Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS THROUGH CONTINUOUS INTERACTION AND MENTORING: «AGRICULTURAL VOCATIONAL HIGH SCHOOL»

Malinovskaya V.A. 1, 2 Shaytarova O.V. 2 Chudinova Yu.V. 2
1 National Research Tomsk Polytechnic University
2 Tomsk agricultural institute – branch of the Novosibirsk state agricultural university
Preparation of the young specialist - the formation of Agronomist culture is inseparably linked with the formation of an environmental thinking. The urgency of this problem got increased today for a several reasons, one of which is rapid environmental degradation in the world. This manifests itself in the inevitable depletion of natural resources and reduction of green areas as a result of human activity. Thus, there is a substitution of values and a person loses a natural connection with the natural environment that can and does lead to destructive consequences, so it is necessary to find ways and methods of teaching pupils and students who are at an early stage will allow the student to carry out greening consciousness. The work on the designation of the main ways to solve this problem was done and the specificity between «agrarian and ecological» education with the interaction and mentoring: «Agricultural Vocational High School» were showed.
environmental thinking
mentoring
agricultural and environmental education
floral lab
agrocultural lessons
Введение

На современном этапе развития научного знания возрастание влияния человеческой деятельности на окружающий мир может нести деструктивный характер. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на окружающую среду неизбежно приводят к истощению природных ресурсов, деградации природной среды, сокращению площадей озелененных территорий в городах, потере эстетических ценностей и связи между человеком и природой. В связи с этим возникает необходимость присутствия экологической составляющей, усиливающей «очеловечивание» всего процесса образования при подготовке специалистов вуза [2, 3]. Таким образом, появляется термин «экологический стиль мышления» и необходимость экологизации всей системы знаний [1].

Цель исследования

Целью исследования явилось изучение возможных путей экологизации сознания обучающихся через развитие направления агрономии в образовательных учреждениях.

Материал и методы исследования

Выбор материала и методов исследования основывался на методологических принципах и поставленной цели, что позволило определить методы исследования теоретического характера, то есть теоретический анализ с изучением литературных данных, и практического характера, который проявлялся в изучении эффективности работы флористической лаборатории как способа формирования экологического сознания.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ проделанной работы показал, что в рамках формирования и развития «экологического стиля мышления» на сегодняшний день становится актуальной создаваемая система подготовки специалиста вуза: профильный класс-бакалавриат-магистратура.

Решение этой задачи начинается с привлечения в аграрные вузы профессионально ориентированных, подготовленных к получению высшего образования молодых людей и школьников. На это должна быть нацелена профориентационная работа со школьниками и выпускниками школ.

Сотрудничество со школами на данном этапе возможно осуществлять по нескольким направлениям: создание довузовских центров в городских и сельских районах; организация профильных агроклассов; выявление одаренных молодых людей через проведение конкурсов творческих, научно-исследовательских работ и научных олимпиад.

Становление экологической культуры школьников, студентов, будущих специалистов требует комплексного подхода, который включает в себя создание условий для развития познавательной, эмоционально-чувственной и мотивационной сфер. Исследования психологов показывают, что гуманное, этическое отношение к природе, а не формальное знание экологических законов является основой экологического поведения [5].

Для формирования обозначенных качеств у школьника или будущего специалиста возможно использование следующих педагогических приемов, или, как писал Александр фон Гумбольдт, «средств, возбуждающих к изучению природы» [4]: эколого-психологические тренинги; собственные исследования; экскурсии на природу с обозначением региональных экологических проблем; выполнение творческих работ; совместное обсуждение проблем, которые способны дать обучающемуся прочные экологические знания и сформировать мировоззрение. Школьники и студенты должны быть включены в самые разнообразные виды деятельности и ощущать радость от участия в них.

В связи с этим разработка новых подходов в совершенствовании экологических аспектов построения адекватной современным требованиям системы озеленения ландшафтов населенных пунктов, а также озеленении интерьеров представляется весьма актуальной.

В рамках функционирования предложенной системы возможно создание профильных классов на базе Томского сельскохозяйственного института для развития направления 110400.62 - «Агрономия».

В учебный комплекс уроков по агроэкологии, ландшафтному дизайну, флористике, овощеводству и семеноводству возможно включение таких видов работ, которые требуют применения учащимися экологических и биологических знаний, закладывают основы проведения наблюдений, опытов и исследовательских работ.

Кроме исследований, связанных с сельскохозяйственной тематикой, например, таких как «влияние предпосевного замачивания и проращивания семян овощных культур на сроки прорастания», «внесение компоста для повышения урожайности овощных культур», возможны проведения занятий по цветоводству и ландшафтному дизайну, которые предусматривают выращивание рассады и уход за ней, а также проектирование цветочных композиций.

С учетом специфики данного направления, школьникам необходимы знания о декоративных садовых и комнатных растений, о технологиях и материалах, используемых в оформлении садов и интерьеров.

Для дальнейшего совершенствования учебного процесса, активизации и повышения эффективности учебной и научно-исследовательской деятельности школьников и студентов в области ландшафтного дизайна, декоративного садоводства и цветоводства, на базе института планируется развитие действующего зимнего сада как флористической лаборатории.

Целью развития такой лаборатории является закрепление знаний по вопросам общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла: «Ботаника», «Экология», «Почвенная и растительная диагностика» и приобретение навыков и умений по таким дисциплинам, как «Экология декоративных растений», «Основы комнатного цветоводства», «Фитодизайн» и «Флористика».

В настоящий момент в зимнем саду института собрано около 50 видов растений, относящихся к различным семействам. На такой базе лаборатории школьники и студенты смогут получить знания о способах выращивания и использования декоративных растений в дизайне.

В задачи флористической лаборатории входит: получение знаний об адаптационных возможностях видов растений; изучение эколого-биологических особенностей комнатных растений, с точки зрения возможности их использования в фитодизайне; знакомство с основами фитодизайна и аранжировки; обучение школьников приемам ухода за растениями; исследование влияния регуляторов роста и других агрохимикатов на рост и развитие декоративных культур.

Для достижения поставленных задач предусматривается применение разных форм и методов совместной деятельности преподавателя и обучающегося: лекционные занятия, практические и лабораторные работы, защита и презентация проектов. Для развития интеллектуальных способностей школьников особый интерес представляют творческие проекты по дисциплинам: «Флористика», «Фитодизайн» и «Основы цветоводства», в процессе выполнения которых школьники самостоятельно подбирают материал, разрабатывают проекты и реализуют их на практике.

Результаты и выводы представляются в виде докладов на итоговых школьных, ежегодных студенческих конференциях, проходящих на базе института.

Проведение подобных занятий дает обучающимся представление о будущей профессии, облегчает процесс адаптации школьников к учебному процессу ВУЗа, его технологиям обучения и способствует повышению уровня развития личности.

Проектный метод дает возможность не только закреплять знания, полученные в лекционной форме и на практике, но и способствует творческому развитию и воспитанию личности потенциальных абитуриентов института, а в дальнейшем - специалистов, а также формированию их профессиональной компетентности.

Развитие зимнего сада будет способствовать развитию новых видов образовательных услуг, таких как экскурсионная деятельность, консультирование населения, проведение конференций, семинаров, участие в научных проектах института, оказание услуг в области ландшафтного дизайна, декоративного садоводства и цветоводства, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов.

Заключение

Таким образом, эффективность формирования экологического мышления как способа улучшения экологической обстановки современного мира, достигается посредством непрерывного взаимодействия школ и ВУЗов в проведении профориентационной работы. В рамках решения данного вопроса предлагается создание профильных классов на базе Томского сельскохозяйственного института для развития направления 110400.62 - «Агрономия» и планируется развитие действующего зимнего сада как флористической лаборатории. Такой подход позволит активизировать и повысить эффективность учебной и научно-исследовательской деятельности школьников и студентов, поможет сформировать экологическое мышление и в целом усовершенствовать учебный процесс.

Рецензенты:

Пасько О.А., д.с-х.н., профессор кафедры Общей геологии и землеустройства Института природных ресурсов ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Наплекова Н.Н., д.б.н, профессор, зав. кафедрой Агроэкологии и микробиологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», г. Новосибирск.