Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS´ ATTI-TUDE TO PARENTS AND THEIR FORMS OF SOCIAL ORIENTATION

Vishnyakov A.I. 1 Artamonova M.O. 1
1 Orenburg State University
The psychological characteristics of adolescents and parents relations are described in the article. Just our task was toconsider family´s connection and reference groups. The difference between boys and girls in parents` perception is defined. The boys in the family are focused on the relationship with mother, hostility and inconsistency are the most important upbringing. Girls are aimed at both mother and father in family relations. Moreover, in this group, the higher mother´s positive interest, the lower father`s hostility that indicates the general direction of girls-teenagers on relationship with parents.Communication between family and adolescent reference group we have not been established.
a referent group
parent-child relationships
parents
a teenager
Детско-родительские отношения являются актуальной проблемой в современном обществе, несмотря на изменения, происходящие в структуре семьи и семейных отношений. Существуют методики, направленные на родителя, предполагавшие, что именно он является объективным источником информации о детско-рoдительских отнoшениях, однако они ничего не говорят напрямую о мнении подростка [6,1].

Помимо развития семейных отношений с родителями у подростка появляются потребности в создании и формировании иных социальных форм взаимодействия. Мнение ровесников обычно является важным в дружеских отношениях, в вопросах, связанных с рaзвлечениями, мoлoдежной мoдой, сoвременной музыкой, а мнение взрослых часто уходит на задний план. И тогда у подростка формируются социальные отношения под влиянием ведущих сфер его жизни. Но все же цен­ностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки собы­тий и поступков в первую очередь зависят от пози­ции родителей и других значимых взрослых [5]. «Дети, лишенные возможности непосредс­твенно и постоянно участвовать в жизни семьи как малой группы, состоящей из родных и близких им людей, зачастую не приобретают тех навыков, кото­рые необходимы для полноценного общения» [5].

Однако родители подростков не всегда перестраиваются в общении со своими детьми. Чаще всего они продолжают контролировать его поведение, выбор друзей, выбор одежды, что часто приводит к конфликтам [4,2].

Целью исследования являлось выявление взаимосвязи между взаимодействием родителей и подростков, а также формированием социальных отношений между ними.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие испытуемые: 30 мальчиков и 38 девочек в возрасте 12-14 лет. Для анализа были отобраны респонденты из полных семей, проживающие в г. Оренбург, обучающиеся в МОУ СОШ № 57.

В качестве методик применялись:

  1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR-сокращенно, подростки о родителях) Шафера [3].
  2. Опросник на изучение социально-психологических особенностей становления личности современного подростка (Д.В. Ярцев) [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Для сравнительного анализа испытуемые были разделены на две группы. В первую вошли мальчики-подростки, во вторую - девочки-подростки.

В результате корреляционного анализа в группе мальчиков были выявлены следующие значимые связи.

Рисунок 1. Корреляционная плеяда подростков - мальчиков

Условные обозначения:

________ - прямая связь

- - - - - - - обратная связь

2 - социально-экономическая деятельность; 6 - позитивный интерес мамы; 7 - директивность мамы; 8 - враждебность мамы; 9 - автономность мамы; 10 - непоследовательность мамы; 13 - враждебность папы; 15 - непоследовательность папы.

Шкала непоследовательность мамы имеет прямую значимую связь со шкалой референтная группа (r=0,410, p<0,05), что можно связать с компенсацией поддержки в референтной группе, при недостатке ее в отношениях с мамой. Помимо этого, шкала непоследовательность мамы имеет прямую корреляционную связь со шкалой директивность мамы (r=0,405, p<0,05), а также со шкалой враждебность мамы (r=0,536, p<0,01). Помимо этого, есть прямая корреляционная связь шкалы враждебность мамы со шкалой директивность мамы (r=0,591, p<0,01), что может быть связано с тем, что для мальчиков имеет большое значение отношения с мамой, особенно, если она оказывает негативное влияние в воспитательном процессе. Шкала враждебность мамы имеет обратную корреляционную связь со шкалой позитивный интерес мамы (-0,427, p<0,05), чем выше позитивный интерес у мамы, тем ниже ее враждебность к подростку. Это может быть связано с тем, что мальчики данной возрастной группы при общении с мамой развивают навык общения с противоположным полом и вместе с этим идентифицируют отношение к себе в процессе совместной деятельности.

Шкала непоследовательность мамы имеет прямую корреляционную связь со шкалами враждебность папы (r=0,451, p<0,5) и непоследовательность папы (r= 0,572, p<0,01), а так же шкала враждебность мамы имеет прямую корреляционную связь со шкалами непоследовательность папы (r=0,479, p<0,01), что может быть связано с направленностью восприятия обоих родителей мальчиками в подростковом возрасте, с целью формирования отношений в других референтных группах. Шкала враждебность мамы имеет прямую корреляционную связь со шкалой враждебность папы (r=0,514, p<0,01), что может говорить о высокой значимости враждебности обоих родителей для мальчиков. Возможно при враждебном отношении родителей у подростков появляется потребность в поддержке, которую они чаще всего получают от людей, состоящих в прочих референтных группах, что часто приводит к негативным последствиям не только для подростка, но и для всей семьи.

В результате корреляционного анализа в группе мальчиков можно сделать вывод, что наиболее значимыми шкалами являются враждебность и непоследовательность мамы, что может говорить о том, что мальчики эмоционально направлены на отношения с мамой.

Проанализировав группу девочек, мы нашли следующие корреляционные связи.

Рисунок 2. Корреляционная плеяда подростков - девочек

Условные обозначения:

______ - прямая связь

- - - - - - обратная связь

6 - позитивный интерес мамы; 7- директивность мамы; 8 - враждебность мамы; 9 - автономность мамы; 11 - позитивный интерес папы; 12 - директивность папы; 13 - враждебность папы; 14 - автономность папы.

Шкала позитивный интерес мамы имеет обратную корреляционную связь со шкалами враждебность мамы (r= -0,654, p<0,01), следовательно, в группе девочек, чем выше позитивный интерес, тем ниже враждебность мамы. Мы можем предположить, что это связано с особым значением для девочек дружеского отношения мамы.

Шкала позитивный интерес мамы имеет прямую корреляционную связь со шкалой автономность мамы (r= 0,430, p<0,01), мы можем предположить, девочкам при общении с мамой важно, чтобы при проявлении позитивного интереса мама имела автономность по отношению к дочери. Также шкала позитивный интерес мамы имеет прямую корреляционную связь со шкалой позитивный интерес папы (r=0,662, p<0,01) и обратную корреляционную связь со шкалой враждебность папы (r= -0,407, p<0,05), что может говорить о высокой значимости позитивного интереса обоих родителей для девочек. Для подростков наиболее важным является поддержка родителей, вероятнее всего для девочек данным проявлением является позитивный интерес каждого родителя.

Шкала враждебность папы имеет прямую корреляционную связь со шкалой враждебность мамы (r=0,459, p<0,01) со шкалой позитивный интерес папы (r= -0,657, p<0.01), что может говорить о том, что девочки в подростковом возрасте эмоционально зависят от родителей и при враждебности по отношению к себе они могут замыкаться в себе, либо, избегая негативности, искать поддержку и признание в иных референтных группах.

В результате корреляционного анализа группы девочек мы можем сделать вывод, для данной группы наиболее значимыми шкалами являются позитивный интерес мамы и враждебность папы, что может быть связанно с особенностями формирования личности девочки в подростковом возрасте. Для них значимыми являются воспитательные воздействия и мамы, и папы.

В результате анализа групп подростков мальчиков и девочек мы выявили следующие различия:

  1. Мальчики в семье направлены на отношения с матерью, так как для них наиболее значимыми являются враждебность и непоследовательность в воспитании. Мы считаем, что в подростковом возрасте во время формирования самооценки у мальчиков появляется потребность в позитивном общении с мамой и в ее поддержке.
  2. Девочки же в семейных отношениях направлены как на маму, так и на папу. Причем, в данной группе, чем выше позитивный интерес мамы, тем ниже враждебность папы. Мы можем предположить, что в процессе формирования девочек в подростковом возрасте для них является наиболее значимым как позитивные отношения с каждым родителем, так и общая эмоциональная обстановка в семье.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.

Зубова Л.В., д.псх.н., заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.