Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL EFFICIENCY ASSESSMENT TOOLS OF INDUSTRIAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Satunina T.A. 1
1 The Kazan (Volga region) federal university, the branch
Разработка системы индикаторов, описывающих специфику развития промышленного сектора и отдельных видов экономической деятельности, является одной из приоритетных задач, решение которой в значительной степени облегчит проведение мониторинга, аналитических и среднесрочных прогнозных расчетов. Внедрение предложенных моделей позволит совершенствовать инструментарий и механизм принятия решений в области промышленной политики с целью повышения ее результативности. Полученные результаты можно использовать при диагностике состояния промышленного сектора экономики и ее отдельных видов экономической деятельности, выявлении проблемных зон, тенденций инновационного развития, при определении приоритетов государственной поддержки в процессе реализации промышленной политики и ее стратегических направлений.
Development of an indicators system describing the specifics of the industrial sector and individual economic activity development, is one of the priority tasks, solution of which will greatly facilitate the monitoring, analytical and medium-term forecasting calculations. The introduction of the proposed models will allow to develop the tools and mechanism of decision making in the field of industrial policy with the aim of enhancing its effectiveness. The obtained results can be used in diagnostics of the economy industrial sector and its separate kinds of economic activities, in identification of problem areas and trends of innovation development, when defining priorities for government support in the process of implementation of industrial policy and its strategic directions.
mechanism of industrial politics realization
the system of indicators
modeling (making models)
investment-innovation activity
industrial роlicy

Промышленная политика государства в настоящее время выступает в качестве основы эффективной институциональной и хозяйственной системной модернизации экономики России. Целью промышленной политики являются положительные изменения (рост, развитие) реального сектора экономики. Проблемы разработки эффективной промышленной политики активно обсуждаются в российской экономической науке, на встречах предпринимателей и представителей органов власти.

Обобщая мнения ведущих ученых-экономистов, промышленную политику следует понимать как систему экономических отношений между государственными органами власти, хозяйствующими субъектами, научно-исследовательскими организациями по поводу формирования высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного комплекса в рамках стратегии модернизации экономики России.

Промышленная политика на разных этапах функционирования и развития промышленного комплекса реализует специфические цели с позиции формирования его структуры. На этапе выхода из кризиса промышленная политика должна содействовать модернизации отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста – динамичному развитию ее инновационной составляющей, на этапе стабилизации экономического развития промышленная политика направлена на стимулирование реализации потенциала российской промышленности [7].

Инновационная составляющая промышленной политики подразумевает внедрение высоких технологий в производство и расширение выпуска инновационной продукции, которая будет обладать лучшими потребительскими свойствами и сможет успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами [5].

Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Для осуществления инновации нужны не только научные разработки и наличие производства, заинтересованного в инновационном продукте, но и продуманная система стимулирования и финансирования, как разработчика, так и изготовителя. Поэтому государственное регулирование инновационного процесса должно играть первостепенную роль, так как возникает необходимость его участников в государственной финансовой и правовой поддержке, в частности, введения широкого использования льготного стимулирующего налогообложения, кредитования и системы страхования рисков.

Государство в рамках промышленной политики должно взять на себя инициативу по оживлению инновационной активности, обеспечению созидательной конкуренции, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и внедрению новых технологий. При этом промышленная политика должна строиться как диалог, как согласование стратегий частного сектора, государства и общественных организаций, позволяющее каждой стороне при разумном компромиссе реализовать свой экономический интерес [6].

Приоритетными сферами деятельности, индуцирующими распространение достижений НТП в хозяйственную практику прочих секторов экономики, являются оборонный и машиностроительный комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность. Именно они способны обеспечить экономику оборудованием и материалами, адаптированными к более высоким требованиям инновационных технологий, предназначенных для применения во всех промышленных сферах.

Проблема выбора приоритетов при рассмотрении вопросов селективной поддержки производителей и потребителей инновационной продукции, отбора наиболее перспективных инновационно-инвестиционных проектов является одной из наиболее сложных задач в условиях известных финансовых ограничений и многовариантности решений.

Для России с учетом объективных тенденций ее экономики более приемлема схема с использованием собственного научно-технического потенциала и привлечением иностранных инвестиций и технологий. В этом случае необходима поддержка государства в финансировании приоритетных направлений, реформировании высшей школы, создании особых экономических зон для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, развитии крупных холдингов, развитии инновационной инфраструктуры.

Исходя из целевой функции промышленной политики как инструмента обеспечения устойчивого экономического развития, приоритет должен быть отдан ее инновационной составляющей. Она задает цели структурной перестройки промышленности и предлагает соответствующие инвестиционные решения применительно к среднесрочной перспективе, содействуя преодолению кризиса производства и насыщению отечественного рынка конкурентоспособной продукцией. А в долгосрочной перспективе она должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.

При разработке мероприятий по повышению инновационной активности и результативности инновационной деятельности следует учесть, что для предприятий разных отраслей характерны разные проблемы – у одних отсутствуют условия для разработки и осуществления инноваций, у других – стимулы для осуществления инновационной деятельности, у третьих – наблюдается низкая отдача инновационных затрат. Таким образом, при формировании мер по реализации рассматриваемого направления промышленной политики, необходима комплексная оценка состояния инновационной деятельности, на основании которой можно выявить основные блоки проблем в осуществлении инновационной деятельности отраслей промышленности.

В настоящее время авторами предлагаются различные системы показателей для оценки инновационной деятельности, но они либо характеризуют настоящее положение фрагментарно и оценивают инновационную деятельность без определения вклада отдельных видов экономической деятельности, либо не учитывают факторы, ограничивающие развитие инновационной деятельности.

При проведении комплексной оценки эффективности промышленной политики, в целях последовательного детального изучения, возникает необходимость в систематизации предложенных критериев и распределении их по уровням: макроуровень, мезоуровень, микроуровень (табл.1).

Таблица 1. Модель комплексной оценки эффективности инновационной компоненты промышленной политики

Показатели, характеризующие уровень инновационной активности

Показатели, характеризующие результаты инновационной деятельности

Показатели эффективности инновационной деятельности

Макроуровень

Уровень развития инновационной системы (определяется динамикой количества организаций, занимающихся НИОКР)

Доля инновационной продукции в выпуске промышленности, %

Показатель макроэкономической устойчивости экономики, определяется как отношение стоимости экспортируемой (инновационной) продукции к стоимости импортируемой продукции

Доля высокотехнологичных отраслей,% ВВП

Уровень затрат на исследования и разработки, % ВВП

Удельный вес инновационного продукта в объеме ВВП

Доля обрабатывающих производств в промышленном производстве,%

Число созданных пере-довых производственных технологий

Уровень интенсивности НИОКР

Мезоуровень и микроуровень

Наличие научно-исследовательских подразделений предприятий

Доля предприятий, подавших заявки на патенты, в общем числе инновационно-активных предприятий

Уровень инновационно-инвестиционной привлека-тельности отрасли (определяется как доля инвестиций в инновации в общем объеме инвестиций на развитие инновационной деятельности в РФ)

Численность занятых в научно-исследовательских подразделениях предприятий, а также ее доля в общей численности занятых в отрасли

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции

Затраты на инновации на 1 руб. отгруженной иннова-ционной продукции

Доля предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, в общей их численности

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационной продукции

Рентабельность инновационной продукции

В целях эффективной реализации инновационного направления промышленной политики предложена классификация показателей оценки инновационной деятельности, отличающаяся от применяемых выделением трех групп показателей: характеризующих научно-исследовательский потенциал отраслей; оценивающих уровень инновационной активности; определяющих масштабы инновационной деятельности; характеризующих ее эффективность. Оценка классифицированных таким образом показателей позволяет дифференцировать меры реализации инновационного направления промышленной политики по отраслям и определить области селективного воздействия.

Для анализа экономического развития промышленного сектора экономики страны необходимо проводить систематический мониторинг с целью накопления информации о динамике развития экономики. В целях совершенствования методики оценки состояния и тенденций развития промышленного сектора экономики, рекомендуется в состав аналитического инструментария включить систему из пяти групп мониторинговых показателей оценки функционирования промышленного сектора экономики Российской Федерации (рис.1).

Рис 1.Система мониторинговых показателей [5]

На основе предложенной системы мониторинговых показателей разработана методика совокупной оценки текущих и прогнозных процессов развития промышленного сектора экономики РФ.

Расчет суммарного критерия оценки каждой группы показателей проводится по следующей формуле:

;

где

– коэффициент значимости показателей (0 ≤aij≤1;Σaij=1);

– количество показателей в i-группе;

– величина j-го критерия i-й группы;

По результатам экспертной оценки устанавливаются коэффициенты значимости для каждой из групп βi; где i=1,5; 0 ≤βi ≤ 1; Σβi =1

Таким образом, общий критерий оценки уровня экономического развития межотраслевого комплекса имеет следующий вид:

;

где k – номер вида экономической деятельности;

– количество групп показателей;

– коэффициент значимости группы показателей.

Значение J следует рассчитать и сопоставить для каждого межотраслевого комплекса или вида экономической деятельности.

Систему интегральных показателей Jk можно привести к единому комплексному показателю эффективности функционирования промышленного сектора экономики. Расчетная формула будет выглядеть следующим образом:

;

где gк – удельный вес каждого межотраслевого промышленного комплекса или вида экономической деятельности (доля объема производства в общем объеме производства всего промышленного сектора).

При исследовании совокупных показателей оценки состояния и развития промышленного производства РФ за 2011 г. проведено ранжирование основных видов экономической деятельности по степени влияния на развитие промышленного сектора экономики Российской Федерации (рис. 2).

Рис. 2. Комплексные показатели оценки состояния и развития промышленного производства по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2012 г.

Произведенные расчеты выявили следующее распределение: наибольшее влияние на развитие промышленного сектора экономики оказывает добыча полезных ископаемых, химическое и нефтехимическое производство, на втором месте – металлургическое производство, производство электроэнергии, производство машин и оборудования, на третьем – производство пищевых продуктов, деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство, текстильное и швейное производство.

В этой связи разработка системы индикаторов, описывающих специфику развития промышленного сектора и отдельных видов экономической деятельности, является одной из приоритетных задач, решение которой в значительной степени облегчит проведение мониторинга, аналитических и среднесрочных прогнозных расчетов. Внедрение предложенных моделей позволит совершенствовать инструментарий и механизм принятия решений в области промышленной политики с целью повышения ее результативности. Полученные результаты можно использовать при диагностике состояния промышленного сектора экономики и ее отдельных видов экономической деятельности, выявлении проблемных зон, тенденций развития, при определении приоритетов государственной поддержки в процессе реализации промышленной политики и ее стратегических направлений.

Рецензенты:

Нафиков М.М., д.с.-х.н., заведующий кафедрой «Экономика АПК», филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» в г. Чистополе, г. Чистополь.

Газетдинов М.Х., д.э.н., профессор кафедры «Экономика АПК», филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» в г. Чистополе, г. Чистополь.