Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PECULIARITIES OF FORMATION OF EDUCATIONAL SPACE IN A MULTI-ETHNIC REGION

Neustroev N.D. 1 Savvin A.S. 1
1 Pedagogical Institute Federal state Autonomous educational institution of higher professional education «North-Eastern Federal University named after M.K. he was appointed a position»
The idea that ethno-regional cultural-educational space is a condition of formation and development etnopoliticheskikh traits and qualities of man as a representative of a specific ethnic group. In the borders of ethno-regional cultural-educational space is in the process of learning and broadcast by the subject of ethnic and other humanistic values, taking into account regional specifics. Updated the idea of forming ethno-regional cultural and educational space as a necessary condition of formation of ethnic consciousness and identity, preservation and development of ethnic culture and improving interethnic interaction. The objective of multicultural education is the formation of man, capable of active and effective life in a multinational and multicultural environment with a well-developed sense of understanding and respect of other cultures, abilities to live in harmony with people of different nationalities.
values
education
multi-ethnic
multicultural
development
cooperation
Dialogue
space
nationality
education
culture
specificity
region
ethnicity
Культурное пространство«выступает своеобразным синтезом внутреннего и внешнего мира человека, его этических и эстетических представлений и деятельности [1]. Как считает А.В. Бабаева, культурное пространство формирует «специфический тип человека, оказывая влияние не только на изменение ценностно-нормативной системы, но и на изменения самого человеческого тела» [2]. В свою очередь, образовательное пространство представляет собой «форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению, т.е. естественный процесс, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования» [3]. Таким образом, культурное и образовательное пространство представляет собой естественные процессы, которые способствуют совершенствованию и развитию внутреннего и внешнего мира человека, передаче социального опыта от поколения к поколению.

Быстрова А.Н. выделяет в системе культурного пространства следующую группу компонентов: пространство реального мира,   пространство социума, информационно-знаковое и интеллектуальное пространство. Причем культурное пространство природной среды в процессе его освоения человеком сливается с культурным пространством социума, которое включает в себя цивилизационную сторону, социетальное пространство и пространство значений [4].

Интересную трактовку культурно-образовательного пространства предлагает Н.В. Щиголева. По мнению автора, культурно-образовательное пространство - «развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей» [5]. Она определяет культурно-образовательное пространство как условие обучения и воспитания школьников. Считает, что модель культурно-образовательного пространства включает в себя три компонента: 1) пространственно-семантический; 2) содержательно-методический; 3) коммуникативно-организационный. Пространственно-семантический компонент представлен архитектурно-эстетической организацией жизненного пространства школьников (символическое пространство школы); содержательно-методический включает концепцию обучения, воспитания, учебные программы, планы, учебники; формы и методы организации образования; коммуникативно-организационный, представленный особенностями субъектов образовательной среды, означает распределение статусов, ролей, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы. Коммуникационная среда - это стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среды субъектов образования, степень скученности; в свою очередь, организационные условия - это наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей. Особого внимания (с точки зрения этничности) заслуживает третий компонент модели культурно-образовательного пространства - коммуникативно-организационный, в рамках которого формируются этнонациональные особенности, ценностные ориентации, принципы и стереотипы поведения школьников.

На наш взгляд, этнорегиональное культурно-образовательное пространство представляет собой условие формирования и развития этноспецифических черт и качеств человека как представителя конкретной этнической группы. В границах этнорегионального культурно-образовательного пространства осуществляется процесс усвоения и трансляции субъектом этнонациональных и других гуманистических ценностей с учетом региональной специфики.

В этой связи актуализируется идея формирования этнорегионального культурно-образовательного пространства как необходимого условия становления этнического сознания и самосознания, сохранения и развития этнической культуры и совершенствования процесса межэтнического взаимодействия.

В современных условиях нельзя не учитывать реалий XXI века - нарастающих процессов интеграции и дифференциации; выражающихся, с одной стороны, в глобализации всей жизни и в этнизации, с другой. При этом первый процесс становится все более определяющим. Этот феномен проецируется на все стороны жизни социума и мирового сообщества. Поэтому сегодняшние педагогические реалии, с одной стороны, требуют учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания и понимания культур других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Кроме того, современный специалист в условиях рыночной экономики - это личность не только творческая и способная к продуктивной интеллектуальной деятельности, но и умеющая находить общий язык с представителями разных национальностей и стран, различных культур.

Отсюда нацеленность на мультикультурное воспитание. Такая постановка проблемы чрезвычайно актуальна для России, ибо в любом ее регионе проживают представители самых различных национальностей, которые обладают уникальными культурами, имеющими мировое значение, и это разнообразие дает право утверждать, что Россия - мультикультурное государство. Мультикультурное воспитание - это потребность многонациональных сообществ. Возможны разные судьбы живущих совместно народов: либо ведущие этносы раздавят самобытную культуру и образованность малочисленных этносов, либо произойдет непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль играют воспитание и образование.

В поликультурном сообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малочисленных народов. Эти процессы не исключают наряду с развитием общенациональной культуры обогащение и культуры национальных меньшинств. Подобные тенденции предполагают сопряжение через воспитание культурных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего интеркультурного пространства, в пределах которого каждый обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.

Вместе в тем мультикультурное воспитание - мощный инструмент создания демократического и гуманного социального климата, гармонизации отношений различных культур. Мультикультурная педагогика приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных этносов, на основе диалога культур.

Россия строит многонациональное гражданское общество. Такой принцип закреплен в Конституции, где определение «многонациональный народ» выражается в понятии «россияне».

Отечественная педагогика не приемлет идею формирования усредненной, вне национальных культур личности. Поэтому мультикультурное воспитание в России означает, прежде всего, совокупность  социальных и педагогических условий по сохранению национальных языков и культур. В этом плане мультикультурное, поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, формировавшему личность вне национальной культуры, что было необходимым условием единства и идеологической интеграции советского общества.

Демократическим ответом на потребности многонациональной России является поликультурное воспитание. В нем объективно ведущую роль должна играть русская культура, как основной посредник между нерусскими нациями, этническими группами и мировыми духовными ценностями.

Народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. Такие модели предлагает, в частности, этнопедагогика.

Мульткультурное, поликультурное воспитание в российских условиях означает интегративно-плюралистическое взаимодействие четырех главных источников: русского, общенационального (российского), национального (нерусского) и общечеловеческого. Мульткультурное воспитание в России, учитывая объективное несовпадение культурных потребностей отдельных этносов и общечеловеческих государственных целей воспитания и образования, предлагает обучение по единым государственным стандартам при введении в образовательный стандарт регионального компонента. Если федеральный стандарт направлен на обеспечение общего образовательного пространства, то национально-региональный - на придание образованию национально-значимых черт, отражение в содержании и учебном процессе историко-социокультурных, природных, хозяйственных особенностей и проблем региона. Соответственно, целесообразна необходимость множества национальных школ, которые, с одной стороны, обеспечивают единый образовательный стандарт, а с другой - приобщают к национальной (этнической) культурной традиции, т.е. воспитывают личность, способную жить и творить в поликультурном окружении. Так, начальная ступень погружает в стихию родной культуры и языка, а средняя и высшая ступени выводят на общероссийское и мировое культурное пространство. В целом воспитание оказывается следствием взаимодействия культур малочисленного этноса, русского народа, многонациональной российской культуры и мировой культуры.

Каждый этнос имеет право определять содержание и формы приобщения подрастающего поколения к собственной культуре (как, например, в Якутии). По логике мультикультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционным ремеслом, обычаями и традициями, самобытной культурой в контексте общекультурного развития России и мира, что позволит четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допуская самоизоляции этноса и обеспечивая единое культурное и образовательное пространство.

Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры дает возможность получить подтверждение идее многообразия культур, уяснить особенность культурных проявлений, обусловленных спецификой географических условий, экологического и социального развития; принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями инокультурных систем, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к межкультурному сотрудничеству.

Цель мультикультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в согласии с  людьми разных национальностей.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа (этническое воспитание), что является непременным условием интеграции других культур;
  • формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества, самореализацию личности;
  • создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов;
  • воспитание учащихся в духе мира, толерантности, гармоничного, межнационального общения.

Суть технологии обеспечения мульткультурного воспитания в том, чтобы создать такие условия, в которых ученик начинает соотносить себя не только со своей этнической сообщностью, но и с другими культурными группами, испытывать соучастие, симпатии, стремление найти способы взаимодействия, желание сотрудничать с людьми различных культур в многокультурном образовательном пространстве.

Следовательно,  поликультурное (мультикультурное) образование может реально функционировать только на основе этнопедагогической теории и практики, т.е. этнопедагогической направленности диалога культур. Не подлежит сомнению утверждение профессора Е.П. Белозерцева о том, что изучение этнопедагогики дагестанцев, башкир, татар, якутов, чувашей и других сплачивает, объединяет Россию. Без этнопедагогической базы поликультурное (мультикультурное) образование оказывается лишенным реального смысла. Именно этнопедагогические факторы являются основой мультикультурного образования.

Неисчерпаем потенциал этнопедагогики как отрасли педагогической науки (родоначальником которой является академик РАО Г.Н. Волков). В ней заложен огромный заряд гражданственности, патриотизма, высокой нравственности, гуманистического отношения между людьми. На базе ренессанса самобытной культуры каждого народа возрождаются его духовные, прогрессивные традиции, обычаи, сокровища фольклора в рамках общечеловеческих ценностей.

Таким образом, поликультурное (мультикультурное) образование и воспитание преследуют три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором - о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем - о формировании личности в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. При воспитании уважения к иным культурам толерантность - это лишь начало приобщения к иным культурам. Затем понимание, уважение и, наконец, солидарность; дальше признание и понимание различных культур приводит к взаимодействию, взаимозависимости, взаимообмену.

Рецензенты:

Данилов Д.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,  г. Якутск.

Николаева А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.