Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

Корытов В.А.

Концепция образования как социального института прослеживается во всех основных документах ЮНЕСКО по образованию. Мы имеем в виду, в частности, рекомендации Международной комиссии по образованию в ХХI веке, определившие четыре глобальные цели образования:

1 - учиться производить (экономическая функция);

2 - учиться обучаться (культурно-творческая функция);

3 - учиться сосуществовать (социальная функция);

4 - учиться жить физически, морально и нравственно здоровой жизнью (валеологическая  функция).

В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»,   в  разделе  1 «Реформирование  образования» (2000 г.), констатируется необходимость развития непрерывного дополнительного профессионального образования, что объясняется как объективным все более ускоряющимся процессом устаревания знаний, так и необходимостью гибко и оперативно откликаться на новые требования рынка труда в области новых знаний, умений и отношений.

В целях осуществления успешной профессиональной деятельности в новых условиях требуется в ближайшие годы обеспечить повышение квалификации и переподготовки около 20 миллионов руководителей, специалистов и государственных служащих. Для решения этой задачи необходимо не только в 3-4 раза увеличить пропускную способность действующей системы дополнительного профессионального образования, но и существенно повысить качество кадров, качество профессорско-преподавательского состава работающих в системе дополнительного профессионального образования.

НОУ «Межотраслевой институт» начал свое развитие в начале 90-х годов ХХ столетия с      изменений производственных отношений в  организации:

- работа учреждения стала определяться не только приказами, распоряжениями, указаниями вышестоящих органов надзора или управления образованием, но, прежде всего, потребностями специалистов промышленных производств в данном виде образовательной деятельности на рынке образовательных услуг;

- заработная плата работников стала определяться по труду, например в виде процента от выручки за реализуемую учебную программу преподавателю, мастеру производственного обучения, менеджеру и т.п., ответственному за обучение и выпуск группы учащихся, или в виде процента от выручки всего образовательного учреждения - руководителю учреждения;

- ответственность за обучение одной группы учащихся стала возлагаться на одно лицо: преподавателя, мастера производственного обучения, а не на коллектив преподавателей по предметам. Он же руководит фондом оплаты труда за реализацию учебной программы этой группе учащихся.

Таким образом, производственные отношения в образовательном учреждении перевели с государственных отношений на отношения демократические, рыночные.

Изменились образовательные программы и технологии их реализации в педагогическом процессе образовательного учреждения по сравнению с программами и технологиями в государственных образовательных учреждениях, у которых одна цель - как качественно обучить учащихся тем знаниям, умениям и навыкам, которые заранее определены государственными органами.

Цели новых программ и технологий:

- во-первых, наиболее производительно и эффективно помочь учащимся специалистам получить новые и/или улучшить уже имеющиеся профессиональные компетентности и компетенции (профессионализм деятельности, профессионализм личности и самоэффективность) в заданной конкретной области профессиональной деятельности;

- во-вторых, наиболее эффективно помочь руководителям и владельцам промышленных предприятий и организаций создавать и актуализировать профессионально-квалификационную структуру кадров.

После первоначального анализа состояния промышленных отраслей экономики в конце 80-х и начале 90-х годов в нашей стране мы пришли к выводу, что причиной их развала и остановки оказалось отставание в развитии от научно-технического прогресса. А первопричиной этого процесса явилось отставание в уровне профессионального образования специалистов производств (по общим прикидкам - на два-три        поколения).

Первые учебные программы подготовки работников промышленных производств имели целью, в основном, обучить специалистов этих производств учиться в образовательном учреждении. До этого знания, умения и навыки, необходимые для работы, специалисты технических отраслей экономики в нашей стране приобретали, как правило, путем самообразования. Навыки работы    «за партой» многими из них были утеряны. Поэтому вначале учебные программы для технических специалистов разрабатывались в виде курсов целевого назначения по изучению какого-то одного небольшого по объему нормативно-правового или нормативно-технического документа, например Федерального закона, или Правил, или Госта. При этом для мотивации специалистов промышленных производств к обучению часто использовались требования государственных технических надзорных органов.

Затем стали разрабатываться и реализовываться учебные программы по обучению специалистов решению новых профессиональных задач в области безопасности производства, новых технологий, экономики, повышения производительности труда, культуры производства и т.д. в соответствии с требованиями к занимаемому рабочему месту или должности.

Сегодня у нас разрабатываются и реализуются личностно-ориентированные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по должности (рабочему месту) и/или по профессии (специальности).

Дальнейшая перспектива развития образовательных программ в учреждении дополнительного профессионально-технического образования нам видится, во-первых, в корпоративно-ориентиро-ванной направленности, то есть в обучении всего персонала предприятия, организации в соответствии с требованиями их внутренних технических регламентов. Во-вторых, учебные планы и программы будут иметь направленность на непрерывное образование. Это значит, примерно 20-25 % рабочего времени специалисты промышленных производств будут работать-обучаться в учреждениях дополнительного профессионально-техни-ческого образования по установленным графикам в течение года (пяти, десяти... лет, всю жизнь) по единым сквозным учебным планам и программам.

Новые образовательные программы определяют новые методы организации образовательного процесса, а также новое качество работы, новую структуру и новое содержание образовательного учреждения. Отсюда выявляется и новая система управления качеством образовательного учреждения.

Сегодня государственные образовательные нормативно-правовые и нормативно-методичес-кие документы (государственные образовательные стандарты) в системе негосударственных образовательных учреждений дополнительного профессионально-технического образования применяются как примерные.

Изучение базовых документов по профессионально-техническому образованию за последние четверть века, а также анализ мероприятий, осуществленных в системе дополнительного профессионального образования в соответствии с положениями данных документов, показывают, что содержание и механизмы процесса совершенствования образования и управления образованием исследованы достаточно глубоко. Логика же и механизмы развития образования пока изучены в недостаточной для практики мере. В настоящее время дополнительное профессионально-техниче-ское образование находится в состоянии развития.

Проблема разработки преемственных образовательных программ и соответствующих образовательных стандартов в системе дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов промышленных производств в настоящее время продолжает оставаться предметом серьезных научных дискуссий. Пути качественных изменений содержания, форм и методов образования в образовательных учреждениях дополнительного профессионально-технического образования многие исследователи видят в личностно-ориентированном обучении, реализуемом гуманитарными средствами. Это предполагает обращенность процесса к наличествующей индивидуальной системе профессиональных моделей слушателя, вовлеченность личности в полноценное проживание личностно-ориентированных образовательных ситуаций. Таким образом, переход от личностно-отчужденного к личностно-ориентиро-ванному обучению в учреждениях дополнительного профессионально-технического образования есть шаг не технологический, а ценностный.          С позиций гуманитарно-системного подхода это означает переход от искусственной, целеориентированной системы образования к системе гуманитарной, ценностно-ориентированной.

Новые образовательные программы создали необходимость новой формы образовательного учреждения, в котором профессионально-квалификационная структура кадров имеет другие (новые) профессионально-квалификационные качества, нежели в академическом вузе. Работа преподавателей, методистов, менеджеров приобретает совершенно другой характер по форме, технологии, требованиям. Например, хороший преподаватель системы дополнительного профессионально-технического образования должен уметь не только квалифицированно излагать свои знания, но и оперативно, настраиваясь на уровень подготовки аудитории, извлекать знания из слушателей, создавать в аудитории единое информационно-образовательное пространство, чтобы обеспечивать обмен опытом и определенное направление дискуссии, структурировать и обобщать высказанные специалистами положения, вникать в конкретные, предлагаемые слушателями ситуации, отвечать на практические вопросы.

Методист не только адаптирует примерные (типовые) или стандартные образовательные программы к условиям образовательного процесса в учреждении и требованиям заказчиков, но и насыщает их новым содержанием, разрабатывает новые формы и методы их реализации. Ввиду большого количества разрабатываемых, рассматриваемых, утверждаемых и согласовываемых образовательных программ в течение года (более четырехсот экземпляров) в НОУ «Межотраслевой институт» создан мощный методический отдел, значительно больший, чем в государственном вузе, - практически все программы являются авторскими и поэтому требуют еще большой и серьезной методической работы.

В негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионально-технического образования работа учебно-организационной маркетинговой службы также приобретает одно из главных значений. Высокие профессионально-квалификационные качества работников методической и учебно-организаци-онной маркетинговой служб обеспечивают устойчивость и стабильность работы всего учреждения.

Функциональные обязанности профессорско-преподавательского состава в негосударственном образовательном учреждении приобретают несколько иной вид, чем в государственном. Преподаватель должен, кроме основной работы специалиста, методиста, вести работу по менеджменту и по маркетингу своих образовательных услуг.

Управление негосударственным учреждением дополнительного профессионально-технического образования должно иметь также совершенно иные цели, формы, критерии, потому что уровень качества работы учреждения определяется не государственными исполнительными органами, но представителями предприятий-заказчиков или физических лиц, а значит, цели деятельности учреждения определяются ими же на рынке образовательных услуг. Соответственно, в зависимости от новых сформулированных целей должны организовываться новое планирование, функционирование и контроль, управление образовательным учреждением.

Сегодня наши образовательные программы дополнительного профессионально-технического образования лучше всего отвечают запросам и требованиям дня. Они востребованы на рынке образовательных услуг. При реализации их возникают трудности, истоки которых мы видим в несовершенстве учебных программ академических образовательных учреждений, и особенно общеобразовательной школы.

Научно-методическая работа в системе негосударственного дополнительного профессионально-технического образования направлена на разработку и совершенствование технологий реализации образовательных программ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов промышленных производств.

Технологии разработки образовательных программ и методы их реализации в педагогическом процессе государственных образовательных учреждений отличаются от технологий негосударственных образовательных учреждений в целепологании процессов: первые базируются на технологии как учить, вторые - чему учить.

И в заключении хочется сказать, если мы хотим всерьез и надолго создать хорошо функционирующую систему дополнительного профессионально-технического образования, то нам нужно не переделывать (перестраивать) старое профессиональное образование, не увлекаться инновациями, а создавать ее по-новому и по-другому.