Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PSYCHOLOGICAL SPECIAL WAY FORMATION IMAGE OF «I» YOUNGER ADOLESCENTS WHITH MENTAL RETARDATION WHO ARE PRONE TO ADDICTIVE BEHAVIOR

Karpushkina N.V. 1 Koneva I.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin (Minin,s University)
Исследование посвящено изучению психологических особенностей самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению, в сравнении с подростками с задержкой психического развития, не склонными к аддиктивному поведению. Исследование проведено на базе специальных (коррекционных) школ 7 вида. Приводится сравнительный анализ особенностей самосознания подростков с задержкой психического развития, имеющих и не имеющих склонность к аддиктивному поведению, по таким параметрам как особенности когнитивного (образ Я) и эмоционально-оценочного (самооценка) компонентов самосознания. Гипотезы о том, что: в изучаемой выборке подростков, склонных к аддиктивному поведению, больше, чем не имеющих такой склонности; расхождение показателей самооценки и уровня притязаний у подростков, не склонных к аддиктивному поведению, является нормальным, а у подростков, склонных к аддиктивному поведению, проявляется резкое расхождение самооценки и уровня притязаний; для подростков, склонных к аддиктивному поведению, характерно наличие более негативного образа Я по сравнению с особенностями образа Я подростков, не склонных к аддиктивному поведению, нашли свое подтверждение в исследовании.
Study investigates the psychological characteristics of consciousness of teenagers with mental retardation who are prone to addictive behavior, compared with adolescents with mental retardation, not prone to addictive behavior. The study was conducted on the basis of special (correctional) schools of 7 species. The comparative analysis of the characteristics of self-consciousness of adolescents with mental retardation, with and without susceptibility to addictive behavior, by parameters such as cognitive features (self-image), and emotional evaluation (self-evaluation) components of self-consciousness. Hypothesis that: in the studied sample of adolescents who are prone to addictive behavior, more than having no such inclination; divergence indicators of self-esteem and level of aspiration in adolescents , not prone to addictive behavior is normal, and adolescents are prone to addictive behavior, manifested sharp divergence of self-esteem and level of aspiration; for teenagers who are prone to addictive behavior, characterized by the presence of negative self-image more than a special way in teenagers is not prone to addictive behavior, have been confirmed in the study.
image of «I»
self-esteem
self-knowledge
self-awareness
addictive behavior

Введение

Одной из актуальных проблем  в психологии  является изучение становления самосознания в подростковом возрасте.  Исследования по данной проблематике дают обширный материал  для  понимания  личности  подростков, что необходимо для последующего благоприятного интегрирования их в общество. Эта проблема звучит еще более актуально применительно к подросткам, имеющим отклонения в онтогенезе в виде задержки психического развития (ЗПР).

На настоящее время имеется ряд исследований, посвященных личностному становлению подростков с ЗПР, это работы Н.В. Карпушкиной (Масленниковой), Н.П. Кондратьевой, В.В. Кисовой, И.А.Коневой и др. [1], [2], [3], [4], [5],[6].

Актуальность изучения особенностей самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению, обусловлена следующими факторами:

  • исследование специфики самосознания как новообразования подросткового возраста вносит соответствующий вклад в разработку проблем возрастной и специальной психологии;
  • насущной потребностью практики: вопросы организации профилактики и психокоррекции вторичных нарушений (аддиктивное поведение при ЗПР является таковым) применительно к школьным возрастам (особенно средним и старшим) нуждаются в разработке и внедрении в образовательный процесс;
  • благополучие становления самосознания в подростковом возрасте является основой успешной адаптации интеграции в обществе, что особенно важно для личности с нарушением развития.

Предметом нашего исследования явились особенности самосознания подростков с ЗПР, склонных к аддиктивному поведению, по сравнению с подростками с ЗПР, не склонными к такому поведению. Исследование проведено в специальных (коррекционных) школах VII вида на испытуемых 15-16-летнего возраста.

Были применены следующие экспериментальные методики: опросник «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич), позволивший сформировать экспериментальную и контрольную выборки (склонных и не склонных к аддиктивному поведению подростков);тест установок личности на себя "Кто Я?" (М.Кун, Т.Макпарт лэнд, модификация Т.В.Румянцевой), который выявляет вербальные представления о себе; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн  (модификация А. М. Прихожан), позволивший определить уровень самооценки.

Анализ  результатов проведенных методик позволилcделать соответствующие выводы и разработать систему психологических рекомендаций по оптимизации становления самосознания и профилактики аддиктивного поведения у подростков с ЗПР.

Результаты проведенного опросника «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич) показали, что 37 % подростков с ЗПР не склонны к алкогольной зависимости,  а 63 %  в сумме по трем показателям склонны к употреблению алкоголя, при этом у 14% из них ярко выражены признаки  высокой вероятности. В исследуемой выборке наибольшее число подростков находится в группе риска по предрасположенности к зависимому поведению: в большей степени к наркозависимости, чем к алкогольной зависимости.

Сравнительный анализ особенностей подростков с ЗПР, склонных и не склонных к аддиктивному поведению, показал следующие результаты. Для подростков, не склонных к аддиктивному поведению, по результатам методики Дембо-Рубинштейн характерно:

  1. Наличие у 54% испытуемых адекватной самооценки, т.е. эти подростки реально оценивают свое «Я», свои способности, нравственные качества и поступки. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Остальные 46% имеют неадекватно высокую самооценку. При этом ни у кого не выявлена низкая самооценка.
  2. Наличие у 62% неареалистического уровня притязаний, что свидетельствует о некритическом отношении подростков к собственным возможностям. Для остальных 38% испытуемых характерно наличие реалистического (оптимального) уровня притязаний - реального представления о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Низкий уровень притязаний не был выявлен ни у одного из испытуемых.

Для склонных к аддиктивному поведению подростков, по результатам методики Дембо-Рубинштейн, характерно:

  1. Наличие у 52% испытуемых неадекватно высокой самооценки. Остальные 48% имеют адекватную самооценку. При этом ни у кого не выявлена низкая самооценка.
  2. Наличие у 54% испытуемых нереалистического уровня притязаний. У остальных 46 % наблюдается реалистический уровень притязаний. Низкий уровень притязаний не был выявлен ни у одного из испытуемых.

Далее обратимся к результатам расхождения самооценки и уровня притязаний у склонных и не склонных к зависимому поведению подростков, поскольку, по мнению многих исследователей, данный анализ играет важную роль в изучении личности аддиктов и предрасположенности к зависимому поведению. 

  1. У половины испытуемых в экспериментальной и контрольной выборке (53% и 52%) наблюдается наличие оптимального расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, что, безусловно, является стимулом личностного развития.
  2. Подростков, с резким расхождением между самооценкой и уровнем притязаний больше в группе склонных, чем не склонных к зависимому поведению. Однако стоит отметить, что разница в процентном соотношении расхождения между двумя выборками не так велика (30% и 40%).

На наш взгляд, не менее важным является анализ показателей оценивания себя склонными и не склонными к зависимому поведению школьниками по предложенным им в ходе исследования шкалам.

В результате анализа показателей оценивания себя по шкалам методики Дембо-Рубинштейн были выявлены следующие различия:

  1. Не склонные к зависимому поведению подростки с ЗПР оценивают себя высоко по всем предложенным шкалам, отмечая уровень своего состояния на шкале больше половины.
  2. Среди склонных к зависимому поведению подростков около 20% оценивают себя отрицательно по следующим шкалам: «авторитетен у сверстников - презирается сверстниками» и «уверенный в себе - не уверенный в себе». Т.е. данные испытуемые в группе сверстников занимают положение отвергаемых, при этом у них наблюдается наличие неуверенности в себе. Это является благоприятным условием для приобщения подростка к употреблению психоактивных веществ. Около 10% испытуемых оценивают себя низко по шкалам «умный-глупый» и «хороший характер, плохой характер».

Анализ результатов проведения методики «Кто Я?» показал, что для несклонных к аддиктивному поведению подростков характерно наличие следующих категорий в описании образа Я:

  1. увлечения, интересы - 92% испытуемых («любитель порисовать», «любитель животных», «охотник», «геймер», «люблю море», «игрок в шахматы» и др.);
  2. особенности поведения - 85% («болтушка», «не курю», «не пью», «ленивый», «забавный», «веселый» и др.);
  3. личностные качества, связанные с взаимодействием с окружающими - 70% испытуемых («добрая», «злая», «общительный», компанейский», «помогаю в беде друзьям» и др.).

Таким образом,  у не склонных к аддиктивному поведению подростков с ЗПР наиболее ярко выражено: деятельностное Я (увлечения, интересы), рефлексивное Я (личностные качества, философские утверждения, описание поведения) и коммуникативное Я (отношения со сверстниками, дружба и общение).

Остальные категории распределены примерно поровну и выражены приблизительно у 50-60% опрошенных, при этом, в самоописаниях испытуемых практически не выявлено негативных характеристик себя, эмоциональноположительный фон самовосприятия.

Для склонных к аддиктивному поведению подростков характерно наличие следующих категорий в описании образа Я:

  1. личностные качества, связанные с интеллектуальными способностями - 73% испытуемых («трудолюбивый», «умный», «способный», «не глупый», «талантливая», «я вроде умная», «сообразительная», творческая»);
  2. личностные качества, связанные с взаимодействием с окружающими - 94% («заботливый», «общительная», «дружелюбный», «быстро привязываюсь к людям», «смешной», «отзывчивая», «преданная», «понимающая», «разговорчивая», «вспыльчивая», «надежный», «улыбчивая», «иногда грубая», «агрессивно настроенный», «вежливый», «ревнивая» и др.);
  3. особенности поведения - 70% («пессимистка», «оптимист», «жестокая» «мне на всех все равно», «скромный(ая)», «сильно эмоциональный», не жадина», «гордый», «заводила», «противная», «злопамятная», «эгоистичная», «нытик», «вредина», «позитивная», «нормальный» и др.);

Таким образом, у склонных к аддиктивному поведению подростков наиболее ярко выражено: коммуникативное Я и рефлексивное Я.

Важно отметить тот факт, что у склонных испытуемых в самоописаниях появляется категория отвержения («ненавижу наглость», «раздражает тупой смех», «не люблю тупых», «не уважаю плохих людей»). Можно предположить, что подобные высказывания являются следствием неприятия подростка значимыми людьми (семья, группа сверстников) или сложностью во взаимоотношениях с ними, следствием чего и является наличие достаточно агрессивных реплик. Все же в большинстве описаний испытуемых эмоциональный фон положительный, позитивные характеристики преобладают над негативными.

Среди склонных к зависимости подростков встречаются такие, чье количество самоописаний не превышает 9-ти, что может быть связано с такими личностными особенностями, как замкнутость,  не уверенность в себе, трудности в самоконтроле. Тогда как количество самоописаний подростки с ЗПР, не склонных к аддиктивному поведению, приближается к 20.

Математические расчеты показали, что статистически значимые различия у склонных и несклонных к аддиктивному поведению испытуемых выявлены в таких категориях самоописаний, как «увлечения, интересы», «личностные качества, связанные с взаимодействием с окружающими», «половая принадлежность», «семейные и дружеские роли», «личностные качества, связанные с интеллектуальными способностями».

  1. Различия в категории «увлечения, интересы» связаны с недоразвитостью деятельностного компонента образа Я у склонных к аддиктивному поведению подростков. Данные испытуемые не способны в полной мере оценивать и контролировать свое поведение и поступки, опираясь на нравственное поведение и общепринятые нормы, а также принимать санкции в случае его нарушения.
  2. Значимые различия в категории «личностные качества, связанные с взаимодействием с окружающими» говорят о недоразвитости, в полной мере, коммуникативного компонента образа Я. Это означает, что склонные к аддиктивному поведению подростки имеют недостаток тех личностных качеств, которые способствуют благоприятному общению со сверстниками, расширению коммуникативных связей. Вследствие этого испытуемые не воспринимают себя членом группы друзей, не ощущают субъектом общения, что должно в полной мере развиваться в подростковом возрасте, поэтому у них и выражена склонность к зависимости, что дальнейшем может привести в стремлению ухода от реальности путем употребления психоактивных веществ.
  3. Значимые различия в категории «личностные качества, связанные с интеллектуальными способностями» свидетельствуют о том, что склонные к аддиктивному поведению подростки - это чаще всего неуспевающие в усвоении школьной программы, что условно является маркером возникновения аддиктивного поведения.

На основе результатов проведенного исследования, нами были выделены следующие психологические рекомендации по профилактике аддиктивного поведения подростков с ЗПР:

1. В подростковом возрасте в связи с особенностями развития в коррекционно-развивающей работе необходимо использовать формы, способствующие активному общению подростов: тренинги, дискуссии, круглые столы, диспуты. Эффективность тренинговой работы связана с тем, что подростки сами по себе редко являются инициаторами обращения за психологической помощью, а обращения родителей или педагогов не всегда способствуют развитию мотивации подростка на решение возникших трудностей. Нельзя исключать проведение индивидуальной консультационной работы с подростками при наличии более глубоких и сложных проблем.

2. Работа по коррекции и развитию эмоционально-оценочного компонента самосознания (самооценки), а также формированию адекватного уровня притязаний должна быть направлена на раскрытие личностных возможностей подростков, создание внутренних критериев, базирующихся на их реальных и потенциальных достижениях. Для реализации этой цели необходимо развивать интересы и способности школьников, формировать у них представления о собственных возможностях, собственную оценку способностей. Укреплению представлений подростков о самих себе, формированию положительной самооценки способствует знание своих возможностей.

3. Для решения проблем, связанных с недостатком увлечений (деятельностного Я) подростков, необходимо формировать у них интерес к общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической видам деятельности. Важно понимать, что деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на школьников является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.

4. Коррекция коммуникативного Я подростков должна включать в себя работу, направленную на развитие навыков эффективного общения, умение адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей, на развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, повышения уровня рефлексии, создание мотивации на дальнейшее саморазвитие.

Таким образом, важным направлением работы психолога со старшими подростками является обсуждение проблем, связанных с общением, с причинами популярности и непопулярности у сверстников.

При индивидуальной и групповой работе с подростками психологу следует учитывать влияние общения со сверстниками на эмоциональное самочувствие каждого подростка. Важно помнить, что группа сверстников оказывает чрезвычайно сильное влияние, т.е. может способствовать усилению уверенности в себе, самостоятельности подростка, а может, напротив, привести к зависимому поведению, некритичному усвоению требований. Вследствие этого, некоторые дети нуждаются в индивидуальной предварительной подготовке к групповым занятиям.

5. В работу над образом Я необходимо включать упражнения, помогающие приобрести разностороннюю подготовку решения мыслительных задач, поскольку в подростковом возрасте развитие самосознания тесно связано с развитием мышления. Главный акцент необходимо делать на развитии словесно-логического и абстрактного мышления.

6. В рамках профилактики аддиктивного поведения, коррекционно-развивающая работа должна носить характер просвещения относительно пагубного влияния употребления психоактивных веществ как на здоровье подростка, так и на развитие его личности. В связи с этим целесообразно устраивать дискуссии, круглые столы.

7. Важно отметить, что поскольку подростковый возраст является одним из детских, проведение комплексных коррекционно-развивающих мероприятий должно включать работу и с родителями, так как зачастую именно ошибки в воспитании и его стиль способствуют приобщению подростка к злоупотреблению психоактивными веществами.

Итак, учитывая полученные в ходе исследования данные, нам удалось разработать психологические рекомендации, которые будут способствовать нормализации процессов самосознания и становления образа Я подростка с ЗПР, трудности в становлении которых являются вторичными отклонениями, обусловленными социальным влиянием. Оптимизация процесса самосознания в подростковом возрасте является одним из главных условий формирования и развития гармоничной личности, не характеризующейся наличием аддиктивного поведения.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г.Нижний Новгород.

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г.Нижний Новгород.