Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON METHODOLOGICAL RESEARCH OF GENDER CULTURE

Gulbin G.K. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The present paper is devoted to actual questions of modern social-cultural study. The methodological questions of study of gender aspects of culture are researched. Considerable scientific interest in the study methodology of gender culture is connected with formation of high-cultured personality. Presented in the article ideas on theory of Genderology are useful for interdisciplinary social study and scientific research of society. The article presents ideas on rising of gender culture of society and progress of gender social groups. The article considers the methodological questions of the study of the gender aspect of culture. Maim attention is paid to clarify to notions of gender culture. The concepts gender activity, gender action, gender relations, gender material relations, gender ideal relations are considered. Gender culture methodology can be investigated by philosophy of Genderology. The connection between generalizing gender notions and philosophy of Genderology indicated. Gender culture contains spectrum of positive gender foundations of development of society. In this connection notions gender parents relations, gender family relations, gender child relations, gender mother relation and gender farther relations are considered.
gender action
gender relation
gender activity
gender culture
methodology of genderology
philosophy of genderology

Актуальность философско-культурного исследования гендерной тематики возникает потому, что гендерная культура настойчиво заявляет о себе в жизни современного общества. В быстроменяющихся социально-экономических условиях общества возросла роль коммуникативной реальности в семье, обществе, на предприятии, в эмоционально-рациональной жизни представителей полов. Происходят культурные инновации в жизни гендерных субъектов.

Изучение философии гендерологии в России является частью общекультурного поворота к осмыслению гендерных проблем общества, преимущественно в плане рассмотрения женского вопроса и мужских проблем в нем. Существует настоятельная общественная потребность в решении проблем семьи, материнства, отцовства, детства, родительства, повышения гендерной культуры. Проявляется необходимость рассмотрения проблем гендерной культуры, вызванная потребностями развития самой социальной науки. Заметное место в современной социальной науке занимает поворот в изучении гендерных тем на рубеже двадцать первого столетия: от интеграции женских курсов в вузовские программы, изучения женского вопроса и мужских проблем к гендерным исследованиям. В современной науке складывается более сложный образ материальной и духовной жизни полов.

Современный поворот социально-научных исследований выражает идею представленности гендера во всех процессах и явлениях общественной жизни. Гендерология есть учебно-научная дисциплина, изучающая общественное бытие полов в целом, включая эволюцию их общественных статусов. Цель гендерологии - изучение и использование знаний о полах и их взаимоотношениях в социуме, выяснение влияния половых особенностей жизнедеятельности людей на общественную и индивидуальную жизнь, создание адекватного образа полов. Методологической частью гендерологии является философия гендерологии [1]. Гендерология и связанная с ней феминология производят гендерные исследования, осуществляют задачи научного познания в изучении полов, преимущественно женского вопроса и мужских проблем, укрепляют культурное общество идеями и инициативами гендерного равенства.

Универсальный характер гендерного развития человека и общества предстает важной темой современных социально-научных исследований гендерных аспектов культуры, гендерных отношений в ней. Актуальность изучения гендерных отношений в науке обусловливается потребностью в тщательном изучении спектра семейных, родительских, детских, материнских и отцовских отношений. В современной литературе отмечается оживление интереса к исследованиям семейно-родительско-детских отношений и указывается на недостаточную проработанность их в науке и образовании [5].

Целью настоящей статьи является изучение методологических вопросов гендерной культуры, преимущественно гендерных отношений в ней. Гендерная культура может быть определена как совокупность гендерных материальных и гендерных духовных ценностей, созданных людьми в исторически определенные эпохи, характеризующая уровень развития общества и человека. Теоретики культуры, философы истории и историки цивилизаций предлагают одной из основ культурного развития человечества рассматривать семейный уклад, образ жизни, взаимоотношения людей в формах гендерных социумов, зарекомендовавших себя в прошлом и современности.

Проблемы гендерной культуры в формате научного познания следует обосновывать проработкой гендерных понятий и аналитикой этих понятий. Этот методологический прием является общепризнанным в социальных науках и теории культуры прошлого столетия: классический подход в социальной антропологии требует выверенных понятий. Классики социальной антропологии, столкнувшиеся с многозначностью понятий о материальной и духовной культуре, к методологически уместным понятиям относят закон, институт и деятельность. К ним постоянно обращались Б. Малиновский, П. Рэдклифф-Браун [3].

Методологически рассмотрение деятельности уместно в характеристике основ культурного развития гендерных социумов. Гендерная деятельность может быть определена как социальная активность представителя пола в достижении цели. Конечно, индивидуальная активность женщины или мужчины в достижении гендерной цели опосредована предшествующей культурой, воспитанием. Деятельное отношение к семье, например, преобразует ребенка в субъекта семьи, юношескую пару влюбленных в супружескую пару. Гендерная деятельность характеризует осознаваемую сторону поведения представителя пола. Это надбиологическое действие и отношение, отличающее мир людей от предшествующих форм стадного поведения.

Гендерная деятельность немыслима без гендерных действий и гендерных отношений. Поэтому в философии гендерологии важно рассмотреть понятия «гендерные действия» и «гендерные отношения». Эти сложившиеся формы развития общества обеспечивают, при всех его изменениях, стабильный процесс его бытия. Это достойная основа для эффективного исследования цивилизации в предсказуемом будущем. В этом плане методологически понятия гендерные действия и гендерные отношения полезны тем, что их изучение объясняет сложную предметно-объектную сферу жизни полов.

Система связей и взаимосвязей в формате гендерной деятельности опирается на активность представителя пола в виде гендерного действия. Гендерное действие - процесс, направленный на реализацию гендерной цели. Гендерные действия - действия, совершаемые рационально или под воздействием чувств. Рациональные гендерные действия есть действия, контролируемые волей и сознанием в достижении гендерных целей. Значительную роль в жизни полов занимают нерациональные гендерные действия. Это действия, совершаемые для достижения гендерных целей под влиянием эмоций, чувств, эмпатии в жизни полов. Они превалируют в поведении ребенка в младшем детском возрасте.

Гендерные отношения в миллиардах форм проявляются в жизни полов, закрепляются предметными условиями, средствами и результатами гендерной деятельности представителей полов. Система гендерных отношений складывается в деятельности представителей полов, например, в форме гендерных отношений собственности. В философии и методологии экономики признано, что экономика основывает свои отношения ценностно. Г. Мюрдаль указал, например, приложимость политически сформированных ценностных категорий ко всей экономической науке прошлого вплоть до современности. Гендерные экономические ценности возникали вместе с хозяйственными и иными потребностями полов, приняты в литературе: 1) политически ориентированной решением женского вопроса; 2) раскрывающей роль предпринимательства женского населения в обществе в прошлом и современности.

Методологический аспект гендерной культуры в философии гендерологии обусловлен изучением гендерных материальных отношений и гендерных идеальных отношений. Гендерные отношения могут быть определены как совокупность связей и взаимосвязей, возникающих в процессе и существующих как результат гендерной деятельности людей. Гендерное отношение необходимо человеческое, резко отличается от связей между полами в мире животных, мире доразумных форм живого. Гендерные отношения многообразны и формируются в гендерной деятельности, образуя систему связей и взаимосвязей в формате гендерной деятельности. Гендерные отношения играют значительную роль в формировании гендерной культуры. Их изучение представляет значительный интерес для философии гендерологии и теории культуры в плане поиска путей повышения культуры полов.

Тема повышения культуры полов в обществе - вечная забота образованной общественности народов мира. Хамство, грубость лексики - препятствия гендерной культуре - осуждаются образованной общественностью. В студенческой среде вопросы гендерной культуры вызывают живой интерес. Ежегодный тест студентов Томского политехнического университета выявляет высокий уровень внимания к вопросу гендерной культуры. Если 5-7 % студентов называют основной ценностью жизнь, то не менее половины студентов - семью, счастье общения с родными. Семья - исконная человеческая ценность, и здравый смысл подсказывает, что защита жизни, само продолжение жизни - в родительстве, детстве, семье. Задача современной культуры в сохранении, поддержке, защите позитивных гендерных ценностей.

Философия гендерологии обращена к основным гендерным отношениям: родительским, семейным, детским, материнским и отцовским. В первую очередь к родительским отношениям в силу связи с коренной родительской характеристикой: продолжение человеческого рода. В философии гендерологии рассматриваются природа и сущность родительских отношений. В ней в происходящем повороте в гендерных исследованиях приходят к рассмотрению гендера как универсального явления социальной науки, важен гуманитарный аспект изучения современного человека, особенно личностный аспект человека в современном мире. Гендерные родительские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью по формированию личности ребенка или детей. Родительский фактор - важнейший в деле детского образования, в родительском отношении - в гражданском воспитании ребенка.

Семейные отношения, зарекомендовавшие себя как стабильное начало цивилизации, это те, которые обеспечивают экономическую самостоятельность и чувственно-эмоциональный комфорт членов семьи. Можно определять гендерные семейные отношения как совокупность связей и взаимосвязей, возникающих в процессе и существующих как результат гендерной деятельности представителей полов в семье. Гендерные семейные отношения - это наиболее заметная часть гендерных отношений, вовлекающая подчас массу родственных связей и взаимосвязей. Заметное место в семейных отношениях занимают гендерные отношения собственности.

Гендерные семейные отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью по формированию личности членов семьи. Интегрированность и стабильность эмоционально-волевых и ментальных (рациональных) гендерных ценностей личностного развития членов семьи системно способствуют повышению гендерной культуры семьи.

Детские отношения - семейные отношения, в которые непосредственно включен ребенок. В младенческом и первом детском возрасте семья - важнейший институт формирования гендерных детских отношений. С развитием ребенка круг гендерных детских отношений вырастает за рамки семейных. К сожалению, у некоторых младенцев и детей семейный круг гендерных детских отношений не возникает изначально. Это дети-сироты, брошенные, оставшиеся без родителей. Издревле у народов мира существует гендерный культурный обычай брать в семью ребенка близких родственников, оставшегося без родителей. Это благородный обычай обеспечивал род полноценным представителем, членом семьи, на которого могли положиться все родственники. Этот мудрый обычай следует поддерживать и в современном обществе. В России 193 народа, говорящих на 239 языках, и для российского общества сохранение позитивных аспектов гендерной культуры - важный фактор единства и благополучия всего общества. Гендерные детские отношения могут быть определены как совокупность связей и взаимосвязей, возникающих в процессе и существующих как результат гендерной деятельности детей. Гендерные детские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью, в процессе которой формируется личность ребенка.

Материнские отношения в антропологии рассматривают через отношение женщины к ребенку или детям [4]. Роль матери в формировании свободного мышления ребенка неоценима. В формировании эмоционально-волевой сферы ребенка не подлежит сомнению. Позитивные отношения с матерью ориентируются эмоциональной теплотой и сердечностью, душевной мягкостью и чуткостью. Гендерные материнские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные гендерной деятельностью матери по формированию личности ребенка или детей.

Отцовские отношения в антропологии и этнографии рассматриваются через отношение мужчины к ребенку или детям [2]. Позитивные отношения с отцом способствуют формированию бесстрашия, физической и духовной красоты, чувства долга. Гендерные отцовские отношения в аспекте личностного развития можно характеризовать как переживания, действия, реакции, опосредованные деятельностью отца по формированию личности ребенка или детей.

Достойные форматы гендерных отношений и гендерных действий формируют семью, обеспечивающую устойчивый уровень гендерной культуры. Достоинства систем гендерных отношений изучаются мыслителями, учеными и специалистами в различные эпохи у народов мира. В условиях построения свободного общества в современную эпоху культурное развитие гендерных социумов необходимо обретает форму поиска гендерного равноправия. Многие народы мира выработали культурные системы, вызывающие уважение других народов мира. Философы культуры и историки цивилизаций всерьез размышляли над моделями всеобщей культуры человечества. Вопросы гендерной культуры привлекали их внимание успешностью форм совместной жизнедеятельности гендерных социумов.

Гендерная культура перспективна как путь гуманистического развития во Вселенной. Личность не автономна от базовых влияний гендерных культур. Исторически формируются культурные этические нормы, связанные с гендерной философией. Социокультурная ситуация в аспекте философии сотрудничества полов обретает материально-ценностное и духовно-ценностное основания собственной устойчивости, что наряду с определенностью в сфере закона придает устойчивость признаков, идей, мировоззрения гендерных социумов, формируемых в культурной деятельности полов. Следует провести многоступенчатый анализ теории гендерной культуры, гендерной политической, гендерной экономической, гендерной правовой и целого ряда других гендерных культур.

Рецензенты:

Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Коробейникова Л.А., д.ф.н., профессор кафедры теории и истории культуры Института искусств ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.