Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERACTION OF ROC WITH PUBLIC AUTHORITIES IN REALIZATION TO YOUTH POLICY

Alekseev S.V. 1
1 «Moscow University for the Humanitaries»
Russian Orthodox Church interaction with public authorities in youth policy is considered. The ROC as the religious organization, is the active participant who has impact on formation of youth policy on the former Soviet Union. At interaction of ROC with public authorities in realization to youth policy the emphasis is placed on distribution of spiritual and moral values in the youth environment. The religious organizations became more active in social-political activity in connection with change of a political system. The ROC is one of actors of civil society who seeks to find dialogue with other subjects and public authorities in social-political activity. Representatives of ROC seek to be consolidated with political elite for the purpose of preservation of cultural and historical heritage. The management of ROC becomes active subject in development the space Internet. Creation of the strong powerful state is impossible without youth assistance in their political life. Active participation of youth in formation and realization of a state program in youth policy, is a priority link in creation of the constitutional state.
Russian Orthodox Church
youth policy
government institutes
civil society
youth organizations
political power
decision-making
political power

Институты государственной власти, общественно-политические организации, политические партии, СМИ, духовные учреждения являются неотъемлемой частью развития гражданского общества. Трансформационные процессы, происходящие в демократических государствах, способствовали активизации общественно-политических институтов власти, в том числе молодежных организаций [4, с. 1736-1740]. Эти субъекты используют различные концепции в молодежной политике, а при реализации поставленных целей и задач применяют неоднозначные механизмы для их урегулирования. Поэтому выдвигаемые ими инициативы в политике зависят от множества факторов общественно-политической жизни: электоральная активность, уровень довольства общественно-политической жизнью, политическое самосознание и т.д. Данные аспекты в молодежной политике позволяют говорить о демократизации государственных институтов власти и активности общественно-политических субъектов.

Молодежная политика на этапе становления гражданского общества создает необходимые предпосылки для участия молодого поколения в общественно-политической деятельности. В России на протяжении долгих лет исследователей (Ильинского И.М., Лукова Вал. А., Лукова В.А., Сковикова А.К., Буренко В.И., Шумилова А.В. и др.) привлекали проблемы, касающиеся социально-политических интересов современной молодежи. Молодежные движения являются одним из акторов общественно-политической жизни. Социально-политические интересы российской молодежи формируются и обуславливаются современной политической реальностью. Реализация требований молодого поколения позволяет молодежи обрести социальную зрелость и стать полноценным членом общества. Основным контингентом в молодежной политике выступают граждане страны в возрасте от 14 до 30 лет. Активная жизненная позиция молодежи в общественно-политической жизни является необходимым этапом в становлении демократического государства. Значительная часть молодежи обладает высокой мобильностью и интеллектуальной активностью. Общественно-политические институты власти при реализации своих программ в молодежной политике опираются на данные аспекты. Для поддержки молодежи в общественно-политической деятельности принимаются решения на федеральном уровне правящей политической партией и элитой, которые в целом могут способствовать активизации молодого поколения. Но в то же время проблематика вовлечения молодежи в политическую жизнь остается актуальной задачей для государственной власти [6, с. 8-20]. Отметим, что национальная безопасность страны в ряде случаев зависит от различных внутренних и внешних факторов, одним из которых выступает поддержка органами власти государственной молодежной политики. Головин Ю.А. аргументировал позицию, что для «безопасной среды для политической деятельности и политического участия граждан в жизни российского общества, несомненно, важнейшая задача федеральных и региональных органов власти и управления» [3, c. 48].

В настоящее время государственная молодежная политика регламентируется рядом документов, как Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р), Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Данные документы закрепили следующие ключевые моменты в молодежной политике: поддержание молодых талантов из молодежной среды в их научной, творческой и предпринимательской деятельности; вовлечение молодых граждан в активную общественную деятельность; самореализация молодежи и направление ее потенциала в интересах России; духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №56-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предусматривает оказание государственной поддержки зарегистрированным в установленном законом порядке общероссийским, международным молодежным объединениям. Данные законы позволяют утверждать о заинтересованности институтов государственной власти, правящей партии и элиты молодежной политикой. Многие программы, реализуемые государством в общественной сфере, на примере молодежной политики, являются неотъемлемым условием развития гражданского общества. Данные механизмы в дальнейшем могут способствовать централизации государственной власти и активизации молодого поколения.

Глобализационные процессы породили множество актуальных задач. В связи с этим проблемы, затрагивающие молодежную сферу, требуют выработки единого систематического подхода в создании новой государственной стратегической программы в молодежной политике. Реализация потенциала молодого поколения в общественной жизни закрепляется на конституционных гарантиях прав и свобод граждан, соблюдение которых позволяет говорить о легитимности власти в рамках правового поля. Институты государственной власти стремятся к созданию различных подходов для эффективного планированию курса в молодежной политике. Помимо закрепленных конституционных гражданских прав, государство выступает в качестве арбитра во взаимоотношениях молодых деятелей с общественно-политическими организациями, духовными конфессиями и т.д. Государство постоянно стремится к реализации приоритетных направлений в молодежной политике, которые ассоциируются у общественности с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием. Выделим следующие проекты: «Доброволец России», «Гражданин России», «Молодая семья России» и многие другие, которые затрагивают проблемные аспекты современной России, в том числе безработица среди молодежи. По данным Росстата, в среднем среди молодежи в возрасте от 15-24 лет уровень безработицы на май 2013 г. составил 12,4 %, наиболее остро эта проблема стоит в Северо-Кавказском регионе. Благодаря этим проектам создается комплексная государственная система в развитии молодежного потенциала, которая позволит в дальнейшем самоидентифицироваться молодому поколению в общественной жизни. Социально-политический фактор данных проектов высок, включает в себя обширный спектр направлений: образование, здоровье, развитие молодежных инициатив и проектов, популяризация духовно-нравственных ценностей в жизни общества, религиозная веротерпимость и т.д.

В условиях формирования гражданского общества происходят глубокие социально-политические изменения в обществе. Молодежь выступает одним из основных акторов, который оказывает влияние на формирование будущего государства. Государственные программы в молодежной политике разрабатываются и реализуются с учетом интересов молодежи, а также инициатив молодежных организаций. Минтрудом образован межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи, целью создания которого является помощь молодым гражданам в профессиональной ориентации и трудоустройстве, реализации основного потенциала в профессиональной деятельности, карьерных устремлениях и т.д. Поэтому концепция молодежной политики является приоритетным направлением в поддержании стабильного курса существующей формации, которое направленно, прежде всего, на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. Отметим, что молодежная политика всецело не влияет на общественно-политический курс страны, но можно констатировать о заинтересованности институтов государственной власти в развитии молодежной политики и общественно-политических инициатив в том числе. Поскольку поддержание курса молодежной политики говорит, прежде всего, о её приоритетном направлении органов государственной власти, в поддержании стабильной политической системы, способствующей комплексному и качественному улучшению в построении гражданского общества.

Приоритетными положениями для правящего класса являются: патриотическое воспитание молодых граждан, духовно-нравственное обогащение, защита конституциональных прав и политических свобод. Так как молодежь выступает в качестве одного из политических акторов в реализации национальной идеи. Профессор Шабров О.Ф. отмечал: «в России, в отличие от запада, легитимность политической власти строится, главным образом, на традиционном и чувственном основаниях, а сильное централизованное государство имеет оправдание, если оно мобилизует на достижение высоких целей. В отсутствии сильного и одухотворенного, пассионарно заряженного Центра обостряется проблема национальной идентичности» [9, с. 158]. В современной России одним из субъектов в развитии национальной идеи в эпоху глобализационных процессов выступает Русская православная церковь. РПЦ показала себя активной духовной организацией, которая отстаивает сохранение традиционных духовных ценностей в российском обществе. Историко-политологический опыт сотрудничества органов государственной власти и РПЦ доказал приоритетность данного направления в общественно-политической деятельности - прежней России. Говорить о целесообразности данного механизма считается необходимым в период трансформационных изменений, так как РПЦ является сильной высокоавторитетной духовной организацией, которая способна помочь государству в реализации неоднозначных подходов, программ и проектов в решении молодежных проблем.

В современной России РПЦ выступает своего рода связующим звеном с органами государственной власти в рассмотрении концептуальных вопросов касающихся молодежи. Разделяю мнение с Лавриненко В.Н., что в настоящее время в России «заметно распространяется в массах людей религиозное сознание, растет его миротворческая роль и значение в достижение единства народа» [5, с. 197]. Церковь, исполняя миссионерско-миротворческую деятельность, идет на тесный контакт и диалог с органами государственной власти, задача которого состоит в возрождении величия России. Сотрудничество духовной организации с молодежными общественно-политическими инициативами создает базу для улучшения духовно-нравственного состояния окружающего мира. РПЦ становится активным участником в освоении интернет пространства, транслируя духовно-нравственные суждения среди других акторов. Выступление священнослужителей по актуальным проблемам в СМИ, на различных форумах, конференциях говорит о значимости проводимой ими общественной деятельности. Освященным Архиерейским Собором РПЦ принят документ - «Социальной концепции», который рассматривает основные положения по вопросам, касающихся церковно-государственных и молодежных отношений. Документ выдвигает ряд современных общественных проблем в молодежной среде, как наркомания, расторжение браков, воспитание будущего молодого поколения. Ученый Усманов Б.Ф. констатировал, что «лучше иметь внятную общую стратегию семейного воспитания и проецируемую на каждого человека программу социализации под эгидой государства или местного сообщества» [8, с. 145]. РПЦ сегодня является одним из массовых и высокоавторитетных религиозных организаций, которая способна поднять престиж семейного благополучия в молодых семьях. РПЦ стремится в реализации вышеперечисленных программ совместно с государственной властью.

Молодежная политика, реализуемая органами государственной власти, прежде всего, должна учитывать и перенимать опыт православных священнослужителей, их методы прямого диалога с молодежью. Для повышения уровня активизации и социализации молодежи с РПЦ в рамках изменения окружающего мира проходят православные концерты, кино и фотохроники, фестивали, молодежные слеты и т.д. Руководство РПЦ выступает важным актором в развитии молодежной политики. Моральный облик молодого человека, по мнению православных деятелей, служит основным постулатом духовно-нравственного восполнения российского общества. Стоит лишь согласиться с мнением Бердяева Н.А.: «мы живем в переходную эпоху, религиозную эпоху, когда нужно не отлучать от церкви, а присоединять к ней, привлекать к ней сердца. Церковь образуется, церкви жаждут люди, исстрадавшиеся в уединении, и безбожно теперь отпугивать отлучениями... Настали времена, когда вновь должно быть проведено Евангелие, оскверненное грехами исторической церкви, одними забытое, другими неведомое» [1, с. 259].

Институты государственной власти финансируют проект «Селигер» и др. программы, позволяющие молодежи абстрагироваться в условиях политической реальности через призму демократических «учений» и ценностей. Особое отношение со стороны государства и РПЦ предусмотрено к молодежным группам, организациям, движениям, а также предпринимаемые подходы в решение молодежной политики, говорит о множестве еще не решенных задач в социально-политическом, культурно-историческом плане. Руководство РПЦ, взаимодействуя с правительством РФ, воплощают в жизнь совместные программы по развитию молодежной политики. Участие православной молодежи в президентской программе Молодежь России и Дети России представителями РПЦ расценивается как особая форма взаимодействия молодежи с органами государственной власти. Участие церковного прихода в работе данных программ способствует решению важных в обществе задач и создает различные возможности в реализации потенциала молодых граждан.

Уровень доверия РПЦ в обществе с каждым годом изменяется в лучшую сторону, особенно с момента интронизации патриарха Кирилла. При патриархе Кирилле произошли изменения в деятельности духовной организации, что позволяет констатировать положительный отклик о необходимости сближения РПЦ с обществом, политической элитой, органами государственной власти и молодежью. Данные ВЦИОМ показывают следующие: если раньше никаких перемен в ее деятельности не видели 78-83 % опрошенных, то сегодня таких уже 70 %. Очевидное изменение в деятельности Церкви стало сближение с народом (10 %, 3 года назад - 4 %), расширение влияния церкви (3 %), ее более тесное взаимодействие с государством, увеличение присутствия в СМИ (по 2 %). Вместе с тем указывают и на рост коррумпированности РПЦ (2 %). По мнению большинства опрошенных, церковная политика, проводимая Кириллом, отвечает интересам нашего общества, причем это мнение укрепляется (с 64 до 71 % за 3 года) [7].

В настоящее время РПЦ создаются различные площадки для общения с молодым поколением. К примеру: ежегодно в Москве проходят международные молодежные форумы «Вера и дело». В 2012 году данный форум проводился Синодальным отделом по делам молодежи РПЦ и при поддержке Департамента семейной и молодежной политики и Россотрудничества. Эти мероприятия позволяют молодому поколению обмениваться мнениями, имеется возможность обсудить неоднозначные проекты, инициативы, вступать в контакт со священнослужителями, общественно-политическими деятелями, учеными, представителями бизнеса, спорта и т.д.

Возрождение национальных идей и самосознания исходит из интересов молодежи, которые на сегодняшний день выступают тем политическим актором, который способен изменить будущие страны. Политическое лидерство молодежи в общественной жизни способно преподнести новый виток в развитии гражданского общества. Важное значение в развитии молодежной политики на современном этапе определяется интернет-технологиями, которые «открывают принципиально новые возможности коммуникации и взаимодействия: делают доступной информацию, упрощают связь, создают инновационные формы участия населения в политическом и электоральном процессах, становятся источником прозрачности действий политических институтов и конкретных политиков» [10, c. 217]. Поддержание интересов молодежи в политике позволяет говорить о действительном вовлечении молодежи в общественно-политическую деятельность.

Наибольшую поддержку со стороны государства получают правительственные молодежные общественно-политические организации, которые ведут активную деятельность с учетом национальных интересов страны, как движение «НАШИ» и «Молодая Гвардия Единой России». Вклад данных организаций в развитие общественно-политических механизмов, определяется координацией структур на федеральном и региональном уровне субъектов РФ. Проводимые молодежными организациями круглые столы, дебат-клубы, дискуссии и т.д. позволяют молодым гражданам адаптироваться и участвовать в выработке единой концепции в общественно-политической деятельности.

Политический опыт России показывает, что социализация молодежных организаций в политическом процессе возможна при наличии прочной социальной базы, которая предопределяется историческим и культурным наследием прошлого. При постепенном формировании политических и моральных установок среди молодого поколения потребуются нормативные основы в их реализации, которые послужат механизмом в дальнейшем развитии молодежной политики. Молодежная политика обусловлена множеством факторов, как легитимностью и поддержкой органов государственной власти, поэтому качественные изменения в политических процессах ведут к осуществлению новых подходов. Ученый Буренко В.И. утверждает, что реализация молодежной политики будет «зависеть от тенденций трансформации политического режима, от состояния гражданского общества, от степени развития государства в направлении правового или неправового государства» [2, c. 95]. Молодежный контингент в обществе воспринимается как потенциал, могущий реализовать себя в общественно-политической деятельности. Взаимодействие государства и РПЦ строится на тесном и эффективном уровне в решении концептуальных вопросов. Перспектива совместных действий институтов государственной власти и РПЦ в молодежной политики создают новые условия в формировании нового облика российской молодежи. Или, как отмечал религиозный философ Розанов В.В., православие, как религия - есть душа нации. При этом он делал акцент на православии, которое отделяло и противопоставляло Россию западным народностям.

Рецензенты:

Буренко В.И., д.полит.н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Костина А.В., д.филос.н., д.культурологии, профессор, зав. кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.