Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DESIGN AND TECHNOLOGY OF TEACHING STUDENTS IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Markova S.M. 1 Gorlova V.G. 1
1 FSEI HPE «Nizhny Novgorod state pedagogical University of KozmaMinin»
The article describes the theoretical foundations of design and technology training of students in conditions of professional pedagogical education, the main trends of design and technology, consisting in the transition from the normative models of teacher professional education to the development of the subject of activity of teachers and students; defined the substantial features of the model project technology of studies. Based on the analysis of tendencies of development of education, socio-economic conditions of society and the demands of the consumers of educational services by the authors made an attempt to define the role of the design of learning technologies in the development of students, formation of General and professional competences, professional and social mobility and theoretically substantiate the project technology of studies. The authors of the study are the following directions of project technology of studies: the provision of creative search and research activity of the subjects of the educational process; promoting the development and implementation of innovative projects educators and learners; organization of monitoring and evaluation of educational projects; ensuring independent work, self-education. During the research, theoretical foundations of design and technology: defined the essence of the project technologies, functions, principles, based on which presents a model of project technology of studies.
content
objectives
principles
teacher professional education
vocational teacher education
Design and technology education
Развитие инновационного образования в России обусловило появление педагогических новшеств в условиях профессионально-педагогического образования. Организация образовательного процесса потребовала разработки нового содержания и подходов к профессионально-педагогическому образованию на основе федеральных государственных образовательных стандартов, введения технологий обучения и новых профессиональных компетенций инженерно-педагогических кадров.

В традиционных условиях педагогической деятельности задачи по совершенствованию процесса обучения рассматривались прежде всего в нормативно-рекомендательном аспекте. Реализация идей гуманизации, непрерывности, интенсификации, интеграции обучения детерминирована увеличением разработок инновационного характера, инновационных технологий, способов и средств обучения, развитием творческих способностей педагогов и обучающихся.

В исследовании показано, что разработку и внедрение проектных технологий обучения необходимо рассматривать как объективный процесс, соответствующий новым социально-экономическим условиям и отвечающий запросам потребителей образовательных услуг.

Определено, что становление проектных технологий обучения отражает объективные тенденции интеграции, дифференциации, технологизации, индивидуализации. Диалектически закономерно возрастание интегративных процессов, так как интеграция расширяет свои основания. В ее сущности лежит не только комплексный характер функций, которые выполняет педагог в современном образовательном процессе, но и уровень требований личности к условиям профессиональной деятельности [1].

Осуществление проектных технологий обучения потребовало существенных изменений в структуре функциональных обязанностей управленческого и педагогического коллективов: в деятельности педагогов и обучающихся. В деятельности педагога профессионального обучения возросла значимость научно обоснованного прогнозирования, проектирования и организации деятельности педагога с учетом достижений современной педагогики, психологии, технологий, профессиологии, технизации и технологизации педагогического процесса. Для педагога профессионального обучения возросла объективная необходимость индивидуального творческого поиска, проектирования учебных программ, технологий, внедрения новых способов и средств обучения [4].

Проведенный анализ тенденций развития профессионально-педагогического образования, изменения образовательного процесса и требований к организации проектной технологии обучения позволили определить, что кардинальной перестройке должны подвергнуться все компоненты педагогической деятельности: цель, содержание, формы, методы и условия, обеспечивающие эффективность и внедрение достижений педагогической науки в практику профессионального образовательного процесса.

Проектная технология обучения обеспечивает творческое развитие, формирование общих и профессиональных компетенций, профессиональную и социальную мобильность.

Теоретическое обоснование проектной технологии обучения позволило выделить основную тенденцию, заключающуюся в переходе от нормативной модели педагога профессионального обучения к развитию субъективной активности педагога и обучающихся. Это нашло свое отражение в целях, принципах и структурных компонентах профессиональной деятельности и профессионального образования [3].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что проектная технология обучения есть вид профессионально-педагогической деятельности, основанной на творческой активности субъектов образовательного процесса, обеспечивающих разработку и создание инновационных педагогических процессов, разработку планов и программ развития педагогического процесса через преемственность целей, процессов и объектов проектной деятельности и включает этапы проектирования, алгоритмы выполнения технологических процедур и научно-методического обеспечения [5].

Основным условием проектной технологии обучения является наличие профессионализма субъектов, наличие коммуникативных и деловых отношений, системное видение и предвидение результатов профессиональной деятельности. Содержание проектной деятельности заключается в разработке принципов, положений, обеспечивающих повышение профессионализма педагога профессионального обучения и развитие творческого поиска в современной деятельности [2].

Можно выделить следующие направления проектной технологии обучения:

  • обеспечение творческой поисковой и научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса;
  • обеспечение деятельности по разработке и внедрению инновационных проектов педагогами и обучающимися;
  • организация контроля и оценки педагогических проектов;
  • обеспечение самостоятельной работы, самообразования [4].

Опираясь на методологические основы проектной технологии обучения, методы прогнозирования, проектирования и моделирования обеспечивают преобразование предмета исследования. Результатом проектной технологии обучения являются не только объективные показатели (учебно-профессиональная деятельность, методические разработки, педагогические проекты учебной деятельности, внеучебная деятельность), но и субъективный, психологический результат, заключающийся в психических новообразованиях в личности обучающегося и педагогически активных субъектов, реализующихся в педагогической системе.

Проектная технология обучения является многоаспектной, включающей в себя различные виды деятельности, объединенные в целостную систему: индивидуальная, научно-исследовательская, организационно-педагогическая, профессионально-предметная, профессиологическая, интегративная и позволяющая повышать эффективность педагогического процесса.

В связи с этим основными функциями проектной технологии обучения  являются: научно-познавательная, социально-экономическая, интегративная, личностно-деятельностная, системная, организационно-функциональная, предметно-практическая, проектировочная, предметно-преобразующая.

Расширение функций, повышение роли управления проектной технологией обучения привело к разнообразию конкретных форм творческой работы, обусловило интенсификацию научного поиска по разным направлениям - от проекта учебного занятия до концептуального проекта развития учебного заведения.

В ходе исследования выделены принципы проектной технологии обучения педагога. К ним относятся: принцип концептуальности; научности; личностной ориентации; дифференциации; перспективности; прогностичности; ситуативности; проблемности.

Принцип концептуальности при организации проектного обучения предполагает в качестве системообразующего фактора, определяющего педагогический процесс в целом, разработку обоснованной целостной концепции повышения эффективности педагогического проектирования с обозначением ключевых направлений, этапов, ожидаемых результатов и ее перспектив. Создание такой концепции позволило смоделировать проектную технологию обучения, каждый элемент которой направлен на решение общих целей и перспективных задач, и в то же время определить частные цели и реализацию педагогического характера.

Принцип научности означает не только требование организации технологического процесса на научном уровне, на знании синтеза науки об образовании. Он предполагает непосредственное сотрудничество научных и педагогических сотрудников на всех стадиях разработки и внедрения проектной технологии обучения.

Принцип личностно-ориентированных педагогических действий обеспечивает приоритет личности педагога и обучающегося в процессе обучения. Разработка нового содержания, методов и форм обучения, создание проектной технологии обучения должно соответствовать интересам и возможностям обучающихся и педагогов.

Принцип дифференциации проектной технологии обучения означает ее разработку и реализацию с учетом уровня подготовленности, образованности, квалификации педагогов и с учетом интересов и перспектив их творческого развития, субъективных особенностей профессиональной деятельности, способностей.

Принцип перспективности проектной технологии обучения подразумевает возможность педагогов объективно оценивать свои личностно-деятельностные особенности для непрерывного развития, овладения новыми технологиями обучения.

Принцип прогностичности определяет «стратегию развития профессионального обучения, взаимодействие данной категории с внутренними образовательными структурами и внешними факторами окружающей среды, с социально-экономическими условиями развития обучающихся» (А.П. Беляева), обеспечивает включение прогностической информации для разработки проектной технологии обучения на основе опережающего решения общих проблем, определяющих стратегию педагогического процесса исходя из развивающихся тенденций и движущих сил профессионального образования.

Принцип ситуативности в разработке проектной технологии обучения требует ориентации педагогического проекта на новшества в законодательно-правовой базе в сфере образования. Педагогический процесс опирается на тенденции развития науки и образования с учетом требований рынка труда, спроса населения на образовательные услуги, корректировать свои планы и программы в области профессионального обучения, проводить маркетинговые исследования в целях диагностики возникающих ситуационных процессов в образовании.

Принцип проблемности определяет организацию проблемной технологии обучения на более высоком уровне, формирование системных (обобщенных) приемов мыслительной деятельности: сравнения, абстрагирования, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей.

В качестве внешних факторов, определяющих функционирование моделируемого объекта, были выделены: социально-экономические условия, определяющие важность развития педагогического процесса; требования рынка труда к уровню профессионализма и профессионально ценным качествам личности; тенденции развития профессионального образования. Данные факторы оказывают непосредственное влияние на личность педагога и обучающегося.

В исследовании разработана модель проектной технологии обучения. Предметом исследования в модели выступает педагогический процесс, непосредственно осуществляемый субъектами обучения, средства, обеспечивающие реализацию проектной технологии обучения во всей своей полноте.

Методолого-теоретические основы проектной технологии обучения включают в себя: принципы профессионально-педагогического образования; инновационные процессы и перспективы развития профессионально-педагогического образования; эффективность развития личности педагогов и обучающихся; частно-педагогические законы и принципы развития творческой активности в проектной деятельности.

Компонентами проектной технологии обучения являются: организационно-педагогические принципы; функции; цели и задачи; виды; содержание проектной деятельности; формы; методы; средства ее осуществления; организационно-педагогические условия, определяющие эффективность проектной деятельности; субъекты [5].

Реализация принципов проектной технологии обучения позволила разработать содержание обучения, обосновать интегрированные комплексы профессиональных знаний, умений.

Процессуальные аспекты проектной технологии обучения включают следующие процедуры: прогнозирование конечных результатов обучения; адаптация содержания обучения к ресурсным возможностям; формирование тезаурусной структуры; выполнение экспертно-аналитических операций; проведение экспертных оценок; разработка научно-методического обеспечения.

В качестве результата проектной технологии обучения рассматривают прогноз развития профессионально-педагогического образования; разработку проектов  педагогического процесса, учебной и нормативной документации; разработку индивидуальных, дидактических проектов.

Таким образом, научно обоснованная проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования включает в себя операции и процедуры содержательного и процессуального характера, выбор которых обусловлен реализацией принципов педагогического проектирования, применением метода структуризации целей, систематизацией учебного материала вокруг содержания параметров деятельности и профессионально-значимых качеств личности.

Рецензенты:

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры технологий сервиса и технологического образования, декан факультета управления и социально-технических сервисов ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Груздева М.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой экономики и информационных технологий Нижегородского института технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского»,  г. Нижний Новгород.