Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF INTEGRATIVE PROFESSIONAL SPACE: EXPERIENCE OF THE INSTITUTE OF SOCIAL EDUCATION, URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Larionova I.A. 1
1 FSBEE HPE «Ural state pedagogical university»
Developing the concept of integrative training specialists mobile social and analyzing innovative practical experience of national education on the subject, the author has developed a model of integrative professional space within which the interaction of subjects training. The author indicates those principles of integrative professional space, as systemic integrity, subjectivity, of integrity, diversification, and as the main backbone factor stands the human desire for self-realization. Author identifies three projection multidimensional professional space: organizational structural model, organizational and functional model, organizational and management model. In this article, the author shares the experience of creation of integrative professional space at the Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University.
integrative professional space
integrative training
space
integration

Концепция интегративной профессиональной подготовки мобильных специалистов социальной сферы, разработанная нами на основе теоретического исследования, а также анализа практического инновационного опыта, накопленного в отечественном образовании, состоит в следующем: интегративная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы, актуализирующая у них развитие качеств профессиональной мобильности, требует создания интегративного профессионального пространства, в рамках которого взаимодействие субъектов профессиональной подготовки регламентировано совокупностью интегративных тенденций: общепрофессиональных, организационно-деятельностных, личностно ориентированных.

Под интегративным профессиональным пространством будем понимать определенную системно-структурную целостность, создающую условия для формирования специалиста интегрального типа (уровня), обладающего универсально-синтетическими знаниями и готовностью к осуществлению не только основной, но и смежной деятельности.

Подробнее остановимся на принципах построения интегративного профессионального пространства.

Принцип системности – общая стратегия научного поиска, направление методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Методологическая специфика принципа системности заключается в том, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных связей сложного объекта и сведение их в единую закономерность.

Принцип целостности отражает внутреннее единство объекта, его относительную автономность, независимость от окружающей среды. Понятие целостности характеризует явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное функционирование.

Принцип субъектности предполагает рассмотрение обучающегося с точки зрения его способности быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно осуществлять действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Субъектность – социально ценное качество личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия.

Принцип интегративности предусматривает объединение в одно целое (упорядоченное и структурированное) ранее разъединенных, неупорядоченных явлений, частей, элементов. В процессе интеграции возрастают объем, частота, интенсивность взаимодействия между элементами системы, достигаются большая степень ее целостности, устойчивости, автономия и эффективность действия.

Принцип диверсификации в образовании подразумевает разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, освоение новых видов деятельности.

В качестве системообразующего фактора создания интегративного профессионального пространства выступает стремление человека к самореализации.

Самореализация – это претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей, реализация потенциала личности. Согласно теории А. Маслоу, самореализация достижима лишь в высшей точке, если удовлетворены все другие биологические и социальные потребности. А. Маслоу предположил, что человеческие потребности можно разделить на ряд категорий: физиологические, стремление к безопасности, любви и сопричастности, уважению и самореализации, причем высшие не могут стать важными для личности до тех пор, пока низшие не удовлетворены [3, с. 398].

Полное же раскрытие личностного потенциала обозначается категорией «самоактуализация». А. Маслоу вводит понятие «самоактуализирующаяся личность». Она обладает следующими качествами: лучшим восприятием реальности; лучшим принятием себя, других, окружающего мира; увеличением спонтанности поведения; способностью концентрироваться на проблеме; эмоциональной независимостью; богатой внутренней жизнью; автономией и способностью противостоять социальному натиску; зрелостью чувств; опытом трансперсональных переживаний; лучшим пониманием человека как человека (вне социальных клише); улучшением межчеловеческих взаимоотношений; демократическими признаками в собственном характере; усилением креативности; более объективной системой оценок [1, с. 406].

Итак, нами определены три проекции многомерного профессионального пространства: организационно-структурная модель, организационно-функциональная модель и организационно-управленческая модель.

Организационно-структурная модель профессионального пространства отражает структурный состав каждого компонента пространства. Организационно-функциональная модель показывает взаимодействие компонентов пространства, в рамках которого взаимоотношения участников процесса строятся на принципах наставничества, партнерства и сотрудничества. Организационно-управленческая модель демонстрирует преимущества коллегиального управления процессом интегративной подготовки специалистов.

Остановимся подробнее на организационно-структурной модели профессионального пространства, которая отражает совокупность структур, принимающих участие в профессиональной подготовке (рис. 1).

_шар

Рис. 1. Организационно-структурная модель профессионального пространства

  • Первый компонент – социальное пространство – включает следующие структуры:

- федеральные (Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и др.);

- региональные (Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство социальной защиты населения Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Департамент по делам молодежи Свердловской области и др.);

- муниципальные (Управление образования, Управление здравоохранения, Управление культуры, Комитет по связям с общественными организациями и молодежной политике, Комитет по социальной политике и др.);

- организации-работодатели (учреждения различной ведомственной подчиненности – культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования и др.; центры социального обслуживания населения, центры помощи семье и детям, реабилитационные центры, военные комиссариаты, центры занятости населения, школы-интернаты, детские дома, банки, и др.);

- высшие и средние профессиональные учебные заведения, которые осуществляют подготовку по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа»;

- общественные организации (Свердловская областная организация Всероссийского общества инвалидов, Свердловская областная общественная организация инвалидов военных конфликтов, Свердловская областная детская общественная организация поисковых отрядов, Российская академия искусств и др.).

  • Образовательное пространство – Институт социального образования (Институт).

Институт социального образования является структурным подразделением Уральского государственного педагогического университета. Миссия Института социального образования в области качества заключается в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов социальной сферы в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, общества, государства.

Политика Института социального образования в области качества содержит следующие положения.

I. В своей деятельности мы ориентируемся на выявление и выполнение существующих и перспективных требований всех групп потребителей.

II. Руководство берет на себя обязательства обеспечить качество всех направлений деятельности Института.

III. Основой для непрерывного улучшения качества подготовки специалистов является создание интегративного пространства (его организационно-структурный, организационно-функциональный и организационно-управленческий уровни) профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

IV. Преподаватель – ключевая фигура, гарантирующая качество образования.

V. Повышение качества работы Института – наше общее дело. Поставленных целей мы добиваемся посредством внедрения и обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством, основанной на принципах и требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

VI. Наши студенты активно участвуют в жизни Института.

VII. Мониторинг качества – основа для непрерывного совершенствования качества подготовки специалистов. Систематический анализ деятельности Института позволяет постоянно оценивать собственные возможности и достигнутые результаты по удовлетворению требований заинтересованных сторон.

Основные направления деятельности Института: реализация основной образовательной программы; подготовка кадров в рамках дополнительного общего и профессионального образования; подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров; научно-исследовательская деятельность; воспитательная работа и социальная поддержка работников и обучающихся; международное сотрудничество; административно-управленческая деятельность; осуществление механизма гарантий качества образования в соответствии с основными интегративными тенденциями профессионального образования.

Цель деятельности Института социального образования – подготовка специалиста, способного самостоятельного создавать условия для своей самореализации (профессиональной, творческой, научной, учебной, личностной и т.д.), что обеспечивает его востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие личности специалиста путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидных и личностных потенциалов.

Основные задачи деятельности Института:

  1. Участие в национальном проекте «Образование», в том числе на основе совершенствования качества образования, обеспечение региона квалифицированными специалистами через освоение различных профессионально-образовательных программ.
  2. Проведение научных исследований в рамках федеральных, региональных и областных программ, по заказам государственных органов, научных учреждений, учреждений образования и др.
  3. Совершенствование всех форм подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта; целенаправленное внедрение инноваций в образовательную деятельность; дальнейшая разработка и внедрение новых образовательных программ и новых специализаций и др.

В своей деятельности Институт социального образования опирается на требования следующей нормативно-правовой документации: Положение об Институте социального образования УрГПУ, положения о структурных подразделениях, положения о коллегиальных органах управления, положения о видах деятельности Института, методические рекомендации и др.

В организационную структуру Института на момент проведения исследования входили: дирекция, факультет социальной педагогики и социальной работы, отделение связей с общественностью и рекламы, очное отделение, заочное отделение, кафедра социальной педагогики, кафедра истории и теории социальной работы, кафедра технологий социальной работы, кафедра рекламы и связей с общественностью, лаборатория информационных технологий, Центр сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников Института, отдел научно-исследовательской работы, отдел воспитательной работы, отдел качества, сектор дополнительного образования и сектор практики.

Остановимся подробнее на деятельности тех структур, которые были созданы в рамках интегративного профессионального пространства в связи с реализацией интегративной профессиональной подготовки специалистов.

Центр сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников Института социального образования (Центр). Центр был создан с целью содействия личностному и профессиональному росту студентов на основе культурно-исторических традиций отечественной педагогики и психологии, с учетом достижений Института в учебной и воспитательной работе; формирования и развития благоприятного психологического климата в студенческих коллективах и в Институте; оказания профессиональной психологической и педагогической помощи всем заинтересованным лицам, учреждениям и организациям.

Центр решает следующие задачи: психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов; оказание студентам психологической помощи в индивидуальной и групповой формах работы; профилактика девиантного поведения студентов через актуализацию потребности в духовно-нравственном развитии, самопознании, саморегуляции; организация и реализация психопрофилактических мероприятий на основе прогнозирования динамики профессиональных, возрастных и социально-психологических проблем; участие в разработке и проведении системы мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения студентов и др.

Отдел воспитательной работы. Целью работы отдела является реализация концепции, задач и направлений внеучебной и воспитательной деятельности.

Задачи отдела: совершенствование качества организации и планирования воспитательной работы с учетом мнения студентов и преподавателей Института; разработка и внедрение инновационных направлений и технологий воспитательной деятельности; создание условий для формирования оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, самовыражения, саморазвития и творческой самореализации личности; сохранение и развитие традиций Института; совершенствование нормативно-правовой базы, развитие и поддержка работы органов студенческого самоуправления и студенческих инициатив; систематический мониторинг состояния воспитательной работы и учет его результатов в практической деятельности и др.

Отдел качества. Основные задачи отдела: разработка политики Института в области управления качеством образования; разработка и внедрение системы управления качеством образования в Институте на основе международных стандартов и методов всеобщего управления качеством; разработка функциональной схемы оказания образовательных услуг; создание системы и механизма оценки качества образования в Институте. Контроль за соблюдением требований к системе управления качеством, а также требований и норм государственных образовательных стандартов Российской Федерации (по направлениям и специальностям); подготовка к сертификации и ресертификации системы менеджмента качества Института и др.

Основные направления деятельности отдела: разработка, внедрение и совершенствование системы управления качеством в Институте, поддержка ее целостности; разработка документации системы управления качеством образования; разработка и внедрение мероприятий по повышению качества образования, обеспечению его соответствия современному уровню развития науки, потребностям рынка, требованиям ГОС ВПО; разработка и внедрение нормативов, показателей, регламентирующих качество образования, наиболее эффективных методов контроля; организация и проведение проверок качества оказания образовательных услуг, мониторинговых исследований качественных показателей подготовки специалистов и функционирования основных и вспомогательных процессов в Институте и др.

Сектор мониторинга. Целью работы сектора мониторинга являются измерение и мониторинг процессов в Институте и результата образовательного процесса, а также анализ соответствия их качества установленным показателям.

Сектор мониторинга решает следующие задачи: сбор и анализ сведений для оценки деятельности Института в целом (динамика развития, сравнение с показателями, предлагаемыми Федеральным агентством по образованию, а также критериями ведущих вузов России и др.); процессов управления (планирование, внутренние аудиты, мониторинг процессов и продукции, корректирующие, предупреждающие действия, управление несоответствиями); основных процессов Института (теоретическая подготовка, социокультурная подготовка, практическая подготовка, научно-исследовательская подготовка); обеспечивающих процессов (управление документацией, управление персоналом, управление информационными ресурсами, управление материально-техническими ресурсами, управление финансовыми ресурсами, обеспечение безопасности) и др.

Отдел международных связей. Основными задачами международного сотрудничества Института являются: подготовка договоров и соглашений о сотрудничестве с иностранными и российскими партнёрскими учреждениями, организациями и обеспечение их исполнения; осуществление международных коммуникаций Института; реализация программ дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, культурных обменов и поддержка мобильности; организационное обеспечение реализации международных научно-образовательных проектов, конференций и семинаров на базе либо с участием Института и внедрения результатов научно-образовательных программ международного сотрудничества в учебно-научный процесс и др.

  • Третий компонент интегративного профессионального пространства – Я-пространство.

Субъективность восприятия – важная характеристика профессионального пространства. Н.М. Борытко замечает: «то, что для одного человека воспринимается как пространство, служит ценностью, пределом, имеет определенные очертания, границы, для другого – бесформенное "нечто", невоспринимаемое и незначимое, то есть пространством не являющееся» [2, с. 105].

В результате самоопределения студент выстраивает систему смыслов, «смысловое поле» или внутреннее «смысловое пространство». Формами организации этого внутреннего пространства могут выступать миропонимание, Я-концепция, самосознание, направленность личности.

Я-концепция – относительно устойчивая сумма взглядов, в большей или меньшей мере осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Я-концепция, как предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если это заведомо невозможно) и др. [5, с. 692]. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, – одно из важнейших условий профессиональной подготовки специалиста.

Субъектное пространство саморазвития не позволяет разрушить целостность человека, его саморазвития. Смысл развития как раз и обнаруживается в движении человека от частичного, ориентированного на определенную функцию, к целостному, разностороннему, направленному на полноценную самореализацию в системе жизнедеятельности [5, с. 106].

Учет индивидуально-типологических особенностей личности в профессиональной подготовке специалиста поможет в реализации индивидуального подхода к обучающемуся; формировании личностной готовности к профессиональной деятельности; развитии профессионально важных качеств; создании условий личностного и профессионального роста; выстраивании системы межличностного взаимодействия; преодолении трудностей этапа адаптации к вузу; соблюдении соотношения уровня актуального и зоны ближайшего развития личности; максимальном содействии в самопознании, самоопределении, самовыражении и самореализации личности студента.

Следующее подпространство целостной модели профессионального пространства – организационно-функциональное, оно отражает взаимодействие субъектов интегративной профессиональной подготовки (рис. 2).

три шарика посл

Рис. 2. Организационно-функциональная модель профессионального пространства

В рамках данного подпространства определяются направления интегративной профессиональной подготовки специалистов (теоретическое, практическое, научно-исследовательское, социокультурное) и направления развития Института (реализация основной образовательной программы; подготовка кадров в рамках дополнительного общего и профессионального образования; подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров; научно-исследовательская деятельность; международное сотрудничество; административно-управленческая деятельность; осуществление механизма гарантий качества образования в соответствии с основными интегративными тенденциями профессионального образования), кроме того, создается система учебно-методического, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационного, финансового, нормативно-правового обеспечения и задается направленность интегративной профессиональной подготовки, которая связана с формированием у всех субъектов взаимодействия (заинтересованных сторон) общечеловеческих, профессиональных и личностных ценностей, отвечающих требованиям социального общества и профессионального сообщества.

Важным фактором формирования интегративного профессионального пространства является взаимодействие всех его компонентов. Если институт образования представляет собой закрытую образовательную систему, решая проблему профессионального образования только исходя из своих собственных ресурсов (программ, проектов, материально-технического и кадрового обеспечения), то говорить о целостном профессиональном пространстве не представляется возможным. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия всех компонентов пространства можно успешно решать задачи подготовки мобильных социальных педагогов и специалистов социальной работы.

Следующее подпространство интегративного профессионального пространства – организационно-управленческое, которое демонстрирует преимущества коллегиального управления процессом интегративной подготовки специалистов (рис. 3).

Третее пространство_14

Рис. 3. Организационно-управленческая модель профессионального пространства

Социальное пространство включает структуры, обеспечивающие поддержку интегративной профессиональной подготовки специалистов – координационный совет, ассоциацию выпускников, попечительский совет, ученый совет УрГПУ, учебно-методические объединения по специальностям и др.

Образовательное пространство представляют структуры, которые непосредственно включены в реализацию интегративной профессиональной подготовки специалистов – совет по практике, научно-методический совет, совет по качеству, учебно-методический совет, совет аспирантов и др.

Основу Я-пространства составляет студенческий совет, который включает совет наставников, совет старост, совет кураторов, совет научно-исследовательской работы студентов (студенческая академия наук).

Основная тенденция современной реальности в области высшего и среднего профессионального образования – это раскрытие творческого потенциала будущего специалиста, усиление личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, а также за решение конкретных проблем. Одним из условий полноценного активного социального развития личности будущего специалиста является создание различных форм коллективной самоорганизации. Процесс обновления студенческого самоуправления направлен на придание ему социально-практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.

Современное студенческое самоуправление сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:

  • стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном направлениях;
  • стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;
  • стать средством социально-правовой самозащиты.

Во-первых, студенческое самоуправление является одной из форм воспитательной работы вуза, которая направлена на формирование самодостаточной, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Во-вторых, студенческое самоуправление – это и одна из форм молодежной политики Российской Федерации, проводимой в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного исследования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

Выделим основные функции органов студенческого самоуправления Института социального образования: взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных структурных подразделений УрГПУ, учебных заведений региона; поиск и включение в общественную работу социально активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений; участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в Институте; участие в системе обеспечения и контроля качества подготовки специалистов; представление интересов студентов на всех уровнях; разработка и реализация собственных социально значимых программ и поддержка студенческих инициатив; создание единого информационного пространства для студентов, преподавателей и сотрудников Института; профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде; взаимодействие с правоохранительными органами; трудоустройство; участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях; участие в поддержке студенческих семей; участие в поддержке малообеспеченных категорий студентов; организация досуга, отдыха и оздоровления студентов; анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения; выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на уровне Института, Университета; взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и др.

Взаимодополняющая (интегративная) педагогическая деятельность всех структурных подразделений Института социального образования УрГПУ была признана на всероссийском и международном уровнях. Сертифицированная система менеджмента качества, в соответствии с требованиями ИСО 9001: 2000 в области действия «Проектирования и реализации образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования», подтвердила политику и миссию Института в области качества системы профессиональной подготовки специалистов в рамках интегративного профессионального пространства (сертифицирующий орган – TUV NORD Германия).

Рецензенты:

Казаева Е.А., д.п.н, профессор кафедры психологии и социальной педагогики Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Дегтерев В.А., д.п.н., профессор кафедры истории и теории социальной работы Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.