Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE CADETS WITH VARIOUS SEXUAL CONSTITUTION GROUPS

Chebykina A.V. 1 Sysoev V.N. 1 Budko D.Yu. 1
1 Military Medical Academy S.M.Kirov
The aim was to assess the influence of features of sexual constitution cadets on the success of the initial period of social and psychological adaptation to training in high school. The procedure of the vector definition of sexual constitution Vasilchenko G.S. was used. Evaluated somatic and psychological factors of sexual constitution, as well as their ratio, which characterized the proportionality of psycho-sexual and somato-seksualo development. To assess the ability to socio- psychological adaptation and characteristics of individual personal property used techniques " IPC Adaptability " and SMIL . Surveyed 187 people aged 18 to 21 years. According to the results of statistical data analysis, all subjects depending on the predominance of one or another factor sexual constitution were divided into five groups. It was determined that extreme variants of sexual development as a prevailing of somatic and psychological factors may reduce the level of neuro-psychological resistance. This may impair the formation of a organizm systemic reaction during military professional adaptation. Therefore it is necessary to include an assessment of sexual constitution of man in professionally-psychology selection/ For those with identified disabilities sexual development it is necessary to develop techniques that would decrease predominance of one or another constitution factor.
psychological characteristics
social and psychological adaptation
psychological factors
somatic factors
Sexual constitution

Введение. Различные классификации конституциональной принадлежности индивидуума смещают акценты либо на морфологический тип телосложения, либо на функционально- энергетические особенности человека, либо на его психологические характеристики. Результаты рядов исследований свидетельствуют о том, что у лиц с более ранним биологическим созреванием половой системы в высшей нервной деятельности преобладают процессы торможения, опережение психосексуального развития над соматополовым ведет к уменьшению влияния процессов торможения в центральной нервной системе. Запаздывание в соматополовом развитии может приводить к повышению тревожности [4, 5]. Анциферова Е.С. получила данные о том, что имеются определенные конституционально-типологические различия успешности обучения курсантов по некоторым дисциплинам [1]. В то же время роль различных типов половой конституции в успешности начального периода военно-профессиональной адаптации практически не исследована.

Цель. Оценить влияние особенностей половой конституции курсантов на успешность начального периода социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.

Методика. Использовали методику векторного определения половой конституции Васильченко Г.С. [2, 3]. Учитываются четыре показателя: I - возраст, в котором впервые пробудилось либидо, II - возраст появления эякуля­ции, III - трохантерный индекс, IV - характер оволосения лобка. Определяются исходные индексы для каждого показателя.

Соматический фактор половой конституции (СФпк) в наибольшей степени определяется генотипом человека и создает гормональный фон, на котором происходит половое созревание. Психологический фактор половой конституции (ПФпк) подвержен влиянию непосредственного микросоциального окружения и может изменяться под влиянием этнических, культурных, психологических факторов, условий воспитания в семье. Соотношение этих показателей характеризует пропорциональность психосексуального и соматосексуального развития:

ФСпк=ПФпк/СФпк ,

где: СФпк - соматический фактор половой конституции;

ПФпк - психологический фактор половой конституции;

ППпк - психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции.

Трохантерный индекс определяли при проведении антропометри­ческих исследований, оволосение лобка - во время осмотра курсантов хирургом. Сведения о возрасте пробуждения либидо и первой эякуляции получали в индивидуальной беседе. Для оценки способности к социально-психологической адаптации и характеристики индивидуально-личностных свойств использовали методики «МЛО» Адаптивность и СМИЛ. Обследовано 187 человек в возрасте от 17 до 21 года.

Результаты. Результаты, полученные при проведении исследования, были проверены на соответствие их характеристик нормальному распределению. Расчёт проводился в общей выборочной совокупности курсантов (n=187). Рассчитывали: среднее арифметическое; медиана; мода; характеристики рассеяния совокупности: стандартное отклонение; эксцесс; асимметрия (табл. 1).

Таблица 1

Статистические характеристики переменных

Наименование показателей исследования

Статистические характеристики

методик исследования

Среднее арифметическое

Медиана

Мода

Стандартное

отклонение

Эксцесс

Асимметрия

Возраст пробуждения либидо (лет)

13,3

13,0

13,0

1,8

0,21

-0,45

Возраст пробуждения либидо (баллы)

4,0

4,0

4,0

1,41

1,77

1,00

Возраст первой эякуляции (лет)

13,4

14,0

14,0

1,40

0,65

0,08

Возраст первой эякуляции (баллы)

4,5

4,0

4,0

1,10

0,83

0,69

Трохантерный индекс (у.е.)

1,96

1,95

2,0

0,07

1,23

0,89

Трохантерный индекс (баллы)

5,4

5,0

5,0

2,41

- 1,00

0,17

Характер оволосения (баллы)

1,2

1,0

1,0

0,69

-0,25

1,00

Психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции

1,02

0,95

1,00

0,39

0,42

1,12

Анализ результатов, которые представлены табл 1, позволяет сделать вывод о том, что все исследованные показатели отвечают параметрам нормального распределения. Это дало основание для перевода в стеновую шкалу.

Результаты перевода психофизиологического показателя пропорциональности половой конституции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Нормированные значения ППпк

Показатель методики

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции

0,28-0,42

0,42-0,56

0,56-0,70

0,70-0,84

0,84-0,98

0,98-1,12

1,12-1,26

1,26-1,40

1,40-1,54

1,54-1,72

На основании данных таблицы 2 все испытуемые в зависимости от величины преобладания того или иного фактора половой конституции были разделены на пять групп:

1 группа - со значительным преобладанием соматического фактора половой конституции (1-2 стена); 2 группа - с преобладанием соматического фактора половой конституции (3-4 стена); 3 группа - уравновешенные по факторам половой конституции (5-6 стенов); 4 группа - с преобладанием психологического фактора половой конституции (7-8 стенов); 5 группа - со значительным преобладанием психологического фактора половой конституции (8-10 стенов).

Анализ результатов теста МЛО «Адаптивность» позволил выявить ряд психологических особенностей личности в полярных по выраженности влияния соматического и психологического факторов ПК. В большей степени эти особенности проявляются в показателях, характеризующих возможности регуляции деятельности в сложных условиях, способности личности к социально-психологической адаптации, взаимодействию с членами коллектива и соблюдению общепринятых норм поведения (таблица 3).

Таблица 3

Характеристики показателей социально-психологической адаптации у курсантов с различными группами половой конституции (стены)

Наименование шкалы

 

Группы половой конституции

1

2

3

4

5

Поведенческая регуляция

5,29±0,11

5,15±0,16

5,37±0,19

5,31±0,13

5,61±0,14*

Коммуникативный потенциал

5,79±0,13

5,48±0,22

5,54±0,18

5,97±0,11*

6,11±0,16*

Морально-нравственная нормативность

5,62±0,19

5,51±0,22

5,45±0,13

5,39±0,23

5,33±0,21

Личностный адаптационный потенциал

5,51±0,12

5,44±0,12

5,45±0,19

5,69±0,21

5,79±0,11*

Примечание: по шкалам, обозначенным знаком *, различия в средних значениях показателей статистически достоверны между 1 остальными группами ПК при p<0,05.

Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о несколько более низких характеристиках показателей социально-психологической адаптации в группе со значительным преобладанием психологического фактора ПК, которые достигают статистически значимой разницы по поведенческой регуляции и коммуникативному потенциалу, обусловливая, таким образом, и низкие значения ЛАП. Можно предположить, что при начале обучения курсанты со значительным преобладанием психологического фактора ПК испытывают более выраженные трудности в адаптации к обучению, установлении межличностных контактов.

Выявленные различия в некоторых характеристиках показателей социально-психологической адаптации к обучению в группах курсантов со значительным преобладанием соматического и психологического факторов ПК позволяют объяснить данные, полученные по результатам методики СМИЛ (рис. 1).

Рисунок 1. Профили СМИЛ в полярных по факторам ПК группах

Анализ профиля СМИЛ при установленном уровне достоверности (p<0,05) показывает, что курсанты с преобладанием психологического фактора ПК по сравнению с полярной группой чаще дают неискренние ответы, у них статистически значимо более высокие значения показателей по шкалам опросника «Социальная интроверсия», «Депрессивность» и «Гипоманиакальность». Полученные данные указывают на то, что курсанты этой группы могут быть эмоционально неустойчивы в сложных условиях обучения, чаще и в большей степени подвержены перепадам настроения. Наряду с этим, они стараются высказывать социально одобряемые суждения и более зависимы от мнения окружающих и при ответах на вопросы методики.

Вывод. Крайние варианты полового развития как с преоблада­нием соматического, так и с преобладанием психологического факторов, снижают уровень нервно-психической устойчивости у индивидуумов, что ухудшает условия формирования системной реакции организма в процессе военно-профессиональной адаптации. Поэтому представляется целесообразным в процедуру ППО включить оценку половой конституции человека, а для лиц с выявленными отклонениями психосексуального развития разработать психокоррекционные методики, которые нивелировали бы преобладание того или иного фактора половой конституции.

Рецензенты:

Дергунов А.В., д.м.н., профессор кафедры патологической физиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург.

Рыбников В.Ю., д.м.н., д.псх.н., профессор, заместитель директора по научной и учебной работе ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России, г. Санкт-Петербург.