Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

CURRENT STATUS OF TRADE BETWEEN LIBYA AND THE EUROPEAN UNION

El sead M.E. 1
1 V.N.Karazin Kharkiv National University
Статья посвящена анализу современного состояния торгово-экономических отношений Ливии с торговыми партнерами - ЕС в период политико-экономических и социальных трансформаций ливийского государства. Из-за обнаружения запасов нефти в конце 1950 - х годов Ливия вступила на путь экономического процветания. Уже к середине 1960- х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. Выявлено, что Ливия является единственной средиземноморской страной - за исключением Сирии – которая до сих пор не заключила соглашения о свободной торговле с ЕС, несмотря на это, двусторонняя торговля является динамичной с определенной асимметрией в сторону энергетического экспорта. Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество Ливии и ЕС в период ливийского вооруженного конфликта почти не развивалось, вместе с тем идентифицированы основные перспективные направления дальнейшего развития европейско-ливийских экономических отношений.
This article analyzes the current state of trade and economic relations with Libya´s trading partners - the EU and Ukraine in the period of political, economic and social transformations of the Libyan state. Due to the discovery of oil reserves in the late – 1950’s Libya embarked on the path of economic prosperity By the mid - 1960s with the development of oil fields in Libya stood on a par with countries such as Venezuela, Kuwait and Saudi Arabia. The article revealed that Libya is the only Mediterranean country - except Syria - which has not yet entered into a free trade agreement with the EU, in spite of this, the bilateral trade is dynamic with a certain asymmetry of energy exports. Bilateral economic and trade cooperation between Libya and Ukraine during the Libyan armed conflict almost did not develop, however, it’s identified the main prospective directions of further development of European - Libyan economic relations.
energy resources
economic growth
political and military crisis
the structure of the national economy
globalization
WTO
the European Union
free trade zone
the traditional economic relations
scientific - technical cooperation

Введение. Гражданская война в Ливии стала крупнейшей по количеству жертв конфликта в ходе Арабской весны. Страна претерпела большой экономический ущерб. Прямым следствием конфликта стал фактический развал страны. Также следствием гражданской войны стала дестабилизация в других странах региона. Результатом войны стало уничтожение ливийской государственности. Вместе с тем, в процессе восстановления и обновления национальной экономической системы Ливии важную роль играют научные работы, направленные на тщательное исследование новых перспектив торговых отношений Ливии с традиционными для страны торговыми партнерами и предложения новых концепций развития экономических отношений страны.

Именно это обуславливает актуальность выбранной темы и предусматривает всестороннее исследование торгово-экономических отношений современной Ливии.

Через имманентно сложную политическую ситуацию в Ливии, в академических кругах исследованию экономических процессов в этой стране посвящены многочисленные работы преимущественно западных экономистов, среди которых следует выделить С. Колуччело [8], С. Массе [8], С. Ричардсона [11] и т.д.

В украинской научной литературе исследуются преимущественно политические и военные процессы, происходящие в Ливии. В частности, С.М. Палинский [3] отмечает, что очень важно международному сообществу не оставить Ливию наедине со своими проблемами, предоставить неотложную помощь в борьбе против повстанцев, чтобы завершить начатый процесс, не упустить ситуацию из-под контроля. Для Ливии сейчас важнее стабилизировать ситуацию, дать возможность народу вернуться к нормальной жизни [3]. Мы согласны с этим выводом и считаем приоритетным для восстановления ситуации в Ливии именно нормализацию торговых отношений страны, в частности с традиционным партнером – ЕС, а также с Украиной и Россией с которыми существуют устойчивые отношения, которые были заложены еще во времена СССР.

Целью данной статьи выявить тенденции и перспективы развития торговых отношений Ливии с экономическими партнерами, в частности с ЕС.

Результаты исследования. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, экономика Ливии по итогам 2014 года сократится на 5 % из-за серьезных проблем в сфере нефтедобычи.

До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Большая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, малопродуктивном из-за дефицита атмосферных осадков и нехватки пригодных для обработки земель. С обнаружением запасов нефти в конце 1950-х годов Ливия вступила на путь экономического процветания. Уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения вырос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставил далеко позади все другие отрасли хозяйства, однако политический кризис и начало гражданской войны серьезно затормозили эти процессы [5].

Результатом гражданской войны стал фактический развал Ливии как единого государства. Реальная власть в стране принадлежит множеству ополчений, созданных по территориально-племенной принципу [4].

Вместе с тем, в течение длительного периода времени главным торгово-экономическим партнером для Ливии оставался Европейский Союз. Отношения между Европейским сообществом и Ливией до сих пор проводились с учетом особенностей правовой базы, которая регулировала двусторонние отношения.

Несмотря на политическое противостояние, торговые отношения с ЕС развивались динамично (рис. 1). Переговоры о рамочном соглашении между ЕС и Ливией начались в ноябре 2008 года. Цель состояла в том, чтобы включать подписать соглашение о свободной торговле, что охватывает торговлю товарами, услугами и инвестициями. Это позволило бы обеспечить новые экспортные возможности и высшее юридическое предсказуемость для экспортеров ЕС, в основном в таких областях, как услуги, государственные закупки и сотрудничество буровых рынках [9].

Рис. 1 Динамика экспорта и импорта Ливии с ЕС

Однако, после событий 2011 года в Ливии переговоры были прекращены. Таким образом, Ливия является единственной средиземноморской страной – за исключением Сирии – до сих пор не заключила соглашения о свободной торговле с ЕС.

Несмотря на прекращение переговоров по подписанию соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, торговля имеет определенные отличительные характеристики. В течение длительного периода времени (с 2003 по 2008 год) экспорт в ЕС интенсивно увеличивался, через растущие потребности европейской экономики в энергоносителях. ЕС до сих пор остается главным партнером Ливии. Первым спадом в двусторонней торговле является период мирового финансово-экономического кризиса, после которого наблюдался подъем к событиям Арабской весны 2011.

Рис. 2 Структура экспорта Ливии в ЕС

Анализируя структуру ливийского экспорта (рис. 2), следует подчеркнуть, что он почти на 100% носит сырьевой характер. Это обуславливает высокую волатильность ливийского экспорта через прямую зависимость от внешних факторов спроса внутри ЕС.

Рис. 3 Структура ливийского импорта из ЕС

Противоположная ситуация наблюдается с ливийским импортом с ЕС (рис. 3). Наряду с традиционными товарными позициями – машиностроением, химией, лубрикантами, ЕС экспортирует пищу, напитки и табак и продукцию сельского хозяйства.

Следует отметить, что объемы импорта из ЕС в постконфликтный период полностью восстановлен (рис. 1).

Ливия не является членом ВТО. Переговоры о присоединении Ливии в ВТО начались в 2004 году. Переговоры по Рамочной соглашении о торговле между ЕС и Ливией могли бы стать стимулирующим фактором к ливийской вступления в ВТО.

Таким образом, мы считаем, что заключение соглашения о свободной торговле с Ливией приведет к увеличению согласованности торговой политики ЕС в регионе, закрыв брешь в создании зоны свободной торговли Евромед ( TheEuro – MediterraneanPartnership ).

Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество Ливии и Украины в период ливийского вооруженного конфликта почти не развивалось. Поэтому пока не удалось реализовать некоторые из ранее планируемых проектов, в частности, о начале работы постоянно действующей выставки оптовой продажи товаров украинского производства в Ливии, инвестирования в ливийские промышленные зоны. Не было создано украинско-ливийскую двустороннюю рабочую группу с целью разработки программ сотрудничества в различных сферах использования ядерной энергии в мирных целях. Кроме того, на территории Ливии не проводились международные тендеры, в частности, на разработку нефтегазовых месторождений в этой стране [6].

Из-за экономического и гражданского кризиса, украинские и российские товары не пользуются спросом в Ливии, а отсутствие единого центра власти не позволяет продолжать совместные энергетические проекты с Украиной и Россией.

Таким образом, Ливия столкнулась с экономическим кризисом, из-за того, что вооруженные ополченцы в течение нескольких месяцев блокируют работу нефтяных объектов страны. Доходы казны от экспорта энергоресурсов упали на 80 процентов [1].

Отряды бывших революционеров, активисты местных племен и персонал с июля 2013 г. препятствуют нормальной работе нефтяной отрасли Ливии. Добыча и экспорт «черного золота» сильно снизились с 1,5 млн. до 250 тысяч баррелей в сутки. Протестующие добиваются не только повышения зарплаты и улучшения условий труда, но и удовлетворения своих политических амбиций [1].

Нефтяной сектор в Ливии обеспечивает около 96 процентов доходов государства. До войны 2011 года в Ливии, которая является членом Организации стран-экспортеров нефти, добывалось 1,6 млн. баррелей ежедневно [1] .

Переход Ливии на применение законов шариата должен будет иметь определенное влияние на финансовое регулирование страны и правила инвестирования.

В связи с протестными выступлениями и забастовками в нефтяной отрасли составляет основу пополнения бюджета страны, с конца июля 2013 идет резкое падение доходов в этой индустрии, оценивается в 13 млрд. долларов. Этот кризис затрагивает также и газовую индустрию. Так, в результате многодневных демонстраций на северо-западных терминалах были прерваны поставки газа в Италию [2] .

В этих условиях, в связи с отсутствием таких необходимых основ делового сотрудничества с иностранными инвесторами, как Конституция (было отменено в результате революционных событий 2011 г.), и действующее национальное законодательство правительства страны следует принять быстрые действия на восстановление внешнеэкономической деятельности.

Выводы. На основе проведенного анализа следует сделать следующие наиболее значимые выводы. В настоящее время Ливия почти полностью остановила производство нефти, так как правительство теряет контроль над большей частью страны. Это непосредственно влияет на состояние торгово-экономического сотрудничества страны и требует незамедлительных действий ливийского правительства.

Несмотря на эти проблемы, в Ливии все еще достаточно мощным потенциалом, который заключается в девятом по величине запасами нефти в мире и, следовательно, имеет основание для финансирования национальной кампании по восстановлению экономики.

Другим фактором для восстановления экономики Ливии – хорошо образованное население. Дальнейшее развитие экономических отношений с ЕС возможен через подписание Соглашения о зоне свободной торговли и новых членов ВТО.

Рецензенты:

Якубовский С.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Министерства образования и науки Украины, г. Одесса.

Воробьев Е.М., д.э.н., профессор, зав. кафедры экономической теории Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Министерства образования и науки Украины, г. Харьков.