Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ROC AS ACTOR OF MODERN SOCIAL-POLITICAL PROCESS

Alekseev N.V. 1
1 «Moscow University for the Humanitaries»
Рассмотрено влияние Русской православной церкви в мировом политическом процессе и в общественно-политической жизни России. Работа представителей РПЦ в межгосударственных институтах власти, эпохи глобализации, ассоциируется с отстаиванием принципов гуманизма. Глобализация создала перед человечеством новые проблемы, решением которых занимаются различные акторы в мировой политике, в том числе и религиозные конфессии. Руководство РПЦ активно лоббирует свою позицию: по защите прав и свобод граждан. РПЦ является одним из возможных акторов в общественно-политической жизни России, способных оказывать влияния на общественно-политическое сознание и на принятие решений институтов государственной власти. Решением данной проблемы активно занимаются также и другие религиозные организации. Политические элиты РФ и руководство РПЦ совместно участвуют в мировом политическом процессе, в том числе и при принятии решений, связанных с поддержкой миротворческой деятельности. Глобализация сыграла свою роль в артикуляции симфонии властей в России. Общественно-политическое функционирование РПЦ пользуется популярностью среди политических элит России, которые рассчитывают на ведение конструктивного диалога. РПЦ является самостоятельным субъектом в общественно-политической жизни. Решения, принимаемые религиозными деятелями, находят поддержку среди общественности.
Russian Orthodox Church influence in world political process and in social-political life of Russia is considered. Work of representatives of ROC at interstate institutes of the power, a globalization era, associates with upholding of the principles of humanity. Globalization created the new problems which decision various actors in world politics including religious faiths are engaged before mankind. The management of ROC actively lobbies the position: on protection of the rights and freedoms of citizens. The ROC is one of possible actors in social-political life of Russia, capable to have impacts on social-political consciousness and on decision-making of institutes of the government. In the solution of this problem actively are engaged as well other religious organizations. Political elite of the Russian Federation and the management of ROC in common participate in world political process, including at the decision-making, connected with support of peacekeeping activity. Globalization played a role in an articulation of the symphony of the authorities in Russia. Social-political functioning of ROC is popular among political elite of Russia which count on conducting constructive dialogue. The ROC is the independent subject in social-political life. Decisions made by religious figures find support among the public.
political class
political elite
ruling class
globalization
Russian Orthodox Church
decision-making
political process
political power
lobbyism

Современное общество находится на новом этапе развития, особенностью которого является целенаправленное усиление глобализационных процессов. Стабильное развитие и изменение общественно-политических институтов власти в международных отношениях в условиях глобального мира становится политической действительностью [1, с. 32-41]. Активными участниками в международных отношениях становятся религиозные организации, которые целенаправленно стремятся к воплощению в жизнь духовных канонов. Одним из массовых общественно-политических институтов власти в современной России является РПЦ. Сотрудничество РПЦ с органами государственной власти в мировом политическом процессе основывается на принципе сохранения стабильности и мира во всем мире. Поэтому проблемы национальной безопасности для многих религиозных деятелей служит приоритетной задачей. Одним из основных документов, который регламентирует позицию РПЦ по проблемам глобализации и международным отношениям, является - основы социальной концепции. Религиозные деятели также в своих выступлениях и работах отстаивают позицию своего вероисповедания. Участие представителей РПЦ в международных организациях, форумах, дискуссиях и т.д. получило положительный отзыв среди руководства страны, которое прежде всего нацелено на ведение конструктивного диалога [7, с. 199-202].

Глобализация как основа нового мирового порядка во всем мире характеризуется следующей особенностью, как непрерывный, устойчивый и неоднозначный процесс. Важной проблемой для сторонников глобализации стало определение путей и методов строительства единого глобального мира. Поэтому среди исследователей, занимающихся проблемами глобализации, - Д. Бхагвати, Д. Стиглиц, Д. Бэлл - появляются как сторонники, так и противники данных процессов. Одной из важнейших особенностей глобализации является массовое развитие информационных технологий в общественно-политической жизни или, по выражению Б. Усманова: «новое видообразование, которое впору считать политической индустрией. Государственные деятели, политические лидеры и организации срочно осваивают глобальное, безграничное по ресурсам общения пространство, способное в рамках реального времени собрать, объединить, организовать великое число людей в самых разных точках страны или планеты» [9, 81]. Политические интересы правящих классов в этих условиях разнородны и амбивалентны, но связаны с контролем информационных потоков, с целью не допустить дезорганизации существующей системы и укрепить авторитет государственной власти перед международным сообществом. Поэтому некоторые государственные лидеры пытаются через международные органы власти апробировать идеи согласия и мира с учетом национальной самоидентификации. По вышесказанному, В. Мошняга выделил следующее, что глобализация культурных обменов привела, наряду с унификацией норм и известных правил поведения, к пробуждению самосознания, этнического и национального; лингвистические и национальные сообщества энергично защищают символы своей самобытности [4, 306]. Регионализация стала составляющей чертой глобализации, актуальной особенностью которой становится активизация локальных общественно-политических институтов власти и национально-этнических групп на мировом поле.

Следующим одним из возможных факторов дезорганизации коллективного сознания служит массовое распространение манипулятивной информации, способной постепенно разрушить национальные устои и усилить межнациональные розни. Сторонники глобализации стремятся к манипулятивному внедрению в общественном сознании идею общества потребления. Исследователи А. Горелов и Т. Горелова в связи с этим выделили: «Человек Потребляющий не возникает стихийно, он создается господствующей идеологией... Цель - изменить сознание человека, уничтожив в нем высшее измерение и превратив в одномерное существо, массового потребителя, алчущего и глупого» [3, 38]. По вышесказанному ученый А. Богданов, который занимался проблемами всеобщей организационной науки, считал, что подражание в рамках той или иной системы возможно лишь с учетом наличия общих однородных принципов. Если же нет общих однородных принципов, то дальнейшее существование системы невозможно. Поэтому, перенимая опыт других стран в развитии общественно-политического устройства страны, необходимо понимать, что подражание возможно только в рамках определенных возможностей, а не всего механизма в целом, следовательно, требуется учитывать опыт российского социально-политического наследия.

При исследовании глобализационных процессов необходимо учитывать сложившуюся политическую обстановку на мировом поле и требуется более детально исследовать концепции политических групп, которые способны влиять на векторы принятия решений в государственной политике тех или иных стран. Профессор Ю. Головин в связи с этим подчеркнул: «В условиях разворачивающегося кризиса для государства и его структур особенно важной становится обратная связь с населением. Она позволяет власти своевременно улавливать тенденции развития общественных процессов, производить коррекцию управленческих решений, канализировать накопившееся общественное напряжение» [2, 46]. Политический класс в общественно-политической жизни страны проводит политику поддержания традиционных институтов власти (религиозные конфессии), которые в целом способны проводить артикуляционные идеи в общественном сознании. На сегодняшний день РПЦ как общественно-политический институт власти является самостоятельным субъектом в политической жизни и имеет свою позицию по многим спорным вопросам. Стоит помнить, что с отсутствием сильной центральной власти постепенно может обостриться проблема государственного суверенитета. Социально-политический опыт единения светской и духовных властей создавал дополнительные стимулы в развитии государственных систем.

Глобализационные процессы стимулировали развитие неоднозначных подходов и методов во взаимоотношениях государств с религиозными организациями. Выделим, что участие тех или иных религиозных конфессий в мировом политическом процессе определяется посреднической деятельностью с локальными институтами государственной власти. Так или иначе, участие религиозных организаций в мировой политике позволяет говорить о возможном развитии основ гражданского общества и моральных политических ценностей. Одним из наиболее авторитетных акторов в общественно-политической деятельности в современной России является РПЦ. Исследование, проводимое ВЦИОМ с октября 2012 г. по октябрь 2013 г. по уровню одобрения деятельности общественных институтов власти, продемонстрировало следующее: РПЦ на протяжении года занимает лидирующие позиции по опросам среди граждан. Рядом находятся только СМИ и российская армия. По уровню неодобрения среди граждан наименьший показатель у РПЦ, далее следуют СМИ, российская армия и общественная палата. В процентном соотношении уровень одобрения РПЦ в течение года колебался от 60-70%, неодобрения от 14-19%; СМИ одобрение от 54-60%, неодобрение от 27-33% и т.д. [6]. РПЦ в современных условиях продолжает ассоциироваться среди масс как носитель моральных ценностей, следовательно, его участие в международных делах скорее всего является составляющим процессом государственной политики. Политическая действительность доказывает, что РПЦ как актор в межгосударственных отношениях имеет огромный потенциал для будущих поколений. Правящий класс и политические элиты стремятся вести взаимовыгодный конструктивный диалог с этим институтом власти и заручиться его поддержкой с целью сохранения стабильности существующих порядков.

Политические элиты для удержания власти во внешней и во внутренней политике используют разнообразные приемы, связанные с изменением общественного сознания людей, в том числе и вмешательство в духовную жизнь. Исследователи А. Костина и В. Межуев пришли к выводу, что при глобализационных процессах происходит кризис самоидентификации человека, казуальной связью которого является массовая культура, духовный кризис, унификация культурных ценностей, которые усугубляют в обществе неравенство возможностей. Особенностью глобализации также исследователями отмечается тесная казуальная связь с постмодерном, поэтому О. Шабров считает, что в условиях постмодерна государство может утратить свое значение в качестве фактора объединения нации. Центральным элементом, способным объединить нацию, может стать культура, которая в этих условиях способна противодействовать делегитимизации власти. Для правящего класса одним из возможных традиционных элементов в культуре является возрождение православия. Работа представителей РПЦ в этих условиях направлена на проповедование принципов гуманизма и против манипулирования общественным сознанием. В этом и заключается историческая значимость данной духовно-нравственной религиозной организации. Интересы православных священнослужителей в эпоху глобализации основаны на методах артикуляции социально-политических ценностей в общественном сознании. Поэтому взаимодействие РПЦ и государства в международных отношениях становится политической реальностью, основанной на функционировании и координировании организационных механизмов для поддержания стабильности существующей системы. Западные и российские исследователи, изучающие данные механизмы, заговорили о существовании симфонии властей. Стоит отметить, что в основной своей массе религиозные конфессии являются апологетами и сторонниками консервативной политики. К примеру, Г. Хорина о вышесказанном пишет следующее: «консерватизм понимается как обозначение идейно-политических течений, опирающихся на принципы традиций и преемственности в социальной и культурной жизни... отстаивание эволюционного развития» [10, 84]. Общественно-политическая работа руководства РПЦ направлена на воплощение в жизнь опыта прошлого, а также систематизацией новых задач необходимых для настоящего и будущего, в основе которого является эволюционный путь развития. Представители православной веры как непосредственные участники общественно-политической жизни и как последователи религиозной организации РПЦ способны вести конструктивный диалог и отвечать вызовам времени. Потому что для гармонии в общественно-политической жизни необходимо взаимное сосуществование светских и духовных властей, отмечают религиозные деятели. Отметим, что среди многих граждан России преобладает ассоциативные установки религиозной приверженности к православной вере. В связи с этим некоторые политики, отметим депутата от Единой России Е. Мизулину, которая стремится закрепить господствующее положение православия на законодательном уровне. Выделим, что традиционными факторами формирования национальной идентичности в России являлись и другие религиозные вероисповедания.

Использование информационных технологий для различного рода манипуляций в политических процессах эпохи глобализации основано на распространении ксенофобских установок, главной особенностью которых является конкурентная борьба. Представители РПЦ отметили противоречивость такого подхода в международных отношениях, так как только при совместном диалоге можно достичь духовного и политического консенсуса. Представители РПЦ в международных отношениях поддерживают принцип признания территориальной целостности и суверенитета народов мира. РПЦ сегодня можно отнести к одному из авторитетных мировых акторов в общественно-политической жизни. Участие в международных отношениях началось с давних времен и продолжается по текущий день. Общественно-политическая работа РПЦ в мировом сообществе нацелена на урегулирование кризисных тенденций. В. Мошняга выделил, что ЮНЕСКО содействует диалогу культур и цивилизаций в духе его открытости, с тем чтобы люди находили общий язык независимо от культурной самобытности в интересах культуры мира, прав человека и развития человеческого потенциала в условиях глобализирующегося мира [4, 306]. Православные активисты становятся постоянными участниками и представителями в Генеральной ассамблее ООН, Юнеско и в др. организациях. Участие религиозных деятелей в этих организациях позволяет вести посредническую деятельность, главной особенностью которого становится принятие равноправных решений. Концепции военного вмешательства религиозными деятелями рассматриваются неоднозначно и могут быть одобрены только против агрессивно настроенных стран. При РПЦ имеется специальное подразделение, которое занимается международными вопросами - Отдел внешних церковных связей (ОВЦС). Работа ОВЦС характеризуется с реализацией назревших задач перед священнослужителями.

Активизация представителей РПЦ в международных отношениях связана с наступлением многополярности в глобальном мире, которое подразумевает под собой участие многих акторов в мировой политике. Внешнеполитические интересы Российского государства и РПЦ в международных делах часто совпадают, так как определенные сферы общественно-политической жизни связаны с функциями по защите прав и свобод граждан, сохранение и распространение культурно-исторического наследия народов мира, национальная безопасность, поддержание мира, благотворительность, торговые отношения и т.д. Ассоциация Москва - Третий Рим продолжает пользоваться авторитетом среди некоторых деятелей, которое подразумевает тесное сотрудничество духовной и светской власти. Из епархиальных докладов за 2011-2012 гг. можно проследить следующую казуальную связь, как постепенное целенаправленное усиления церковного влияния во внешней и во внутренней общественно-политической деятельности. К примеру, за 2011г. было образовано 29 епархий, из них 23 только в России, то в 2012 образовано 35 епархий только в России. В свою очередь усиление позиций РПЦ во внешней политике характеризуется тесным сотрудничеством с органами государственной власти, которые стремятся оказывать всяческую поддержку в тех или иных ситуациях. К примеру, через посредническую деятельность с МИД РФ руководство РПЦ может открывать епархии в более отдаленных странах, с целью налаживания сотрудничества с другими религиозными организациями, а также содействуют объединению православных мирян и российских граждан в мире. Кроме этого МИД РФ оказывает поддержку представителям РПЦ в миссионерской деятельности. Православные деятели и государственные служащие МИД РФ совместно лоббируют концепцию содействия организации курсов русского языка в заграничных приходах, которая позволяет сохранить национально-культурные традиции в отдаленных уголках мира.

Руководство РПЦ в связи с кризисной ситуацией на Ближнем Востоке, в результате которого угрозе подвергнуто мирное сосуществование граждан, стало более активно проводить в международном сообществе лоббистские идеи защиты прав и свобод не только граждан, но и религиозных конфессий. События, связанные с похищением православных священников в Сирии, вызвали резкий протест со стороны МИДа РФ и РПЦ. Патриарх Кирилл с рабочими поездками посетил Сирию и Ливан, где встречался с политическим и духовным руководством этих стран, дав им ценные советы с возможными вариантами выхода из кризисной ситуации. Арабская весна на Ближнем Востоке поставила под угрозу мирное сосуществование христиан и мусульман. Решение данного вопроса требует всеобщих организационных усилий мирового сообщества с целью не допустить межрелигиозной розни. Поездки православных деятелей на Ближний Восток также вызвано угрозой благополучного жития христиан. Председатель ОВЦС митрополит Иларион в связи со сложившейся ситуации вокруг Сирии заявил следующее: «Мы активно выступали против готовившихся бомбардировок Сирии американской авиацией. Совокупные усилия и политических, и религиозных лидеров сыграли роль в том, что эти бомбардировки были отменены» [7]. Религиозные организации являются одними из акторов в политике, способных оказывать влияния на мировое сообщество. Представители РПЦ стали постоянными участниками в ООН по сирийском вопросу и продолжают вести активную работу по мирному урегулированию кризисной ситуации на Ближнем Востоке. Православные деятели считают, что конструктивное развитие отношений между странами Запада и Востока является важным фактором в формировании межрелигиозной гармонии.

Общественно-политические интересы, преследуемые руководством РПЦ в международном сообществе, направлены на укрепление межрелигиозных ценностей и традиционных устоев в эпоху господства глобализационных процессов. Отметим, что такую позицию представителей православной веры во внутриполитической деятельности одобряет не только правящий класс, но и многие политические группы. К примеру, парламентские фракции в Государственной Думе категорически не выступили против такой работы, а совместно лоббируют некоторые инициативы религиозных деятелей. Участие религиозных деятелей в общественно-политической жизни является важным этапом в развитии демократических институтов власти в стране [8, с.172-178]. Таким образом, правящие элиты постсоветского пространства поняли, что РПЦ является одним из возможных традиционных общественно-политических институтов власти, способных объединить и возродить могущество государства. Характерную особенность в прошлом столетии описывал религиозный философ Н.А. Бердяев. Он констатировал тот факт, что церковь как традиционный социальный институт оказалась сильнее, чем церковь как мистический организм». Глобализационные процессы поставили перед представителями РПЦ множество новых вопросов, решение которых требует своевременного исполнения, но с учетом политических реальностей. РПЦ обладает всеми необходимыми функциями и возможностями, которые способны оказать плодотворное влияние на развитие государства Российского.

Рецензенты:

Буренко В.И., д.полит.н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Луков В.А., д.филос.н., профессор, проректор по научной и издательской работе Московского гуманитарного университета, г. Москва.