Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROGRAMS FOR SOCIAL AND LABOR EDUCATION OF MINORS TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL CHARACTERISTICS (THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Zaripova E.A. 1
1 Private Educational Institution of Higher Professional Education «Academy of social education»
В статье представлены особенности проведения социально-педагогической реабилитации детей и подростков в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении. В статье автором рассматривается процесс социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты на основе разработки и реализации индивидуальных социально-трудовых программ. Автором на примере деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних Республики Татарстан рассмотрены отдельные программы социально-трудового обучения, направленные на привитие несовершеннолетним воспитанникам учреждений навыков, знаний и умений в сфере сельскохозяйственного труда, раскрыта структура данных программ, принципы разработки программ, отбора используемых методов и технологий социально-педагогической реабилитации, структурирования содержания и учебно-методического обеспечения этапов реализации программ социально-трудового обучения несовершеннолетних. Автор считает, что разрабатывать содержание таких программ необходимо с учетом региональных особенностей и контингента обучаемых, находящихся в специализированных учреждениях системы социальной защиты.
The article presents peculiarities of carrying out social and pedagogical rehabilitation of children and teenagers who found themselves in difficult social situations and were sent to specialized institutions for minors. In this article the author considers the process of social and pedagogical rehabilitation of minors in specialized institutions of social protection system, based on development and implementation of individual socio-labor programs. The author shows some programs of socio-labor rehabilitation which help minor pupils of specialized institutions to develop skills and abilities in the sphere of agricultural labor on the example of activity of specialized institutions in the Republic of Tatarstan. The author reveals the structure of these programs, the principles of their development, the choice of methods and technologies of socio-pedagogical rehabilitation, the content and methodological support of all the stages of carrying the programs of sogio-labor training for minors into effect. The author thinks that the content of such programs must be developed considering regional features and the contingent of pupils held in specialized institutions of social protection.
social and pedagogical rehabilitation
specialized institutions for minors who need social rehabilitation
minors
program of training
Важнейшим элементом стратегии социальной защиты детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением детей «группы риска», социальных сирот остается совершенствование системы социального обслуживания и оказания социальных услуг, развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, внедрение новых технологий социально-педагогической реабилитации в деятельность данных учреждений.

Анализ психологической, социально-педагогической, медицинской литературы по вопросам оказания помощи несовершеннолетним свидетельствует о том, что социально-педагогическая реабилитация в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, может осуществляться лишь на основе глубинной интегрированности образовательных, воспитательных, социальных и лечебно-оздоровительных программ, нацеленных на восстановление семейных и социальных связей несовершеннолетнего, его жизнеустройство и благополучие, социализацию несовершеннолетних, и представляет собой сложную межведомственную систему взаимодействия социальных работников, педагогов, воспитателей, психологов, врачей, представителей силовых структур, организаторов образования и здравоохранения.

В настоящее время в различных регионах страны (Московская область, Псковская область, Самарская область, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ) отмечается значительное продвижение в деле организации и научно-методического обеспечения социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

В деятельность специализированных учреждений внедряются различные программы, новые технологии, формы и методы коррекционно-реабилитационных мероприятий по социальной адаптации несовершеннолетних - программы социально-реабилитационной работы, основанные на патриотическом воспитании, развитии внутриколлективной системы управления в специализированном учреждении для несовершеннолетних, вовлечении несовершеннолетних в различные виды творческой деятельности, привлечении несовершеннолетних воспитанников к научно-исследовательской работе, программы экологического воспитания, «тимуровского движения», формирования здорового образа жизни, воспитания приверженности к занятиям физической культурой и спортом.

В Республике Татарстан данная проблема рассматривается в рамках реабилитационного пространства республики, основанного на разработке и реализации специальных программ по работе с несовершеннолетними, основанных на учете местных условий жизнедеятельности с опорой на региональный компонент социально-экономического развития республики [1].

Эффективность применения тех или иных программ социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, а, в конечном счете - деятельности специализированного учреждения можно определить по целому ряду количественных показателей - индикаторов эффективности социально-педагогической реабилитации. Среди которых: дети и подростки, получившие статус сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, число несовершеннолетних воспитанников, выбывших из специализированного учреждения с семейными формами жизнеустройства (возвращены в родные семьи, переданы под опеку, на усыновление, в приемные семьи)., число воспитанников, начавших посещать образовательные учреждения и получающих образовательные услуги и др.

Целью совершенствования системы специализированных учреждений для несовершеннолетних является формирование заказа на реабилитацию несовершеннолетних и получение выпускника, обладающего широкими адаптивными возможностями, создание востребованного рынка социально-реабилитационных услуг. В связи с чем основным направлением в деятельности по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях является не столько развитие профилактического блока услуг и программ, направленных на превенцию сиротства, сколько социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, семейное жизнеустройство детей, уже оставшихся без попечения.

С 2005 г. в Республике Татарстан на базе ряда специализированных учреждений разработана концепция реализации специализированной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, основанных на программах по социально-трудовой подготовке и воспитания несовершеннолетних в условиях сельской местности, которая и является результатом научного осмысления формирующегося в регионе опыта работы. В рамках  данной концепции реализуются программы трудового обучения: «Социально-трудовая реабилитация несовершеннолетних методом «Фермерское хозяйство» (программа «Дети России) на базе СПДиП «Теплый дом» (Дрожжановский р-н) и «Предприимчивый хозяин» по формированию знаний, основ и навыков сельскохозяйственного труда у воспитанников сельских приютов» СПДиП «Тургай», Сабинский район Республики Татарстан.

Специфика программы социально-трудового обучения объясняется региональными особенностями Татарстана, его экономикой и жизненным укладом. Значительная часть населения - работники, занятые в сельском хозяйстве, в фермерстве, в перерабатывающей промышленности, частном секторе, связанном с сельскохозяйственным производством.

Цель программы - обучение основам сельскохозяйственного труда, освоение знаний, необходимых для адекватного восприятия сельского рыночного экономического пространства, создание условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, ориентированной на самовыражение, самореализацию и самосовершенствование в своей жизнедеятельности, в том числе в профессиональной, в условиях сельской местности.

Основной контингент участников: несовершеннолетние воспитанники специализированных учреждений в возрасте от 6 до 15 лет. Программа рассматривается как долгосрочная и реализуется в течение 12 месяцев.

Таким образом, создается комплексная система социально-педагогической реабилитации воспитанников приюта, проживающих в сельской местности, реализующаяся за счет многопрофильности программы, а именно - включением в нее следующих блоков:

  • экономического, направленного на формирование основ экономических знаний, навыков у воспитанников учреждения и освоение ими базовых экономических понятий;
  • психолого-педагогического, способствующего формированию у несовершеннолетних уверенного поведения, коммуникативных навыков, осознанию себя, адекватному восприятию окружающих людей, актуализации социально приемлемых норм и форм поведения и т.п.;
  • профориентационно-трудового, направленного на формирование у несовершеннолетних осознания личной и общественной значимости труда, осознание экзистенциального смысла трудовой деятельности, отношения к труду как к средству самореализации;
  • спортивно-оздоровительного, способствующего укреплению здоровья воспитанников специализированного учреждения, формированию навыков здорового образа жизни;
  • культурно-эстетического, способствующего культурному развитию несовершеннолетнего;
  • информационно-просветительского, направленного на расширение кругозора воспитанников учреждения.

Программа основывается на педагогических идеях А.С. Макаренко [2, 3], К.Д. Ушинского о роли трудового воспитания, согласно которым именно труд закладывает основы социально-ролевого поведения, формирует духовную культуру человека, начальные научные и эстетические знания. «Животворящая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Труд истинный и непременно свободный имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но и для поддержания в нем той степени достоинства, которой он уже достиг» [6].

Рассмотрим основное содержание, формы и средства реализации каждого из блоков программы.

Ориентационно-трудовой блок представлен системой из двух видов трудовой деятельности: опытной и практической. Опытная составляющая ориентационно-трудового блока представлена мероприятиями, направленными на развитие познавательного интереса в конкретной области применения трудовых навыков, наблюдательности. Практическая составляющая включает в себя систему сезонных сельскохозяйственных работ по направлениям: растениеводство, животноводство и направлена на приобретение трудовых навыков ведения хозяйства.

Ориентационно-трудовой блок реализуется через индивидуальные и групповые формы работы - коллективное дело, коллективное творческое дело, презентация.

Средствами реализации данного блока служат сформированная материально-техническая база для ведения фермерского хозяйства: наличие оборудованных площадей для содержания, хранения, ведения наблюдения, соответствующий инструментарий, наличие поголовья животных и птиц, сортового растительного материала.

Информационно-просветительский блок предполагает расширение, углубление знаний несовершеннолетних по вопросам профориентации, представлений о мире профессий, знание востребованных профессий на муниципальном рынке труда, адекватное профессиональное самоопределение, знание путей и способов получения желаемой профессии.

В данном блоке рекомендуется использовать групповые формы работы с воспитанниками, такие как мозговой штурм, круглые столы, деловые, ролевые и развивающие игры, дискуссии.

К средствам реализации данного блока относятся наличие дополнительной тематической литературы, оформленного кабинета - лаборатории, с экспозицией необходимых экспонатов по организации и ведению фермерского хозяйства.

Психолого-педагогический блок. Основной задачей данного блока является расширение, углубление аспектного влияния на личность, формирование характера представлений воспитанников о себе, обществе, труде, навыков позитивного эмоционального общения с людьми, навыков аргументации, самооценки, стабильности личностных позиций.

Основная форма работы - групповая (тренинг), рекомендуется также использовать метод дискуссии, организации игровой деятельности воспитанников.

Организация игровой деятельности воспитанников приюта помогает понять, что трудовая направленность личности представляет собой одну из главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий, в основе которой лежит относительно устойчиво доминирующая пирамидальная организованная система мотивов, связанных с трудовой деятельностью, с профессиональным трудом человека. Профориентационные игры могут и должны выступать в качестве средств достижения целей и удовлетворения потребностей и мотивов более высокого уровня.

Работая с программой, важно помнить, что профессиональная трудовая направленность воспитанников, будучи многоаспектным и многоуровневым образованием, формируется и развивается не только в стенах специализированного учреждения в период трудовой подготовки, но и в семье, в кругу сверстников, в формальных и неформальных группах и объединениях. При этом, как показывают наши данные, у воспитанников часто происходит становление крайне обедненных в содержательном плане представлений о сельскохозяйственном труде и отношений к нему. Этому в значительной степени способствует нередко культивируемое в условиях семейного воспитания представление о сельскохозяйственном - фермерском труде только как о «черной» работе, ремесле. При таком понимании труда и профессии «профессиональной может быть и нетрудовая деятельность» [5]. Вот почему воспитателям и социальным педагогам приюта, занимающимся профессиональным развитием личности, часто приходится работать не только над развитием профессиональной направленности, но и проводить ее коррекцию и реабилитацию.

Профориентационные игры можно проводить: в форме ролевой игры, в форме активизирующе-развивающих индивидуальных профориентационных занятий и т.д.

Культурно-эстетический блок призван расширить кругозор воспитанников учреждения посредством активного включения их как в театрализованные представления, праздничные тематические мероприятия, проводимые на базе учреждения, так и спланированным, ритмичным посещением культурных и исторических объектов Республики Татарстан. 

Традиционной формой реализации данного блока является групповая, которая, с одной стороны, состоит из обзорных и тематических экскурсий, культурных походов в театры, музеи, на выставки, с другой -  подготовке и проведении праздников, вечеров отдыха, творческих фестивалей.

Средствами реализации данного блока являются: утвержденный, согласованный с программой перечень маршрутов культурных экскурсий и походов; соответствующее финансирование; банк дополнительной литературы педагога-организатора (основы подготовки и проведения театрализованных, сказочных представлений, методические рекомендации по разработке праздников, театрализованных представлений по народным и календарным праздникам, сценарии мероприятий); наличие фонда необходимых канцелярских товаров для подготовки декораций и создания костюмов.

Спортивно-оздоровительный представляет собой систему спортивно-оздоровительных мероприятий, которая включает народные игры, подвижные игры, спортивные состязания, в том числе использование традиционных средств закаливания и оздоровления: баня, сауна, бассейн. Крупные спортивные состязания проводятся один раз в неделю, в первой половине выходного дня. В течение недели рекомендуется проведение 1 часа на свежем воздухе в подвижных играх, в подготовке к состязаниям.

Необходимыми средствами реализации данного блока являются наличие спортивного инвентаря, а также не менее двух оборудованных площадок для проведения спортивных игр и эстафет.

Программа   реализуется через 3 основных, последовательных этапа:

Диагностическо-ориентировочный - представляет собой вводный, первичный, ориентирующий этап. Продолжительность первого этапа составляет от 2 недель до 1 месяца, в зависимости от количественного состава несовершеннолетних, находящихся в специализированном учреждении. Направлен на:

  • определение личностных, поведенческих особенностей несовершеннолетних, включенных в программу, стилей межличностного взаимодействия воспитанник - воспитанник, воспитанник - взрослый;
  • сформированность смысло-речевых конструктов и коммуникативных навыков;
  • определение ценностного мира несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации;
  • степень социальной осведомленности и представление о ближайшей и дальней перспективах жизни.

На первом этапе реализации программы используются все составные блоки программы: ориентационно-трудовой, информационно-просветительский, психолого-педагогический, культурно-эстетический, спортивно-оздоровительный. Несовершеннолетний активно погружается в структурированную, организованную среду жизнедеятельности.

Интеграционно-развивающий - является основным коррекционно-развивающим этапом программы, который характеризуется гаммой позитивных изменений, новообразований в личности воспитанника, его эмоциональной сфере, поведении, ценностных установках. Производит решение задач программы, достижение ее цели через реализацию системы комплекса блоков. Продолжительность - 10 месяцев.

Итогово-проекционный - производится завершение всей программной работы. Продолжительность - от 2-х недель до одного месяца:

  • психолого-педагогическая диагностика изменений, произошедших в групповой и индивидуальной динамике;
  • соотнесение критериям эффективности полученных результатов программной деятельности;
  • подведение итогов программы с воспитанниками;
  • построение индивидуальных жизненных планов несовершеннолетних на ближайшую и дальнюю перспективу жизни.

Эффективность реализации программы трудовой подготовки зависит от уровня подготовки специалистов учреждения, их самосознания, профессионального самоопределения, профессиональной компетентности. Поскольку, как правило, на селе в социальных приютах работает женский коллектив со средним, средним специальным образованием, то необходимо целенаправленное обучение их для работы в программе по двум направлениям: теоретическому и практическому.

Важнейшим результатом внедрения программ индивидуальной социально-реабилитационной работы по итогам 2013 года из специализированных учреждений для несовершеннолетних Республики Татарстан выбыл 1751 несовершеннолетний, в т. ч. 88,5 % несовершеннолетних выбыли с семейными формами жизнеустройства (возвращены в родные семьи, переданы под опеку, на усыновление, в приемные семьи) (в 2012 году - 90 %, в 2011 году - 89 %) [4].

Если в замещающие семьи (под опеку (попечительство), в приемные семьи, на усыновление) были переданы в 2013 году  258 несовершеннолетних, то за 2013 год - 98 детей (2012 г. - 124 детей) направлены в интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (таблица 1).

Таблица 1

Результаты реализации программ социально-трудового обучения в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 2011-2013 гг.

Устройство несовершеннолетних

2011г

2012г.

2013г.

возвращено в родные семьи

1401

1260

1293

передано под опеку (попечительство)

212

146

164

передано на усыновление

3

1

0

направлено в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

125

124

98

направлено в приемные семьи

85

80

94

другие формы жизнеустройства

91

26

87

направлены в лечебно-профилактические учреждения

0

1

3

направлены в профтехучилища с предоставлением общежития

0

11

11

направлены в учреждения временного содержания несовершеннолетних системы МВД

0

1

1

Всего

1917

1650

1751

Таким, образом, реализация уникальных программ социально-педагогической реабилитации, созданных с учетом региональных особенностей для конкретных детей, находящихся в специализированных учреждениях, способствует выявлению внутренних ресурсов личности несовершеннолетнего, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психофизических и социальных функций, социального статуса и активизации жизнедеятельности несовершеннолетних воспитанников специализированных учреждений в социуме, формированию положительного социального опыта, социально-ценностных отношений, способствующих преодолению трудных, критических ситуаций, активизации потребности воспитанников в самореализации, саморазвитии и самосовершенствовании.

Рецензенты:

Трегубова Т.М., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией компаративных исследований профессионального образования Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования,             г. Казань.

Хасанова Г.Б., д.п.н., профессор кафедры «Социальная работа, педагогика, психология» Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.