Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SELF-ORGANIZATION SKILLS´ TRAINING OF PERSONALITY IN TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITY

Kuzmina G.P. 1 Kolobov A.N. 2
1 Chuvash State Pedagogical University n.a. I.Y.Yakovlev
2 Chuvash State University
The article draws attention to necessity of self-organization skills´ training of personality inside the educational college space. The ability to take life´s bearings, the ability of activity organization taking into account the changing social environment are the key agents which allow students to consider their place inside the system of interpersonal attitudes as well as various world outlook orientations. The one aim which is the most important ones for those who teaches philosophy is self-organization skills´ training during the studying process. To reach the goal the authors suggest the use of different ways and methods which let you to make a student a subject one instead of being an object of educational teaching process and then he or she becomes a person of self - organization who has its own wishes, thoughts and actions. You can get them take part in looking up the answers to the questions by themselves only through the teaching process while promoting their creative skills which can be realized only by interpersonal dialogue.
innovation method
traditional method
educational technology
teaching and educational activity
self-organization skills´ training

Введение

Нынешняя молодежь, как во все времена, стремится найти свое место в системе межличностных отношений, ответить на вопросы, связанные с мировоззренческой позицией, а также с регуляцией поведенческих установок в постоянно меняющейся социальной среде. Помочь молодым людям сориентироваться в жизни, разобраться в себе и окружающем - одна из конкретных задач, стоящих перед преподавателем-философом. Практика показывает, что наиболее эффективным приемом обучения является создание в ходе занятий такой ситуации, при которой студенты, выступающие в качестве объекта управления, становятся субъектами, организующими и воспитывающими себя. При этом преподаватель философии стремится не к передаче знаний, а к выявлению и формированию умений студентов самоорганизоваться в учебно-воспитательном процессе.

Предысторию вопроса о формировании навыков самоорганизации личности следует, на наш взгляд, начать  с основоположника немецкой классической философии И. Канта, уделявшего большое внимание проблеме человеческого «Я». Мыслитель обращал внимание на то, что способности человека необходимо развивать и это, в первую очередь, касается способности философствовать. Именно благодаря этой способности человек обретает равновесие с миром и самим собой. В своей лекции «Понятие философии вообще» он отмечал необходимость различать философию как систему рациональных знаний и философию как науку «о последних  целях  человеческого разума» [1, 331]. Если цель философии усматривать в том, чтобы дать учащимся достойный запас рациональных знаний и умений их систематизировать, то такое обучение можно обозначить как традиционное, «школьное». Тогда, как научиться философствовать, «благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума» [1, 333], возможно только в процессе размышлений над смысложизненными вопросами бытия, что составляет основную задачу обучения и воспитания на занятиях по философским дисциплинам. По словам И. Канта, надо стремиться к тому, чтобы из преподавателя стать «наставником мудрости, указывающим на последние цели человеческого разума» [1, 333]. Другими словами,  помочь разобраться в вопросе: «Что есть человек?». Это необходимо для того, чтобы студент смог ориентироваться в окружающей его среде и определять свое место в мире.

Для формирования навыков самоорганизации личности студентов, развития у них потребности в философствовании важно разнообразить традиционные формы обучения, используя инновационные приемы. В частности, можно использовать различные игры и игровые ситуации на занятиях, а также при подготовке к занятиям.

Активное привлечение студентов к самостоятельному решению философских вопросов возможно через самоорганизацию их творческого потенциала, уровень которого можно выявить в процессе диалога между преподавателем и студентом. Успешное усвоение философского знания в диалоговом режиме во многом определяется теоретической подготовленностью аудитории к самостоятельному поиску ответов на поставленные в ходе обсуждения  вопросы,  а также уровнем  коммуникативной культуры студентов. Отсюда, задача  преподавателя состоит в том, чтобы выявить образовательный потенциал студентов и подготовить их для работы в инновационном режиме.

Для реализации этой задачи следует осуществлять как стартовое тестирование, в ходе которого определяется предварительный объем знаний по философии, так и итоговое тестирование, которое позволит выявить, насколько повысился образовательный потенциал учащихся в процессе занятий, а затем соотнести стартовую оценку с итоговой оценкой знаний. Все это необходимо, для того чтобы подготовить учащихся к самостоятельной работе. И. Кант утверждал, что «для навыка к самостоятельному мышлению или философствованию нам следует обратить внимание больше на методы нашего применения разума,  чем на сами положения,  к которым мы пришли с помощью этих методов» [1, 334].

Самостоятельная работа студентов начинается, в первую очередь, со знакомства с философской литературой, которая как основная, так и дополнительная представлена в программе по данному учебному курсу. Чтобы совершенствовать работу с текстовыми источниками, необходимо опираться на интерес, который, как правило,  возникает в ходе создания игровой ситуации. Проведение учебных занятий в форме театрализованного действа дает студентам возможность, через погружение в исследуемый материал и собственные переживания во многом по-новому взглянуть на историю становления и развития философских идей. Оно позволяет глубоко и систематически изучать данный учебный курс, способствует самостоятельному поиску знаний, выработке  навыков самоорганизации, как мышления,  так и культуры в целом.

В связи с наметившейся на сегодня тенденцией переосмысления многих жизненных ценностей и ориентиров, с помощью которых конструируются способы бытия человека в мире, важное место в учебно-воспитательном процессе начинают занимать компьютерные игры. Это игры, функционирующие посредством компьютерной или мультимедийной техники. В настоящее время компьютерные игры существуют «для компьютеров разного типа, (планшетных, персональных, ноутбуков, нетбуков), для специализированных консолей (игровые приставки: такие как Playstation, XBOX360, NintendoWii, SonyPSP и многие другие), для мобильных устройств (КПК, коммуникаторы, мобильные телефоны). К компьютерным играм также следует отнести игровые автоматы и подобные им устройства» [5, 79]. Влияние компьютерных игр на студенческую молодежь  в современном обществе постоянно увеличивается. Вместе с тем увеличивается и круг проблем морального характера.

Как отмечается в статье «Компьютерные игры и их влияние на внутренний мир человека», «играя человек, может «жить» в нескольких реальностях параллельно, например, сейчас он супергерой и спасает человечество, спустя несколько минут уже - гонщик Формулы 1, ведущий болид к первому месту, спустя ещё несколько минут - выращивает своего виртуального питомца. Скорость переключения в данном случае практически мгновенная с мгновенным переходом социальных ролей и стереотипов поведения» [5, 79]. В этом и заключается свобода выбора игрока. То есть он априори вынужден быстрее принимать и воспроизводить новый игровой образ, становиться новым собой, обретать другого себя.

Свобода личности внутри игрового пространства проявляется в возможности выбора играющим крайнего пути, что в реальной жизни недопустимо и часто просто невозможно. Например, заранее засейвившись (сохранившись) на определенном этапе игры, можно умереть со своим героем множество раз, а затем вернуться к предыдущему моменту, когда персонаж ещё жив. Сейв - сохранение игрового процесса таким образом, чтобы можно было вернуться к сохраненному этапу. Сейв можно толковать также и как «спасение». На наш взгляд, такое толкование во многом будет более правомерно. В поиске правильного, эффективного пути прохождения игры, игрок вынужден убивать своего персонажа (себя) снова и снова, и часто идет на это сознательно, и ищет путь смерти. Игроку бывает интересно посмотреть на «свою» смерть в разный момент игры, ведь это новая интересная анимация.

Жизнь в компьютерных играх - это возможность функционирования человеческого бытия в игровой среде. Такая жизнь отличается от жизни реального человека тем, что при перезапуске игры, можно начать жить сначала. Это дает некоторые интересные преимущества: можно, живя, так как хочется, так как интересно сегодня, здесь и сейчас вновь и вновь возвращаться к истокам, начиная все с чистого листа. Известен феномен тамагочи - дети, привыкая к тому, что компьютерный питомец не может умереть по-настоящему, доводили до смерти своих живых, реальных питомцев. Таким образом, компьютерные игры влияют на личность и их можно использовать в качестве модели познания и освоения проблем, представленных в рабочих программах по философским наукам.

Сама игровая ситуация побуждает студентов к творчеству и разнообразию форм подачи изучаемого материала. Подготовка к игре научает умению добывать новые знания, стимулирует логику мышления конечного пользователя. Так же учит общаться между собой не только в игровой, но и в реальной среде.

Создание web-страниц возможно при условии, если у студента есть собственные информационные ресурсы. Это могут быть знания, умения, навыки. Их можно представить преподавателю в форме письменного ответа, реферата, презентации и др. Для самореализации в Интернете предварительно необходимо определить сведения о себе самом, дать информационную форму этим сведениям, а уже потом создавать страницы (в том числе, регистрировать в сети сайты).

Социальные сети выступают одним из инструментов коммуникации в учебно-воспитательном процессе. Социальная сеть - интернет-сообщество пользователей, объединённых по какому-либо признаку на базе одного сайта, который и называется в этом случае социальной сетью. Другими словами, социальная сеть во всемирной паутине строится на тех же принципах, что и в реальном мире, но отличается от реальных человеческих сообществ тем, что в функционировании сети не играет роли географическая удалённость её участников друг от друга. В разных частях мира популярность социальных сетей варьируется. В общемировой гонке на первых местах расположены такие сети как Facebook - 471 000 000 пользователей и MySpace - 120 000 000 пользователей. В России пальму первенства держат социальные сети «ВКонтакте» - 50 000 000 пользователей и «Одноклассники» -  43 000 000 пользователей. По данным ФОМ постоянными пользователями этих сетей являются порядка 57 % населения России. По данным разработчиков социальной сети «В Контакте» их наиболее активными пользователями являются молодые люди в возрасте от 16-27 лет, и как раз эта возрастная группа попадает под определение студенты, с которыми мы и работаем.

В использовании социальных сетей для работы со студентами существует множество плюсов. Во-первых, это простой доступ. Почти у каждого студента есть свой аккаунт в социальной сети, а даже если такого и нет, то регистрация займет буквально несколько минут. Во-вторых, доступ в учебную группу не является анонимным, и преподаватель всегда будет в курсе кому интересна жизнь группы, а кому нет. В-третьих, это доступность в использовании социальных сетей. Социальные сети включают все функции тех сайтов, которые мы рассматривали до этого, то есть возможность выложить лекционный курс, экзаменационные вопросы, некоторые видео-аудиозаписи, чат. Все это уже встроено на сайте, и ненужно прикладывать много усилий.        Можно работать и общаться со студентами, как с персональной страницы, так и со страницы тематической группы, все зависит от желания создателя. Все новости и обновления, происходящие в группе, будут отражаться у ее участников  в новостной ленте, и они не смогут пропустить важную или интересную информацию. В настоящее время множество преподавателей стали практиковать использование социальных сетей. Студенты принимают такие нововведения с радостью, ибо процесс обучения становится значительно проще и информативней.

Стоит обратить внимание и на такой факт, как информационный взрыв, который породил за последние десятилетия иллюзию всезнайства, подогретую потоком разнородной информации и способствовавший появлению полуобразованности, отличительной чертой которой является поверхностное овладение знаниями. В то же время возникают серьезные проблемы в связи с постоянным увеличением объема информации. Во-первых, потребность переработки информации не совпадает с возможностью ее усвоения; во-вторых, намечается дисбаланс в сторону получения только количества информации, а не ее качества; в-третьих, возникает недостаточное понимание ценности получаемой информации; в-четвертых,  поиск и переработка большого количества информации не находит своего разрешения. Это свидетельствует о том, что студенты пока еще не использовали в полном объеме своего потенциала, чтобы полнее реализовать себя. Для чего и необходима самоорганизация, которая позволит мобилизовать внутренние резервы студентов на решение важных проблем, с которыми они встречаются на практических и лекционных  занятиях и в реальной жизни.

В ходе учебно-воспитательного процесса в вузе осуществляется формирование сознания студентов, вырабатываются навыки самоорганизации интеллектуальных и поведенческих способностей и умений. Именно данные установки, на наш взгляд, определяют учебно-воспитательную работу в студенческих группах при проведении практических занятий. Для того, чтобы реализовать поставленные цели и задачи необходимо совершенствовать методику организации учебно-воспитательного процесса. Студенты должны осознавать предъявляемые к ним требования. Без осознания ими личного интереса, понимания того, что от них требуется, формирование навыков самоорганизации личности  не может быть успешным. Чтобы достичь поставленных целей и задач необходимо обратить особое внимание на мотивацию познавательной деятельности студентов. Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности, поэтому преподавателю следует стремиться выявлять ее и управлять ею, учитывать этот фактор в построении учебного процесса. Мотивы подготовки к занятиям побуждают студентов к активности, придают смысл их деятельности. Такими мотивами могут быть: чувство ответственности за качество ответа, интерес студента к предмету и пр.

Учебно-воспитательный процесс на занятиях по философским дисциплинам осуществляется в ходе обсуждения со студентами проблем бытия, мышления и общечеловеческих ценностей. Важными моментами воспитательного процесса является формирование чувств и убеждений. Убеждение - твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, служащие опорой и руководством в жизни. Через убеждения студенты стремятся сами понять, в чем преимущества или вред определенного поведения, убедиться в них (на собственном примере или примере других). Формирование убеждений достигается путем осознания учащимися правил, норм и законов, существующих в обществе. Другим важным моментом воспитательного процесса является формирование чувств. Без человеческих эмоций не может осуществляться познание себя и окружающего мира. Безразличного человека воспитывать невозможно. Обостряя чувства студентов через художественно-поэтическую форму подачи учебного материала, можно достичь  адекватного поведения студентов, как в вузовском коллективе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Процесс воспитания строится в зависимости от определенных тем, которые обсуждаются со студентами на семинарских занятиях, а также в зависимости от складывающегося в течение учебного года в коллективе эмоционального настроя на восприятие учебного материала с учетом межличностных отношений (формальные и неформальные лидеры, слабый и сильный учащиеся). При решении вопроса формирования навыков самоорганизации личности, следует учитывать индивидуальные характеристики и возможности студентов на основе проведенных тестов и личных наблюдений. Индивидуальный подход представляется нам, как опора на личностные качества, т.е. ценностные ориентации (получить достойное образование, работать по профессии), жизненные планы (по окончании вуза стать хорошим специалистом в данной области). На лекционных и семинарских занятиях, учитывая индивидуальные особенности, темперамент учащихся и черты характера необходимо осуществлять общение в форме лекции - беседы, тестирование, используя элементы инноваций. В ходе тестирования диагностировать реальный уровень сформированности важных личностных качеств (культуру мышления, интересы и отношение к жизни).

Привлекая студентов к посильной для них и в то же время все усложняющейся познавательной деятельности, можно обеспечить прогрессивное развитие личности, которая от выполнения простых заданий переходит к наиболее сложным заданиям, требующим творческого осмысления и подхода. Для этого надо своевременно выявлять и устранять причины, мешающие достижению данной цели. К примеру, пропущенные студентами занятия необходимо  отрабатывать, чтобы убедиться в усвоении тех знаний, которые были получены ими самостоятельно из-за непосещения занятий. Таким образом, необходимо максимально опираясь на индивидуальную активность, умело сочетать воспитание с самовоспитанием личности.

В процессе взаимодействия преподавателя со студентами возникают определенные отношения, которые играют важную роль в стремлении к получению нового знания. Но одного стремления бывает мало, важно научить молодых людей уметь самоорганизовываться. От умения студентов к самоорганизации  будет зависеть эффективность учебного процесса. Бессмысленно отрывать обучение и воспитание от жизни. Формирование личности студента находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает умственный труд: чем его больше, тем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому на протяжении учебно-воспитательного процесса студенты активно вовлекаются в работу по истолкованию сложных философских текстов, с формированием соответствующего положительного отношения к ним, реализуя при этом полученные знания в творческих конкурсах, философских олимпиадах, тестировании  и др., приобретая опыт нравственного поведения и духовного  развития.

Рецензенты:

Трифонов Г.Ф., д.филос.н., профессор кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственныйуниверситет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Федотов В.А., д.филос.н., профессор кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.