Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USING SIMULATION TO THE INTEGRATION ENVIRONMENTAL AND HEALTH APPROACH IN PREPAPATION FORMED SPECIALIST

Zaplatina O.A. 1 Dubchak V.A. 1
1 Kuzbass State Technical University
The structure of the environmental and health unit in the model of human health. It is proved that the environmental and health approaches aimed at the individual, have as their object the formation of his "healthy behavior." Optimal prerequisites for this are the following: "healthy behavior" will bring a person more or relative personal use; this behavior does not require significant costs (material, time, physical); problems associated with the environmental situation will be resolved, if a society is enhanced approach to health as a holistic, integrative cultural phenomenon. This implies certain prerequisites or stage of formation of ecological healthy behaviors. These assumptions should be guided by the following levels of building a culture of health: preventive (timely information and motivation); educational and practical (possession of information and its application in practice); radical political (changing external circumstances for the introduction of environmental health approaches in order to achieve continuity of environmental education of future specialists). Environmental and health approaches facing the environment should take into account the balance of costs, benefits, and guided by the following criteria: importance of the sphere, which is supposed to have an impact; possibility of obtaining effective results; inevitable imperfections or "side effects"; economic, political and ethical considerations and the value of the financial costs, the resources required for the implementation of the above approaches.
environmental education
environmental health unit model
the model of human health
creating a culture of health levels
integrative cultural phenomenon
environmental and health approaches

Введение

Рассматривая эколого-валеологические подходы как регулятор социальной реальности системы «общество – производство – окружающая среда», обеспечивающей развертывание разнообразных свойств природы, в настоящее время находящихся в достаточно неустойчивом равновесии, а также обусловливающие влияние экологической обстановки на состояние здоровья человека как деятельного общественного субъекта, примем во внимание три основных аспекта: 1) эколого-валеологические отношения, направленные на природу, окружающую среду; 2) эколого-валеологические подходы, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека; 3) преемственность и непрерывное отражение первых двух аспектов в процессе образования и жизнедеятельности людей.

Так, по мнению Н.В. Безручко, все возрастающее загрязнение окружающей среды напрямую связано с развитием производства, которое в свою очередь отражает характер взаимоотношений человека с факторами окружающей среды, обобщенным интегральным показателем качества которой является состояние здоровья человека. Эта взаимосвязь прослеживается в блочной модели экологии человека А.С. Левина (рис. 1).

Рис. 1. Блочная модель экологии человека (по А.С. Левину).

Модель, без сомнения, отражает интеграцию основных взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием окружающего его природного пространства. Однако при опосредованном деятельностном движении (развитии) человека в системе иерархических уровней социальной организации (от микросоциумов к взаимодействию в обществе в целом) в вышерассмотренной модели недостаточно отражена взаимосвязь валеологических знаний, умений и навыков человека и их проецирование на окружающую среду с учетом формирования экологического сознания и потребности сохранения индивидуального, группового и популяционного здоровья в той же иерархической системе – от микросоциумов до общества в целом – и соответствующее отношение к окружающему природному пространству с целью сохранения здоровья планеты.

Принимая во внимание тесную взаимосвязь здоровья человека и экологической обстановки, ряд ученых определяют здоровье как показатель конечного экологического эффекта воздействия природных и антропогенных факторов, формирующих модель здоровья (рис. 2).

Рис. 2. Модель здоровья по С. Varkevisser, 1995.

Анализируя данную модель, можем предположить, что эколого-валеологический блок будет полнее отражен в двух составляющих модели: окружающей среде и образе жизни при тесной их взаимосвязи со здоровьем. Тогда для наиболее полного выражения этих составляющих предлагаем подробнее рассматривать их структуру (рис. 3).

Все это находит органическое отражение в модели структуры антропоэкосистемы, разработанной Б.Б. Прохоровым  (рис. 4). Структура антропоэкосистемы возвращает нас к совершенствованию уровня экологического сознания, а также экологического образования, экологической культуры и культуры здоровья, формирование которых должно характеризоваться преемственностью в сфере технической профессиональной высшей школы.

Рис. 3. Структура эколого-валеологического блока в модели здоровья человека.

Рис. 4. Структура антропоэкосистемы по Б.Б. Прохорову.

Исходя из предложенной структуры эколого-валеологического блока, в условиях модернизации высшего технического образования все эколого-валеологические подходы предлагаем разделить на две большие группы:

  1. направленные на индивида (субъекта воспитательно-образовательного процесса);
  2. направленные на среду, окружающую индивида.

Эколого-валеологические подходы, направленные на индивида, имеют своей целью формирование у него «здорового поведения». Оптимальными предпосылками для этого будут следующие моменты: «здоровое поведение» принесет человеку большую или относительную личную пользу; данное поведение не потребует значительных затрат (материальных, временных, физических); проблемы, связанные с экологической обстановкой, будут разрешаться, если в обществе усиливается подход к здоровью как целостному, культурно-интегративному феномену.

Сподвигнуть будущего специалиста на ведение здорового образа жизни – задача непростая. Она предполагает определенные предпосылки или ступени формирования эколого-валеологического поведения. К ним относятся: осознание проблемы, информированность, мотивация, формирование необходимых умений и навыков, исполнение, поддержка.

Эти предпосылки должны ориентироваться на следующие уровни формирования культуры здоровья населения:

  1. профилактический (своевременное информирование и мотивация);
  2. образовательно-практический (владение информацией и применение ее на практике);
  3. радикально-политический (изменение внешних обстоятельств для внедрения эколого-валеологических подходов с целью достижения преемственности эколого-валеологического образования будущих специалистов).

Эколого-валеологические подходы, обращенные на окружающую среду, должны учитывать соотношение затрат-выгод и ориентироваться на следующие критерии:

  • важность сферы, на которую предполагается оказать воздействие;
  • возможность получения эффективных результатов;
  • неизбежные недостатки или «побочные действия»;
  • экономические, политические и этические соображения и величина финансовых затрат, объем ресурсов, необходимых для внедрения вышеуказанных подходов.

Исходя из вышесказанного, можем отметить необходимость решения проблем эколого-валеологического образования в профессиональной подготовке будущих специалистов путем глобального моделирования процессов, прямо и косвенно касающихся данной области (рис. 5).

Так как эколого-валеологическое образование в техническом вузе должно опираться на нормативно-правовое обеспечение, являющееся важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения здоровья нации, а также рационального природопользования, необходимо обратить внимание, что важнейшей задачей в государственном масштабе остается пропаганда идей устойчивого развития и совершенствования системы «окружающая среда – человек».

Рис. 5. Модель эколого-валеологического образования в подготовке специалистов к будущей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа.

Сухарева И.В., д.и.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа.