извне и не зависят от них. Поэтому не способны самостоятельно решать учебные проблемы, а в ситуации новой задачи не проявляют активности и самостоятельности.

Наблюдение, беседа и интервью выявили: с большим трудом, при помощи преподавателя студенты анализируют ход своего размышления или свою деятельность, не умеют найти ошибку, которая привела к неверному решению. При условии выбора почти все они предпочитают субъект-объектные отношения. В результате учебная деятельность протекает на репродуктивном или адаптивном уровнях и, как правило, не достигает локально-моделирующего уровня.

Письменный опрос в свободной форме и структурированное интервью показали: учебная деятельность не оправдывает ожидания вчерашнего абитуриента (83 %). Начиная учебу в вузе, он сталкивается со многими непредвиденными трудностями. С первых дней учебы студент-первокурсник обнаруживает, что учеба в вузе сложнее его представлений о ней. В личных беседах с испытуемыми выяснилось, что они лишь в самой общей форме представляют специфику учебной деятельности в вузе, сущность социально-педагогической адаптации. 73 % студентов своё решение о выборе вуза связывали с престижностью ВУЗа, с желанием родителей видеть в ребёнке только врача, с суммой баллов, полученных на ЕГЭ.

На следующем этапе был проведен анализ данных, полученных в процессе исследования мотиваций с использованием вышеназванных методик.

  1. Методика изучения мотиваций обучения у студентов первого курса (методика Т.И. Ильиной) выявила: преобладание у них мотива «Получение диплома» – 8,5 баллов, в сравнении с мотивами «Овладение профессией» – 3 балла и «Приобретение знаний» – 1,2 балла. Стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов доминируют у испытуемых над стремлением к приобретению знаний, любознательностью и стремлением овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества.
  2. Исследование мотивов учебной деятельности (А.А. Реан, В.А. Якунин) определило: наиболее часто называемыми мотивами у студентов по степени значимости были следующие: «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «успешно учиться, сдавать экзамены на “хорошо” и “отлично”», «получить диплом», «выполнять педагогические требования», «избежать осуждения и наказания за плохую учебу», «быть примером для сокурсников». Эти данные не совпадают с результатами экспертной оценки. Так, по результатам экспертной оценки у студентов доминировали мотивы: «избежать осуждения и наказания за плохую учебу», «выполнять педагогические требования», «добиться одобрения родителей и окружающих».
  3. Методикой мотивации учебной деятельности (К. Замфир, А.А. Реан) установлено достоверное (p<0,001)доминирование внешних отрицательных мотиваций (4,72 балла) над внешними положительными (3,37 балла) и внутренними мотивациями (2,17 балла). При этом экспертные оценки имели достоверные отличия от самооценки студентов (рис.1). Испытуемые считали доминирующими внутренние и внешние положительные мотивации.

Результаты, полученные на этом этапе исследования, позволяют сделать вывод о завышенной самооценке у студентов, принимавших участие в эксперименте. Доминирование внешних отрицательных мотиваций и завышенная самооценка являются препятствием для создания субъект-субъектных отношений, а также приводят к нарушению механизмов адаптации испытуемых в новом звене педагогического маршрута [2]. Так как известно – среди психологических механизмов адаптации главенствующее место занимает самооценка.

Рис. 1. Мотивации учебной деятельности (в баллах):

ВОМ – внешние отрицательные мотивы;

ВПМ – внешние положительные мотивы;

ВМ – внутренние мотивы.

Завышенная самооценка провоцирует постановку целей выше реальных возможностей, пренебрежение необходимой информацией, снижение субъективной вероятности неуспеха, охлаждающее действие успехов и сильное эмоциональное переживание неудач. Резко завышенная самооценка может создать на определенном этапе заниженную мотивацию. Последствия слабой самооценки – пассивность, отклонение от ответственности, склонность к обретению очень легких заданий, занижение субъективной вероятности успеха. Результатом неадекватной самооценки, как правило, становится неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, а в ряде случаях – отказ от нее.

Анализ данных по исследованию мотивации и уровня субъектности у студентов первого курса в начале изучения гистологии позволяет сделать следующие выводы:

  1. Частота называемых мотивов, уровень самооценки и соотношение мотиваций у студентов не совпадают с оценками экспертов;
  2. Мотивационный комплекс неоптимальный – доминируют внешние отрицательные мотивации;
  3. Изучение предмета происходит на фоне проблем, связанных с продолжающейся социально-психологической адаптацией студентов;
  4. У студентов зафиксирован «сдвиг мотива на цель», т.е. оценка как цель, но не как результат учебной деятельности;
  5. Учебный процесс для большинства студентов, принимающих участие в эксперименте, не является личностно значимым, поскольку обучение в предшествующем звене педагогического маршрута проводилось на предметно ориентированной основе;
  6. Отсутствуют четко сформулированные представления о конечной цели обучения, программе деятельности и результатах;
  7. Отсутствуют условия для успешной самореализации студента, т.к. познание и самоизменение не являются личностными ценностями студента.

Теоретико-методологические и эмпирические исследования по определению мотиваций учебной деятельности и уровня субъектности у студентов первого курса на начальном этапе изучения гистологии, экспериментальные оценки специалистов в этой области позволяют разработать программу и приступить к решению задач, направленных на оптимизацию процесса формирования профессиональной компетентности в процессе изучения дисциплины.

В создаваемой программе необходимо отразить возможности для постоянного осмысления студентами и преподавателями основных параметров обучения, своих действий и изменений личности студента в процессе обучения.

Все существующие программы по дисциплине ориентированы на информирование, поэтому создаваемая программа должна быть основана на самостоятельности и субъектности студентов на всех этапах обучения: от целеполагания, осмысления, планирования, реализации, своей деятельности в процессе обучения до ее контроля и коррекции.

Поскольку уровень самостоятельности и субъектности студентов определяется степенью их активного участия в процессе обучения, в разрабатываемой программе следует четко определить, где и как часто инициатива будет предоставлена студентам.

Как правило, студент готов учиться только тому, что на его взгляд ему нужно, поэтому результаты учебной деятельности необходимо формулировать в перспективе открывающихся возможностей.

Если на каждом этапе обучения дисциплине четко сформулированы цели, правильно выбраны пути их реализации, достигаются результаты, учебная деятельность становится творческим процессом для самого студента, а весь процесс станет средством самопознания, саморазвития и самовоспитания.

В результате у студента формируется устойчивая позиция своих собственных убеждений. Он является творческой индивидуальностью. Что позволяет ему самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за принимаемые решения, уметь анализировать свои ошибки и исправлять их, и как результат – процесс формирования высокой профессиональной компетентности начинается с первых дней обучения в вузе.

Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета, г. Владикавказ.

Джиоев И.Г., д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии Северо-Осетинской государственной медицинской академии, г. Владикавказ.