Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SYSTEMICALLY IMPORTANT ROLE OF ECOLOGICAL EDUCATION IN PEDAGOGICAL PROCESS IN KINDERGARTEN

Lavrenteva N.G. 1
1 Federal State Financed Educational Institution of Higher Education “Transbaikal State University”
В статье отмечается ценность ближайшего природного и социокультурного окружения в познании окружающего мира дошкольниками. Выделяются формы непосредственного взаимодействия детей с ближайшим окружением детского сада. Экологическое воспитание детей осуществляется в процессе познания окружающего мира. Формы организации познавательной деятельности детей преемственно выстраиваются в соответствии с познавательной функцией в открытую систему. В процессе познания происходит расширение познавательного поля детей от одной формы к другой, накопление чувственного опыта. В непосредственно образовательной и разных видах творческой деятельности дети моделируют картины окружающего мира на основе полученного опыта. Система форм циклически повторяется и выполняет системообразующую функцию в педагогическом процессе детского сада. Такая организация педагогического процесса оказывает влияние на качество результатов дошкольного образования.
In this article the value of immediate natural and social-cultural environment in the preschool children’ cognition of the out world is denoted. The forms of direct interaction of children with immediate environment of kindergarten are defined. Children’s ecological education is carried out in the process of cognition of the world around. The forms of children’ cognitive activities are lined up successively into open system according to the cognitive function. In the cognitive process the expanding of cognitive field from one form to another and the accumulation of sense experience occur. In educational activity and different types of creative activities children model the out world picture on a base of obtained experience. The system of the forms repeats cyclically and has a systematically important function in pedagogical process in kindergarten. Such kind of the organization of the pedagogical process influences the quality of the preschool education results.
natural and social-cultural environment
systemically important role
ecological teaching
ecological upbringing
ecological education
immediate development zone
forms of cognition organization
out world cognition of preschool children

Введение

В связи с развитием цивилизации всё актуальнее становится улучшение качества жизни людей, однако с нарастанием экологического и экономического кризиса народонаселение начинает понимать, что это зависит не столько от материального благополучия, сколько от состояния и чистоты окружающей среды, что определяет потребность экологического образования настоящего и будущих поколений. Выработка механизмов улучшения качества человека, присвоения им экологического императива как нормы жизни становится одной из задач современного образования в целом и дошкольного образования в частности.

Цель исследования: показать осуществление экологическим воспитанием системообразующей функции в педагогическом процессе детского сада благодаря использованию эколого-системного подхода к организации познания природного и социокультурного окружения дошкольниками.

Материал и методы исследования: анализ философско-методологической и психолого-педагогической литературы, педагогической практики, систематизация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Познание окружающего мира определяет психическое развитие человека. В ходе развития психики, по мнению С.Л. Рубинштейна, «прогрессирует и выделение субъекта из окружения», и «оборотная, позитивная, наисущественнейшая сторона этого процесса заключается во все расширяющейся и углубляющейся связи субъекта с действительностью» [10, с. 99]. В дошкольном возрасте, в связи с особой ценностью для развития сенсорного опыта, познавательные потребности реализуются в местах частого пребывания ребенка - ближайшем природном и социокультурном окружении детского сада в зонах саморазвития и ближайшего развития ребенка.

Взгляд на процесс познания с позиции экологии позволяет рассматривать взаимодействующего со средой и познающего её ребенка как центрального субъекта, а природное и социокультурное окружение как его экологическую среду, в которой происходит «развитие все новых форм действенного и познавательного отражения действительности» [10, с. 98] в процессе экологического воспитания и образования.

В определении понятия «экологическое воспитание» мы опираемся на позицию О.С. Газмана об отличии обучения и воспитания, согласно которой воспитание опирается на реальные события окружающей действительности, позволяющие обогащать опыт взаимодействия с окружающим миром, вызывать эмоциональные переживания и воспитывать ценностные ориентиры у детей. Образование, по мнению ученого, состоит из двух подсистем - воспитания и обучения [1].

Экологическое образование Н.М. Мамедов определяет как целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры взаимодействия в системе «человек - общество - природа» [5]. Основы экологической культуры личности закладываются в дошкольном детстве. С.Н. Николаева считает экологическую культуру сложной категорией, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, её становление происходит при участии и под руководством взрослого. Показателями экологической культуры личности, по её мнению, являются экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности. Педагог считает, что среда (место пребывания ребенка), «воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира» является ведущим методом экологического воспитания дошкольников [8, с.115].

В детском саду возможностей непосредственно познавать природные и социокультурные явления у каждого ребенка больше, чем в школе, когда он находится во время обучения преимущественно в здании. Ежедневные прогулки, целевые прогулки, экскурсии, осуществляемые в природном и социокультурном окружении детского сада, являются основными формами познавательного развития и экологического воспитания дошкольников. На прогулках взаимодействие с природой осуществляется в зоне саморазвития в самостоятельной деятельности детей и в зоне ближайшего развития в совместных с педагогом кратковременных наблюдениях за природой, культурой, людьми, сезонными явлениями. Целевые прогулки и экскурсии могут осуществляться непосредственно в здании или на участке детского сада, а также в местах ближайшего природного и социокультурного окружения под руководством педагога. Обучение осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, организуемой в помещениях на основе знаковых, модельных средств (картин, видеоматериалов и пр.). Под обучением понимается развитие у детей способности отражения (моделирования) опыта в знаково-символической деятельности или познание с помощью знаковых средств [1].

Совокупность всех форм составляет систему форм экологического образования, в которой формы непосредственного взаимодействия с окружением (прогулки, целевые прогулки, экскурсии) можно отнести к формам воспитания, а непосредственно образовательную деятельность детей в группе - к форме, на которой осуществляется преимущественно обучение. Определение познавательной функции для каждой из них позволяет выстроить их в преемственную, взаимосвязанную открытую образовательную систему, для которой, по мнению Г.Н. Прозументовой, характерна «дифференциация разных форм организации образования и различение их функциональных границ» [9, с. 23]. Познавательная функция каждой форме дана в связи с той ролью, которую данная форма играет в познании природных и антропогенных экосистем, составляющих природный и социокультурный мир в зоне ближайшего развития [4]. По определению Б.М. Миркина и Л.Г. Наумовой, экосистема - совокупность организмов и условий среды, в которой они обитают. К природным экосистемам можно отнести лес, луг, водоем, а искусственным (созданным человеком) - город, село, квартиру, предприятие и т.д. [6]. В.А. Кобылянский рассматривает экосистему в общенаучном смысле как комплексную систему, представляющую собой единство и взаимодействие любого центрального объекта (субъекта) и экосреды [3]. Эколого-системный подход предложен в разработанной автором статьи Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста, утвержденной Постановлением Коллегии Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области 29 мая 2000 года как дополнительный методологический документ на территории Читинской области, и изначально назван экосистемным подходом [4]. На первом этапе реализация Концепции вызывала у педагогов трудности, но применяемая в течение многих лет система мер по повышению квалификации педагогов в области экологии и экологического образования, а также разработка совместно с педагогами детских садов методического сопровождения для разных возрастных групп дошкольников позволили улучшить результаты её внедрения в практику и сделать вывод не только о её состоятельности, но и перспективности.

В настоящее время подход назван эколого-системным в связи с гармоничным сочетанием экологического подхода, учитывающего особенности экосистемного строения среды, и системного подхода, позволившего определить функции форм организации педагогического процесса в детском саду в соответствии со строением экосистем и особенностями развития детей дошкольного возраста. По мнению М.С. Кагана, системный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление или объект. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей [2].

Функции форм экологического воспитания в Концепции распределяются следующим образом: развитие у детей представлений об отдельных объектах окружающего мира происходит во время наблюдений на прогулках, развитие представлений о сообществах людей, живых организмов и комплексах неживой природы и созданных человеком для жизни - на целевых прогулках, а развитие представлений об экосистемах («домах» для обитателей), где объекты взаимосвязаны между собой и со средой жизни - соответственно на экскурсиях [4]. Такое расширение познавательного поля в разных формах организации жизни детей природосообразно для ребенка дошкольного возраста и позволяет постепенно, неоднократно в разных формах возвращаясь к одним и тем же объектам не только их запоминать, но и устанавливать взаимосвязи между ними, формировать единую, системно устроенную картину мира, а также предполагает постепенное освоение окружающего мира от близкого к далекому на основе чувственного познания. Взаимосвязь форм непосредственного взаимодействия с природой, в ходе которых осуществляется экологическое воспитание, с непосредственно образовательной деятельностью, где осуществляется обучение, обеспечивает взаимосвязь эмпирического и теоретического как двух ступеней познания в развитии ребенка-дошкольника. Причем, на занятиях по разным видам деятельности (развитию элементарных математических представлений, речевой деятельности, изобразительной, музыкальной и других) ребенок осваивает способы осуществления деятельности, культурные способы познания и отражения мира, виды искусства, основываясь на опыте восприятия окружающего мира в системе форм экологического воспитания, что и позволяет выделить системообразующую роль экологического воспитания в познании окружающего мира и организации педагогического процесса в целом. Экологическое воспитание дошкольников в педагогическом процессе играет роль «стержня», объединяющего весь педагогический процесс и виды деятельности детей в единое целое, в котором роль педагога - помочь каждому ребенку найти свой путь развития. Н.Н. Моисеев на Всероссийском конгрессе по экологическому образованию в апреле 1995 года сказал: «Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современной системы образования и общества в целом» [7, с. 12].

Цикличность форм организации экологического воспитания детей обусловливается сменой сезонов года и возраста детей. Периодичность сезонная, годовая в связи со сменой природной палитры и социокультурной жизни обеспечивает постоянное обновление содержания экологического воспитания детей. Цикличность прогулок - ежедневная, целевых прогулок - недельная, экскурсий - 1 или 2 раза в месяц. Вся система форм организации жизни детей в течение сезона повторяется не менее двух раз, а сезонные циклы - четыре раза в течение года.

Такая организация процесса познания обеспечивает познание ребенком систем окружающего мира и понимание сущности «дома для обитателей» как места, в котором есть всё необходимое для жизни живых существ. Помимо познания системности устройства мира, у педагога и детей появляется возможность сравнивать природные и культурные «дома», например, реку, где рыбы сами могут добывать себе корм, и аквариум, за которым необходим уход человека и обязательное кормление рыб, иначе они погибнут. Это позволяет вызвать сочувствие, сопереживание и ответственное отношение к домашним животным и определяет дополнительный воспитательный и развивающий эффект.

Наблюдения, эксперименты и исследование с детьми объектов окружающего мира и установления взаимосвязей между ними в разных формах организации жизни позволяет развивать все психические процессы, включать в процесс познания разные виды памяти и мышления. Наблюдение разнообразия объектов и явлений природы, изменений организмов в процессе жизни, сопоставление сезонов года, изменений в природе при смене сезонов года предоставляет богатейший материал для обогащения опыта и развития у детей творческого воображения. Системное познание мира в дошкольном возрасте на сенсорном уровне позволит развить у детей не просто логику, а, прежде всего, экологическую интуицию. Интуиция становится основой развития способности предусматривать негативные последствия неправильного поведения для себя и окружения (природного и социального), т.е. в будущем станет основой построения адекватного взаимодействия человека с природой и людьми.

Совокупный развивающий эффект от применения в педагогическом процессе данной системы качественно отличается от традиционно организуемого в детских садах. Многолетняя практика внедрения Концепции в педагогический процесс показывает наличие у детей системного мышления, при котором дети не просто запоминают объекты и сведения о них, а способны объяснять взаимосвязи между объектами в экосистеме («доме»), обосновывать причины сезонных изменений, устанавливать причинно-следственные связи природных явлений. Более активны дети на всех видах занятий по моделированию происходящих процессов.

Таким образом, благодаря творчеству педагога в зоне ближайшего развития детей от сезона к сезону, от возраста к возрасту логика строения и развития природы и культуры становится развивающим фактором для детей дошкольного возраста. Системная организация процесса экологического образования дошкольника позволит ребенку запечатлеть и освоить системное строение мира (природного и социокультурного) и взаимосвязи в нем на уровне чувственного опыта, представлений и элементарных понятий. В.А. Кобылянский считает, что «использование экологического подхода с целью получить экологическое знание является жизненно важной методологической потребностью и необходимостью» [3, с. 21].

Качество результатов воспитания и развития дошкольников отражается не только на наличии опыта, при котором ребенок на интуитивном уровне становится способным фиксировать экологические проблемы и принимать правильные решения о способе взаимодействия с природными объектами, но и наличии экологического мышления, которое лежит в основе развития экологического сознания и способности решать экологические проблемы более высокого уровня.

Выводы

Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада позволяет:

  • педагогам в единую картину мира соединить природные и антропогенные экосистемы как структурные единицы окружающего мира, понять их взаимосвязи и взаимозависимости;
  • соотнести закономерности развития природы и общества с закономерностями развития детей и закономерностями построения педагогического процесса;
  • отразить системно картину окружающего мира в развивающей среде детского сада;
  • реализовывать познание детьми окружающего мира постепенно и последовательно, в соответствии с функциями форм, что вполне соответствует возрастным особенностям дошкольников;
  • расширять познавательное поле детей за счет преемственности форм организации педагогического процесса;
  • целенаправленно использовать природное и социокультурное окружение детского сада, которое динамичностью сезонных изменений вызывает у детей интерес и инициативу к познанию, как источник содержания экологического образования и ресурс развития экологической интуиции и основ системного мышления у детей;
  • выяснять причинно-следственные связи, «шагая» от решения одной проблемы к другой, в зависимости от интересов детей;
  • постепенно обогащая чувственный опыт познания окружающего мира, подводить детей к пониманию взаимосвязей жизни живых существ (животных, растений) от среды обитания («дома»);
  • соединить естественнонаучное и гуманитарное знание в содержании дошкольного образования в единое целое благодаря использованию занятий по разным видам деятельности (музыкальным, изобразительным, развитию математических представлений и другим) для усиления эмоционально-чувственных восприятий и моделирования картин окружающего мира в самодеятельностном творчестве детей;
  • качественно изменить характер отношения детей к природе, культурным ценностям, окружающим людям и себе.

Рецензенты:

Клименко Т.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного университета, г. Чита.

Рогова А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного университета, г. Чита.